Категории сложности походов

Препятствия, которые мы ходим в горных походах, обозначаются категорией трудности. Раньше это были только перевалы. Теперь добавились и вершины, и все это обозначили единым термином - ЛП - локальное препятствие. В горном туризме классифицировано семь полу категорий - 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б, 3Б*. Есть еще и н/к - то есть некатегорийное ЛП. В категориях 1Б-3Б классификация примерно совпадает с альпинистской - в туризме несколько проще оцениваются снежно-ледовые и высотные технические участки, в альпинизме - скальные. То есть, альпинистская скальная 3А вполне может оказаться 3Б в туризме. Хотя, могу вполне уверенно утверждать, что все это варьируется во вполне разумных пределах, и поэтому можно считать, что эти категории по оценке в горном туризме и альпинизме идентичны. Что позволяет нам при работе маршрутных комиссий пользоваться классификатором вершин наравне с перечнем перевалов. Понятно, что все, что превышает по сложности категорию 3Б, обозначено как 3Б*. То есть в это обозначение попадают все остальные альпинистские категории трудности.

Почему, все-таки, категория трудности, а не сложности? Собственно, для учета условий прохождения. Оценка технической сложности остается всегда, но ведь понятно, что один и тот же участок на высоте 3000 м и 6000 м - это совершенно разные по трудности препятствия. Да и летнее и зимнее прохождение одного и того же маршрута - совершенно разные вещи. Поэтому и обозначается классификация вершин и перевалов категорией трудности, и это правильно. Перекосы в классификации, несомненно, есть, и в туризме, и в альпинизме. Их много, просто очень много, так как при оценке того или иного препятствия присутствует и "человеческий фактор". В "человеческом факторе" для занижения или завышения категории трудности присутствует огромное количество причин - это и субъективная оценка, зависящая от уровня подготовки команды, это и желание "игры в чемпионат", для чего зачастую завышаются данные по крутизне и протяженности участков, и другие факторы. Например, фактор района - одна и та же категория трудности в разных районах может очень сильно отличаться по технике, даже при одном уровне высотных характеристик. Одна из причин таких отличий - тот же "человеческий фактор" - районы осваивались разными людьми, а в альпинизме зачастую играло роль желание каждого альплагеря иметь в своем "локальном" районе весь диапазон маршрутов - для подготовки спортсменов от значка до мастера. Можно ли "подравнять" категории в разных районах, да и нужно ли это? Наверно, это не очень важно, а объем работы для подобной переоценки очень большой. Поэтому любой спортсмен, посещая разные районы, столкнется и с этими различиями, и получит опыт прохождения аналогичных категорий в разных районах, выбирая, в конце концов, для себя то, что ему больше по душе.
  
Одним из примеров резкого "перекоса" в оценке трудности являются классические маршруты на п. Ленина, п. Хан-Тенгри. В альпинизме и тот, и другой оценены категорией 5А. В горном туризме Ленина оценивается 3А, Хан-Тенгри - 3Б. Но таких перекосов не так много, чтобы стоило на это обращать особое внимание.

Имея огромный перекос в сложности для категории трудности 3Б* по сравнению с альпинизмом, конечно, возникает соблазн переклассифицировать все препятствия 3Б* по шкале до 5Б, чтобы подравняться с альпинистской классификацией. Мы даже пытались начать эту работу. Но когда провели некий анализ ситуации - то есть оценили, сколько команд у нас ходит подобные препятствия, да и частоту их прохождения, решили, что затраты времени на подобную работу просто не оправданы. Так же, как и добавление в альпинизме маршрутов 7А, 7Б и т. д.

Гораздо более необходимой выглядит работа по раздельной классификации спуска, подъема, что в конечном итоге приводит к появлению двух категорий сложности у большинства односторонних перевалов - для прохождения в одном и в другом направлении. Не исключена и возможность классификации вариантов прохождения одного и того же перевала. Частично такая классификация уже присутствует - например, для перевала ПФП на Памире. Но вполне приемлема идея классификации такого рода - через ледопад - 3А, в обход - 2Б и т. д. Например, перевал Кашал-Аяк на Памире проходится тремя вариантами, два из которых - 2А, а третий (по правому борту ледопада) - хорошая 2Б. При этом каждый вариант вполне самостоятелен, и может быть засчитан команде соответствующей категорией трудности, по факту прохождения. Правда здесь, двигаясь дальше в таком направлении, мы можем прийти к необходимости появления контрольных туров при прохождении более сложным вариантом, как это делается в альпинизме. К сожалению, лишь для того, чтобы избежать возможного обмана.

