Поездка в Боровск

Есть неподалёку от Москвы один маленький город, который выглядит совершенно живым и даже начинённым какой-то бешеной энергетикой. Трубите сбор - в Боровск!

Существующее в Москве Боровское шоссе в этот город не ведёт. Название, похоже, осталось, как напоминание о давних временах, когда Боровск переживал расцвет, чеканил собственные монеты и стоял на пересечении торговых путей, в том числе и ведущих в столицу. Дорога – 95 км на электричке до станции Балабаново (1.5 - 2 часа от Киевского вокзала, около), оттуда 15 км на автобусе или маршрутке. Среди жителей Боровска сохранилось предание, что купцы и духовенство дали большую взятку инженеру-строителю, дабы он не проводил через их город железную дорогу, которая заглушит малиновый звон местных колоколов. Скорее всего, купечество просто опасалось, что по дороге в город начнут завозить более дешёвые товары. Интересно, во что бы превратился Боровск, если бы железнодорожная ветка на Брянск прошла не через Балабаново?

Балабаново, принявшее на себя удар индустриализации с появлением жд транспорта, примечательно прежде всего наличием всероссийской спичечной фабрикой "Плитспичпром" с фотогеничными трубами, подпирающими небо. Некоторые всё же чувствуют в Балабаново туристический потенциал - один Всесоюзный научно исследовательский институт древесности чего стоит! Кроме спичек, в Балабаново делают кирпичи и бумажную упаковку под финским брэндом Stora Enso. Необычно было увидеть незнакомое банковское юрлицо со 100%-ным иностранным участием: в Балабаново почему-то зарегистрирован головной офис дочернего банка индийского ICICI-банка - ООО "АйСиАйСиАй Банк Евразия". Банкомат рядом со станцией. Несмотря на все эти достижения, в 2008 году статус города у Балабаново отняли – теперь это обыкновенный населенный пункт Боровского района Калужской области.

Итак, едем в райцентр. Надо сказать, я представлял себе Боровск миниатюрным городком художников и огородников на живописных холмах с речкой. Так оно и оказалось. Река Протва течёт вдоль улиц с революционными названиями, отсчитывающими свою историю с 1358 года. Боровск – довольно старинный город, ровесник Калуги. В 1892 году насчитывалось 10.4 тыс. боровчан, в 2008 – немногим больше - 12 тысяч. Если убрать асфальт, можно оказаться где-то в восемнадцатом веке. Жизнь здесь нетороплива и бессобытийна. На городском форуме Боровска за несколько лет существования форума я нашёл всего 16 постов, включая такие как "В Боровске ограблена аптека" и "Всех с 9 мая!".

Обратите внимание на герб Боровска. На серебряном геральдическом щите пульсирует огромное красное сердце с золотым крестом посередине - этакий романтический Город Любви. То ли любви до гроба, то ли любви неразделённой. Однако это не поделки современных говнозайнеров, детищ Св.Валентина. Герб Боровска вышеуказанном виде утверждён 10 марта 1777 года.

Кто-то связывает название города со словом "бор". Сосны тут и взаправду растут. Местные жители хвалятся, что они по-прежнему, как и в старину, непременно с самоваром ходят туда отмечать большие праздники. Кто-то связывает корни с кастрированными самцами свиней – так, Пушкин шутливо писал другу "Душа моя, Каверин – каково поживаешь в свином городке?". Пушкина местные теперь недолюбливают: на одной из стен он изображён обнимающимся с хряком. Не любят боровчане, когда их город называют свинячим. Есть мнения, что имя города восходит к понятию "крепости", от немецкого burg, либо к глаголу "беречь", чья охранная сущность уже воплощена в Боровицких воротах московского кремля.

