Сплав в Непале

1 октября команда вылетела в Непал и 3 октября добралась до Катманду. В аэропорту их встречали российский консул, руководитель компании White Water Nepal (непальский партнёр экспедиции) и новозеландский каякер Шейн Кинливан, который тоже отправился с сибиряками на реку.

Следующие два дня прошли в заботах об отправке грузов в высокогорье и получении пермита на сплав. Двумя рейсами отправили большую часть вещей в Луклу. Это было гораздо проще, чем получить пермит. Добиваться его пришлось в Министерстве туризма и гражданской авиации Непала, где Е.Ковалевский вместе с представителями российского посольства и компании White Water Nepal провели полдня.

Письма от Ассоциации рафтинга Непала и компании White Water Nepal с просьбой о содействии экспедиции уже более двух недель кочевали по кабине-там 4-этажного здания Министерства. Затруднение было в том, что верховья Дудх-Коси не входят в реестр сплавных рек и никто ранее не обращался за пермитом. Вопрос даже собрались обсуждать на совещании в Кабинете министров, решение которого должен был утвердить премьер-министр Непала…

Вот такими важными делами, укрепляющими содружество с Россией, занимаются в министерст вах Непала! Не дожидаясь решения вопроса, команда отправилась в Намче-Базар. (В районе этого посёлка Дудх-Коси сливается с рекой Бхот-Коси.) В посёлке Лукла, куда спортсмены добрались на самолёте, их встретили нанятый проводник и десять шерпов. Груза хватило на всех: и на носильщиков, и на русских. А каякеры Шейн и Вася сами несли свои лодки.

Это повергало каждого непальца и большинство иностранцев в изумление: такое здесь видят очень редко. Мало того, что каяки здесь в диковинку, да ещё и несут их сами иностранцы! Один шерпа даже бросил свой груз, цокал языком и прищёлкивал пальцами, показывая всем окружающим на Васю и Шейна, и сам смотрел на них с восхищением. Вечером команда достигла посёлка Пхакдинг. Пошёл дождь. Говорят, он льёт здесь каждый вечер.

Значит, вода в Дудх-Коси поднялась, что делало сплав более опасным. Однако поворачивать обратно никто и не подумал. Дальнейший путь к Намче-Базару оказался тяжёлым, но через 8 часов подъёма сибиряки всё же увидели домики посёлка, расположенные амфитеатром в ложбине. Это поселение известно сейчас во всём мире как основной перевалочный пункт на пути к Эвересту.

Здесь, на высоте 3400 м, у половины российской команды с непривычки разболелись головы. Следующий день был занят разведкой одного не пройденного ущелья Дудх-Коси. Этот 8-километровый каньон никто даже толком не просматривал, а Энди Зоммер считал его абсолютно непроходимым. Шестеро спортсменов разделились на три группы и направились в различные части ущелья. Вечером, просматривая фото- и видеоматериалы, «водники» поняли, что пороги очень сложны и опасны, а некоторые водопады и вовсе непроходимы.

11 октября экспедиция достигла истоков Дудх-Коси — озера Чола (4600 м). Каякеры встали на воду. Только они могут пройти верховья: воды для остальных судов там недостаточно. Сплав начался. Ненужные пока «бублик» и катамаран оставили в посёлке Пхериче. Строго по графику 13 октября «водники» совершили восхождение на вершину Кала-Патар (5600 м), откуда виден Эверест.

16 октября надули катамаран: река уже набрала силу, и, хотя валунов в русле было много, на катамаране можно было уже пролезть. Уклон реки — 90 м на километр. Поток здесь сбивает человека с ног. Сплав на такой высоте (выше 4000 м) стремительно отнимал силы, спортсменам приходилось очень часто отдыхать, и в этот день прошли всего 3 км. Здесь в команде произошли временные потери.

Накануне у каякера Василия Чеснокова сильно разболелась десна. Стало ясно, что ему нужно ехать к врачу, и Василий отправился в Намче-Базар. Через пару дней он сообщил оттуда по телефону, что ему необходимо лететь в Катманду к столичным дантистам. Вернулся «в строй» каякер только вечером 23-го. За время его отсутствия «водники» сплавились по верхнему участку ДудхКоси (до впадения в Имджа-Кхолу). Река здесь протекает преимущественно в каньоне, который иногда расширяется, позволяя подобраться к воде.

Каньон очень узкий, кое-где его ширина всего 1 м. В нём много водопадов высотой от 3 до 15 м. Российские спортсмены нашли участок реки в районе поселения Форце Тенга, пригодный для сплава; там есть забереги, на которых можно организовать страховку или обнести по ним непроходимые места. «Водники» прошли несметное число сливов, прыгнули с 4-метрового водопада, зарисовали лоцию реки; вечером покинули реку в направлении Намче-Базара.

