Крымская керамика

Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей этой культуры является наличие у населявших Крымский полуостров народов традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Что это были за традиции? Какие объекты крымской природы наделялись статусом "святости"? Сохранилось ли поклонение "священным" горам, источникам, пещерам и деревьям в наше время? В многонациональном Крыму, где испокон веков мирно уживались различные культуры и конфессии, одним из главных факторов этого добрососедского сосуществования выступала сама крымская природа. Её неиссякаемые горные источники одинаково утоляли жажду путника любой национальности, на вершинах и склонах её вечных гор совместно вели хозяйство греки и татары, армяне и русские, караимы и болгары, а таврические леса дарили пищу, тепло и красоту как христианину, так и мусульманину.

Соответственным было и отношение человека к своей благодетельнице - природе. Более того, что необходимо у нее старались не брать, а за то, что брали, многое отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны, на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали диких животных и птиц. Чувствовал предок современного крымчанина и пейзажную ценность окружающей его природы: за необычную красоту многие местности объявлялись заповедными и неприкосновенными - "святыми".

Природа объединяла крымские народы в прошлом, может она объединять их и сейчас. Для этого необходимо лишь более глубоко и уважительно относится к Природе и помнить, что все мы - общие её дети, а значит, кровные братья и сестры между собой.

Необходимо помнить и ещё одну вещь. Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу. голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.

На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населению керамика. В Крыму было несколько гончарных центров - в урочище Чабан - Куле и Канакской балке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая. В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющих собой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырех метров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавались не только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.

В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаются скорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся острореберными сосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такие погребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики. Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следует вести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосуды с декором и без него (орнамент преимущественно рельефный).

Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкими валиками (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в кургане на горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовой могиле, а во втором - в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходная керамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильника Штурмовое на территории Севастополя.

Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками. На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.

Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе. Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовского поселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамика и в северокавказских могильниках. Следовательно, как писал в 1952 г.П.Н. Шульц, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в ряде элементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины.

Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённых возможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезли материальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традиции и навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства, как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отраслях сельского хозяйства.

На сегодняшний день судить о крымскотатарском керамическом искусстве прошлого мы можем лишь по несколькими сохранившимся в музеях и частных коллекциях образцам, а для профессионального освещения темы вынуждены обратиться к результатам археологических исследований.

Еще с древних времен керамика играла большую роль в жизни людей, населявших Крымский полуостров. Возникнув как отрасль утилитарного значения, она постепенно приобретала и эстетическое. Посуда становилась украшением интерьеров богатых домов; декоративная керамика, в частности, изразцы - из простого выразительного средства архитектуры вырастала в монументальное искусство.

В 1926 году на побережье между Феодосией и Алуштой в древних крымскотатарских селах была проведена широкая археологическая разведка, которой руководил Н. Барсамов. В различных пунктах были обнаружены гончарные печи VIII-IX вв. (в Капсихоре, н с. Морское).А. Якобсон обнаружил более двадцати гончарных печей VIII-IX вв. около Чобан-Кулле (Башня чабана). В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное). Здесь же, в Канакской балке, крымской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством М.А. Фронджуло в 1961-1962 годах были найдены еще три гончарные печи. Печи возводились на склонах холмов, на берегах рек с учетом мощных отложений глины хорошего качества.

На примере печи, обнаруженной в Чобан-Куле можно восстановить облик и конструкцию крымских гончарных печей. Печь имела один топочный продольный канал, шириной в 1,15 м, длину канала установить не удалось. Под топкой у западной стенки прослеживается натяжение в 2 м, около южной стенки оно сохранилось в высоту 0,80 м. Из топки жар поступал по боковым каналам в обжигательную камеру. Сохранившаяся длина канала в 1 м начинается на высоте 0,40 м от пода топки и поднимается под углом в 40°. Ширина канала (0,30-0,35 м) на западном конце канала сужается (0,20 м). Печь сооружена из сырцового кирпича (0,50-0,20 м при толщине 12-15 см). При зачистке пода топки в слое золы и обожженной глины были найдены обломки гладкостенных круглодонных амфор VIII-IX вв. В яме находилось более 100 бракованных амфор. Среди остальной керамики, обнаруженной в той же яме, можно отметить несколько фрагментов раннесредневековых, плоских и коньковых черепиц обломки венчиков, стенок и ножек небольших и относительно крупных пифосов. Найден фрагмент ручной фляги с горлом и ручками, обломок боковой (выпуклой) части фляги, украшенной по краю дужками или гирляндами, написанными красной краской. Обнаружены венчик довольно большого кувшина с обломком плоской ручки с пальцевым вдавлением и обломки нижних частей плоскодонных красноглиняных сосудов (229, с.137).

