Интересное

Географический центр России

Немногие знают, где находится географический центр нашей страны. Одни считают им Москву, другие — Новосибирск или Красноярск (в последнем даже есть рекламный щит со словами «Красноярск — центр России!»). А географам и краеведам хорошо известно, что географический центр России находится в 1500 км к северу от Красноярска, на территории Эвенкийского автономного округа, на берегу озера Виви, в безлюдной и труднодоступной местности. 

Автор этих строк и его друзья предпочитают добираться в отдалённые места автостопом. До 2002 г. автостопщики никогда не посещали Эвенкийский АО. Да и местными жителями он обделён. На территории 770 тыс. кв. км (больше, чем территория Украины или любой другой европейской страны) проживает только 19 ты сяч человек — даже Гренландия заселена плот нее! А круглогодичных автодорог здесь всего 14 (четырнадцать!) км — это грунтовка федерального значения Тура — аэропорт «Горный». Эвенкия — это самая бездорожная часть обитаемого мира. 

Доехать сюда автостопом можно только зимой (с января по март) по временным дорогам — зимникам. Машин ездит по ним немного (ожидать транспорт 1—2 дня тут обычное дело), а сибирские морозы до сей поры отбивали у вольных путешественников охоту туда соваться. Для нас, автостопщиков, среди 89 регионов России Эвенкия оставалась последним «непокорённым» бастионом. Но в начале 2002 г. Эвенкия, наконец, была достигнута во время очередной экспедиции Академии вольных путешествий. Об этом и пойдёт речь.

Как известно, на 70% территории нашей страны нет ни железных, ни автомобильных дорог. Люди попадают туда самолётами. Грузы в пери од навигации завозят водным путём, а зимой по льду замёрзших рек и болот в отдалённейшие посёлки Севера ползут медленные «Уралы» и КамАЗы, везя туда продукты, топливо и прочие грузы, а иногда — и путешественников. Поездка по зимникам существенно отличается от обычного автостопа. На зимних дорогах оптимальный состав команды — четыре человека, хотя можно двигаться и втроём, и вшестером. 

А путешествовать одному или вдвоём не столь удобно, и вот почему. На зимниках обычно холодно, машин мало. Если за сутки проходит одна машина или кара ван их — это считается оживлённым движением. А 40° или даже 50°С здесь — нормальная температура. Для того, чтобы «высидеть» машину (т.е. дождаться её), приходится организовывать лагерь: ставить палатку, разводить костёр, который должен гореть круглосуточно. 

Одни дежурят, карауля костёр и машины, а другие в это время отдыхают, иногда спят. Нередко автостопщики поселяются в какомто населённом пункте (например, в котельной или подобном круглосуточном заведении) и голосуют на трассе по часу, а потом сменяются и отогреваются. Машины могут пойти и днём, и ночью; причём ночью даже чаще (не так слепит снег). Когда появится машина, она обязательно остановится, и, если водитель согласится, автостопщики уезжают. 

Можно уезжать порознь, но нередко машины идут караваном и могут взять сразу всех. Более того, возможна езда в кузовах (только надо тепло закутаться, если кузов открытый). Все эти технологии езды по зимникам были нами опробованы два года назад в ходе зимней поездки в заполярный город НарьянМар. В том году погода нас баловала — температура не опускалась ниже 30°С, а вся поездка заняла меньше двух недель. 

Сейчас же нас ждало гораздо более длинное и холодное путешествие. Местом старта был выбран Красноярск (донего автостопщики добирались порознь). Там нас оказалось тринадцать. Большинство было москвичей; также прибыли три жителя г. Волжский Волгоградской обл. и по одному уроженцу Кирова и Воронежа. Были замечены в наших рядах четыре женщины (33% состава — рекордно высокий показатель среди всех больших экспедиций АВП). 28—29 января все выехали дальше на север. 

Перед этим мы позвонили в Дорожный фонд Эвенкии (телефон в Туре (39113) 22870), что бы уточнить маршрут. Нам сообщили, что основной завоз грузов в посёлки Байкит и Тура идёт из Красноярска двумя путями: через Енисейск и Богучаны. Всегда перед тем, как ехать в дальний путь по зимникам, нужно позвонить в местные администрации или дорожные фонды и уточнить, какие зимники ныне действуют. 

Езда же наобум не всегда приводит к счастью. Так, было известно, что в некоторые годы действовал зимник Усть Илимск — Ванавара — Тура, и трое из нас (Татьяна Яшникова, Полина Кулешова и Сергей Березницкий) направились туда, надеясь также попутно осмотреть место взрыва Тунгусского метеорита (оно находится в 50 км к северу от Ванавары). Оказалось, что до метеорита зимой не добраться, а зимник из Ванавары в Туру в 2002 г. так и не был расчищен! 

