Кинематограф Крыма

Крым всегда был излюбленным местом для кинематографистов. Ведь здесь, кажется, сама природа позаботилась о многообразии съемочной натуры. Высокие горы и постоянно меняющееся теплое море, густые, полные ярких красок леса и фантастические пещеры, каньоны и долины, просторные, безграничные степи, причудливые бухты, роскошно цветущие южные растения в ухоженных парках — и все это на небольшой территории полуострова. Здесь можно встретить остатки античных полисов, развалины «пещерных городов» и средневековых крепостей, замки и мечети, дворцы и виллы. Не выезжая из Крыма, на экране можно создать тропики и пустыню, жаркое Средиземноморье и сибирскую тайгу, северные фьорды и американскую Аризону, современные Запад и Восток.

Вот почему в Крыму снимали и снимают самые разнообразные фильмы: исторические, приключенческие, фантастические, фильмы-сказки.

Много лет назад по достоинству оценил неповторимую красоту Южнобережья и всего крымского ландшафта основоположник российского кинематографа Александр Алексеевич Ханжонков. С его именем связан расцвет «самого массового из всех видов искусств» — кино, выход в свет кинолент начала XX века, становление лучших кинорежиссеров и актеров отечественного кинематографа.

Ханжонков понял, что в Крыму можно снимать фильмы без больших затрат на декорации и дальних поездок в киноэкспедиции. «...Наученный горьким опытом, я пришел к заключению, что для спокойной и продуктивной работы необходимо иметь на лето специальную базу с хорошо оборудованной площадкой для декоративных постановок... Мой выбор места для такой базы остановился на Крыме, где и солнечных дней в году больше, чем на Кавказе, да и дорожное сообщение гораздо лучше», — писал Александр Алексеевич в книге «Первые годы русской кинематографии».

Его кинематографическая деятельность началась в 1904 году. Молодой, вышедший в отставку офицер русской армии А.А. Ханжонков, располагая минимальными средствами и заручившись материальной и моральной поддержкой родных и друзей, открыл в Москве контору по продаже, а затем прокату иностранных фильмов. Благодаря неутомимой энергии, порядочности и трудолюбию, он в короткий срок стал самым видным русским кинопроизводителем. Его прокатная контора преобразовалась в «Торговый дом А. Ханжонкова», а затем в акционерное общество «Ханжонков и компания».

За всю свою жизнь известный кинорежиссер и предприниматель снял около четырехсот различных кинолент — научных, познавательных, игровых, исторических, в том числе и первые отечественные мультипликационные фильмы. Александр Алексеевич открыл миру блестящих актеров: Веру Холодную, Ивана Мозжухина, Веру Коралли и других. Он стал первым русским кинематографистом, удостоенным высокой награды отечества — ордена Станислава 2-й степени. А в Крыму, в Ливадии, за создание исторического фильма «Оборона Севастополя», кстати, первого русского полнометражного фильма, он получил личную награду Императора Николая II — бриллиантовый перстень. Выдающаяся по тем временам документальная киноэпопея снималась Ханжонковым вместе с В.М. Гончаровым. Александр Алексеевич был и режиссером сцен, снимавшихся на местах подлинных боев с привлечением участников первой героической обороны Севастополя.

Работая в Москве, Александр Алексеевич все чаще думал о Крыме, где можно снимать фильмы круглый год на натуре. С целью создания съемочной базы в конце лета 1917 он года приехал в Ялту и купил на Аутской улице (ныне ул. Кирова, 30) участок земли с домом и декоративными деревьями. Здесь он построил кинопавильон, оборудовал фотолабораторию, перевез из Москвы весь необходимый реквизит. Пригласив лучших актеров и режиссеров, приступил к съемкам.

К этому времени жители Крыма были уже знакомы с кинематографом. Первый фильм в Симферополе был продемонстрирован в 1899 году, т. е. спустя три года после знаменитого сеанса братьев Люмьер на бульваре Капуцинов в Париже. Сеанс проходил в Дворянском театре города, и, как писала газета «Крым», кинолента показывала «изображения Высочайших особ». Новый вид искусства стал быстро приобретать большую популярность, и в 1904 году появилась необходимость открыть в Симферополе синематограф «Баян». Находился он в самом центре города на улице Дворянской, в здании, принадлежавшем предпринимателю Ф.Ф. Шнейдеру, ныне на этом месте расположен кинотеатр им. Т.Г. Шевченко.

Пробные сеансы пытался проводить в 1902 году в Ялте придворный фотограф К.Е. фон Ган, однако это была всего лишь восторженная презентация экзотической новинки.

В 1904 году страстный поклонник «живой фотографии», одесский чемпион по пиротехнике П.К. Чепати открыл в Ялте передвижной синематограф с впечатляющим названием «Чары». Почуяв запах коммерческого успеха «синема», он переоборудовал небольшой магазин в торговых рядах гостиницы «Джалита» под первый стационарный синематограф «Иллюзион». Доходы азартного одессита вдохновили других предпринимателей, и в Ялте один за другим стали открываться синематографы «Одеон», «Олимп», «Лотос» и другие.

