История Судака

Какое разнообразие племен и народов!
Какое столкновение культур Востока и,
Запада, Юга и Севера! И все это в одном
уголке Восточного Крыма — Судаке,
живописном руинном городе былых времен
человечества...
А. Башкиров

О былом значении нынешнего скромного города, о его связях с тогдашним миром, Европой и Азией, говорят топонимы. В самом деле: Сугдея, Сугдая, Сидагиос — у греков, Сурож — у русских, Судак, Сугдак, Солтак, Шолтатия — у восточных географов, Солдайя — у генуэзцев — вот далеко не полный перечень названий Судака в различные исторические периоды и у разных народов. Уже в обилии названий города отражена его сложная историческая судьба. Согласно одному из предположений ученых Судак является видоизменением слова Сугдак (Сугдея), связываемого со страной Согд (в Средней Азии). Принято считать, что название это принесено в III в. н. э. аланами, которым приписывают основание Судака.

Позже аланы обосновались на Кавказе. В Осетии и по сей день есть селение Суадаг и речка того же названия. Случайное созвучие или историческая преемственность? Пока можно строить только догадки.

Основным источником наших знаний о далеком прошлом Судака и всего восточного Крыма являются археологические материалы. Письменные свидетельства немногочисленны и дают хотя и ценную, но отрывочную информацию. Важные сведения содержатся, например, в записях уже упоминавшегося нами греческого синаксаря (ныне хранится в одном из архивов Турции). Из записей монахов судакского монастыря мы узнаем в числе других данных и дату основания Судака: "Построена крепость Сугдеи в 5720 (212) г." Однако археологи выявили и гораздо более древние поселения в окрестностях нынешнего города. О самом раннем и последующих периодах истории Судака и пойдет речь.

У истоков истории. В Судаке и его окрестностях люди жили еще на заре первобытно-общинного строя. Вблизи города, в Новом Свете и в окрестностях Щебетовки обнаружены орудия труда людей, живших в каменном веке. За последние десятилетия на мысе Меганом, в Копсельской долине, у горы Алчак и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.

Начиная с I тысячелетия до н. э. на побережье и в горах Крыма (в окрестностях Судака также) обитали племена тавров. Жильем этому древнейшему, известному нам по литературным источникам, населению полуострова служили пещеры, хижины и укрепленные убежища, сложенные из крупных камней. Занимались тавры охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, отчасти скотоводством. Орудия труда и оружие они изготовляли из камня, меди, бронзы, а позже — из железа. Прибрежные тавры не прочь были взять добычу с торговых кораблей, главным образом греческих, шедших в Пантикапей (Керчь).

Между мысом Меганом и горой Караул-Оба в Новом Свете находилось несколько таврских поселений — сохранились памятники культуры и быта. В 1927 г. в обрыве близ Меганома обнаружены, например, две таврские обжиговые печи с большим количеством фрагментов глиняной лощеной посуды ручной лепки с врезным и лепным орнаментом. На горе Караул-Оба в 1928 г. найдена в изобилии такая же посуда. Здесь же оказались кремневые орудия, каменные ядра для метания из пращи, раковины мидий, устриц и пр. Тавры хоронили покойников в больших каменных "ящиках", состоявших из четырех прямоугольных плит, поставленных на ребро, пятая закрывала "ящик" сверху. Таких "ящиков" (дольменов) в Копсельской долине обнаружено более 90. Там же найдены шесть огромных менгиров — грубо обтесанных каменных столбов высотой 2,8—3,0 м., поставленных вертикально. Столбы эти имели культовое назначение.

В VI—V вв. до н. э. на побережье Крыма появляются греческие города-колонии: Пантикапей, ставший позже центром Боспорского царства, Феодосия, Херсонес. Есть предположение, что небольшая колония существовала и в Судаке или в Новом Свете — Афинеон (возможно, IV в. до н. э. - первые века н. э.). Эту гавань упоминает древнегреческий автор II в. н. э. Флавий Арриан. Предположение подкрепляется данными археологических разведок. В 1928 г. у самого берега судакской малой бухты выявлены фрагменты аттических сосудов IV в. до н. э.

