Полярный туризм

Одна из распространенных форм отдыха - туризм. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.

Полярный туризм

Полярный туризм имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Случайные фото туризма
В настоящее время полярный туризм вызывают все больший интерес у путешественников. Экстремальный Арктический и Антарктический туризм позволяет почувствовать всю полноту необыкновенных ощущений, которых нельзя больше испытать ни в одном из видов современного туризма.

Вкусы туристов с течением времени меняются, им всегда хочется попробовать чего-то нового, того, что принесло бы им массу свежих впечатлений. И они уже готовы тратить большое количество денег на такую новую услугу как полярный туризм. Конечно, не все. Скорее всего, это будут люди состоятельного сословия, которым хочется не только познавательных эмоций и удовольствий, но чего-то удивительного, экзотического, острых ощущений.

Северный и Южный полюса, заполярье, Северный Ледовитый океан, острова, архипелаги влекли человека издревле, в том числе, в смысле путешествий в целях первооткрывательства, а в современности и туризма.

Полярный туризм - это достаточно непродолжительные поездки на территории полярных кругов. В основном это, конечно, круизные путешествия, экспедиции.

В зависимости от принадлежности территории, полярный туризм или туризм в полярные зоны именуют арктическим туризмом или антарктическим туризмом, которые в свою очередь можно разделить по типологии, исключая экспедиционные научные путешествия и полярные зимовки, на два самостоятельных направления с подвидами.

Антарктида - гигантский ледовый континент, путешествия по нему доступны только либо по воздуху, либо по поверхности льда и снега. Его особенность - неповторимость природного мира, уникальность животных и экологически чистая атмосфера.

Путешествия в Арктику отличаются фантастическими возможностями для занятия экстремальными видами спорта, только здесь можно понаблюдать за уникальной дикой природой, ознакомиться с культурами местных народов, получить удовольствие от отдыха вне цивилизации.

Полярный туризм
Но главная цель участия в путешествиях на Северный и Южный полюса - это все же знакомство и единение с дикой природой. «Современное человечество, особенно жители крупных городов, отдалены от природы, зачастую не имеют возможности ощутить благотворное воздействие незатронутых антропогенным воздействием мест девственной природы.»,-говорит об арктическом туризме Ушаков Д.С. Действительно, окружающая среда на полюсах требует особого внимания как от самих туристов, так и от организаторов туров. Все должно быть продумано до мелочей, чтобы обезопасить не только самих путешественников, но и природу.

Актуальность и потенциал полярного туризма в России обеспечивает не только наличие огромных, слабо освоенных человеком территорий с уникальными ландшафтами, животными и растительным миром, но и отсутствием необходимости осуществления крупных вложений в туристическую инфраструктуру.

Программа полярных туров подразумевает наличие длительного свободного времени туристов, а так же возможности их участия в разнообразных программах.

Полярные туры должны быть максимально безопасны для туристов (особенно, на случай возможных встреч с дикими животными) , для чего обязателен инструктаж и постоянный контроль со стороны сопровождающего туристов персонала.

На сегодняшний день полярным туризмом занимаются такие страны как Россия, Финляндия, Норвегия, Гренландия и др. Наибольшую активность в смысле туризма в Арктике проявляют представители туристского бизнеса географически близлежащих стран - это Чили и Аргентина на Южноамериканском континенте, Южная Африка, а также Австралия. Первые две - находятся в наивыгоднейшем географическом положении, поскольку южная оконечность материка практически прилегает к Антарктическому материку.

Полярный туризм как один из новых видов вызывает интерес в научном мире. О полярном туризме писали: Биржаков М.Б.; Ушаков Д.С.;Колбовский Е.Ю.; Александрова А.Ю.;Косолапов А.Б.

Полярный туризм 
История развития полярного туризма 
История освоения полярных территорий началась довольно давно, но и сейчас не все аспекты этого вида туризма изучены хорошо. Многие следователи и на сегодняшний день открывают для себя все больше возможностей для туризма на Северном и Южном полюсах.

Полярный туризм

Арктические путешествия имеют свою яркую и романтическую историю. Изначально наиболее доступными были острова Новая Земля, Шпицберген, Гренландия. Русские поморы из новгородцев оставили свои следы пребывания на островах с XI в. и, возможно, ранее. Первые документированные плавания русских исследователей к Новой Земле, о которых сохранились сведения - кормщика Юшкова в 1757 г., посланного для добычи серебра, затем Саввы Лошкина, который в 1760 г. вошел чрез Карские вороту в Карское море и после пятилетнего плавания возвратился в Архангельск, обогнув Новую Землю кругом и тем доказав впервые, что она архипелаг.

