Аксай - Ростовская область

Последней точкой нашего донского путешествия стал город Аксай. Не могу сказать, что как-то специально планировал в него ехать, но раз уж выдались свободные два часа после посещения Старочеркасской, а Аксай так удобно расположен на пути к Ростову, то почему нет? Казалось, что ничего хорошего там нет. Ну что интересного может быть в городе-спутнике Ростова, к тому же ещё и придорожном, через который по трассе М-4 ежедневно проезжают тысячи машин? А вот Аксай взял и приятно удивил. Город состоит фактически из двух сильно разных частей - ухоженного спального микрорайона и старого южного города. Обе части по-своему понравились; в обеих есть, на что посмотреть.

На деле оказалось, что транзитный поток трассы на город почти не влияет. Он проходит по окраине и отделён от основной части Аксая полосой неудачливых жилых домов. "Внутри" города довольно спокойно. Что удивило - он очень недурно ухожен. По крайней мере, в новой его части, где проживает большинство горожан, очень чисто, аккуратно, полно всяких уютных мелочей. Получше будет, чем в том же Новочеркасске. Видимо сказывается роль отдалённого спального микрорайона южной столицы. 

Но всё-таки Ростов-на-Дону, какой бы южной столицей он ни был, - не Москва. В нём самом полно неприглядностей. Поэтому и от города-спутника я ожидал чего-то соразмерного. Допустим, город-спутник Рязани - Рыбное - смотрится весьма и весьма провинциально. А вот Аксай - нет. Уровень благоустройства в спальной его части близок к спутникам Москвы - Балашихе, Мытищам и т.д. А в чём-то даже переигрывает их, за счёт меньшей плотности населения и, как следствие, эффекта того, что здесь "дышать легче". За площадью Ленина с администрацией начинается улица Карла Либкнехта, с широкой современно оформленной бульварной частью:

Но Аксай - это не только аккуратный город-спутник Ростова. Это ещё и один из старейших городов русского Дона, ровесник Старочеркасской. Впервые упоминается Аксай в 1570-м. Естественно, это был не город, а небольшое казачье поселение - застава на дороге из Москвы в Азов, где русские и турки разменивались послами на торговом пути. Дальнейшему развитию Аксая послужило его удачное расположение, ведь дорога к казачьей столице Черкасску также пролегала через Аксай, как и сегодня. На время регулярных затоплений Черкасска, из-за которых столицу в итоге перенесли в Новочеркасск, часть его жителей перебиралась именно сюда, в Усть-Оксай, как тогда называлась застава. Благодаря удачному транзитному положению, в городе образовался и крупный сезонный рынок. Словом, немного Аксай не дотянул, чтобы стать донской столицей. Около входа на территорию аксайского отдела МВД в 2013-м установлена мемориальная стена "Памяти павших".

В 1763-м на окраине нынешнего Аксая появилась земляная крепость. Поскольку тогда это был приграничный район страны, на Дону было построено несколько крепостей, в которых находился значительный гарнизон. Основной была крепость Димитрия Ростовского, позднее превратившаяся в город Ростов-на-Дону. Ей подчинялась и аксайская. Также, в силу активной торговли с Турцией по Азовскому морю, здесь расположилась таможенная застава. Крепость отлично сохранилась и сегодня работает как музей. Покажу её в конце рассказа. Центральная улица города - проспект Ленина - обладает широкой пешеходной частью, по которой вечером прогуливается масса народу, вероятно, приехавшего с работы из Ростова.

С 1797-го населённый пункт стал станицей Усть-Аксайской, а приставка "Усть" со временем исчезла. В XIX-м веке здесь появились железная дорога и пороховой завод, а местоположение на берегу Дона близ устья реки Аксай предопределило роль станицы как локального торгово-мореходного центра. Тем не менее, статус города Аксай получил только в 1957-м. Балконы пятиэтажек в Аксае украшены некими узорами. В советское время нередко декорировали дома народными мотивами конкретного региона. Чаще - в национальных автономиях. Но даже в Калужской области нашлись некие местные узоры - тарусская вышивка - вот точно так же, на балконах.

Что они представляют собой в Ростовской области, я так и не смог понять. Из каких-то промыслов здесь слышал только про Семикаракорскую керамику. Но во-первых у неё нет какого-то явного узнаваемого принта (всё ж керамика, а не роспись). Во-вторых, у неё нет исторических корней: Семикаракорская керамика - продукт мысли советских деятелей, пусть и неплохой. Когда строили эти дома, её наверное и не существовало ещё...

Неожиданно попадается высотка, причём с довольно солидной этажностью. В Аксае она если не в единственном числе, то уж точно одна из немногих. Всегда удивляли высотки в маленьких городах. Зачем? Места много, селить людей друг у друга на головах, как в Москве или Китае, нет необходимости. А тут ещё надо заморачиваться с лифтом и мусоропроводом...