Их владельцы наперебой приглашали уважаемую публику посмотреть «новые, изящные, роскошные постановки», среди которых были «Трагедия брака», «Тайна смерти», «Пламя ревности»... Показывались и другие ленты, такие как «Отцы и дети» (по И. Тургеневу), «Война и мир» (по Л. Толстому), «Олеся» (по А. Куприну). Эти фильмы можно было посмотреть в синематографе «Маяк», устроенном в Народном доме, построенном на средства жителей Ялты (ныне кинотеатр «Спартак»). В «Маяке» А.А. Ханжонков просматривал свои новые картины.

Одновременно с Ханжонковым в Ялту приехали еще несколько предпринимателей. Самым богатым из них был И.Н. Ермольев. Он приобрел у некоего Бухштаба дачу под названием «Стратеиз», которая размещалась на набережной за гостиницей «Ореанда». Дача занимала довольно большой участок, на котором Ермольев построил стеклянный павильон и начал снимать фильмы с известными артистами. Однако успешно начатое дело вскоре остановилось. Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую, привела к полному уничтожению кинопроизводства в Крыму.

Вспоминая о кинематографе, существовавшем до 1920 года, А. А Ханжонков писал: «...Я купил все оборудование, аппаратуру и мебель кинотеатра «Лотос». (Необходимо указать, что «Лотос» был последним кинотеатром, так как имущество других уже давно было вывезено). «Я выехал за границу для лечения, — продолжал Александр Алексеевич, — а возвратился уже тогда, когда наше ателье в Ялте было национализировано». В Россию Ханжонков вернулся в 1920 году по просьбе Луначарского и через год вновь оказался в Крыму. К этому времени по постановлению Совнаркома «О национализации» кинематографическая фабрика акционерного общества «А. А. Ханжонков», «Товарищество на паях И.Н. Ермольева» и «Русь» Торгового дома М.С. Трофимова стали собственностью Крымской социалистической республики. Все имущество и кинооборудование было свезено на фабрику Ермольева, и на ее базе основано государственное предприятие — Ялтинская киностудия. С этого времени началась новая глава в истории крымского кино.

Два дома Ханжонкова, купленные для киноателье, новой властью были конфискованы, семье выделили проходную комнату в доме по улице Севастопольской. Став постоянным жителем Ялты, пионер российского кино становится консультантом Ялтинской киностудии. В 40-е годы, в период оккупации, немцы вернули кинопродюсеру две комнаты в одном из его бывших домов, и это обернулось для него трагедией. После войны советские власти усмотрели в этом факте его связь с фашистами. Ханжонкова лишили хлебной карточки, что было в то время равносильно смерти. Полуголодное униженное существование ускорило смерть кинотворца. Александр Алексеевич Ханжонков умер в 1945 году, был похоронен на Ливадийском кладбище, позже перезахоронен в Поликуровском мемориале, где сейчас находится киногородок.

Признание и благодарность соотечественников пришли к Александру Алексеевичу, как это часто бывает, после смерти. В Москве создан «Дом Ханжонкова», а в Ялте в 1991 году появилось кинообъединение имени Александра Ханжонкова.

В разное время на Ялтинской киностудии работали его последователи, замечательные мастера советского экрана Александр Роу, Ролан Быков, Иосиф Хейфиц и другие. С Ялтинской киностудией связан дебют известного украинского режиссера Александра Довженко.

Работал на кинофабрике в двадцатые годы, тогда она принадлежала Всеукраинскому фотокиноуправлению, или ВУФКУ, поэт Владимир Маяковский. Отечественных фильмов в те годы было немного. О том, что смотрели тогда в кинотеатрах, можно судить по газетной рекламе: «Демонстрируется боевик «Над пропастью». Программу дополняет веселая комедия «Радиодетектив». Ближайшая постановка «Женщина гостиных». Иностранная продукция низкого качества не сходила с экранов.

Со свойственной ему энергией Маяковский решил вмешаться в работу «самого массового из искусств». «Я хочу, — говорил он, — сделать свое слово проводником идей сегодня. Если у меня есть понимание, что миллионы обслуживаются кино, то я хочу внедрить свои поэтические способности в кинематографию...». Летом тысяча девятьсот двадцать шестого года он принялся писать сценарии для кино. Из сохранившихся и опубликованных сценариев Маяковского два написаны в Ялте. Первый, названный «Дети», — о жизни ребят в пионерском лагере Артек, второй — для комедийного фильма «Слон и спичка». Вскоре сценарии были сданы на фабрику. В анкете о своей работе Маяковский писал: «Киноработа мне нравится главным образом тем, что ее не надо переводить. Я намучился, десятый год объясняя иностранцам красоты «Левого марша», а у них слово «левый» в применении к искусству, даже если его перевести, ничего не значит... Сейчас мною даны сценарии ВУФКУ — «Дети» (пионерская жизнь) и «Слон и спичка» (курортная комедия худеющей семейки)... С завтрашнего дня я рассчитываю начать вертеться на кинофабрике, чтобы, поняв кинодело, вмешаться в осуществление теперешних своих сценариев».