Еще одна проблема в горном туризме - это траверсы. Для меня очевидно, что для сложных продолжительных, особенно высотных траверсов необходимо вырабатывать отличный от вышесказанного механизм зачета. Возможно, что многодневный траверс нескольких вершин (как, например, та же Безенгийская стена) должен более существенно влиять на общее количество локальных препятствий, которые достаточно пройти в походе. То есть, большой траверс может быть эквивалентен 2-3-4 перевалам аналогичной траверсу категории трудности. Тем более что суммарный перепад высот на траверсе может быть сравним с суммарным перепадом высот всего похода. При анализе разных траверсов, пройденных в туризме и альпинизме, приходишь к весьма своеобразному выводу - чем дольше приходится идти траверс, тем он тяжелее.

Собственно, набором категорийных ЛП определяется категория сложности похода. Сюда же добавляется и необходимая протяженность в километрах, и рекомендуемая продолжительность в днях (помните - для того, чтобы маршрут подходил под определение "спортивный"). Все эти требования вполне корректно определены в "правилах:". В результате мы имеем шесть категорий сложности походов - от 1 до 6-й.

Для себя я все категории сложности подразделяю на некоторые классы.

Начальный класс: это походы 1-4 категории в любых горах, и походы 5-6 категории сложности в "малых горах" (Кавказ, Памиро-Алай, Алтай и пр.), пройденные с набором локальных препятствий, близких к эталону, определенному "Правилами:". Такие походы пройдены через классифицированные ЛП, то есть первопрохождения отсутствуют (или имеются только простые для данной к. с.).

Средний класс: это походы 5-6 категории сложности в высокогорье (Памир, Восточная часть Ц. Тянь-шаня, Кашгар и др.), а так же маршруты 4-6 категории по "малым горам", включающие элементы первопрохождения определяющих для данной категории локальных препятствий. Или аналогичные походы, включающие в нитку значительное количество определяющих сложность ЛП, существенно превышающих эталонные требования как по количеству ЛП, так и по протяженности и продолжительности.

Старший класс: это походы 5-6 категории сложности, превышающие по набору ЛП эталон, при этом имеющие значительный процент новизны (первопрохождение большинства определяющих ЛП и др.)

Высший класс: это походы 6-й категории сложности с большим количеством первопрохождений, с восхождениями, траверсами, технически сложными препятствиями, оцениваемыми как 3Б*.

Опираясь на протоколы Чемпионатов России последних лет, приведу примеры сложных походов в разных классах.

Начальный класс:
Кавказ, 4 к.с.: р.Думала - р.Укю - пер.Укю (2А) - пер.Урал (2Б) - лед.Мижирги - а/л "Безенги" - пер.Ниж.Цаннер + пер. Семи (2А) - пер.Китлод (2Б) - лед.Кулак - пер.Бодорку (2Б)+пик Баумана (рад.) - лед.Башиль - пер.Голубева (2А) - а/л "Уллу-тау" - пер.Украина + пер.Джантуган Вост. (2Б) - а/л."Джантуган" - р.Ирик - пер.Ирикчат + в.Эльбрус В. (2А) - Азау. (Коренчук И., Москва, 2001).

Памиро-Алай, 5 к.с.: пос.Шахимардан - пер.Арчевый (1А, 3610) - пер.Ячий (1А, 4107) - пер.Айама С. (2А, 4330, п/п) - пер.Двойной (3А, 4700) - пер.Надежда (2А,4620) -пер.Бокбаш С. (2А,4330, п/п, рад) - пер.Бокбаш Лож. (2А,4380, п/п, рад) -пер.Мирный (3А, 4400) - пер.Караказык (1А, 4440) - пер.Дальний (2А, 4840) -пер.Крестовый (2Б, 4900) - пер.Шигоу (3А, 4740) - пер. Ферганских Спасателей (2А, 4690) - пер.Шаит (3А, 4500) - пос.Шахимардан (Нижниковский Е., Москва, 1999).
  
Кавказ, 6 к.с.: пер.Сакашиль (1Б) - пер.Шахтер + п.Килар + пер.Каярта (2А) - пер.Семеновского (рад) - пер.Суворова (3А) - пер.Гумачи (2А) - пер.Победа (3Б, рад) -п.Вуллея + пер.Шхельдинский (3А) - пер.Далла-Кора (рад) - пер.Ак.Алексанрова + п.Щуровского (3Б) - пер.Бивачный +пер.Родина (2Б) - в.Эльбрус В.(2А, 5621) - Терскол (Жижин В., Ставрополь, 1999).

