Давидова пустынь

Давидова пустынь оставила огромное впечатление. Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно – хорошее. Да, действительно, в настоящее время – Вознесенская Давидова Пустынь – одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей. Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники. И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт – и именно это название надо искать на карте. Давидова пустынь оставила огромное впечатление. Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно – хорошее. Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники. И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной. Антона Малевского – называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией. И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет – один погиб с парашютом, другой в автоаварии – и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются – фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо. А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Буггати и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие-то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие – это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее – всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь – Вознесенская Давидова пустынь – есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.
Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне – мы ахнули. У Давидовой пустыни – необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.

Но обо всём по порядку. Все церкви и постройки здесь – разноцветные. Колокольня со Звонницей (сер.19в.) – вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице – 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996г.). Впереди, в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу. Оранжевая – Знаменская церковь – дорога выводит прямо к ней – классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка. Жёлтая – Никольская церковь – слева – ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол. Белая – Вознесенский собор – справа – старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

Слева от Колокольни: Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной – Игуменский корпус. Розовая – Успенская церковь – классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек. Ярко-жёлтый – храм во имя всех Святых – классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же – Трапезная. Справа от Колокольни: Круглый пруд – со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! – отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским. Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫдова пустынь, с твёрдым русским «ы». Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) – ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет – 40 лет. Там же – он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).

Очень важно понимание, что «иосифлянство» - это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий - автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха – в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него – был на загляденье.

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска. Он выбрал замечательное сильное место – высокий берег реки Лопасни. Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные – две церкви, кельи, трапезную. Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре – белый Вознесенский собор (Вознесения Христова). Он датирован – нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали – было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение». Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».

В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку». Здесь сохранилась липовая Святая роща, посаженная преп.Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом – кверху корнями, чтобы показать силу Божию - и они все принимались. Мы зашли в церковную лавку и там монах за прилавком излучал благожелательность и всем говорил приятные слова. Про батюшку, открывшего церковь, я уже писала. Хотелось бы завершить рассказ о Давидовой пустыни словами Чехова. Но нужных не нашла. В таких ситуациях меня всегда выручает мой любимый Гоголь. «Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».

Источник: ru-travel.livejournal.com pamsik

Давыдова пустынь

Назад в раздел

Новый год и Рождество

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!