Сценарий «Дети» снимался на Ялтинской киностудии. Фильм получил название «Трое». Осенью следующего года корреспондент «Красного Крыма» сообщал: «На Ялтинской кинофабрике заканчивается съемка кинофильмы из жизни юных пионеров. «Трое». В апреле двадцать восьмого года фильм вышел на экраны. Сейчас мало кто помнит, что всемирно известный лагерь для детей Артек впервые показал кинозрителям поэт Владимир Маяковский.

К середине 30-х годов мир признал советское кино.

Его мощный художественный и духовный потенциал нередко даже превосходил кинопродукцию западных стран. Но материальная база тормозила развитие советского кинопроизводства. Тогда-то и появилась смелая идея создать собственный Голливуд, южную базу советского кинематографа. Инициатором дерзкого, почти фантастического проекта был тогдашний начальник Главного управления кинематографии Б.З. Шумяцкий. Работа над новым проектом началась с поиска места для будущего «киногородка». Главными требованиями были обилие солнечного света, близость экономически развитых районов, наличие транспортных коммуникаций, моря, пересеченного и спокойного ландшафта и т. д. Исследовали такие места, как Средняя Азия, Кавказ, Крым.

Выбор состоялся, киногородок решили строить в Крыму. Был утвержден район строительства — Байдарская долина, Ласпи, Форос, мыс Фиолент. Мощность — 200 фильмов в год, срок окончания строительства — 1940 год. Об этом проекте 1936 года много писали в Советском Союзе, в Европе и даже в Америке. Но он так и остался на бумаге. Спустя десятилетия с момента опубликования этого документа лично знавшие его автора высказывались, что блестящая карьера Б.З. Шумяцкого была прервана провалом злополучного проекта «советского Голливуда». Среди многих репрессированных в 30-е годы и посмертно реабилитированных в 50-е оказался и бывший начальник управления кинематографии Б.З. Шумяцкий.

За идею размещения совершенных и малозатратных технологий кинопроизводства в Крыму в разное время высказывались любившие и знавшие все достоинства солнечного полуострова А. Ханжонков и Б. Шумяцкий, а также известные деятели киноискусства, творчество которых было тесно связано с Крымом. В богатой истории Ялтинской киностудии есть киноленты, на которых выросло не одно поколение кинозрителей некогда огромной страны. Среди них такие известные и любимые фильмы, как «Илья Муромец», «Волшебная лампа Аладдина», «Веселые ребята», «Остров сокровищ», «Всадник без головы», «Дама с собачкой» и многие, многие другие. Легче назвать актеров, не снимавшихся в Крыму, чем тех, кто здесь когда-либо работал.

В 70—80-е годы прошлого века Ялтинская киностудия выпускала в год 4—5 лент собственного производства, кроме того, она предоставляла услуги для создания 30—40 фильмов других студий. С Крымом связаны имена многих режиссеров, среди них А. Ханжонков, Я. Протазанов, И. Ермольев, М. Ромм, М. Донской, А. Тарковский, А. Митта, Г. Данелия, К. Шахназаров и другие замечательные мастера кино.

Автор широко известного фильма «Никто не хотел умирать» В. Жалакявичюс назвал наш полуостров самой лучшей кинематографической страной. И это не преувеличение. Климатические условия позволяют снимать фильмы десять месяцев в году, разнообразие же ландшафтов дает возможность оказаться в естественных декорациях практически любого уголка земного шара. Незабываемые крымские виды украсили кадры многих сотен отечественных и зарубежных кинолент. Здесь началось отечественное кино, здесь его истоки. На крымской земле произошло рождение многих прославленных мастеров кинематографа. Среди них один из лучших актеров и режиссеров нашего времени Никита Михалков: «С Крымом связаны мои самые теплые воспоминания. Здесь началась моя творческая биография: в ноябре 1969 года в качестве режиссера я снял свою дипломную работу. Затем было много приездов, но в основном связанных с работой: так получилось, что Крым для меня никогда не ассоциировался с отдыхом. Крым — удивительное место для вдохновения, для творчества».

Пережив тяжелые времена, связанные с развалом единой кинематографической системы, сегодня кинопроизводство в Крыму вновь возрождается. Совместное российско-украинское закрытое акционерное общество «Ялтинская киностудия» приступило к осуществлению новых крупных проектов. И это не только новые фильмы, но и ежегодные кинофестивали, на которые приезжают прославленные мастера российского и украинского киноискусства. Встреча с ними всегда праздник для многочисленных зрителей. А для артистов, режиссеров, операторов посещение райского уголка под названием Крым — праздник вдвойне, ведь это не только возврат к истокам, восхождение к истории отечественного кино, но и возможность с благодарностью поклониться этой прекрасной земле.

И мы, крымчане, всегда рады многочисленным гостям, так как нам всегда есть что им показать и рассказать о нашем благодатном крае. Уникальная природа, богатое историческое прошлое, уходящее в глубь веков, дают возможность поведать удивительные истории о том, как расцветала и изменялась под воздействием человека эта солнечная страна.

Т. Брагина

Фото мест съемок кинофильмов и красот Крыма 

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в России. В Подмосковье, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Галич, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!