В окрестностях Судака археологи нашли несколько кладов монет, попавших сюда из Пантикапея и относящихся к IV в. до н. э. - IV в. н. э. Это говорит о торговых связях древнего Судака с Боспорским царством. В стене средневекового монастыря на горе Ай-Георгий оказалась каменная плита III в. н. э., посвященная греческой богине Деметре, которую чтили на Боспоре.

В III в. н. э. в Крым нахлынули ираноязычные племена аланов (алано-сарматов), Аланы поселились и в окрестностях Судака. Ряд русских ученых и швейцарский исследователь и путешественник Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов.

Византийская сугдея. В эпоху раннего средневековья южная и юго-восточная части Крыма попадают в сферу политических интересов Византии. К концу VI в. на территории нынешнего Судака уже существовало византийское береговое укрепление. Затем (с середины VII в.) здесь появляются новые хозяева — хазары. Они оставили жителям городов самоуправление, обложив их данью и торговыми пошлинами. Представитель хазарской власти тудун, или тархан, находился в Судаке.

С середины VIII в. началась интенсивная иммиграция в Крым византийских греков. Вероятно, это переселение было вызвано религиозной борьбой иконоборцев с почитателями икон, длившейся с переменным успехом почти сто лет. Победа иконоборцев вынудила иконопочитателей бежать в Таврику — одну из окраинных провинций Византии. Вероятно, этим объясняется обилие сохранившихся в Судаке и его окрестностях развалин древних византийских храмов и монастырей.

В то время в окрестностях Сугдеи существовало несколько поселений: четыре из них — между берегом моря (близ села Солнечная Долина) и горой Алчак, два — в Новом Свете и одно — у нынешнего села Дачного. Кроме того, в районе Судака было семь монастырей. Жили здесь греки, потомки тавров и скифов, аланы и другие племена, подвергшиеся сильной эллинизации — греческому влиянию.

К началу VIII в. Судак — уже довольно большой город, ему подчиняется ряд сельских поселений. Он же центр православной епархии (церковного округа), которую возглавляет вначале епископ, с X в. — архиепископ, а еще позже — митрополит. Номинальная зависимость и даннические отношения с хазарами не мешают Судаку развивать торговые связи.

Сурож и Русь. Связи Киевского княжества с Крымом, в частности с Судаком, известным на Руси под именем Сурожа, прослеживаются с начала IX в. Первое тому свидетельство мы находим в "Житии Стефана Сурожского", епископа сугдейского с 787 по 826 г.

Слава о богатстве Сугдеи, возможно, послужила причиной нападения на нее одного из князей русов в начале IX в. Из жития известно, что князь Бравлин, "пограбища" все побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, напал на Сурож. Только после ожесточенных десятидневных штурмов крепости "вниде Бравлин, силой изломив железная врата". Русы взяли большую добычу — золото, драгоценные камни, товары. Так как в летописях не упоминается князь Бравлин, некоторые историки полагают, что в рукопись "Жития Стефана Сурожского" вкралась ошибка: переписчик, возможно, принял слово "бранлив", т. е. воинственный, за собственное имя "Бравлин".

После взятия Херсонеса войсками киевского князя Владимира (988 г.) Крым входит в сферу политических и торговых интересов Киевской Руси. Связи Сурожа с Киевским княжеством отразились в былинах цикла "Князь Владимир Красное Солнышко".

Так, в былине "Чурило и князь Владимир" рассказывается, например, о поездке князя с княгиней и богатырями к сурожанам Чуриле и его отцу Пленку:

Старый Пленко Суроженин
Приступил ко князю Владимиру
И ко княгине Апраксеевне,
Повел их во светлы гридни,
Сажал за убранные столы, в место почестное;
Принимал, сажал князей и бояр
И могучих русских богатырей...