Двое (Яшникова и Березницкий) потом всё же попали в Туру, сделав крюк, но на месяц позже первой группы автостопщиков. Далеко не каждый человек имеет в запасе лишний месяц, так что заранее уточняйте маршрут! А нам повезло. Путь от Красноярска до Туры занял у нас всего неделю. По дороге мы дол го простояли в Епишино на территории исправительной колонии, даже не ведая того. Вокруг нас ходили молчаливые дяди с надписью «ИК» на спине, «стопили» старые лесовозные грузовики без номеров и уезжали кудато, а нас никто не брал. 

Переночевали в лагерной гостинице (с разрешения администрации), заплатив за всех. Наутро перешли на другую позицию, возле кафе «Эльдорадо», и уехали на оранжевом КамАЗе вахтовке с геологами, совершавшими дальний путь из Татарии в Эвенкию (5000 км). В вахтовке было тепло, мы проспали свой поворот и очутились в Куюмбе — посёлке в стороне от зимника, откуда три часа шли до основной дороги пешком. На полпути между Красноярском и Турой находится пос. Байкит. Это райцентр, состоящий из деревянных полузанесённых снегом домов. Опять ночевали в гостинице

На север от Байкита мы поехали вшестером: двое, Митя Фёдоров и Илья Саплин, поспешили домой, поскольку хотели вернуться до конца студенческих каникул. До Байкита было очень тепло — около 0°C. Зато дальше начало холодать. Следующие 120 км мы проехали за 10 часов в открытом кузове, полном кирпичей и снега, и несколько продрогли. Последний оплот цивилизации перед Турой называется Суринда; до цели остаётся 400 км. В Суринде живут эвенки (500 человек), почти все алкоголики. 

За рюмку водки можно получить шкуру соболя или тушу мяса; за литр спирта вам нальют тонну солярки. Любой человек, появляющийся в посёлке, сразу подвергается атакам аборигенов, надеющимся найти у проезжих водку... Кроме эвенков, тут живут собаки, питающиеся, за отсутствием прочей пищи, человеческим калом. Мы с удивлением наблюдали, как эти собаки конкурировали между собой за право полностью утилизовать продукты нашей жизнедеятельности. 

Жить среди суриндян нам не понравилось, и мы через несколько часов тихо смылись из посёлка; ушли на несколько километров в тайгу, поставили палатку, развели костёр и занялись лесоповалом. В течение 28 часов не прошло ни одной машины ни в какую сторону, зато успело похолодать до 40°C. Мы возрадовались, что сможем долго проверять в работе тёплое снаряжение фирмы «Bask», но тут «застопился» целый караван из пяти бензовозов. 

Почти полчаса мы собирали палатку и рюкзаки вовнезапно наступившей темноте, но добрые водители подождали нас. Благодаря им поздно вечером 4 февраля шестеро наиболее успешных «мудрецов» ступили на землю пос. Тура, достигнув цели нашей экспедиции — региона 88rus. Вот имена этих людей: Антон Кротов, Костя Савва, Женя Лохматый, Руслан Осипов, Аня Бухарова (редкая в природе женщина!) и Саша Казанцев.
Тура 
Последующие дни мы прожили в Туре, распространяя знания о вольных путешествиях через местное ТВ и газету «Эвенкийская жизнь», выходящую тиражом 2000 экз. (Номер с материалом о нас нам потом прислали по почте. Название статьи стандартное: «Автостопом по ‘‘Европам’’»! Это, наверное, уже 101я статья про автостоп с таким названием.) Также мы посещали краеведческий музей и окружную администрацию, где дарили всем книги по автостопу. 

Так, губернатор Эвенкийского АО Б.Золотарёв получил в подарок аж три книги — «Практика вольных путешествий», «Полярное сияние» и «134 ответа на 134 вопроса». (Кстати, все прочие люди, неработающие в эвенкийской администрации, могут приобрести эти книги в редакции газеты «ВВ».) В Дорожном фонде Эвенкии и от водителей мы узнали сведения о всех зимниках региона, собрали прочую полезную информацию, которая войдёт в новое издание «Вольной энциклопедии». 

Подробное описании Эвенкии, Туры и иных населённых пунктов вы прочитаете именно там. Пока же сообщу, что из Туры можно уехать дальше на север, в Эконду, Чиринду и Ессей. А вот дальше, в Путораны, Хатангу и Норильск, добраться на машинах невозможно. Эвенкия — один из самых дорогих регионов России. Единственное, что здесь изобильно и бесплатно — вода чистейших рек, которую вырезают в виде льда. 