Несмотря на обилие церквей, низкоэтажный Боровск – город отнюдь не православный. Можно сказать, столица старообрядчества. В здешнем Пафнутьевом монастыре был заточен "отец" старой веры – мятежный протопоп Аввакум. В остроге провинциального Боровска были заморены голодом единомышленники Аввакума - известная посетителям Тетьяковки муза художника Сурикова боярыня Морозова, а также её сестра княгиня Урусова. Неожиданно для властей местные жители, проникнувшиеся их мученичеством и твёрдостью веры, тоже обратились в раскольников – по данным на 1910 год, 70% боровчан исповедовали древнеправославие. После того, как раскольникам разрешили строить церкви, в Боровске появились старообрядческие храмы. 

Один из них, гордо возвышающийся над городом – бывший ангар автобусного парка. Храм-гараж. В городе сохранились храм-конюшня и храм-водокачка. В одном из таких дореформенных храмов можно купить за 50 руб. краткий очерк истории русской православной староообрядческой церкви, а также оставить пожертвования на восстановление старообрядческого женского монастыря (говорят, он будет функционировать на базе храма-гаража). Непопсово. В общем, предлагаю следить за развитием конкуренции на монополизированном РПЦ религиозном рынке.

Для справки: Патриарх Никон – жёсткий и властный человек – провёл знаменитую церковную реформу вместе с царём Алексеем Михайловичем, прозванным народом Тишайшим. В тихом омуте, как говорится… Смену веры со старой - "древлей" - на новую - "щепотную" - провели торопливо и не без перегибов. Почему? Как сейчас принято говорить, с учётом геополитических интересов России. Надо было объединяться с Левобережной Украиной, где господствоали греческие каноны. Москва видела себя третьим Римом, объединяющим все православные народы Восточной Европы и Балкан. 

Раньше политикой была религия, и только сейчас – энергетическая доктрина. В итоге повелели креститься тремя перстами, повторять возглас "Аллилуйя" три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус, наряду с восьмиконечным крестом признавать четырехконечный, печатать просфоры четырехконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца и др. Не учли лишь упрямый русский характер. Раскол. Осмеяние и сжигание в срубах.

До Советской власти в Боровске было около 30 церквей, в том числе несколько инославных. Сейчас сохранилась лишь половина из этого наследия. Однако Боровск, к счастью, так и стал бездорожным старорусским городком с разрушенными храмами. Новую жизнь в старый город вдохнул совсем недавно - в 2002 году – великовозрастный энтузиаст и художник Владимир Овчинников. В Боровск инженер Овчинников переехал на пенсию. Из Москвы. С женой Эльвирой. По первой профессии Владимир - инженер-строитель, 13 лет проработал в строительстве прорабом, по второй - экономист, кандидат экономических наук, 25 лет был сотрудником НИИ, по третьей – самоучка-художник. Кроме того, этот пенсионер из захолустного подмосковного городка - мотогонщик, автомобилист, фотограф, турист-экстремал (водник, велосипедист и лыжник) и снайпер по стрельбе из лука.

В свободное от своих хоббей время Владимир расписывает боровские стены, а его жена Эльвира Чистикова обрамляет фрески стихами собственного сочинения. Как и её муж, Эльвира вела многофункциональную жизнь. Медсестра по образованию, по профессии библиотекарь, сейчас Эльвира самореализуется в качестве поэтессы - член Союза писателей, автор 13 книг, публикуется в России, Америке, Украине, Казахстане, Латвии, Германии. Много экспериментирует - пишет сонеты, сенрю, хандрю, хокку, палиндромы, верлибы и даже сказки. Кроме словесности, увлекается живописью, участвовала в трёх художественных выставках. Коллекционирует гномов, которых у нее уже более двухсот.

Творческий союз Владимира и Эльвиры имеет общего кота Семёна и проблемы с новым главой городской администрации. Более пятидесяти пяти картин написано не совсем официальным образом на стенах домов города Боровска. И их число не растёт. Многим картины нравятся, туристы едут толпами, а чиновников и специалистов такое дикорастущее из стен искусство раздражает. На одной картине-диптихе, например, был изображён мэр Москвы Лужков на фоне возрождённого храма Христа Спасителя, а губернатор Калуги Артамонов - на фоне полуразрушенного храма в Боровске. Боровский мэр испугался, что калужский губернатор обидится, и вместо того, чтобы восстанавливать храм, приказал замазать фреску оранжевой краской. Теперь это огромный оранжевый квадрат мэра, конкурирующий по известности с чёрным квадратом Малевича. 