Что представляется при словах "дом культуры в российском городе"? Какое-то сталинское здание с колоннами, потрёпанное или нет, неважно. На крайний случай - что-то позднесоветское, напоминающее кинотеатр. Не припомню, чтобы мне где-то ещё приходилось видеть дом культуры, обшитый пластиковыми панелями и больше похожий на магазин. На самом деле здание советское, и от того, что его не закрыли, а даже отремонтировали на современный лад, душа радуется.

Ну а в остальном "новый" Аксай - это немолодые советские пятиэтажки на довольно аккуратных улицах. Но кадр этот я сделал, конечно, не ради них, а ради редкой удлинённой Газели сумасшедшего вида, к тому же ещё и выполняющей роль маршрутки. Плитка, новые урны и остановки, кованые фонари, скамейки, клумбы, чистота. Блин, да в самом Ростове такого благоустройства не везде найдёшь. Скорее похоже на Таганрог или даже на Белгородскую область...

Помимо возможности работать в Ростове-на-Дону, Аксай предоставляет жителям и свои собственные рабочие места. Работают несколько заводов, в основном по ремонту сельхозтехники и плавсредств. Основной среди них производит запчасти для ростовских комбайнов. 

Вот такой он, новый Аксай. Согласитесь, недурно для 40-тысячного городка за более чем тысячу километров от Москвы. Теперь пойдём смотреть на старый Аксай. Между "старым" и "новым" можно выделить ещё и некую среднюю прослойку. Это как бы плавный переход от многоэтажек к старой низкой застройке, осуществляемый посредством современного частного сектора. На самом деле, так выглядит большая в процентном выражении часть Аксая.

В этой промежуточной части находится Успенский храм 1825-го года. До революции он имел богатое убранство и росписи. После войны церковное здание принадлежало заводу "Сельхозтехника". Здание в целом сохранилось, однако декор пострадал. С 90-х возвращено верующим и более-менее восстановлено. Забавно, что близ храма, у территории бывшего завода, сохранился памятник - раритетный трактор ХТЗ на постаменте. Видимо когда-то эти машины ремонтировали на этом заводе.

В этой части города - ещё один памятник сотрудникам полиции, погибшим при исполнении долга, в дополнение к мемориальной стене, показанной на фото №3. Неужто в Аксае служба в полиции настолько опасна, что в одном маленьком городе с разницей в год установлено аж два таких памятника? Видимо сказывается близость Кавказа...

Наконец попадаем в "старый" Аксай. Он расположен ближе к Дону, вдоль его побережья. Ещё пока на высоком берегу, но рельефность уже налицо. Здесь не редкость овраги, резкие спуски и подъёмы, и из-за этого - причудливая планировка застройки. В сторону Дона уходят спуски, вдоль которых - колоритнейший частный сектор. Встречаются уже и куры с гусями, и старые казачьи хаты - курени. И не верится, что в трёх минутах езды отсюда - современный благоустроенный город. На заднем плане - большой остров между излучинами Дона в месте впадения в него реки Аксай.

Главная улица "старого" города - Гулаева. Она, как и все остальные улицы в этой части Аксая, имеет крутые подъёмы и спуски, из-за которых гулять по ней не очень удобно, но в отличие от остальных она хотя бы заасфальтирована. Вдоль неё сосредоточена немногочисленная старая каменная архитектура. В частности - церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1897-го. Службы в храме за всю его историю прерывались только однажды - во время войны, когда в окрестностях станицы Аксайской велись бои.

Тем событиям посвящён памятник "Переправа", поблизости от храма. Это грузовая машина "ЗИС" с зенитной установкой. Такие прикрывали эвакуацию жителей станицы через Дон в 1942-м году, когда её захватили фашисты. Тут же, по соседству с храмом, сохранился комплекс построек почтовой станции XIX-го века. В него входят домик постового смотрителя, гостиница и ещё пара зданий. Вообще, Аксай неожиданно оказался городом музеев. Помимо почтовой станции, здесь есть также военно-исторический комплекс, таможенная застава XVIII-го века в земляной крепости и военный бункер уже XX-го века. Всех их объединяет одна музейная организация.

Ввиду того, что мы приехали сюда из Старочеркасской, время уже шло к закату, а музеи собирались закрываться. Пришлось выбрать для посещения только один - таможенную заставу, про которую ниже. Почтовую станцию, на которой останавливались Грибоедов, Лермонтов, Чайковский, Толстой и другие. А бежать есть куда. Например к домику XVIII-го века, в котором зимой 1783-1784 проживал Суворов. Сегодня в нём располагается администрация того самого аксайского музейного комплекса. А началось всё когда-то со школьного военно-исторического музея, открытого в 1948-м.