Русские названия территорий встречаются на морских картах XVI в. Арктику покоряли на лыжах и собачьих упряжках, на аэропланах и дирижаблях, судах всех конструкций от деревянных скорлупок до атомных стальных мастодонтов, способных взламывать пятиметровые льды. В 1926 г. дирижабль «Норвегия» в составе 16 человек под руководством Роальда Амундсена достиг Северного полюса после 16 часов полета и даже совершил два облета вокруг полюса и островов Аляски.

Важную роль в становлении практики арктических морских путешествий играет Россия - российские энтузиасты путешественники и ученые. Именно россияне были одними из первых туристов в Арктике. Более того, российские суда еще в 90-х годах XIX в. стали перевозить желающих насладиться и полюбоваться дикими красотами Севера. Как выяснилось, таких желающих познать всю гамму чувств от пребывания среди льдов и снегов, познакомиться с жизнью и бытом северных народов, поохотиться на экзотических диких животных было не мало и в те времена.

Царское правительство со времен Петра I и позднее уделяло внимание изучению и освоению Северных территорий. Государством выделялись бюджетные субсидии на организацию научных экспедиций и полярных рейсов. В 1875 г. при государственной финансовой поддержке были организованы «Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства». Правление пароходства находилось в Санкт-Петербурге, а главная контора - в Архангельске. «Цель субсидий - инициация экономического развития северных территорий Российской империи и использование природных ресурсов этих территорий. Деятельность этого пароходства, кроме собственно выполнения хозяйственных и научных задач, определила начало арктического туризма в России».

Были организованы несколько регулярных линий, по которым совершались рейсы по Белому морю - Онежская, Кемская, Кандалакшская и Мотовская; по Баренцеву морю - Мурманская линия. Также суда пароходства совершали еженедельные рейсы по Белому морю и Баренцеву морю вдоль Мурманского побережья, обслуживая новые становища промысловиков и возникшие здесь населенные пункты, осуществляло торговые операции с Норвегией. Грузовые почтово-пассажирские суда пароходства перевозили как промысловиков-охотников на морского зверя, так и продукцию промыслов, различные товары. По особым распоряжениям Товарищества назначались рейсы по трем направлениям - Печорскому (на р. Печору, о. Колгуев и в Югорский Шар), Мезенскому (до Мезени) и Новоземельскому. По Печорской и Мезенской линиям навигация была с июля по сентябрь (пять рейсов). По маршрутам товарищества ходили более 12 грузо-пассажирских судов. Пароходство начало свою деятельность с четырех судов, но впоследствии флот увеличился. Так, в эксплуатации были суда: «Федор Чижов», «Император Николай II», «Ломоносов», «Королева Ольга

Константиновна», «Великая Княжна Ксения», «Великий Князь Владимир», «Сергей Витте», «Михаил Казин», «Кереть», «Преподобный Трифон» и «Вайгач». Это были суда со стальными корпусами, одно- и двухвинтовые, двухмачтовые. Большинство имело по 2 палубы, а судно «Император Николай II»- три, каюты 1-го, 2-го и 3-го классов. Пассажировместимость судов была разная - от 50 до 400 человек.

На Новую Землю совершалось не более 2-х рейсов- в июле и сентябре-августе по погодным условиям. Эти рейсы пользовались у туристов наибольшей популярностью для арктических путешествий.

«Самым комфортабельным из них был пароход «Ломоносов», построенный на верфях Великобритании и закупленный товариществом в 1891 г.

Для размещения путешественников на побережье Баренцева моря на средства пароходства была сооружена гостиница с удобными помещениями близ древнего Печенгского монастыря на р. Паз. Печенгский-Троицкий-Трифонов мужской общежительный монастырь - Кольский уезд

Архангельской губернии (близ современного г. Мурманска).

Желающие отправиться на пароходе на Север с теми или иными целями могли заблаговременно узнать о сроках выхода судов Товарищества в полярные рейсы. Имелась возможность забронировать билеты на пароход. Это можно было совершить в Санкт-Петербурге, либо по почте в главной конторе пароходства в Архангельске. Наибольшей популярностью пользовались морские путешествия к самым диким и необжитым берегам, на экзотическую Новую Землю и другие острова. Капитанами на судах служили поморы, которые имели большой опыт плаваний в высоких широтах Арктики и среди льдов. Путешествия на Север несли оттенок романтики, интерес к ним постоянно подогревался в прессе и публикациями туристских впечатлений и рассказов.

В составе туристов были россияне разных сословий и достатка из многих городов страны, нередко в путешествиях принимали участие иностранные туристы. Участие в путешествиях принимали и видные государственные деятели, ученые, военные, творческие натуры, художники, фотолюбители, журналисты и писатели.

