Монастыри Пскова

Мирожский (или Спасо-Мирожский) мужской монастырь находится в центре Пскова. Он расположен недалеко от места впадения реки Мирожа в реку Великая. Точная дата его основания не известна. На протяжении многих веков славился как важнейший культурный центр. Обладал богатейшей библиотекой, здесь велась псковская летопись, работали переписчики, которые в частности переписали «Слово о полку Игореве». Также при монастыре находилась иконная мастерская, было развито литье колоколов. Как и другие обители Пскова Мирожский монастырь часто подвергался нападениям со стороны врагов из Европы. Например, в 1299 г. монастырь был разорен лифляндскими рыцарями, тогда был убит игумен Василий. Во время осады Пскова войсками Стефана Батория монастырь был занят врагами. На колокольне (которая до наших дней не сохранилась) поляки установили пушки и вели обстрел Псковского кремля. С XVI в. Мирожский монастырь был одним из богатейших в Пскове, велась активная торговля хлебом, льном, рыбой, на реке Мирожи стояли мукомольные мельницы. В 1924 г. обитель закрыта и передана экскурсионной станции. В 1935 г. здесь открывается музей. Во время Великой Отечественной войны здания монастыря сильно пострадали в результате боевых действий, однако после были реставрированы. Духовная жизнь в монастыре стала возрождаться с 1997 г. Тогда же была вновь открыта иконописная школа.

 Строения Мирожского монастыря относятся к разным эпохам, однако вместе они представляют собой гармоничный архитектурный ансамбль. Древнейшая постройка – Спасо-Преображенский собор. Это первый каменный храм Пскова, он был возведен в 1155–1156 гг. Решающую роль сыграл Псковско-Новгородский епископ Нифонт, он участвовал в сборе средств и руководил работами. Спустя два года после завершения строительства Нифонт приглашает греческих мастеров для росписи собора. Позже эти великолепные художественные фрески были замазаны штукатуркой и забыты, их вновь обнаружили в 1858 г. во время ремонта. В конце XIX в. все фрески были восстановлены с сохранением оригинального стиля. Еще одна достопримечательность Спасо-Преображенского собора – икона Знамения Пресвятой Богородицы, знаменита она тем, что во время эпидемии чумы в Пскове в 1567 г. возле глаз Богородицы появлялась влага, которую можно было воспринять как слезы. В XV–XVI вв. была построена звонница. В настоящее время Богослужения в соборе не проводятся, он используется как музей. Кроме Спасо-Преображенского собора на территории Мирожского монастыря сохранились другие постройки: настоятельский корпус, Стефановская церковь, братский корпус, баня, а также монастырская каменная ограда (1799–1805 гг.). Интерес также представляет великолепный монастырский сад.

Снетогорский женский монастырь был основан недалеко от Пскова вниз по течению реки Великой. Сейчас входит в черту современного города. Обитель красуется на вершине Снетной горе, очень удачно вписываясь в окружающую местность, купола возвышаются над рекой Великой. Название горы (а в последствии монастыря) образовалось от слова «снеть» – это небольшая рыбка, которая водится в местных водах. Сейчас Снетогорский является действующим женским монастырем, однако изначально был мужским. Это одна из древнейших обителей Пскова, точная дата основания неизвестна (предположительно в 13 веке). Первые летописные упоминания относятся к 1299 г., однако запись в летописи говорит о том, что монастырь был сожжен во время нападения ливонских рыцарей, следовательно, он уже существовал ранее. Князь Довмонт разгромил врага и повелел восстановить монастырь, а также приказал построить новый храм Рождества Богородицы (древнейшая из сохранившихся построек). Этот храм строился по образу Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в 1310–1311 гг. Работу вели местные мастера, используя добываемый неподалеку строительный материал – известковую плиту. В 1313 году псковские художники расписали фресками стены и своды собора, эти великолепные образцы древнего искусства реставрированы в начале XX в. 