В замечательном памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" Сурож упоминается дважды. Вот одно из этих упоминаний (текст в переводе В. А. Жуковского): "Див кличет на верху древа, велит прислушать земле незнаемой: Волге, Поморию, и Посулию, и Сурожу..." Сообщения о Суроже и сурожанах можно встретить и в русских летописях.

Так как русские называли Судак-Сугдею Сурожем, то по имени города сурожскими стали называть и товары заморских купцов — шелк-сырец, хлопчатобумажные и легкие шерстяные ткани. Иностранных купцов, торговавших этими товарами в самом Суроже и продававших их по всей Руси, называли "сурожскими гостями". Затем это название распространилось и на русских купцов, покупавших товары в Суроже и продававших в Киеве, Москве и других городах. В Москве "сурожские гости" вели крупную оптовую торговлю, жили в особом квартале и составляли верхушку богатого и влиятельного купечества.

Во время похода против татарских полчищ хана Мамая Дмитрий Донской взял с собой десять сурожских купцов: им предстояло служить переводчиками при переговорах с татарами и быть свидетелями русской славы, если победа достанется русским. Князь Михаил Тверской отправлял послом в ордынскую ставку Некомата Сурожанина, чтобы тот выпросил "ярлык", т. е. назначение Михаила Тверского великим князем.

Расширению и упрочению связей Сурожа с русскими способствовало основание на Тамани Тмутороканского княжества, в которое входила позднее часть Керченского полуострова с городом Корчевом (Керчь). Из этого княжества русские постепенно расселились и по другим местам Крыма: в Солхате (Старый Крым), Судаке, Мангупе, Херсонесе они составляли, по всей вероятности, значительную группу.

Тмуторокань в некотором отношении стала конкурировать с Сурожем в заморской торговле, так как часть заграничных товаров, направляющихся на север и восток, шла через Керченский пролив, по Азовскому морю и дальше по рекам Кубани и Дону. Но торговое первенство по-прежнему оставалось за Сурожем.

Особого расцвета Судак достиг в XII - начале XIII в., в это время его связывают даннические отношения с половцами-кипчаками. Даже Черное море арабские писатели называли Судакским. Арабский историк Ибн-аль-Асир (1160-1233) сообщал, например, о Сугдее: "Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы, находящиеся в земле их". Судак стал международным городом, где встречались купцы со всех концов мира: из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии и даже из Индии и Китая. С Запада в Судак привозили французское и английское сукно, оружие, женские украшения, ювелирные изделия, из Египта и Сирии — хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии — кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая — шелк. Из Руси через Судак шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька, строительный лес.

Сурожские гости везли европейские, малоазийские и египетские товары в Киев, Москву, Новгород. В Судаке составляли караваны в Среднюю Азию, Монголию, Китай. Для этого купцы покупали здесь "русские повозки", славившиеся у иноземцев прочностью и удобством.

О тесных связях Сурожа с Московским государством и значении там сурожских гостей можно судить по тому, что в Московии возникают поселения с названиями: Сурож, Сурожик, Сурожская волость. В Москве и некоторых других городах были "суровские" (сурожские) торговые ряды.

Известно, что выходец из Сурожа Степан Васильевич Ховр, перешедший на службу к великому князю Московскому "из своей вотчины Судака да из Манкупа, да из Кафы", стал родоначальником бояр Ховриных и Головиных.

Со второй половины XII в, в Судаке появляются венецианцы и пизанцы. Они торгуют с русскими, половецкими, среднеазиатскими купцами. Слава о богатстве Судака послужила причиной нападения на него иконийского (сельджукского) султана 2 Ала-ад-дина Кей-Кубада.

Это случилось в 1222 г. Караульный с вершины Дозорной башни заметил на горизонте корабли, державшие путь на Судак. Начальник города и крепости (севаст) понял, что это не обычный торговый караван, а армада военных кораблей. Увидев, что суда повернули на восток, он направил гонца к половецкому хану в ставку близ Солхата (Старый Крым). Хан, узнав о приближении флота к Феодосийскому заливу, начал готовить войско и тут же послал за помощью к русскому (тмутороканскому) князю.