Так, известно описание типового десятидневного туристского морского путешествия в Арктику - на о. Новая Земля, предлагавшегося Товариществом достаточно свободно и публично. Туристы должны были прибыть в Архангельск, где в Соломбале у Товарищества были собственные причалы. Здесь осуществлялась плановая посадка на судно. Если говорить более точно, туристов брали на борт как пассажиров для получения дополнительного дохода. Кроме собственно туристов, в числе пассажиров были поморы-промысловики, отправляющиеся на острова, представители губернской администрации, совершавшие поездки в целях инспекций состояния островных поселений и факторий принимающих промысловую продукцию, меха, кость и иные товары. Пароходы также везли колонистам и местному населению все то, что по нашим дням называется «северный завоз» - промышленные товары, включая иголки, одежду, продовольствие (наипервейше соль, масло, спички), топливо, охотничье и рыболовное снаряжение.

Продолжительность морской перевозки составляла по хорошей погоде - ходу двое-трое суток до Новой Земли.

Формально туристам предлагались две стоянки примерно в одном километре от берега с высадкой на сушу. До 1894 г. на Новой Земле был всего один доступный населенный пункт - становище Малые Кармакулы на восточном берегу залива Моллера. Для береговых экскурсий это было единственным местом на архипелаге, которое могли посетить туристы.

В 1894 г. в западном устье пролива Маточкин Шар, на берегу Поморской губы было устроено становище Маточкин Шар. Это был второй населенный пункт, доступный для осмотра на Новой Земле. Переход судна сюда занимал несколько часов. Ненецкое становище располагалось в очень живописном месте у подножия горных хребтов. У туристов были один-два световых дня, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями.

С 1897 г., когда было организовано еще одно становище, самое южное, - Белушья Губа и самый первый заход и стоянку со сходом туристов на берег судно делало именно там, а далее судно шло в Кармакулы и Маточкин Шар. С 1910 г. география береговых экскурсий расширилась - стало возможным посетить на Северном острове на берегу Крестовой губы самое северное из становищ - Ольгинское. Продолжительность плавания увеличилась до 15 суток и у туристов появилась возможность осмотреть и другие районы архипелага, познакомиться с его природой и жизнью переселенцев.

Еще один знаменитый объект полярного туризма, остров Шпицберген, был открыт случайно, в поисках северного морского пути на Дальний Восток и Китай, предпринятых голландцами в XVI в. Во главе одной из таких экспедиций, посланной городом Амстердамом, были поставлены Корнелий Рип и знаменитый впоследствии Вильгельм Баренц. Английский мореплаватель Генри Гудзон в 1607 г. обследовал северо-западные берега Шпицбергена. Он первый указал на возможность здесь богатой добычи для китобоев и других промышленников. Открытия Гудзона впервые были нанесены на голландскую карту, изданную Гондием в Амстердаме для описания плаваний Баренца. В начале XVII в. здесь велось активное рыболовство и китобойный промысел. Архипелаг посещали до 260 судов англичан, голландцев, немцев. Численность промысловиков доходила до 18 тыс. человек. В период расцвета промысла на Шпицбергене на островке Амстердам было устроено голландское поселение, в основном на летний промысловый сезон - Смееренбург, где были жилые дома и даже трактиры. Поселение просуществовало до 1671 г. и с сокращением промысла прекратило свое существование. В силу доступности Шпицберген активно изучался, там ставились круглогодичные гидрометеостанции. В конце XIX в. плавание судов было настолько облегчено, что в заливе Адвент было устроено нечто вроде гостиницы, и летом туда приходил с туристами пароход из Норвегии несколько лет подряд.

Особо интересен для путешественников такой объект полярного туризма, как остров Гренландия, но мало кто знает, что первыми там поселились эскимосы.

Впоследствии появился Вестербюгген - Западное поселение. Численность скандинавских жителей Гренландии достигала 5-6 тыс. человек. Гренландцы занимались разведением коров и овец, охотой и рыбной ловлей. С 1262 г. до начала XVIII в. Гренландия фактически принадлежала Норвегии. С XIII в. жизнь гренландцев стала ухудшаться: началось похолодание, поселенцы к этому времени уже вырубили деревья, началась эрозия почвы, на усадьбы начал наступать песок. Торговать с гренландцами стало менее выгодно, купцы посещали отдаленный остров все реже, а у самих гренландцев кораблей не было. В 1261 г. гренландцы стали подданными норвежского короля, получив торговые привилегии.