Средний класс:
Памиро-Алай, 4 к.с.: пос. Согат - р. Чиле - пос. Акарт - пер. Ю. Баркалак (1Б*, 4320, п/п) - л.Баркалак - пер.С.Гезарт (1Б, 4300, п/п) - л. Гезарт - рад. пер. Спартакиады (2А, 4700) - рад. пер. Разведовательный (1Б, 4700, п/п) - пер. Авантюра (2Б, 4600, п/п) - пер. н\к 4150 - пер.Обходной (1А, 4220, п/п) - пер. Спартак (2А, 4650) - оз. Дамджайлоо - пер. Дамджайлоо (2Б, 4650) - пер. Седло Скобелева (2Б*, 5000) + пик Скобелева (5051) - р. Кекджар - р.Кашка Суу - пер. Киндык (1А, 4472) - р. Киндык - пер. З. Курумды (2А, 4620, п/п) - пер. Ц.Курумды (1Б, 4600, п/п) + пер. Курумды Озерный (1Б, 4300, п/п) - оз. Сары-Могол - пер. Сары-Могол (1А, 4303) - р.С. Сары-Могол - р. В. Кичик-Алай -пос. Бидене (Рыкалов П., Москва, 2000)

Памир, 5 к.с.: с.Швее - пер.Швее (н/к, 3666) - пер.Дальний (2А, 4419) - пер.Заалайский (3А,4739) - пер.Купол (2А, 5013) - пер.УГТЭ (2Б, 4992) - пер.Сурхангоу (2Б, 5252) -пер.Льва Пучкова (2Б, 5050, п/п) - пер. Людмила (2А, 5088) - пер.Бондаренко (2А, 5215) - пер.Иринка (1Б, 4803) - пер.Прижимный (1Б, 4500) - пер.Раздельный (3А, 6088)+п.Ленина (7134, рад) - пер.Путешественников (1А, 4128) - а/л Ачикташ (Лебедев А., Москва, 1999)

С. Тянь-Шань, 6 к.с.: г.Алма-Ата - пер.Кен-тор Ц.(2А, 4100) - пер.Сахарная голова (2Б, 4100) -пер.Юбилейный (3А, 4300) - пер.Киргизстан (3Б, 4450) - пер.Аламединские зубья (3А, 4200) - пер. Джиндысу Ц. (3Б, 4600, п/п) - пик Скрябина, 4650 - пер.1А, 4000 - пер. Джиндысу С. (3Б, 4300, п/п) - пер.Корона С. (3А, 4400) -пер.Корона Ю. (3А, 4350) - пер.Топ-Карагай (2Б, 4400) - пер.Фестивальный (3А-3Б, 4200) - пер.Алтын-тор (1Б, 4100) - а/л Ала-Арча (Жигарев О., Новосибирск, 1999)
  
Старший класс:
Памир, 5 к.с.: р. Ванч - пер. Кашалаяк (2Б) - ГМС им. Горбунова - пер. Лонжерон (3Б, по факту 3А) - лед РГО - лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А) - лед. Академии наук - пер. Песня (2Б, п/п) - лед. Федченко - лед. Витковского - пер. ак. Сахарова+траверс п. Высокая стена (3Б, п/п) - лед. Танымас 2-й - пер. Танымасская лапа (1Б) - лед. Наливкина - пер. Двойной (2Б, п/п) - лед. Косиненко - лед. Федченко - пер. Кашалаяк (2А) - лед. РГО - р. Ванч. (Джулий А., Москва, 1990)

Ц. Тянь-Шань, 6 к.с.: р.Иныльчек - пер.Олимпийский (2Б, 4700) - пер.Каинды (3А, 5200) - пер.Плато Шмидта (3Б, 5300) - пер.Дикий (3А, 5500) - пер.Высокий (3Б, 5964) - пер.Зап.седло Хан-Тенгри+п. рад. Хан-Тенгри (3Б 6995) - оз.Мерцбахера - Майдаадыр (Сальников Г., Новосибирск, 1999)

Алтай, 6 к.с.: пос. Тюнгур - пер. Кара-Оюк 2Б, 3500 - лед. Менсу - пер. Титова 2А, 3220 - лед. Аккемский - пер. Делоне 2Б, 3400 -лед. Менсу - рад. выход пер. Белухинский 2Б + пик Белуха Вост. 4506, 2Б - пер. Большое Берельское седло ЗА, 3520 - лед Б. Берельский - р. Мал. Кокколь - пер. Высокий 2Б, 3500, п/п -лед. Кулагаш Зап. - пер. Сланцевый 2Б, 3300 - лед. Сарысу - пер. Ягодка Южн. ЗА, 3300 - лед. Куркуре Вост. -лед. Ошту-Айры - пер. Ювента ЗБ, 3500, п/п + рад. выход на пик Иикту 3942, - лед. Б. Талдуринский - пер. Обходной 1Б, 3000 - лед. Мал. Талдуринский - пер. Перемётный 1Б, 3300 - лед. Атбажи - р. Атбажи - лед. Лев. Абыл-Оюк - пер. Надежда 2Б, 3300 - лед. Лев. Маашей - пер. Шавлинский Нижн. 1Б, 3300 - лед. Шавлинский - оз. Боль. Шавлинское - пер. Орой н/к, 2229 - пос. Чибит (Жигарев О., Новосибирск, 2000)