Пока шла высадка десанта на берег Феодосийского залива, тмутороканский князь успел отправить свой передовой конный отряд, который присоединился к половецкому войску. Главные же силы русских шли походным порядком.

Туркам-сельджукам удалось наголову разбить союзное войско, и русский князь вынужден был послать их адмиралу большие дары с предложением мира. Десятитысячный сельджукский отряд двинулся после этого на Сугдею. Навстречу врагу вышел отборный конный отряд защитников города. В долине началось сражение. Сельджуки применили свою обычную тактику — якобы отступая, завлекли сугдейский отряд в глубь долины, а потом из засады набросились на него. Весь отряд был уничтожен. Ворвавшись в город, неприятель перебил многих жителей. Оставшиеся в живых дали огромный выкуп.

Турки-сельджуки оставили в крепости гарнизон и, прихватив с собой награбленное, вернулись в свою страну. Так Сугдея оказалась в зависимости от иконийского султана.

Владычество Орды. Вскоре для города начались тяжкие испытания. Кочевая империя Чингис-хана и его преемников с первой четверти XIII в. неуклонно двигалась из глубин Средней Азии на Восточную Европу и в первую очередь на Русь. Ордынцы-татары нанесли поражение половцам, уничтожили Тмутороканское княжество. Далее на их пути был Крым. 27 января 1223 г., судя по записям в синаксаре (о нем уже шла речь), кочевая орда впервые совершила набег на Сугдею. Ибн-аль-Асир писал, что, когда татары захватили Судак, часть жителей разбрелась со своим имуществом по горам, другие отправились на кораблях в Малую Азию.

Разграбив город, завоеватели вскоре оставили его, но через 16 лет — в 1239 г., во время нашествия Батыя на Русь, — вернулись вновь. В синаксаре записано: "26 декабря, в тот же день пришли татары". Они снова разграбили Сугдею и теперь уже прочно осели в Крыму, который стал улусом (провинцией) Золотой Орды и управлялся наместником великого хана. Татары разместили в Судаке свой гарнизон, но оставили жителям самоуправление, обложив их данью, которую отвозили в ставку хана Батыя.

В первое десятилетие ордынского владычества международная торговля в Сугдее приходит в упадок. Сурожские торговые гости не могли ездить с товарами на Русь, так как в степях их грабили кочевники. С середины XIII в. международная торговля в Судаке возобновляется, хотя татары взимают большие торговые пошлины. Постепенно в городе появляются византийские, венецианские, генуэзские и другие заморские купцы. Прибывают и русские. Французский посол к Батыю Рубрук писал в своих записках, что в Сугдее останавливаются все купцы, которые едут из Малой Азии в северные страны, а также возвращаются из "Русии" и северных стран. Сугдея опять становится большим международным рынком.

И все же, несмотря на возобновление торговли и рост благосостояния, жители города не чувствовали себя в безопасности. Татары не раз нарушали мирные отношения и грабили город. Так, в 1299 г. орды Ногая внезапно напали на Сугдею, вырезали жителей, ограбили и сожгли город. Подобным разгромам он не раз подвергался и в XIV в. Известно, что часть татар уже с конца XIII в. поселяется в Сугдее и некоторые из них переходят в христианскую веру, о чем можно судить по заметкам на полях синаксаря (татары были язычниками, а магометанство приняли только в XIV в.)

Ограбленный и опустошенный город каждый раз возрождался, отстраивал разрушенное и снова богател и рос. Население стало увеличиваться с конца XI в. вследствие иммиграции армян, которые бежали от гнета малоазийских турок, поработивших Армению. Первые армяне-беженцы — 20 тысяч человек — поселились в Сугдее и ее окрестностях, в Солхате и других местах Крыма. Армяне были отличными строителями и оставили интересные памятники архитектуры. Замечателен возведенный ими монастырь Сурб-Хач ("святой крест") близ Старого Крыма.

В XIII в., особенно в первой его половине, торговое первенство в Сугдее принадлежало венецианцам, но уже к концу столетия перед городом возникла опасность в лице новых пришельцев — генуэзцев.