В середине XIV в. внезапно опустело Западное поселение, причины этого до сих пор остаются неясными. Восточное поселение просуществовало, по крайней мере, до начала XV в. В середине XVI в. моряк-исландец, приплывший в Гренландию, не обнаружил в поселениях уже никого. Колония гренландцев, не сумевших приспособиться к изменившимся условиям, вымерла. В 1721 г. началась колонизация острова Данией. В 1744 г. Дания установила государственную монополию (существовала до 1950 г.) на торговлю. В 1814 г. при расторжении датско-норвежской унии 1380 г. Гренландия осталась за Данией и до 1953 г. являлась её колонией, в 1953 г. была объявлена частью территории Датского королевства. 1979 г. Дания предоставила этой провинции право самоуправления. Сегодня почти все гренландцы живут на юго-западном побережье острова, поскольку там наиболее мягкий климат. Хотя Гренландия в 50 раз больше Дании, в ней проживает не больше людей, чем в маленьком городке. Это объясняется холодным климатом страны. Всего население 55 тыс. жителей. В основном страну населяют люди эскимосского и датского происхождения. Они говорят на гренландском языке (инуитском в трех диалектах) - языке эскимосов. Многие говорят также на датском языке. Деловая часть населения свободно владеет английским.

Исследования Гренландии начались в XVII в. и проводились первоначально англичанами, а после колонизации острова - датчанами и норвежцами. Продолжительное путешествие в глубь ледяного острова первым совершил швед А. Норденшельд в1683 г. В 1886 г. южную часть острова пересекли норвежцы Ф. Нансен и О. Свердруп. В последующие годы ледник пересекали экспедиции Р. Пири 1892-1895 гг., К. Расмуссена в 1912-1913 гг. и других полярных путешественников и ученых.

Антарктический континент - Антарктика - был открыт значимо позднее северных арктических территорий. «Открытие ледового континента было поэтапным, год за годом мореплаватели все ближе и ближе подходили к нему. Легендарный, впоследствии съеденный, неистовый англичанин Джеймс Кук обогнул ледовый материк во время своей экспедиции 1772-1775 гг. Сам того не ведая, Кук проплыл вокруг Антарктики, открыв, между делом, Южные Сандвичевы острова и остров Южная Джорджия. А его доклад об огромных популяциях морских котиков открыл новую эру освоения Антарктики»,-пишет Косолапов А.Б.

В 1806 г. мореплаватели обнаружили Оклендские острове, где буквально за несколько лет уничтожили колонии котиков. В 1819 г. Вильям Смит открыл Южные Шетландские острова. В 1820 г. на континент Антарктида ступила нога человека разумного. Однако до сих пор ведутся споры о том, кто же это был и кому принадлежит честь первооткрывателя шестого континента и новой эпохи в развитии человека. В 1821 г. американский мореплаватель Джон Девис стал первым человеком, который фактически ступил на «землю» континента Антарктика, когда высадился в бухте Хью на полуострове Антарктика. В 1838 г. в поисках новых колоний тюленей Джон Беллини открыл острова, впоследствии названные его именем, а также Берег Сабрины в Антарктике. Далее в 1840 г. лейтенант американского флота Чарльз Вилке возглавил первую научную экспедицию в Антарктику и считается первым значимым исследователем, доказавшим, что Антарктида, бесспорно, является континентом, Это не покрытые слоем льда редкие острова. В 1841 г. Джеймс Кларк Рос был назначен главой официальной британской экспедиции в Антарктику, первоначальной целью которой было обнаружение Южного Магнитного полюса. Рос ограничился открытием Ледяного рифа Роса и горы Эребус - самого активного вулкана в Антарктиде.

Карстон Борчгревинк и его небольшая команда были первыми перезимовавшими людьми на Антарктическом континенте. Они обосновались в 1898 г. в небольшом построенном ими бараке на мысе Адар и совершили первое санное путешествие к Ледяному рифу Росса. Роберт Фалкон Скотт - офицер королевского флота - возглавил экспедицию к Земле Виктории в 1901 г. С товарищами Эдвардом Вилсоном и Эрнстом Щеклтоном он совершил переход к Южному полюсу, достигнув 82° широты, но вынужден был повернуть обратно. В том же году Отто фон Норденсхольд возглавил шведскую экспедицию к морю Ведделла, но его судно «Антарктика» было раздавлено льдами и затонуло. В 1907 г. Эрнст Шеклтон вернулся в Антарктику в поисках географического южного полюса и магнетического южного полюса, но и эта его попытка закончилась неудачей.

В 1910 г. Роальд Амундсен и Роберт Фалкон Скотт, поспорив, кто доберется первым до Южного полюса, отправились в путь. 14 декабря 1911 г. Роальд Амундсен достиг Южного полюса, опередив Скотта на 33 дня. Скотт с 4-мя спутниками добрались до Южного полюса и с огорчением увидели опознавательные знаки Амундсена. Дорога назад была трудна из-за непогоды и к 29 марта 1912 г. все 5 путешественников погибли. Таковы краткие жестокие страницы трагической истории первооткрывательства Антарктического континента. В 1929 г. геологическая партия сделала удивительное открытие - горы континента состоят из песчаника с залежами угля. В том же месяце Ричард Эвелин Бёрд совершил беспосадочный перелет из Малой Америки до Южного полюса и обратно. В 1935 г. первый полет через весь континент совершен американским миллионером Линкольном Элсвордом.

