Киммерийцы в Крыму

В конце бронзового - начале раннего железного века в Северном Причерноморье появляется новая археологическая культура - киммерийская, названная по имени обитавшего здесь древнего ирано-язычного народа. Время её существования специалисты относят к 9-му - началу 7-го века до нашей эры. Археологические материалы свидетельствуют о том, что она сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы, существовавших в причерноморских степях. Характерным её признаком было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений.

Причина перехода к кочевому хозяйству была связана с иссушением степей, которое привело к сокращению населения и отказу от земледельческо-скотоводческого образа жизни. Переход к кочевому скотоводству в это время произошел на огромных пространствах степной Евразии. Главной фигурой новой эпохи стал всадник-воин и пастух с вполне определённым набором конского снаряжения, оружия и украшений, очень близких функционально и похожих внешне на всём пространстве от Памира до Балкан и Венгерской равнины. Пастухи гнали стада по кочевым маршрутам, а их семьи следовали за ними на повозках. Воинственная племенная верхушка могла передвигаться на боевых колесницах.

В киммерийское время широко распространились такие элементы конской узды, как металлические удила из бронзы и железа, псалии (фиксаторы удил в виде стержней с отверстиями, к которым крепились ременные части уздечки), разнообразные бронзовые и костяные бляхи, украшавшие конскую упряжь. Воины носили кафтаны, перехваченные широким боевым поясом, к которому крепилось оружие.

Основным оружием конников был небольшой, так называемый "скифский", лёгкий лук со сложным изгибом. Его носили вместе со стрелами в футляре (горите). Набор стрел имел костяные и двухлопастные бронзовые наконечники. Вероятно, в киммерийских степях впервые появились конные лавы, атаковавшие противника на скаку, выпуская по нескольку раз за атаку большое количество стрел, и отступавшие, не входя в прямое соприкосновение с врагом. После нескольких таких атак, если противник был изранен и деморализован, начинался ближний бой, в ход шли копья, каменные молоты на деревянных рукоятях, короткие мечи и кинжалы.

Клинковое оружие было железным, обоюдоострым, иногда рукояти мечей и кинжалов изготавливали из бронзы и надевали на специальный железный штырь клинка. Обязательным атрибутом был железный нож. Украшения конской узды и костюма, преимущественно бронзовые и костяные, нередко покрывали сложными геометрическими орнаментами.

Археологам известны лишь немногочисленные разбросанные по степи и лесостепи погребения киммерийцев. На курганах, над некоторыми из могил возвышались столбообразные каменные изваяния с изображением оружия, костюма и украшений, но лишённые лиц. Возможно, на изображение черт человека в религии киммерийцев был наложен запрет. Могилы, как правило, сооружали в более древних курганах эпохи бронзы. Лишь в единичных случаях, над гробницами прославленных вождей, киммерийцы насыпали новые курганы.

Огромные пространства Степного Причерноморья, освоенные киммерийскими племенами, небольшое количество населения, отсутствие больше семейных и родовых кладбищ свидетельствуют о том, что они находились на первой стадии кочевания, когда кочевые угодья ещё не были жёстко закреплены за семьями и родами, а маршруты перекочёвок были растянуты на многие сотни километров. Так как киммерийские захоронения встречаются и в материковой лесостепи, нужно думать, что при неблагоприятных климатических условиях киммерийцы со своими стадами вторгались в южные лесостепные районы. На западе киммерийские древности встречаются в Венгрии и на Балканах. На востоке - в междуречье Дона и Волги и в предгорьях Северного Кавказа. Киммерийцы причерноморских степей граничили с родственными им племенами.

В 8 веке до нашей эры усилившееся иссушение степи могло подтолкнуть киммерийцев к военным походам в Закавказье и страны древнего Востока. Об этих событиях сообщают ассиро-вавилонские клинописные таблички. О присутствии киммерийцев в Малой Азии был осведомлён легендарный древнегреческий поэт Гомер, а греческий историк Геродот обстоятельно повествует о действиях киммерийских отрядов на Ближнем Востоке. Геродот в 5-ом веке до нашей эры посетил греческую колонию Ольвия, что в устье Днепро-Бугского лимана; там он услышал о реальных и легендарных событиях, связанных с давно исчезнувшим киммерийским народом.

С восточной частью Крыма связаны такие топонимы, известные из сочинений античных писателей, как область Киммерия, Боспор Киммерийский, киммерийские переправы (учитывая то, что Боспором Киммерийским в древности называли Керченский пролив, можно допустить, что на нём и находились киммерийские переправы), гора Киммерий и греческий город Киммерик. Возможно, с Крымом связаны и киммерийские стены - легендарные укрепления, которые, как считали греки, были сооружены киммерийцами.

Археологически киммерийская эпоха представлена в Крыму довольно скромно. Известно чуть более двадцати под курганных захоронений в степной и предгорной частях полуострова, два каменных изваяния, некогда стоявших на курганах над киммерийскими могилами, и отдельные находки киммерийских вещей. Исходя из этих наблюдений, можно думать, что киммерийцы занимали всю степную часть Крымского полуострова, Керченский полуостров, местами проникали до северного склона Главной гряды Крымских гор. Их отношения с таврами, жившими в горных районах, остаются неопределёнными, но, судя по тому, что предгорные могилы киммерийцев и тавров находятся в одной зоне, военные противостояния, если они случались, не были войной на истребление.

Отношения с пришельцами - скифами были враждебными. В "Истории" Геродота сохранился один из эпизодов войны между скифами и детьми скифских рабов, под которыми современные исследователи нередко подразумевают покорённое скифами местное киммерийское население. Война между скифами и потомками рабов была ожесточённой и длительной и закончилась победой скифов. Происходила она, скорее всего, в начале 6-го века до нашей эры, во время окончательного возвращения остатков скифских отрядов из восточных походов, в которые, как считал Геродот, скифы отправились, преследуя бежавших от них киммерийцев. Вероятно, после этой битвы и закончилась самостоятельная история киммерийцев, хотя, как показывают результаты раскопок на Керченском полуострове и в предгорье, остатки этого древнего народа сохранялись в окраинных районах Скифии, постепенно ассимилируясь со скифами, а возможно и с таврами.

Источник: kimmeria.com

Красивые места Крыма

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!