Солдаия - колония генуэзцев. Республика Генуя давно рвалась к черноморской торговле. В 1261 г. генуэзцы получили от византийского императора Михаила Палеолога монопольное право плавать по всему Черному морю и основали в 60-х годах торговую факторию в Кафе (на месте Феодосии). Кафа вскоре стала значительным опорным пунктом Генуи. В июле 1365 г. генуэзцы внезапно напали на Сугдею, взяли ее приступом и захватили 18 селений в округе. Разноплеменное население города (большинство составляли греки) не оказало серьезного сопротивления.

После падения Сугдеи генуэзцы прибрали к рукам все крымское побережье от Черкио (Керчь) до Чембало (Балаклава, в черте современного Севастополя). Кафа стала центром их колоний в Северном Причерноморье. Солдайя, как генуэзцы нарекли Сугдею, превратилась в укрепленное поселение: власти Кафы запретили ей принимать и отправлять торговые суда. Вся международная торговля теперь была сосредоточена в Кафе. Однако в Судаке, утратившем свое былое значение, остается еще достаточно ремесленников, в частности строителей, которых генуэзцы используют для возведения и починки крепостных сооружений, существовавших и раньше, в догенуэзский период.

Солдайя управлялась на основании "Устава для гейуэзских колоний на Черном море", изданного в Генуе в 1449 г.

О содержании и детальности проработки Устава можно судить уже по названиям его разделов. Вот некоторые из них: "В котором часу надлежит звонить в колокол", "О праве добывать камни", "О том, чтобы делаемые доклады были прежде написаны секретарем", и т. д. Уставом была узаконена работорговля: "Каждому, какого бы звания он ни был, дозволено покупать людей лично или через посредников наряду с прочими имуществами и товарами свободно помимо всякого вмешательства консула". Как видим, рабы были приравнены к товару.

Специальная глава посвящалась устройству Солдайи. При консуле состоял "попечительный" комитет из двух лиц — генуэзца и грека. В обязанности комитета входило хранение оружия и запасов продовольствия на случай осады города, надзор за городскими работами, за поведением местных чиновников, за финансовой деятельностью консула и т. д.

Примечательно, что в небольшом по размерам городе было 13 храмов — свидетельство того всепроникающего влияния (слова Ф. Энгельса), которое оказывала на тогдашнее общество церковь.

С 1453 г. положение генуэзских колоний в Крыму резко ухудшается. Турки-османы захватили столицу Византии Константинополь, истребили жителей и взяли под контроль Босфорский пролив. В результате торговля Крыма со Средиземноморьем почти прекратилась, а колонии генуэзцев оказались отрезанными от метрополии. Некоторый спад происходит и в торговле с Московским государством.

Крымские колонии стали теперь обузой для республики Генуи, и она уступила их генуэзскому банку святого Георгия, самому богатому в Европе. Поскольку контроль со стороны правителей банка отсутствовал, генуэзские чиновники все более погрязали в злоупотреблениях и взяточничестве. Отсюда и недовольство трудового населения. В Кафе, Солдайе и других городах обостряется классовая борьба, не раз выливавшаяся в народные восстания. Только в Кафе с 1454 по 1475 г. их было пять. Восстание в Солдайе в 1470 г. удалось подавить лишь с помощью кафинских войск.

Одновременно феодалы усилили эксплуатацию солдайских крестьян. В архиве Генуи хранится переписка последнего консула Солдайи Христофоро ди Негро по так называемому "делу братьев Гуаско". Из писем явствует, что помещики братья ди Гуаско незаконно захватили в Солдайском консульстве деревни Скути (ныне Приветное) и Тасили (по-видимому, близ села Морского). Они пытались закрепостить крестьян, отбирали у них хлеб и скот, давили непомерными налогами, повинностями, сами правили суд, пытали и предавали смертной казни. В знак своей власти Гуаско поставили в Скути виселицу, а на границе своих владений — позорный столб для наказания плетьми.