Самое мощное нашествие на континент состоялось во второй половине XX в. Были основаны зимовки, проведены комплексные изучения, сильные страны стали пытаться делить новый континент. В конце концов был подписан международный Договор по Антарктике, закрепивший принципы научной деятельности, запрещающий хозяйственное использование континента. В настоящее время многие страны имеют станции на ледовом континенте. У России в Антарктике четыре станции: «Беллинсгаузен», «Восток», «Мирный» и «Новолазаревская».

В конце XX в. энтузиазм покорения ледяного континента не иссяк. Был совершен самый длинный пеший переход в Антарктике - экспедиция Ранульфа Файеннса прошла более 2000 км. Участники вышли от берега залива Гулд 9 ноября 1992 г., достигли Южного полюса 16 января 1993 г., далее путешественники прошли на леднике Росса 11 февраля 1993 г., где и завершили свой беспримерный поход.

Более просто поступил Артур Чилингаров. Он совершил тур на Южный полюс в частном порядке. Компания из 14 лиц, фамилии которых не разглашаются, известно лишь только, что это были граждане Украины, Франции, Швеции, Швейцарии и США, прилетела на самолете в Антарктиду (в перерыве между заседаниями Государственной Думы) на российскую антарктическую станцию и посетила Южный полюс в виде экспресс-броска на расстояние 750 км на одномоторном биплане АН-3, который был привезен экспедицией в разобранном виде на широкофюзеляжном самолете ИЛ-76А в грузовом отсеке. Финансировалась поездка частными лицами, которые и были в составе группы путешественников. Стоимость поездки оценивается специалистами в 1 млн. USD.

Полет продолжался около 6,5 часов. Был поднят российский флаг, торжественно вручены сертификаты. Участников поздравил Президент России по спутниковому телефону.

Однако обратно самолет АН-3 взлететь не захотел и погода испортилась. Ситуация осложнилась и стала безвыходной. Пришлось обратиться за помощью к американцам, которые попросили за вызволение группы 80 тыс. ШБ, поскольку поездка не была научной и не входила в программы совместных научных работ. Вопрос вывоза группы решался экстренно на достаточно высоком уровне. В результате - на полюс прибыл американский самолет Геркулес С-130, который вывез искателей приключений на американскую станцию «МсMurdo».Самолет АН-3 бросили на полюсе и вывезли своим ходом (точнее летом) через два года. В ознаменование своего чудесного спасения - Чилингаров с друзьями пообещали поставить на Южном полюсе православную часовню. Авантюристическая поездка вызвала недовольство в официальных и научных кругах.

На основе этой главы можно сделать вывод, что освоение Северного и Южного полюса происходило довольно длительное время, но интерес к этому был настолько велик, что вкладывалось множество средств в изучение данных регионов.

Самыми значимыми людьми в освоении полярного туризма стали: Артур Чиллингаров, Джеймс Кук, Джон Девис, Эйрик Рауда, Вильгельм Баренц, Джон Беллинг, Джеймс Кларк Рос, Ранульф Файеннис,Савва Лошкин и др. 
1.2Формы и виды полярного туризма 

В зависимости от принадлежности территории, полярный туризм разделяют на два вида: арктический туризм или антарктический туризм.

На сегодняшний день туристы могут насладиться такими необычными и неповторимыми турами в Арктику как: на ледоколе, на лыжах, на самолете, туристы могут заняться охотой, лыжными видами спорта, дайвингом, прыжками с парашютом и т.п.

Такая туристическая компания, как «Tour land» предлагает туристам посетить архипелаги Арктики: Шпицберген, Восточная Гренландия, Исландия на теплоходе "Академик Сергей Вавилов". Продолжительность тура 14 дней. Арктическое приключение, захватывающее территорию трех северных стран, начинается на норвежском острове Шпицберген, в Лонгйире. Следующие 3 дня туристы проведут в исследованиях Шпицбергена, пользуясь каждой возможностью, предоставляемой погодой и ледовыми условиями. Путешественники могут увидеть жизнь моржей, полярных медведей и птиц.

Планируются визиты к леднику Монако.

Во время морских переходов экспедиционная команда проведет лекции и презентации о животном мире о также о культурах, с которыми вы познакомитесь в Гренландии, второй из трех стран, территорию которых захватывает маршрут.

