Интересное

Земля Санникова

Наверно, некоторые люди не слышали про Якова Санникова. Но название «Земля Санникова» знают все: смотрели одноимённый фильм, читали книгу Владимира Обручева. Многие путешественники пытались найти эту загадочную землю; одним из самых упорных оказался барон Эдуард Толль: он учавствовал в трёх экспедиции, последняя (в 1902 г.) оказалась для него роковой. А в 1903 г. лейтенант Российского Императорского флота Александр Колчак (будущий адмирал) вместе с двумя матросами и четырьмя мезенскими поморами на китобойном вельботе яхты «Заря» отправился в спасательную экспедицию на поиски Э.Толля и трёх его спутников.

«Спасатели» с трудом достигли о. Беннетта, в гурии (туре) и поварне (избушке) нашли несколько документов. Из них следовало, что Э.Толль и его спутники в ноябре 1902 г. ушли на Новосибирские острова, расположенные южнее. Далее следы Э.Толля были утеряны. Спустя 98 лет океанологу Александру Першину (Москва) приходит идея провести мемориальную экспедицию в честь 100-летия спасательной экспедиции А.Колчака: дойти до о. Беннетта и установить там мемориальный знак. Друг Першина Олег Волынкин, опытный водник из г. Иваново, предлагает отправиться по Северному Ледовитому океану на тримаране.

Сначала это казалось безумием, но идею поддержал Александр Леванов (один из опытных ивановских водников), который предложил свой тримаран «Русь» (размеры 2,5 х 5 м) и позже стал капитаном экипажа необычного для северных морей судна. Поддержали идею ещё 7 человек. А когда столько людей верит в безумную идею, она таковой уже не кажется.

Экспедицию назвали «Беннетта-2003». Ещё одна причина, по которой привлёк внимание именно этот остров: с него Э.Толль хотел увидеть легендарную Землю Санникова. Когда участники экспедиции изучили карты ледовой обстановки, то решили, что добраться до острова будет проще в августе, когда льды тают (в это же время плыл и А.Колчак). Начались тренировки.

Чтобы представить себе, каково будет идти на тримаране среди льдов, устроили тренировочный поход по Баренцевому морю, причём в период штормов. И в результате выяснили две вещи: тримаран «Русь» для похода не пригоден, т.к. слишком мал (пришлось его усовершенствовать), а 10 человек на его борту — это очень много.

Поэтому сократили команду до 6 человек: капитан Александр Леванов; руководитель экспедиции Олег Волынкин; боцман Евгений Летков — турист-водник, у которого на счету 28 путешествий по Полярному Уралу, Камчатке, Алтаю и др.; врач Ильдар Айсен, 29 лет проработавший на «Скорой помощи», путешествовал по Таймыру, Полярному Уралу; механик Александр Драгунов — заместитель начальника управления МЧС по Ивановской области; матрос Николай Давыдовский — про него было сказано коротко: «Он всё может».

Как видим, команда подобралась достойная. Зимой 2003 г. тримаран был перестроен и затем прошёл испытания в течение 15 дней среди весенних льдов Нижегородского водохранилища. Некоторые элементы конструкции судна позаимствовали у древних мореплавателей-полинезийцев (скажем, устройство парусов).

Многое из нужного снаряжения предоставили спонсоры — заводы и предприятия Ивановской области. Тримаран представлял целую научную станцию, оснащённую спутниковой связью, ноутбуками, Интернетом и пр. Вся электроника размещалась в палатке, которая служила единственной защитой аппаратуры от влаги, холода и ветра (забегая вперёд, скажу, что техника исправно работала весь маршрут).

Сыпучие продукты хранили как обычно в походах: в пластиковых бутылках. Большую часть пути был либо штиль, либо встречный ветер, поэтому шли при помощи мотора. В Тикси рассказали, где можно пополнить запасы топлива, эта информация очень помогла, т.к. везти на небольшом судне топливо на две недели было невозможно.

Официальные бумаги в Департамент туризма Минэкономразвития РФ были поданы за полгода. Как сказал А.Першин, «ВВ» часто пишет, что туристов куда-то не пустили; а иногда надо просто заранее позаботиться о том, чтобы грамотно подготовить все документы. После обсуждения, какой мемориальный знак устанавливать в честь арктических исследователей, решили, что это будет православный крест. Для этого обратились в Ивано-Вознесенскую и Кинешемскую епархию. Там предложили не только сделать крест, но и отрядить в экспедицию священника для сопровождения креста до Тикси.