Консул ди Негро, возмущенный незаконными действиями феодалов, послал своих стражников уничтожить позорный столб и виселицу, но их встретил большой вооруженный отряд братьев Гуаско. Тогда ди Негро написал жалобу кафинскому консулу, требуя привлечь Гуаско к суду и наказать. Но консул Кафы повелел солдайскому консулу "впредь не беспокоить ни тех братьев, ни их людей". Тем, очевидно, дело и кончилось.

Под властью турок. 31 мая 1475 г. в Кафинском заливе появилась турецкая эскадра, высадившая большой десант, в помощь которому подошло татарское войско. На пятый день осады Кафа пала. Турки вырезали всех армян, а генуэзцев обратили в рабство. В русской летописи записано: "Туркове взяша Кафу, гостей московских много побита".

Участь Кафы разделили и другие генуэзские колонии в Крыму. Последней пала Солдайя, жители которой упорно защищались. Часть солдайцев спустилась тайным ходом к морю и бежала на кораблях. По преданию, около тысячи защитников крепости во главе с консулом Христофоро ди Негро заперлись в главном храме. Но турки подожгли храм, и все, кто в нем был, погибли. Это предание подтверждено раскопками 1928 г.: в развалинах храма обнаружено множество обугленных человеческих скелетов.

Турки оккупировали все крымское побережье и княжество Феодоро (независимое государство в юго-западной части Крыма со столицей на горе Мангуп), а своего недавнего союзника — Крымское ханство — обратили в вассала. Судак стал для них только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. Плодородную долину, ее сады и виноградники захватили новые хозяева — богатые кафинцы. К концу XVII в. Судакский кадылык (район), входивший в состав Кафинского каймаканства (провинции), включал 20 селений от Алушты на западе до Коз (Солнечная Долина) на востоке.

В составе России. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. (в ходе ее русские войска заняли полуостров) Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Но турки продолжали упорно цепляться за Крым. Для борьбы с турецкими десантами А. В. Суворов в 1778-1779 гг. укрепил побережье. На территории Судакской крепости был построен артиллерийский редут. Позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка.

С присоединением Крыма к России (1783) начинается усиленное освоение края. Екатерина II раздавала земли, брошенные эмигрировавшими в Турцию феодалами, своим приближенным. Князь Потемкин "подарил" сам себе лучшие крымские земли, в том числе в Судаке. Со свойственным ему размахом он приказал выписать из Европы лучшие виноградные лозы, посадить шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие деревья. А работали в садах в основном бывшие солдаты. Вот пример характерной выписки из ордера Потемкина от 1788 г.: "...приказал я киевского 6-го баталиона мастеровой роты рядового Ивана Степанова из службы исключить, коего по сему извольте оставить в области Таврической на поселение в Судацких садах".

В результате раздачи и раздела земель к началу XIX в. хозяевами Судакской долины оказались около двухсот мелких помещиков. Новые сорта винограда не разводили, начали даже вырубать фруктовые деревья поблизости от виноградников. И. М. Муравьев-Апостол, побывавший в Крыму в 1820 г., писал, что раньше "вся Судацкая долина покрыта была плодовыми деревьями, чуть ли и вино не лучшее было тогда. Теперь она гола как степь... а причина сего истребления — сами помещики". Они сажали вперемежку что попало и стремились к одному — побольше надавить вина и подороже его продать. Крупные помещики смотрели на подаренные им земли, как на дачное место, где приятно провести купальный и виноградный сезон. Приезжали всем семейством, с гувернерами, гостями, дворовой челядью, нередко даже с хором и музыкантами. По окончании сезона снова забывали о своем приморском поместье.

Несмотря на отсталые методы ведения хозяйства, к 30-м годам прошлого века Судак, в ту пору местечко Таракташской волости Феодосийского уезда, вышел на первое место в Крыму по виноградарству и виноделию, чему немало способствовали благоприятные природные условия.