На 7-12 день путешественники высадятся на берег Восточной Гренландии, где они смогут подойти к краю ледниковых полей в поисках моржей и белых медведей. Когда позволят погодные условия, будут задействованы зодиаки для морских прогулок к особо интересным объектам или для высадок на сушу.

Туристы посетят разрушенные поселения эскимоской культуры Туле и отдаленные современные деревни, сравнивая разные эпохи. Все члены экспедиционной команды будут зорко следить за возможным появлением овцебыков, так как 40% мировой популяции этих животных обитает на восточном побережье Гренландии. Перед тем, как покинуть Гренландию, планируется визит в Скорсбисунн, самый большой комплекс фьордов в мире и место рождения фантастических айсбергов.

На 13-й день туристы попадают на Вестманские острова (Westman Islands) Во время пешего тура по городу Хеимаей (Heimaey), путешественники узнают и другие факты из истории островов.

Вестманские острова вулканически активные. В 1973 году благодаря вулканической активности здесь был образован новый остров - Сертси (Surtsey).

Экспедиция заканчивается в Рейкьявик, столице третьей из стран, по территории которых проходит маршрут - Исландии. Имеются разные категории кают: трехместные и двухместные (с удобствами и без удобств), мини-люксы, люксы, и самая дорогостоящая каюта- люкс Кука.

Включено в стоимость: размещение на судне в каюте выбранной категории, питание на борту судна, высадки и экскурсии по программе, услуги экспедиционного лидера и экспедиционной команды, альбомы фотографий на DVD, аренда сапог для высадок, экспедиционная куртка, сборы портов, страховка, включающая эвакуацию пассажира с борта судна в случае чрезвычайной ситуации на максимальную сумму $100,000, Групповые трансферы до начала круиза аэропорт - судно, по окончанию круиза судно - аэропорт, информационные материалы, предоставляемые до начала путушествия.

Новые маршруты на Северный полюс представила «Ассоциация полярников России совместно с Ассоциацией Туроператоров РФ. С 2009 года она начнет отправлять туристов в дрейфующий палаточный лагерь «Барнео» на Северном полюсе.

«Раньше «Барнео» посещали исключительно иностранцы, и те дикарями. Мы же хотим сделать этот поток организованным и дать нашим соотечественникам возможность увидеть уникальные ландшафты полюса. Туры планируются через Шпицберген (4 часа лета). Оттуда - 2,5 часа самолетом до Барнео», - отмечает вице-президент АТОР Игнатьев А.

На станции есть все необходимое для жизни: две кают-компании, кухня, ресторан, 8-12 жилых палаток на 8-12 мест, туалеты, баня.

«Туристам на Северном полюсе предложат: катание на собаках, лыжи, прыжки с парашютом в тандеме, фотоохоту на белых медведей и даже кругосветное путешествие - воткнул флаг в полюс, обошел вокруг, вот тебе и кругосветка», - рассказывает Игнатьев А.

Такое путешествие уникально, его можно сравнить только с полетом в космос, только гораздо дешевле. Конечно, это путешествие экстремальное, поэтому долгим оно быть не может. А все туристы будут застрахованы и получат необходимую подготовку перед посещением самой северной точки планеты.

Трехдневные туры будут стоить 8000 - 10000 евро, что в десять раз дешевле восхождения на Эверест. За месяц планируется привезти на полюс до 2000 туристов.

Единственный минус оригинального направления - короткий сезон. Дело в том, что станция «Барнео» действует всего месяц - с 1 апреля, когда начинается полярный день, до 1 мая - начала таяния льдов.

В арктическом туризме весьма популярно посещение острова Гренландия.

Самое привлекательное явление в Гренландии - полярное сияние, наблюдаемое практически круглый год, и уникальные полярные миражи, потрясающие воображение Туристам предлагаются прогулки по ледникам и суше. Есть местный музей, кустарные промыслы, сувенирная продукция. Оригинален и яркий по действу китобойный промысел (по сезону). Это место, наряду с Чукоткой - единственные на земле, где разрешен китобойный промысел местному населению. Все это привлекает сюда все больше и больше туристов.

Многие туристы хотят своими глазами увидеть, как рождаются айсберги. В Гренландии активно развивается туристская индустрия, в которую все больше вовлекается и коренное население самого большого острова нашей планеты. Это земля обетованная для авантюристов и туристов-экстремалов.

В летний сезон к берегам Гренландии направляются круизные корабли с туристами и: Скандинавии и Северной Америки. Навигация и туристский сезон в Антарктике закончены и экспедиционные корабли, в том числе и бывшие советские научно-исследовательские суда ледового класса, направляются в воды Северного полушария к Гренландии для осуществления полярных круизов. Опыт обслуживания туристов в полярных круизах и оборудование есть. Туристский продукт Гренландии, в том числе в первую очередь полярные круизы, активно предлагается на всех крупных туристских выставках.