Якобсон пишет, что из ремесленных центров, таких как Чобан-Кулле, амфоры вывозили не только в прибрежные селения, но и далеко за пределы Крыма: они распространялись среди тюркских племен, родственных крымским татарам. (А.Я. Якобсон. Средневековые гончарные печи в районе Судака. КСИИМК, вып.60, 1955, с.1-8).

Разнообразная расписная керамика, обнаруженная при раскопках гончарной печи в Канакской балке, дает возможность поставить вопрос о вывозе продукции крымских гончаров в различные районы юго-восточной Европы (на Дон и Северный Кавказ), где также в погребениях обнаружена аналогичная керамика .

Массовое производство амфор VIII-IX вв. было связано с расцветом средневекового виноградарства и виноделия в юго-восточном Крыму. Надо полагать, что амфоры в это время, как и в античную эпоху, использовались, в основном, как тара для вина и в качестве таковой расходились, вместе с товаром, по морским и речным путям.

В XIV-XV вв. на полуострове развивается производство местной посуды, сохраняющей приверженность византийской традиции, хотя все более ощутимым становится соприкосновение с декоративным искусством Востока.

Одним из центров керамического производства Крыма этого времени был и Алустон (н. Алушта). Здесь в 1992 году при раскопках генуэзской башни Орта-Кулле (Средняя Башня) среди большого количества фрагментов керамики обнаружено два блюда, представляющих собой высокохудожественные произведения, отмеченные сложностью и изысканностью рисунка, насыщенные деталями. В целом, это изделия, носящие парадный характер. Оба блюда красноглиняные, на кольцевом поддоне, с полихромной поливой по белому ангобу. Преобладающий колорит найденных фрагментов и изделий - желтый, коричневый. Эти цвета будут характерными впоследствии и для крымскотатарской керамики.

Среди керамики, обнаруженной при раскопках Алустона, часто встречаются изделия с изображением птиц и животных.. Аналогичные рисунки с птичьими фигурами можно встретить на керамике из г. Изник (б. Никея, Турция). Это раннеосманская керамика имеет название "Милетские изделия" (Ф. Зарре. Керамика исламских времен из Милета. Исламский Милет, Берлин 1935). Птицы на этих изделиях изображены в полете, сидящими в гнезде, среди виноградных гроздьев, сидящими друг против друга. Этот стиль полностью отличается от изображений птичьих фигур на византийской керамике XIII и XIV вв. Крымская керамика отличается от византийской и по цвету (Д. Талбот Раис. Византийская керамика. Оксфорд, 1930, с.88). Кстати, на вышивках крымско-татарских мастеров XVIII-XIX вв., привезенных экспедицией РКМИ из До-бруджи, также в большом количестве изображены птицы. Изображения птиц встречаются также в крымскотатарской торевтике (в фондах РКМИ хранятся гугумы, на поверхности которых выгравированы силуэты птиц и рыб).

Символом бессмертия и воскресения считался павлин, это был излюбленный персонаж в средневековом искусстве как Византии, так и Ближнего Востока. Блюда с изображением павлина из Херсонеса (Сары-Кермен) образуют узколокальную группу художественной керамики. На всех блюдах птицы-павлины обращены влево, у них узкое и короткое туловище с сильно выступающим брюшком, голова на короткой шее с челкой (почетным знаком), очень развито нижнее оперение (декорировано большей частью полосами или плетенкой); верхнее оперение в виде трех S-образно изогнутых лент с завитками на конце, как у хвоста барсов. Расцветка всех частей изображения основана на чередовании зеленого и коричневого.).

Следует также отметить, что результаты исследований остатков керамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяют предположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционировала мастерская по производству поливной керамики с орнаментом "сграффито", специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в ней один мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человек этот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамики в городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициями керамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства. Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствовать находки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.

Изготовление художественной поливной керамики относится к разряду городских ремёсел. Сам факт появления такого производства отмечает прогресс в развитии Алустона, как городского центра во второй половине XIV в.