Важное значение для развития края имело открытие в 1828 г. пароходства на Черном море. В 1866 г. в Судаке побывало 35 пароходов и 6 парусников. Суда привезли пшеницу и пустые бочки, а вывезли — вино (1584 бочки), каперсы, дубовые дрова, древесный уголь, миндаль. В 1887 г. в порт заходило уже 79 судов.

В середине прошлого века в Судаке было 320 жителей и 90 домов. Приведем свидетельство очевидца (1869 г.): "Судак — самое маленькое местечко, расположенное в долине того же имени на версту от моря, с каменного красивою православною церковью, с десятком домов и домиков по обе стороны церкви, да две мелочных лавочки, пекарня, резня, кузница, бондарня, почтовая станция и три шинка. Сам по себе (Судак) далеко не важен, но обширное местоположение долины с большим количеством лучших виноградников и значительное виноделие поставили его на высокую ступень".

К концу XIX в. это уже не просто местечко, а известный и к тому же дешевый курорт, где отдыхали в основном интеллигенция и студенты. Судак был связан шоссейными дорогами с Феодосией (в 1912 г. началось автомобильное сообщение), Симферополем и Алуштой. На рейде останавливались пассажирские пароходы и военные суда.

В конце XIX - начале XX в. в уезде в целом (имеется в виду Феодосийский уезд) и в окрестностях Судака происходят замечательные перемены: ширится недовольство народных масс самодержавием, ведется революционная пропаганда. Эти годы отмечены волнениями крестьян в Таракташе (Дачное), Салах (Грушевка).

Прокламации, распространенные в 1902 г. в Феодосии накануне базарного дня, разошлись по уезду и "повсюду были встречены с восторгом; в одной деревне — Коктебеле крестьяне собрали сходку и на ней прочли им грамотные из них". Цитируемое письмо, отправленное из Феодосии в Симферополь, было перехвачено царской охранкой и находилось в "Деле секретного стола губернатора за 1902 г."

Феодосийская организация РСДРП призвала крестьянство и интеллигенцию уезда "примкнуть к пролетариату, смело бросившему перчатку самодержавию, потому что один только он проявляет наибольшую энергию в борьбе с самодержавною гидрою". Это год 1903-й.

В период революции 1905 г. стачки, митинги, столкновения с полицией приняли настолько грозный характер, что командующий войсками телеграфировал таврическому губернатору: "Считаю безусловно необходимым объявить Феодосию с уездом на военном положении..."

В годы реакции, последовавшей за первой русской революцией, Судак посещали питерские большевики. Революционная пропаганда проводилась среди сельских рабочих, крестьян-батраков, среди матросов военных кораблей. В июне 1906 г. большевичка К. А. Александер писала из Судака в Петербург: "На днях в Судак прибыли четыре миноносца. Перед ними останавливался крейсер. Команды высадились на берег — такие славные, хорошие лица. Мы их, конечно, снабдили брошюрами и кипой газет — партийных, благо, что захватили из Питера. Как они (матросы) были довольны!"

Дореволюционный Судак по-прежнему оставался небольшим населенным пунктом, оживавшим в курортный сезон и на время уборки винограда. Кроме уже упоминавшейся "почтовой станции", здесь были телеграф, земская больница, аптека, земская библиотека-читальня. В границах нынешнего Судакского района насчитывалось 6 начальных школ, которые могли охватить только 40% детей. Проживало в Судаке около 2 тысяч, в основном русские, а также немцы, греки, армяне, татары, евреи, караимы. Главные строения находились у церкви, около рынка. В прибрежной части располагались отдельные дачи и гостиницы. Летом Судак принимал одновременно до 3,5 тысячи приезжих. Отсюда вывозили вино, виноград, фрукты, рыбу, стройматериалы.

Образную картину местечка той поры дал писатель Сергей Елпатьевский. В "Крымских очерках" он, в частности, писал, что "о Судаке нельзя сказать, благоустроен он или неблагоустроен, — он просто не устроен, без всякого устройства".

А.И. Полканов, Ю.А. Полканов Симферополь Таврия
Красивые места Крыма

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в России. В Подмосковье, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Галич, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!