Для европейцев обычно предлагается 12-дневный круиз с посещением Норвегии уникальных фьордов, Фарерских островов, Исландии, включая два-три дня на юго-восточном берегу Гренландии - загадочной земли - с посещением портовых городков Ангмагссалик и Апуйсаджику. Суда стоят на рейде, туристов на берег доставляют местными катерами. Для них организуются экскурсии в глубь острова и на ледники, а также на шлюпках. Желающим предоставляется возможность арендовать собачьи упряжки и нарты. По сезону осуществляются экскурсии в «Цветочные долины» - земли долин, покрытые густым ковром ярких тундровых цветов и растений. Аттракции включают инуитские (эскимосские) шоу-программы «Бубны и каяки», а также праздничный гала-ужин «Белые ночи Гренландии». Особую часть программы составляет созерцание процесса рождения айсбергов, обламывающихся с края ледников. Стоимость такого круиза от 1200 до 4000 USD в зависимости от класса размещения на судне (включены: размещение на судне, страховка, трехразовое питание, в экскурсионные дни - сухой паек, аттракции на борту судна).

От американского континента круизы совершаются обычно на юго-западную часть острова с посещением столицы и других поселений, с участием в спортивных и развлекательных аттракциях, а также местных праздниках. В Гренландии широко и с размахом отмечается годовщина открытия викингами этого самого большого острова на Земле. Главным событием праздника является прибытие в Гренландию из Исландии парусника - точной копии корабля легендарного викинга Эрика Рыжего. Построена копия такого корабля, современной деревянной ладьей управляет Гуннар Эйгертссон, который считает себя прямым потомком Эрика Рыжего.

Не менее интересен для современных путешественников такой вид туризма как антарктический туризм.

В последние годы в Антарктиду стали приезжать туристы. Построена гостиница, магазин сувениров, обзорные площадки. К берегам Антарктиды постоянно подходят корабли разных стран. В год приезжает около 4000 туристов. «При всей экзотике таких туристических поездок появились отрицательные факты: накапливаются горы бутылок, пакетов, ящиков, всевозможных отходов.

В Антарктиде ведется исследование аэронавигационных условий. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний и материк станет промежуточной базой для обслуживания самолетов»,-пишет Деменьтьев С.А.За последний год количество туристов в Антарктике увеличилось до почти 50 тысяч человек. У России в Антарктике четыре станции: «Беллинсгаузен», «Восток», «Мирный» и «Новолазаревская».

Антарктические станции оборудованы домиками для жилья и отдыха, научных исследований, хозяйственными постройками и даже аэродромами. Научные станции часто работают и полярной зимой, хотя это дорого и небезопасно.

В Антарктике путешественники могут заняться дайвингом, понаблюдать за представителями местной фауны, а также насладиться захватывающими пейзажами голубых и белых айсбергов, мощных ледников и заснеженных горных вершин.

Туристская поездка в Антарктику из России - дорогостоящее путешествие. Только перелет стоит не менее 1700-2000USD. Основной вид туристских программ на месте - круизные поездки к доступным участкам побережья и на острова. Например, на Южные Шетландские острова. Суда далее идут по узкому каналу Аемэр, окруженному горами и ледниками, излюбленному месту плавания некоторых видов китов, предпочитающих внутренние каналы Антарктического полуострова. Некоторые туристские круизные маршруты предусматривают посещение Фолклендских (Мальвинских Malvinas) островов, Юга Джорджии, архипелага Южно-Оркнейских островов, Южных Сандвичевых островов и удаленного острова Бувет.

Разумеется, причалов для судов нет и все экскурсии на припай льда или кромку берега возможны только с катеров и надувных шлюпок. Туристы знакомятся с огромными популяциями пингвинов, птиц, лежбищами тюленей, дюгоней, наблюдают китов. Экологические требования весьма строги. Изолированная экосистема Антарктики крайне чувствительна к внешнему вмешательству, а флора и фауна суровых южных широт требует очень осторожного отношения. Птиц и пингвинов, особенно их яйца, нельзя убивать и ранить, ловить, брать в руки, трогать, пугать, толкать, кормить, громко кричать и совершать все иные антиэкологические действия. Все то же - в отношении поведения туристов на лежбищах тюленей и других морских животных. Нельзя оставлять мусор, раскапывать грунт.