А вот водопровод содержит только одну воду — горячую, вытекающую из батарей; для питья и мытья она не годится, поскольку не очень чиста. В Туре одна еврогостиница и две пролетарские (человеконочь стоит 300 р.). Проще ночевать в котельных или на иных предприятиях. Полезно иметь с собой кипятильник. Мы остановились в Доме матери и ребёнка, который в эти дни ремонтировался. Вообще же найти ночлег в Туре нетрудно. 

Телеграф в Туре работает с 8 до 22 чГлавпочтамт в том же здании работает только по будням с 9 до 17 ч. Вообще на всю Эвенкию три посёлка с телефонами — Тура, Байкит и Ванавара; с остальными населёнными пунктами округа (их 21) связь только по рации. Местные самолёты из Туры летают раз в неделю во все стороны округа, но рейсы иногда отменяют изза отсутствия пассажиров. Билеты относительно недорогие. 

В Красноярск пассажирские самолёты отправляются почти каждый день. Банкоматов два, но принимают только некие карточки «Золотая корона». Летом вольное попадание в Туру возможно по рекам. В июне по большой воде, по рекам сюда завозят ГСМ и некоторые продукты из Красноярска. В Туру приходит не менее 20 судов в год. Они, после разгрузки, сразу плывут обратно, пока уровень воды не упал. 

В период же малой воды Нижняя Тунгуска у Туры переходится вброд. Главный монумент «Центр России» находится в 350 км к северозападу от Туры, на озере Виви. Туда тоже нет никаких зимников и иных дорог. Зато есть иной памятный знак у здания администрации в Туре — большая железная «Россия», уравновешенная на цепи. ...Улёт авиастопом из Туры в Красноярск осложнялся нашей многочисленностью, а также тёткою Надеждой Ивановной, живущей в аэропорту и не являющейся поборницей авиастопа. Грузовые «борта», именуемые «спецрейс», летают почти каждый день. 

Лётчики нормальные. Пару дней мы провели в попытках улететь, а затем решили впятером возвращаться по зимникам. Шестой, А.Казанцев, остался в Туре и на другой день всё же улетел в Красноярск. Вообще, если вы оказались в Туре, узнавайте о пассажирских и спецрейсах по телефону 22509 и попытайте счастья в авиастопе. Шансы есть! (Через месяц после нас в Туре образовались наши заблудшие друзья Т.Яшникова и С.Березницкий. 

Зимники уже начали таять, и обратно в Красноярск им удалосьтаки улететь с пятой попытки). ...Поздним вечером воскресенья 10 февраля КамАЗ с будкой забрал нас пятерых из великой Туры. Ехали мы в кузове около 85 ч. подряд через Суринду, Байкит, Богучаны, Канск, всего около 1700 км, и финишировали в Красноярске в четверг около 13.30. Таким образом, был поставлен рекорд дальности проезда нераздельной пятёрки в одной машине. Когда мы садились в неё, было около 50°С, а когда выходили — +2°С, так что получился ещё один — температурный — рекорд. Расстались мы 14 февраля в Красноярске. 

Я поехал в Москву поездами «цивильно», заезжая к знакомым в Омске, Златоусте и Саранске. Прочие люди разбрелись по Сибири автостопом. Двое (Т.Яшникова и С.Березницкий), добравшиеся до Туры через месяц после нас, умудрились потом улететь авиастопом в Красноярск, а оттуда вернулись домой традиционным способом. Итак, автостопная наука победила вновь. Но помните:
 
1. Неправильный выбор зимника может стоить вам большой задержки!
2.  На зимниках холодно. Возможно, вам придётся ожидать сутки или трое вне населённых пунктов. Тёплая одежда, топор и средства для разведения огня имейте обязательно! Пользуясь случаем, выражаю благодарность фирме «Bask», чья одежда значительно утеплила многих участников экспедиции. Нам приходилось проводить часы на открытом воздухе при температуре до 52°C, но тёплая одежда и оптимизм успешно противостояли таким морозам.

3. Машины и самолёты в Туру идут из Красноярска. В Якутию и на Таймыр никаких зимников нет, машины и тракторы туда не ездят! Нет зимников и на Игарку и вообще в тот район.
4. По зимникам можно попасть не только в Эвенкию, но и во многие другие северные районы нашей страны. Есть зимники и на Кольском полуострове, и на Чукотке.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Назад в раздел

Недельный тур в Адыгее

Проживание на турбазе. Однодневные пешие походы и автобусные экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох на Юге России. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, Мешоко, Лаго-Наки, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен и другие красивые места.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!