Достопримечательности и памятники Рыбинска

Не смотря на то, что многие достопримечательности Рыбинска нуждаются в срочной реставрации, город не производит впечатления депрессивного места. Да, пик численности населения пришёлся на 1990 год, достигнув 253,000 человек, в 2015 году уже только 196,000 жителей, да, 20% за 25 лет. Многое здесь является отголоском распада СССР, закрытием почти всех промышленных предприятий, работавших на "оборонку". В связи с большой концентрацией предприятий, имевших стратегический характер и работавших в том числе на военно-промышленный комплекс, Рыбинск был «полузакрытым» городом (хотя официально закрытым он не являлся, поэтому в ЗАТО он не входил).По собственным ощущениям, Рыбинск уже отошёл от пропасти или точки невозврата, гуляя по городу, всё-таки видишь хорошее развитие малого бизнеса, много гуляющих по городу местных жителей. Город впечатлил своими кафе, коих достаточно большое количество. Везде, куда я заходил от турецкой чаевни до блинной, уровень был практически московский во всём, кроме цен, и народу не протолкнуться.

Рыбинск находится в самой северной части Волги, на обоих её берегах, откуда река поворачивает свои воды на юг. Древнейшее поселение на месте впадения Шексны в Волгу называлось Усть-Шексна. Первое летописное упоминание связано с Ростовским восстанием 1071 года, когда воевода Ян Вышатич расправился с организовавшими бунт двумя волхвами, которые были не язычниками, а, по мнению А. Меня, богомилами или манихеями, усвоившими учение, что Дьявол создал тело человека, а Бог - душу, и потому грешная плоть уходит в землю, а душа - на небеса. Раскопками обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения с изделиями византийского и скандинавского и арабского происхождения, но, видимо, Усть-Шексна исчезла с начало монгольского нашествия 1237-1238 гг.

В следующий раз, под 1502 годом, упоминается уже Рыбная слобода, снабжавшая волжской рыбкой московский двор. В 1777 году она уже была повышена до уездного центра, получив статус города и название Рыбинск. После переноса российской столицы в Санкт-Петербург Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Санкт-Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому. Это и послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. ввод в строй Мариинской и Тихвинской водных систем (1811), соединявших Волгу с Балтийским морем, и Бологое-Рыбинской железной дороги (1870) привели к превращению Рыбинска в крупный торговый и логистический центр. 

К началу ХХ века Рыбинск был одним из центров фомирования мировых цен на хлеб, а грузооборот его перевалочного порта достигал 1,5 миллионов тонн - это, для сравнения, половина тогдашнего грузооборота Одессы... но только Одесский порт работал круглый год, а Рыбинский - лишь в навигацию, то есть не менее интенсивно. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и ломовиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей (ломовиками - владельцы телеги, которые использовались для развозки мешков как по городу, так и по уезду). Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно достигало 100,000. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику. В 1907 году братья Нобель открывают судостроительный завод. Из предприятия «Русский Рено» (1916 год) вырастает НПО «Сатурн», превратив Рыбинск из торгово-купеческого города в центр машиностроения с уклоном в авиапром и оборонку. 

В 1946 году город был переименован в Щербаков (в честь политика Александра Щербакова), но уже в 1957 году ему было возвращено историческое название Рыбинск. Однако в 1984 году город вновь переименован — уже в Андропов (в честь генсека Юрия Андропова), а в 1989 году название Рыбинск снова было возвращено.

Здание Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьёва (конструктора авиационных двигателей, основоположника газотурбинного двигателестроения в СССР), основанного в 1955 году в бывшем здании технического училища М. Комарова 1896-1897 гг. постройки в стиле эклектика на средства действительного статского советника Меркурия Елизаровича Комарова по проекту А. Иоссы. Выходец из крепостных, получивший дворянство за заслуги в развитии промышленности, Меркурий Комаров был одним из главных меценатов ремесленного просвещения. По духовному завещанию он оставил капитал в 320 тысяч рублей на устройство в Рыбинске или Пошехонье механико-технического училища. Душеприказчики купца решили построить училище в родном городе и назвать его именем благотворителя.

Дом художника, образец рыбинского деревянного модерна. Здание возведено владельцев С. Гордеевым в 1900 году, полностью реконструирован в 1990 году архитектором А. Ждановым, устроив под деревянными стенами бетонный корпус. 