Одним из средневековых крымских центров по производству керамики являлась г. Кафа (Феодосия). Поливная керамика из Кафы и Солхата (Старый Крым), производившаяся на месте, представляет собой те же, что и бытовавшие ранее, глубокие чаши-миски или пиалы, декор которых выполнен особенно толстыми, врезными линиями, образующими основной рисунок; с ним контрастируют сравнительно тонкие линии орнаментального заполнения. Не менее характерна и яркая полихромная расцветка (зеленая, коричневая и желтая). Ради удешевления продукции поливные изделия часто оставляли без расцветки - монохромными, зато широкое применение получил выемчатый фон, создававший на внутренней поверхности чаши или блюда не только дополнительный, тёплый коричневый тон (глазурь в соответствующих местах ложилась непосредственно на черепок, а не на ангоб, который снимали при углублении фона), но и рельефность рисунка, большей частью орнаментального. Такова поливная керамика XIV и XV вв. из Солхата и Кафы. Кстати сказать, она очень близка художественной керамике из западного Причерноморья, заселенного родственными крымцам тюркскими племенами - в Румынии и Болгарии.

В 1980 году на северо-западе окраины Феодосии в пойме реки Бай-буга была раскопана часть поселения золотоордынского времени. Керамический материал исследованного памятника делится на несколько видов: кухонная и столовая неполивная керамика, красноглиняная керамика, покрытая прозрачной поливой, подсвечники и етильники. Всего на исследованном участке поселения найдено 8 целых и 72 фрагмента красноглиняных поливных сосудов. Кроме того, в керамическом материале из Западного помещения усадьбы А содержался фрагмент светлоглиняного сосуда, покрытого зеленой поливой и в подъемном материале поселения - мелкий фрагмент стенки красноглиняного сосуда с люстровой росписью.

Поливные красноглиняные сосуды представлены несколькими формами: хумы, тарелки и миски, пиалы с орнаментом сграффито тонкой и толстой линией, покрытые прозрачной глазурью по ангобу, подсвечник и светильник - плошка. Также среди керамики поселения были найдены небольшие фрагменты горлышек поливных кувшинов с ручками, верхняя часть которых крепилась к середине высокого горла. Полива была нанесена на ангоб, горло украшалось врезными линиями. Эти сосуды близки к типу одноручных кувшинов, изготовлявшихся в Азаке. (Перевозчиков, Классификация археологического материала золотоордынского времени (по материалам раскопок и сборов 1960-Х-1990-х гг., Азов, 1996).

Очень интересна находка донца монохромной миски с зеленой поливой, декорированной фигурами из спиралевидных завитков и прямых линий (сохранилась часть донца). Этот мотив применяется в декоре монохромных мисок из Азова (Романчук, Перевозчиков, рис.8-30, 9-28, 10-29. Глазурованная керамика из Азова, АДСВ - Свердловск, 1990). По форме подобные миски являются широко распространенным типом красно-глиняной поливной посуды, они встречаются в слоях Азова золотоордынского времени (240, 1996, с.32). Подобные миски широко представлены в керамике местного производства, в частности, в Кафе, где они, в основном, являются полихромными с подглазурным орнаментом сграффито.

Интересен фрагмент миски с подглазурной росписью ангобом. Полива прозрачная, зеленая. Орнамент сохранившейся стенки представляет собой два ряда одинаково направленных, слегка изогнутых "капель", нанесенных белым ангобом. Ангобная роспись выполнена густым раствором, что придает не только зрительную выпуклость орнаменту, но и легкую рельефность поверхности сосуда.

Орнамент в виде изогнутых капель широко известен в декоре кашинных мисок и блюд, на которых эти элементы рисунка выполнены так же в легком рельефе. Сосуды из кашина могли поступать в Крым с конца XIII до конца XIV века в период тесных контактов с городами Поволжья и среднеазиатскими центрами, в частности из Сарая и Хорезма. (Айбабина Е. Кашинная керамика из Кафы. МАИЭТ-Симферополь, 1991).

Среди сосудов открытых форм, найденных на поселении, кроме тарелок и мисок с орнаментом сграффито и монохромных, выделяются чаши в форме пиал на низком или высоком поддоне, со сферическими стенками и тонким прямым или слегка отогнутым венчиком. Они покрыты глазурью желтого и зеленого цветов по ангобированной поверхности и желтого цвета, нанесенной без ангоба, с подглазурной подцветкой марганцем по ангобированной поверхности.

Сосуды этой формы и орнаментации найдены в слоях XIV - первой половины XV века в ряде памятников Крыма, в материале золотоордынского Азова, городищ Поволжья.