Немного напрягло наличие на аксайских улицах, прямо в центре, вечером какого-то мутного контингента. Кавказские мужики, сидящие парами в дешёвых автомобилях, и славянские парни, собирающиеся группками. Не имею такого опыта, но прямо тянет предположить наличие драгдилеров и их клиентуры. На улице Гулаева и окрестностях сохранилось немало старой застройки. Не столь шикарной, как в Новочеркасске и Таганроге, но зато более правдиво отражающей донской быт тех лет. В этой части Аксай - милый и уютный маленький южный городок, немного ветхий и даже чуть деревенский.

Центром "старого" города является площадь, где от улицы Гулаева начинается спуск к железнодорожному вокзалу. Когда-то здесь стояла главная церковь станицы - Троицкая, разрушенная большевиками. Сейчас на площади расположен целый набор всевозможных памятников. В частности - памятник жертвам катастрофы на ЧАЭС ("полый" крест на переднем плане) и памятник казакам, убитым и замученным в разные годы ("сплошной" крест на заднем плане). 

И рядомпамятник Н.Д. Гулаеву, уроженцу Аксая (тогда ещё станицы Аксайской), дважды Герою СССР, третьему из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной. Главным же ансамблем этой площади является мемориальный комплекс, известный как "площадь Героев". Расположен он на месте братских могил времён Великой Отечественной. Вдоль аллеи, ведущей к центру композиции - обелиску, установлены плиты с именами и барельефами аксайчан-Героев СССР. В окрестностях площади можно найти немало старых домов. Некоторым везёт: они попадают в руки коммерческих структур и восстанавливаются. Впрочем, здания, занятые муниципальными органами, тоже смотрятся неплохо. Управление соцзащиты населения расположилось в здании бывшей дореволюционной гимназии.

Конечно же надо спуститься к вокзалу. Железная дорога здесь проходит понизу, по узкой полосе между рекой и подножьем холма, на котором расположен город. Маленький сонный вокзальчик 50-х годов принимает только электрички, движение которых, впрочем, здесь крайне плотное. Всё-таки магистральная ветка "юг-центр" - не из тех, на которых каждый год сначала отменяют электрички, а потом по указу высшего руководства возвращают. На привокзальной площади - парочка старых домиков, просто-таки увешанных раритетными советскими вывесками. Здесь хоть кино снимай про 80-е.

 Наконец, как и обещал, покажу аксайскую крепость, в которой ныне располагается музей "Таможенная застава XVIII-го века". Мы были единственными посетителями крепости в конце дня. Молодая смотрительница, продававшая билеты и следившая за нами во время прогулки, явно находилась в расслабленном состоянии и была не очень рада факту наличия посетителей. Вяло указав направления осмотра ("А здесь у нас балка", "А здесь Вы можете пройти по катакомбам"), она лениво приглядывала, дабы мы ничего не натворили. В голосе явно читалась фраза "Что тут вообще смотреть?" и отсутствие интереса к объекту своей работы.

Фотосъёмка внутри платная. Я не стал платить даже не столько из экономии, сколько из-за бессмысленности этого действия. Внутри можно пройтись по нескольким подземным коридорам-катакомбам. Освещение соответствующее, хороших фото не вышло бы. Да и вид старого каменного коридора, думаю, многие представляют себе. Тем не менее, это было относительно интересно. В нескольких комнатках в катакомбах выставлены типичные для таких мест экспонаты - старые орудия труда, картины, документы, схемы крепости, манекен таможенника в форме. Посещение музея заключается в том, чтобы зайти через центральный вход (на прошлом кадре), пройти по катакомбам и выйти с обратной стороны.

В музее, в связи с историей места, упоминаются как крепость Димитрия Ростовского, которая была главной в этой системе, так и более старая крепость Святой Анны. Последняя сохранилась целиком, считается чуть ли не единственной дошедшей до наших дней земляной крепостью в России. Находится в пяти километрах от Старочеркасской, по грунтовой дороге. Туда мы, конечно, не поехали. Да и смотрится она красивее с воздуха, нежели с земли. Обратно к главному входу нужно идти вдоль старых крепостных стен.

От крепости открывается чудесный вид на излучину реки со стоящими на рейде кораблями. Это уже не Дон, а Аксай. На столь характерном для этого региона кадре я и закончу своё повествование о путешествии в Ростовскую область. Несложно заметить, что Аксай мне понравился. На город приятно посмотреть и как туристу, и как гражданину. Даже обидно, что при наличии в общем-то неплохих туристических объектов он стабильно остаётся в тени Старочеркасской. Осталось только пожалеть, что на Аксай у меня было совсем мало времени.

Источник: ru-travel.livejournal.com ts58

Аксай - Ростовская область
Аксай - Ростовская область
Аксай - Ростовская область

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в России. В Подмосковье, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Галич, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!