Польский костёл Сердце Иисуса (1901-1910 гг.)в неоготическом стиле. Инициатива открытия в городе католического храма принадлежала полякам, сосланным сюда в 1863 году за участие в польском восстании. Они и стали прихожанами единственного в Верхнем Поволжье костела.

Карякинский парк, бывший памятник садово-паркового искусства начала 20 века образцом небольшого городского усадебного парка, с оригинальной планировкой и редкими сохранившимися парковыми элементами – чугунным круглым фонтаном, каменным мостиком с декоративными перилами, воротами главного входа. Парк получил название по имени благотворителя и мецената, купца В.А. Карякина, основавшего его в 1900 году. Спроектировал сад Адольф Яковлевич Теллос, за которым ухаживал профессиональный садовник. Гордостью сада был пруд с небольшой лагуной, между которыми был переброшен каменный мостик с ажурной чугунной решеткой, через него шла центральная аллея. Позднее в пруд запустили карасей, его стали регулярно чистить.

В том же 1900 году рядом с парком было построено здание второго городского четырехклассного мужского училища.Сейчас там-стационарное отделение Рыбинского противотуберкулёзного диспансера, вовсе не заброшка, но забор весь вид портит.

Церковь Сретения Господня, построенная в 1866-1873 гг. на средства купцов П.А. Переславцева, П.А.Щербакова и прихожан. Архитектор – М.А.Шурупов, автор внутреннего убранства – А.И. Кракау. 

Здание Рыбинского коммерческого училища 1902-1905 гг. в стиле эклектики, архитектор А. Парланд (он же автор петербургского Храма Спаса на Крови и набережной канала Грибоедова в Петербурге). "С учреждением этого училища Рыбинск, и без того стоящий по своему значению, как одна из важнейших пристаней Поволжья, в исключительном положении среди всех уездных городов Империи, приобретает еще и значение образовательного центра для обширного торгово-промышленного края, тяготеющего к верхнему течению Волги, Шексны и системы», — так писали о значимости училища современники в газете «Вестник Рыбинской биржи» от 2 сентября 1902 года. Инициаторами, а в итоге учредителями семиклассного училища стали Волжско-Камский коммерческий банк и Рыбинский биржевой комитет. По проекту было задумано строение училища «Ш»-образной формы, дворики которого стали прекрасным местом отдыха для студентов во время больших перемен.

Памятник Павлу Дерунову, директору Рыбинского НПО моторостроения (нынешнего НПО Сатурн), возглавлявшему заводом в 1960-72 годах, затем побыл замминистра авиационной промышленности СССР. Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ (научной организации труда) в производстве на основе достижений науки и передового опыта. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий.

НПО Сатурн, зародившееся в 1916 году как "Русский Рено" для снабжения армии грузовиками, стремительно вошедшими за время Первой Мировой в обиход. До 1923 года предприятие оставалось авторемонтным заводом, затем было преобразовано в Авиазавод №26, и специализация его обозначилась уже к 1930-м годам - производство авиационных моторов, первыми носителями которых стали бипланы Р-5. В войну завод, эвакуированный в Уфу, делал моторы для истребителей (первых "Яков" и "Сушек") и бомбардировщиков-"Пешек", а в Рыбинск вернулся уже как авиазавод №36 и КБ под руководством Архипа Люльки. Среди самолётов, летавших с рыбинским моторами, были среди них и истребитель Су-27, и первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, и первые российские беспилотники, и небезызвестные "Сухие Суперджеты", и даже космический "Буран". В общем, "Сатурн"- одно из важнейших предприятий российского машиностроения и оборонки, и его двигатели для военных самолётов уже несколько десятилетий не имеют аналогов в мире.

Памятник генералу Фёдору Харитонову (1899-1943 гг.), принимавшего участие в подготовке и проведении Ростовской операции, Сталинградской битвы, Острогожско-Россошанской операции, Донбасской наступательная операция, Харьковской оборонительной операции. Монумент работы скульптора Матвея Манизера, известного своими монументальными работами для Московского метрополитена на станции «Площадь Революции» (1936—1939), где в низких углах арочных проходов были размещены большие фигуры с атрибутами различных родов деятельности — пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой 

Источник: ru-travel.livejournal.com kirill_moiseev

Достопримечательности Рыбинска

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в России. В Подмосковье, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Галич, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!