На другой день планировали спуститься со всем снаряжением на верёвках в каньон возле Намче-Базара, там снова собрать суда и продолжить сплав по средней части Дудх-Коси. Тут представители властей различного уровня (от «егерей» и выше) на чали требовать пермит на сплав. Злополучный пермит в Министерстве всё-таки выписали, но он там и остался. Россиянам пока верили на слово...

В среднем течении река стала на много мощнее, да и сложность препятствий возросла. Сплошные лестницы многочисленных сливов высотой от 1 до 2,5 м перемежались 6-метровыми водопадами. Каяки и «бублик» их прошли. Катамаран-«двойка» чувствовал себя уверенно только в каскадах сливов и «бочек». Каньон у посёлка Лукла обнесли: слишком высоки там водопады (около 20 м). А каньон ниже Джубинга пришлось разведывать детально. Ежегодно сели основательно изменяют русло, и лоции на это место быстро устаревают.

Отвесные скалы, преграждающие дорогу разведчикам, заставляли тратить массу времени на обход по джунглям. Колючие лианы, деревья с шипами цеплялись за одежду и царапали кожу, но ужаснее всего были маленькие голодные пиявки: они десятками забирались под одежду и впивались, куда только могли. Кожа после этого кровоточила. Люди тщетно пытались спрятать свои бедные тушки в плотную одежду. Каньон проходили на «бублике» и каяках.

В одном из порогов Василий Чесноков на каяке «заварился» в мощной «бочке» и не смог сразу выйти. Через некоторое время лодку заклинило под водой между камнями. Василий «катапультировался», но сразу выловить его не удалось, и он прошёл самосплавом следующие два порога, после чего самостоятельно выбрался на берег. Каяк же унесло, и судьба его осталась неизвестной. Дальше сплавлялись на «бублике», пока не упёрлись в непроходимое препятствие.

Чтобы его обнести, нужно было подниматься 500 м по скальным стенкам до тропы. «Бублик» разобрали, вынесли наверх и через 400 м снова спустили обратно к реке. 31 октября средняя часть реки была ройдена. От моста у селения Тари 10-километровый каньон проходили вчетвером на «бублике». На него погрузили все вещи, которые до этого портеры несли следом по берегу. Часть снаряжения отправили в Катманду с двумя уезжавшими участниками экспедиции, но «бублик» всё равно оказался перегружен.

Страховка в этом ущелье невозможна: поток сжат скальными стенами, самосплав в спасжилете в высшей степени опасен. В общем, катамаран-«двойка» по каньону не пошёл. Шейн здесь сплавляться изначально не собирался и улетел в Катманду. Остался только «бублик», и ему приходилось очень нелегко. Заклеивать его пришлось трижды: ежедневно он получал новую дырку в баллоне. Каньон под Джубингом был даже проще, чем этот участок.

Сибиряки дали ему название «прорыв Тари». Множество водопадов от 2 до 6 м, безумные «бочки», огромные скалы в русле. В одном из порогов Евгений Ковалевский, снимая на видеокамеру, сорвался со скалы в реку, и его понесло к водопаду. Евгений успел добраться до берега прямо перед слвом. Всё случилось, как в классических американских фильмах-страшилках.

К сожалению, камера погибла. Кроме неё и каяка, на реке потеряли ещё три радиостанции, две видеокамеры, три ножа и 4 весла. Прорыв Тари — последний каньон. Дальше долина реки расширяется, но уклон всё ещё достаточно крут, и вода от ежедневных дождей высокая. До последнего дня приходилось преодолевать пороги высшей категории сложности, водопады от 2 до 4 м. В сливе, как правило, торчали острые камни.

Несколько раз «бублик» застревал в «бочках». Спасались при помощи водного парашюта, который выбрасывали в струю. Течение подхватывало парашют, и он вытаскивал «бублик» из плена. 7 ноября на стрелке у слияния ДудхКоси и Сун-Коси (одной из самых могучих рек Непала) сплав закончился. Высота этой точки 330 м. Таким образом, перепад высот от старта на озере Чола до финиша составил 4270 м.

Команде предстоял длинный путь через пол-Непала в столицу и дальше домой. 15 ноября самолёт с российскими спортсменами приземлился в Новосибирске. Тут же в аэропорту была проведена первая пресс-конференция, на которой спортсменов поздравили с успешным осуществлением задуманного — наиболее полным прохождением Дудх-Коси.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Сплав в Непале

Сплавы по рекам водные походы

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в России. В Подмосковье, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Галич, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!