Помимо чувствительных чиновников искусство Овчинникова не доставляет удовольствия обострённым патриотам: они не хотят смотреть на гарцующего посреди города захватчика-Бонапарта. Кому-то неудобно выстиранные трусы повесить на балконе, потому что под ним нарисованы герои Куликовской битвы. Не все умиляются при виде мужика ростом с трёхэтажный дом, восклицающего: "Вот молодец наш огурец!". Кто-то считает, что стена канализационной станции - не очень подходящее место для лика адмирала Сенявина, земляка-флотоводца. А староообрядцы города Боровска, наверное, вообще считают Овчинникова полным бесом.

"Главе администрации гор. Боровска Егереву А.И. Отдел архитектуры и градостроительства ставит Вас в известность, что уличное оформление по художественной раскраске фасадов зданиий нарушает охрану ценной иторической среды сложившейся застройки города Боровска, так как для благоустройства и украшения улиц города следует учесть метод комплексной реконструкции предусматривая и проводя одновременно работы по реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, по реконструкции, модернизации и капитальному строительству существующих зданий не нарушая традиционный характер среды и благоустройства территории с учетом безопасности движения во избежание визуально-обманчивого восприятия уличного проезда - архитектор Р.Г.Нестеренко.
Сам художник на подобные выпады отвечает словами К.Пруткова: "У всякого портного свой взгляд на искусство".

В числе стоящих на очереди работ значатся портреты врача Иноземцева (на здании поликлиники) и художника Прянишникова (на стене картинной галереи). Кроме портретов знаменитых боровчан, художник запланировал серию работ с очень шемякиновским названием - "Пороки человеческие": "Фарисейство", "Приспешничество", "Толерантность" (в негативном аспекте, а не то к чему призывает ксенофобов-россиян президент Медведев), "Холуйство" и др. Не позавидуешь живущему в доме с такими рисунками! Согласитесь, понятия довольно расплывчатые. И какими художественными методами Владимир Александрович собирается воплощать эти пороки в жизнь - непонятно. Тем более, что эскизы художник не представил.

Мэрия и райком культуры добро не дали. Бюрократы даже выписали штраф в 1000 рублей своенравному мастеру за то, что он сделал фреску якобы без официального разрешения властей. Примечательно, что террорист-художник Владимир Овчинников превращает скучные пустые стены в Третьяковскую галерею совершенно бесплатно. Говорит, что хочет сделать городок привлекательным для туристов. Идею расписывать уличные стены с палитрой Овчинникову вроде бы подсказал друг - сказал, что "был как-то в Прибалтике и видел, что там многие так делают". А Владимиру не нравилось, как молодёжь расписывает стены старинных домов, и он решил предложить альтернативу. Предыдущий мэр официального разрешения на настенную живопись не выдал, но деньги на краску дал. Хорошо, что творения пока общедоступны. Во всяком случае, власти пока не додумались до введения входной платы в Боровск. Надеюсь, не додумаются никогда!

С фресками у Боровска, кстати, особые отношения. Ведь именно в Боровске, в Пафнутьевом монастыре оттачивал на рубеже XV-XVI вв. свой талант знаменитый иконописец Дионисий. Что касается техники настенной росписи Владимира Овчинникова, она необычна: художник использует акрил или водоэмульсионку, в которую иногда добавляет гуашь для цвета, и малюет прямо по облупившейся штукатурке. Максимально натуралистичный подход, как к забору. Сохнут такие фрески всего за несколько часов, даже в пасмурную погоду. Живописные стены и окружающие ландшафты – лицо современного Боровска. Не зря город считается излюбленным местом практики студентов Суриковского института. Кроме староверов, художников и поэтов, Боровск любим и почитаем фантазёрами и космостарателями.