Анализ керамического материала поселения у р. Байбуга (Феодосия) позволяет считать его уникальным среди исследованных и опубликованных памятников Крыма. Весь керамический комплекс находит аналогии в производстве Азова золотоордынского времени и городищ, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной - концом XIV в. Некоторые отличия декора, главным образом, поливной керамики сграффито, от азовских и поволжских аналогий и, напротив, схожесть орнаментации с керамикой крымских центров, в частности Кафы, позволяет говорить о местном, крымском ее производстве. По мнению Айбабиной, центром этим являлся Солхат (Старый Крым), расположенный в непосредственной близости от поселения. (Айбабина Е.А. Керамика из раскопок золотоордынского поселения близ Феодосии. "Исторические связи Причерноморья и Средиземноморья X-XVIII вв. (по материалам поливной керамики). Симферополь, 1998

Традиции Пасхи
Крымская восточнославянская культура - представляет собой удивительный симбиоз традиций украинского, белорусского и русского народов, проживающих на одной территории.

В обрядах славян Крыма, как и других славянских народов, не могут не угадываться обряды, сохранившиеся со времен язычества. Многие праздники, хотя и приурочены к датам религиозных событий, представляют собой культы почитания предков, солнца, различных природных явлений.

Традиции празднования Пасхи в Крыму аналогичны традициям в других регионах Украины. Воскресные школы проводят совместно с библиотеками, городскими домами культуры и Домами детского творчества пасхальные концерты, утренники, музыкально-литературные программы (например, в Евпатории, Феодосии, Симферополе, Саках, Джанкое, Севастополе, Алуште, Керчи, Раздольненском, Советском благочиниях). Ежегодно на Пасху дети из каждой воскресной школы для своих сверстников готовят праздничные концерты, выставки, конкурсы на лучший пасхальный стол и конкурсы пасхальных открыток.

Симферопольская и Крымская епархия УПЦ Московского патриархата ежегодно на Пасху проводит фестивали церковных хоров, "Славим Христово Воскресение", которые становятся настоящим праздником, так как проходят в центре Симферополя на открытом воздухе. Ежегодно члены Общества православных врачей Крыма на Пасху посещают все крымские больницы, детские дома и вместе со священнослужителями раздают пасхальные куличи и яйца.

Пасха, как известно многим, день воскрешения Иисуса Христа. Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Однако, тем не менее, многие на Пасху пекут куличи, замешивают паску и красят куриные яйца в разные цвета, так принято. Почему же этот праздник всегда был одним из самых массовых? Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Строгий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста. Во время всенощной люди освящали в церкви традиционные блюда, чтобы потом подать их на стол, в светлый праздник Пасхи. Традиционно в день праздника люди христосовались - говорили друг другу "Христос воскресе" - "воистину воскресе" и обменивались троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.

Итак, как же происходит само празднование? Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник. Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга, в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать генеральную уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу. Ну а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи. Перед пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Наверное, в каждой семье есть свой рецепт и паски, и кулича (нет строгих канонов), а краски для яиц сейчас продают и в магазине, как и полиэтиленовые наклейки, имитирующие крашенки. Наши хозяюшки красили яйца крепким отваром луковой шелухи, шелуху приходилось собирать задолго до праздника. Для такой покраски большое количество шелухи заливалось водой и бурлило около получаса, после в кипящую воду погружали сырые куриные яйца и варили около 10 минут. Так же окрашивали яйца свекольным соком, черникой, красной капустой и куркумой. Яйца оставляли остывать в этой же воде, для лучшего закрепления цвета. После яйца вытирали насухо и смазывали маслом, для блеска. Для образования различных узоров скорлупу обматывали ниткой, заливали парафином и вырезали узоры, обматывали тонкой тканью и так варили. Современные краски красят ярче, результат более предсказуем, но все же, покрашенные натуральными красителями яйца намного красивее.

Ограничения в еде Великим постом, кулинарные хлопоты перед Пасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым "вкусным" праздником. Особое внимание уделялось убранству стола. Белоснежная скатерть, красивая посуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте яркие ритуальные блюда со всевозможными украшениями. Каждая хозяйка стремилась сделать свой стол неповторимым. Для яиц использовались специальные плоские блюда. Одни из них просто лежали на столах, у других были высокие ножки-подставки и они как бы возвышались над всем остальным угощением.

В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием именно пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, как известно, означало "Христос Воскресе". Вышивались к такой скатерти и салфетки. Материал для таких изделий выбирался простой: лен, лен с лавсаном, холст, плотный хлопок. Цвета были в основном светло-серые и белые. И, конечно, яркие праздничные узоры. Была и специальная посуда, все с теми же предметами, которые олицетворяли этот светлый праздник. Такая посуда хранилась в домах и доставалась только на праздник.

На Пасху готовят куличи и пасхи, запекают окорок, жарят телятину. Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Пасхальный стол накрывали на весь день. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открытки дальним родственникам и знакомым. Пообедав, люди сидели за столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга.

Фото красивых мест Крыма

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!