Снетогорский монастырь повидал на своем веку многое: разорения от рук вражеский войск (польских, шведских и др.), разрушительные пожары. После нашествия в Псков войск Стефана Батория в 1581 г. монастырь опустел. В Смутное время служил пристанищем для вражеских отрядов. Жизнь в обители вновь возрождается с середины XVII в., монастырь развивается, возобновляются строительные работы. Период рассвета продолжается до XIX в. затем вновь наступает упадок, число монахов резко уменьшается, многие помещения не используются. Тогда было принято решение упразднить монастырь и использовать его как резиденцию архиерея. Во времена правления советской власти здания использовались в качестве дома отдыха. Тогда были разрушены некоторые постройки, в частности, колокольня собора разобрана до нижних ярусов. В 1993 г. Снетогорский монастырь возвращен Русской православной церкви. В настоящее время обитель является крупным туристическим центром. Из архитектурного ансамбля выделяется собор Рождества Богородицы (1311–1311 гг.), следует также отметить трапезную церковь Николая Чудотворца (1519 г.), архиерейский дом (1805 г.), монастырскую ограда (XVIII вв.), частично сохранившуюся колокольню (XVI в.). Для туристов наибольший интерес представляют всемирно известные старинные фрески собора.

Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова. В конце XIV в. местные жители обнаружили здесь «богом зданную пещеру», которую стали считать святым местом и весьма почитать. В 1470 г. здесь поселился священник Иона и обустроил пещеру в качестве церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1473 г. пещерный храм был освящен, этот год и считается годом основания монастыря. Сам Иона и его жена были первыми монахами. Рассвет монастыря начинается в первой половине XVI в., тогда возводятся храмы и жилые здания, монахи ведут миссионерскую деятельность. Согласно монастырским летописям в 1583 г. здесь проживало 100 монахов и 300 послушников. На протяжении долгих веков Псково-Печерский монастырь славился как один из богатейших на Руси и являлся крупным землевладельцем. В обители располагалась богатейшая библиотека, где хранились древнейшие рукописи. Из-за своего положения недалеко от западной границы, монастырь часто подвергалась разорению со стороны врагов из Европы: немцев, шведов, поляков. Однако постоянные нападения и пограничное положение не мешали развитию. В целях укрепления строятся мощные крепостные стены. В 1701 г. Петр Первый, готовясь к Северной войне, приказал обнести монастырь земляным валом и рвом, а также установить 5 земляных бастионов. В 1703 г. монастырь выдержал осаду шведской армии. 

Интересен тот факт, что обитель на протяжении всего времени существования оставалась действующей. На первый взгляд это покажется странным, ведь в первой половине XX в. участь всех духовных учреждений в России была одинакова – они закрывались, а здания использовались для различных хозяйственных нужд. Но дело в том, что в 1920 г. Печоры и Изборск по мирному договору перешли к Эстонии. Несмотря на трудное положение монастыря, во время нахождения на территории Эстонии, удалось провести значительные реставрационные работы. В 1940 г. Эстонская республика вошла в состав СССР. Тогда большевиками была произведена национализация монастырского имущества, однако закрыть монастырь большевики не успели – помешала война. Здания обители сильно пострадали во время боевых действий, а при отступлении фашисты вывезли множество ценнейших предметов искусства. Сейчас монастырь является популярным туристическим центром. В его архитектурный ансамбль входят Успенский собор с Покровской церковью, Никольский храм, пещерный храм Воскресения Христова, монастырские пещеры, дом настоятеля, братский корпус, крепостные стены и башни и другие постройки.

Крыпецкий монастырь находится на расстоянии 22 км от Пскова недалеко от поселка Крипецкого. Основатель монастыря Савва Крыпецкий пришел в Псков из Сербии и изначально поселился в Снетогорском монастыре. Однако его не устраивала близость к городу, ведь Савва стремился к уединению. Получив благословление, он удалился в непроходимые болота и обосновался на берегу озера. Савва вел отшельническую жизнь: построил небольшой домик, возделывал землю, ловил рыбу. Но вскоре к нему стали стекаться последователи. Так был основан монастырь (годом основания считается 1487 г.). Ведется строительство храмов, жилых и хозяйственных помещений, активное участие принимает псковский князь Ярослав Васильевич. Монастырь был устроен по принципу общежития, у монахов не было своей собственности, все было общим. К началу XX в. Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России. В 1918 г. обитель была закрыта, в результате национализации имущества утрачены многие ценности. В 1923 г. прекращены богослужения в соборе. В конце 50-х годов XX столетия было принято решение о взрыве монастыря, однако усилиями защитников культурного наследия это решение удалось отменить. Сейчас Крыпецкий монастырь является действующим мужским, проводятся реставрационные работы. Сюда приезжают как паломники, так и туристы, последних привлекает архитектурный ансамбль, а также живописная местность.

Источник: go-on-travels.ru

Назад в раздел

Новый год и Рождество

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!