Дело в том, что в конце XIX века в уездном училище преподавал арифметику, физику и геометрию Константин Циолковский. При этом сын рязанского лесничего, будущий отец российской космонавтики не был законченным ботаником – он романтично мечтал о покорении космоса и ходатайствовал на вакантные должности преподавателя черчения, чистописания и рисования. Среди жителей Боровска Циолковский числится в сумасшедших. Сам Константин Эдуардович напишет так: "Ещё в ранней юности я мечтал о космических путешествиях. Мысли эти я высказывал среди окружающих, но меня останавливали как человека, говорящего неприличные вещи...". В свободное от преподавания и изобретательства время Циолковский стриг на крылечке боровских ребятишек, а зимой гонял на коньках по льду реки. Некисло!

Первый памятник Циолковскому - бюст учёного - был установлен почти 40 лет назад близ здания училища, где тот преподавал. Однако, в 80-ые годы психически неуравновешенный гражданин снёс бюсту голову. То есть большую часть памятника. Как пишут "Боровские известия", голову поставили на место, но долго она не продержалась и вскоре опять исчезла. К юбилею учёного власти решили поставить новый памятник – работу Сергея Бычкова. Нынче Циолковский изображён в лубочном стиле – бронзовый мечтатель в конкретных валенках сидит на пеньке и трогательно смотрит в небо. Чрезвычайно мультяшно! Рядом взмывает ракета – уменьшенная копия той, что на ВВЦ. Губернатору макет понравился. "Здесь и до государственной премии недалеко", - сказал он. "Циолковские валенки", между тем, не простые: их натёрли до блеска в надежде на исполнение многочисленных туристских желаний.

Как и произведения Владимира Овчинникова, обновлённый Циолковский пользуется неоднозначным отношением к себе. Но уж, по крайней мере, это лучше памятника вождю всех народов с протянутой рукой, что стоит на соответствующей центральной площади.

Наконец, последняя достопримечательность Боровска - Пафнутьево-Боровский монастырь, основанный в середине XV века (1444). По общему количеству земельных угодий и, как сейчас принято говорить, активов в других городах и регионах (в т.ч. крепостных крестьян) к концу XVII в. Боровский Пафнутьев монастырь входил в число 20 крупнейших и богатейших монастырей России. Собственно, он являлся и оборонительной пограничной крепостью, и острогом (Аввакум, Морозова и пр.староверы), и концлагерем (во время немецкой оккупации с октября 1941 по январь 1942 года), а также колонией для беспризорников (тут делали клетки для кроликов из монастырских икон XVI века) и сельскохозяйственным техникумом (во времена советской власти). В 1923 году сельхозкоммуна была ликвидирована, братия разогнана, монастырские ценности расхищены.

14 мая 1954 года - день памяти преподобного Пафнутия – сельхозкоммунисты и птушники запомнят надолго: аккурат в этот день рухнул центральный купол собора Рождества Пресвятой Богородицы. Преподаватели техникума рассказывают, что он раздавил стоящую в храме сельхозтехнику, принадлежавшую училищу, и до сих пор они не могут восполнить эти потери. В 1991 году монастырь отдали РПЦ. Сейчас братия создала современное прудовое хозяйство, которое кормит гостей и паломников великолепной рыбой, в монастырском дворе выращивают розы. За белокаменными стенами, чуть ниже к реке можно набрать структурированной воды из источника с купелью.

В целом, на обычных посетителей монастырь не оказывает какого-либо серьёзного впечатления. Но если погрузиться в экскурсию паломников, то можно попробовать пройти в Братский корпус, где реставраторы на одном из сводов обнаружили роспись 1822 года - учебное пособие по Птолемеевой астрономии для монахов. Эта фреска уникальна и представляет собой картину Вселенной по Птолемею с указанием планет солнечной системы, вращающихся вокруг Земли, и "точных" расстояний до них. Кроме того, с благословения монаха-экскурсовода разрешается погулять по монастырским каменным стенам, забраться в Сторожевую и Оружейную башни. Есть тут и Башня Измены, через которую в монастырь проникли поляки. Стены по предположениям строили либо Федор Конь (архитектор Белого города в Москве и Кремля в Смоленске), либо Трофим Шарутин (архитектор Белого города в Астрахани). Мнения стеноведов разделились поровну.