Высший класс:
Памир, 6 к.с.: Р. Карасу - пер. Транспортный (1А, 4200) - лед. В. Кызылсу - пер. Ворота Нуры (2А, 4800, п/п) - пер. Четырех мандаринов (2Б, 4700, п/п) - траверс в. 4812 (2Б, п/п) - лед. Нура - траверс п. Заря Востока (3Б, 6349, п/п) - лед. В. Кызылсу - пер. А. Зотова (3Б, 6015, п/п)+п. Чорку (6283, рад., п/п) - пер. Маркансу (3А, 5800, п/п) - траверс п. 5917 (3А, п/п) - пос. Сарыташ (Новик А., Москва, 2000)

Памир, 6 к.с.: Алайская долина - пер. Минжар 2Б - р. Саукдара - пер. Прижимный 1Б - р. Зулумарт - п. Белеули 6065, рад., 3Б, п/в - пер. Никитина - 2А - пер. Октябрьский 2Б - траверс пер. Жукова+п.Ленина+Раздельная 3Б*, 7134, п/п - пер. Путешественников 1А - Ачикташ - пер. Золотой теленок+Мира З. 2А - лед. Корженевского - лед. Пр. Кичексу - пер. Четырех ледопадов 3А, п/п - лед. В. Кызылсель - Алайская долина (Лебедев А., Москва, 2001)

Памир, 6 к.с.: пос.Ляхш - пер.Белькандоу (н/к) - лед.Сугран - пер.Шапак (3А, 5400) - рад. выход на п. Бырс (2А, 5621) - лед.Фортамбек - лед.Е.Корженевской - траверс п.Е.Корженевской (3Б*, 5А альп., 7105) - лед.Москвина - рад. выход на седл. пер.Четырех (~2А, 5100) - траверс п.Коммунизма (3Б*, подъем через ребро Бородкина 5А, спуск по Тпму 5А, 7495) - лед.Россия - лед.Бивачный - ГМС "Федченко" - пер.Кашал-Аяк (2А, 4300) - р.Ванч - пос.Ванч (Юдин В., Новосибирск, 1989)

Памиро-Алай, 6 к.с.: Аллаудинские озера - пер. Аллаудин+п. Северный по сев. ребру (2Б альп.)+пер. Шагун-Ага 2Б 4027 - Аллаудинские озера - пер. Талбас+в. Чапдара по сев. гребню (5А альп.) 3Б*, 5049 - лед. Бодхона - пер. Седло Бодхоны 2Б 4550 - р. Сурхоб - пер. Зард 1Б 4100 - р. Желтая - пер. Фанская сказка 3А 4300 п/п - лед. Имат - пер. Имат 3А 4100 - пер. Линкор 1Б 4350 п/п - пер. Сурх 1Б 4450 - р. Казнок - пер. Кузбасс+пер. Жигули+в. Энергия+пер. Чимтарга 3Б* 5105 п/п - р. Зиндон - р. Сарымат - пер. Сарымат З. 2А 4100 - Маргузорские озера - к. Шинг (Джулий А., Москва, 2000).

Конечно, это лишь примеры, причем последних лет. Если говорить о высших достижениях в туризме, можно вспомнить огромное количество походов, пройденных руководителями разных городов и республик в рамках чемпионатов СССР. Надеюсь, моих сил хватит, чтобы когда-нибудь подготовить обзор чемпионатов СССР-России с момента их появления до сегодняшних дней, не без помощи, естественно, моих старших друзей.

Из "старых" маршрутов я включил сюда лишь два - "пятерку" под моим руководством 1990 года, которая с некоторым натягом попадает в качестве примера в старший класс. И маршрут Володи Юдина из Новосибирска с траверсом пиков Корженевской и Коммунизма - это один из немногих маршрутов, попадающих на ступеньку высших достижений в туризме - как раз этот поход выиграл Чемпионат СССР в 1989 году. Надо сказать, что через год похожий маршрут совершил Виктор Будников из Томска - с траверсом пиков Гармо и Коммунизма в одном походе.

Такое условное деление маршрутов по классам позволяет сделать некоторый анализ сегодняшнего туризма. Основная масса походов совершается в начальном и среднем классе, лишь небольшой процент попадает в старший класс, единицы - в высший класс. Наверно, это вполне закономерно. Подобное деление на классы вполне может служить неким руководством для МКК - перескакивать через класс нежелательно. То есть, выпускать группу на маршрут, попадающий в старший класс сразу после начального класса, я бы не стал, даже если и тот, и тот маршрут - одной категории.

Анатолий Джулий

Назад в раздел

Новый год и Рождество

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!