Из двух предложенных кандидатур выбрали отца Павла (Малышева) — он бывший военный, инструктор по парашютному спорту, занимался альпинизмом на Тянь-Шане, дайвингом.12 июня 2003 г. подготовка закончилась, в Ивановском монастыре освятили 5-метровый крест, вырезанный послушниками Свято-Успенского мужского монастыря. Груз в 5 тонн (тримаран, крест, два мотора, снаряжение, продукты и др.) отправили товарным вагоном в Усть-Кут.

Вещи перегрузили в порту р. Лены и с перевалкой на разных судах доставлен в Тикси (г. Киринск — пос. Визирный — Якутск — Тикси ). Всего дорога из Москвы заняла больше месяца. Четыре человека из команды прибыли в Якутск на самолёте. После Божественной литургии шесть человек отправились в плавание, а трое — отец Павел и Евгений Веселов (штатный фотограф) во главе с А.Першиным — остались в штабе, организованном в Тикси, чтобы поддерживать с судном связь, переправлять мореходам фотографии ледовой обстановки, снятые со спутника, и др. Постоянно поддерживали связь с Москвой, Иваново, Мурманском.

Команду «страховал» ледокол, находившейся в районе Новосибирских островов. Экспедиция барона Э.Толля пришла на о. Беннетта в июля 1902 г. А экспедиция «Беннетта 2003» стартовала 31 июля 2003 г. Вскоре путешественники вошли во льды. Не имея опыта передвижения в них, новоявленные полярники поначалу несколько растерялись.

Интуитивно приняли решение двигаться на юго-восток. В плавании команда научилась расталкивать льды, делать 6-7-метровые проходы. Иногда за сутки проходили лишь 1,5-2 км, представьте себе, какое это небольшое расстояние для Северного Ледовитого океана. Как рассказывал Олег Волынкин: «В районе моря Лаптевых мы научились понимать океан, мы научились разговаривать с ним на "ты", а не на "Вы".

И только поэтому смогли пройти этот маршрут». 13 августа в 18.40 по московскому времени тримаран подошёл к о. Беннетта и пристал к берегу в бухте Кеппена рядом с мысом София. И здесь, когда основная часть экспедиции была завершена, команда на собственном опыте поняла, какой героический поступок совершил отряда А.Колчака: на вельботе, без навигационных средств, без современных спутниковых телефонов нашёл о. Беннетту и вернулся домой.

«Только когда проделаешь этот путь, по настоящему отдаёшь должное морякам, которые без специальных приборов дошли до цели и вернулись», — сказал О.Волынкин. На острове были найдены остатки поварни (избушки). Несколько фрагментов брёвен взяли для дальнейшего исследования. Установили крест, мемориальную плиту, провели видеосъёмку и др.

Затем ледокол «Вайгач» забрал путешественников с полярной станции Санникова в проливе Санникова и доставил их в Мурманск (сентябрь 2003 г.). Как признался Александр Першин, эта экспедиция прибавила ему седых волос: «Ведь это была моя идея. Я отвечал за этих людей. Но они справились, установили крест в честь Колчака и его товарищей».

Впервые в мире парусно-моторный тримаран пересёк море Лаптевых и достиг о. Беннетта (76 грд. 40 мин. северной широты), расположенного в Восточно-Сибирском море, установив мировой рекорд для судов данного класса. Катамаран прошёл 1147 морских миль в сложных ледовых условиях. Как сказал капитан тримарана А. Леванов: «Тримаран показал себя хорошо, а команда — ещё лучше».

Перед плаванием многие пессимисты считали, что у путешественников ничего не получится. Когда А.Першин после окончания экспедиции подошёл на VII Международном конгрессе по истории океанографии к одному такому пессимисту и сказал всего два слова: «Мы сделали Беннетту!» — у того был шок.

Сам Першин считает, что экспедиция удалась только потому, что команда была хорошо подготовлена. К тому же повезло с погодой, хотя путешественники уверены, что океан отступил перед их желанием победить. До самого последнего момента полярные мореходы надеялась, как и Э.Толль, увидеть с о. Беннетта Землю Санникова.

Увы... Многие учёные считают, что такой земли вообще нет, это легенда, многие предполагают, что она была, но стояла на ископаемых льдах, и её смыло на дно океана. Впрочем, есть и те, кто сочли эту арктическую землю уже найденной. Так, например, в одной из газет статью об экспедиции «Беннетта 2003» озаглавили «Находка легендарной Земли Санникова». Сами «беннеттовцы» уверены, что Земля Санникова есть, и находиться она в душе у каждого полярника.

рисунок_3.jpg

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Назад в раздел

Недельный тур в Адыгее

Проживание на турбазе. Однодневные пешие походы и автобусные экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох на Юге России. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, Мешоко, Лаго-Наки, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен и другие красивые места.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!