Перед входом в монастырь сидит знаковый сувенирщик, знаток этих мест. Он продаёт уникальные глиняные вещицы со смыслом. Это музыкальные свирели – каждая со своей мелодией. В виде фигурок рыбки, лосика, петушка, баранчика, птички-Сирина, уточки. Он сам их делает и объясняет символику. Рыбка, например - древний символ веры, её давным-давно наши предки носили вместо крестика на груди. Лосик – символ природы, давным-давно обитатели боровских земель поклонялись матери-Лосихе. Оказывается, раньше даже созвездие Большой медведицы люди называли иначе – Лосихой. Уточка – ищет в море-океане Камень-Алатырь, камень счастья. Птичка Сирин – поёт только радостные песни. Ну, а петушок – это вообще древний символ Солнца и Жизни.

О Боровске можно говорить бесконечно. Колоритных мест тут предостаточно. Кинотеатр "Родина" без единого киносеанса – построен на месте мужского монастыря, упразднённого при Екатерине Великой. Ноосферный лицей (!) – это где изучают современную (по меркам геологического времени) стадию развития биосферы, связанную с появлением в ней человека. Городской Центр искусств - бывший клуб и районный ДК – сохранил и после перестройки очертания старообрядческой церкви Всех Святых с колокольней и трапезной. Несостоявшийся монумент огороднику - Боровск был и остаётся городом садоводов и огородников, тут даже в старину вывели особый сорт боровских огурцов! Боровская милиция, благородно заседающая в доме купца Меренкова. И т.д. и т.п.

Малые города России, собранные в некоммерческую организацию с тяжеловесным названием "Ассоциация малых туристских городов", всё-таки обладают какой-то неуловимой красотой. Суздаль, Валдай, Елабуга, Мышкин, Углич, Городец, Сергиев Посад, Дмитров, Тобольск, Ханты-Мансийск, Переславль-Залесский, Ростов, Муром – 20 городов-участников поставили себе цель расширить наши представления о жизни российской глубинки. Вот уже год, как расширяют. Однако в этом представительном списке почему-то нет такого забавного города, как Боровск. Стартовали такие фольклорные проекты, как "Великий Устюг – родина Деда Мороза", "Кострома - родина Снегурочки", "Чысхаан - повелитель холода", "Нижегородский купец", "Архангельск - родина Снеговика", "Карельский морозец Паккайне", самое время пропагандировать "Параллельный Боровск", "Боровск – колыбель космонавтики" или "Боровск – цитадель старой веры".

Как во всякое хорошее место, в Боровск хочется вернуться. Уже с лопатами и фонариком. Найти горшочек с червонцами (из Глобуса Боровска) или осмотреть дом с привидениями (см. туда же). ОСТАНОВИТЬСЯ: В Боровске легко можно заночевать – в мини-гостинице "Боровск". Почувствовать себя Наполеоном, который в городе тоже останавливался. На одну ночь. Кручинился.

ГОРЯЧЕЕ: 1. В мини-отеле "Боровск", где останавливался Козьма Прутков с прутковедами, есть кафе. 2. На центральной площади – вполне демократичное кафе "Дружба" с официантками и вегаменю. 3. По ул.Ленина, не доходя до ДК, есть нескольео пафосный ресторан "Изба". 4. Для экстремалов и паломников в строго отведённое для еды время открыта трапезная Пафнутьева монастыря. 5. Для прогуливающих уроки – ноосферная школьная столовая на ул.Ленина.  

Автор: Сергей Коновалов Просмотров 771

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в России. В Подмосковье, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Галич, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!