В настоящее время предпринимаются попытки наладить туристскую индустрию из эпизодических поездок на крузерах и судах ледового класса. Есть проекты строительства отелей и казино в антарктическом регионе - пока туристских приютов нет, кроме возможностей научных экспедиционных станций. Подавляющее большинство туристов прибывают на круизных судах. Как выясняется, туристские экспедиции в Антарктику не редки, поэтому сооружение несколько отелей и казино скрасит пребывание гостей в этом унылом месте и даст средства на проведение научных исследований. Единственная проблема, способная возникнуть при реализации проекта, - экологическое вмешательство в охранную зону, объявленную Конвенцией заповедником. Поэтому уже сейчас члены Конвенции пытаются ввести обязательные способы идентификации туристских групп путем вывешивание национальных флагов, названий страны или штата, регистрации экспедиции.

Далеко не все готовы к трудностям и попадают в сложные ситуации. Экстремальный неорганизованный туризм представляет серьезную проблему для полярных исследователей. Эта проблема затрагивает все национальные антарктические программы, поскольку в случае необходимости спасательных операций они осуществляются силами национальных экспедиций. Даже если у терпящего бедствие туриста была страховка, то расходы будут возмещены лишь позднее, а значит, в ущерб научным программам, которые имеют четкие бюджетные и временные рамки

На сегодняшний день туристическая компания «Poseidon expeditions» предлагает путешественникам отправиться в тур Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова на теплоходе "Ушуайа". Продолжительность тура составит 11 дней. Антарктический полуостров, одна из целей путешествия, - "курортная зона" континента. Море и утесы дополняют птичьи базары, лежбища тюленей, пингвины.

В первый день судно покидает порт Ушуайа во второй половине дня, после того как пассажиры поднимутся на борт. Выходит в море через пролив Бигл. День 2-3. В знаменитом проливе Дрейка туристов сопровождают альбатросы. В зоне Антарктической Конвергенции (место слияния тёплых и холодных вод) можно наблюдать различные интересные явления. Об этом и о замечательной природе Антарктиды туристам расскажут экспедиционные лекторы.

На 4-8 день путешественники исследуют Южные Шетландские острова и Антарктический полуостров. Первая высадка планируется на Южных Шетландских Островах. На пляже острова Элефант можно встретить морских слонов, в честь которых и был назван остров. Одна из самых популярных остановок экспедиционных на Южных Шетландских Островах - остров Десепшн. Этот остров называют Санторином Антарктики. Здесь можно не только полюбоваться на живописный вулкан, но и искупаться (если позволит погода и ход выполнения рейса) в подогретых вулканом водах Портфостер. Когда выделение горячего вулканического газа особенно активно, вода может быть по-настоящему горячей. Животный мир островов очень разнообразен: здесь можно встретить большие колонии пингвинов Адели, Макарони, Чинстрап и Генту, а также множество других птиц. На острове Кинг Джордж расположены научно-исследовательские базы многих государств.

По дороге к Антарктическому полуострову экспедиция пройдёт через живописные пролив Герлах, каналы Неймайер и Лемар. Туристы увидят антарктические айсберги самых причудливых форм; возможно, появятся киты. Высадки запланированы в бухте Парадиз, на острове Поле, островах Мельхиор и Кувервилль, Портал Пойнт, в бухте Неко, островах Плено и Петерманн. Каждое из этих мест примечательно красивыми пейзажами и разнообразием арктической живности.

На 9-10 день туристы прощаются с Антарктикой и экспедиция идет на Север, через пролив Дрейка. Но на этом приключение не заканчивается: можно продолжать наблюдать за китами и морскими птицами. Мероприятия, устраиваемые экспедиционной командой на борту, помогают вновь целиком пережить путешествие. Пассажиры приглашаются на прощальный Капитанский Ужин.

На 11 день группа прибывает в Ушуайа. По окончании круиза, туристы сходят на берег в порту.

Стоимость тура составит от 101745 рублей до 287280. Цена зависит от выбора категории каюты А, С, В, супериор, люкс) и времени проведения экспедиции.

В стоимость включено: размещение на борту теплохода «Ушуайа» в каюте выбранной категории, питание на борту теплохода «Ушуайа» - полный пансион; запланированные круизы на лодках «Зодиак»; лекции, видео, слайд-шоу и услуги экспедиционного гида; портовые сборы; информационный пакет перед круизом; ежедневный дневник путешествия по окончании круиза.

В стоимость не включено: авиаперелет Москва - Париж - Буэнос-Айрес - Ушуайа и обратно (от 1800 у.е.); трансферы и аэропортовые сборы; доплата за избыточный вес багажа; стоимость оформления визы и страховки; любые мероприятия на берегу до и после круизного рейса (трансферы, проживание в отелях, питание, стоимость прививок (в случае необходимости) и аэропортовые сборы); чаевые судовому персоналу; питание вне круиза; все персональные расходы: услуги прачечной, бара, услуги связи.

За 38 лет антарктического туризма в этом заповедном регионе побывало уже более 200 тыс. "полярников-любителей". Поскольку именно сейчас наступил очередной "антарктический бум", то, по подсчетам специалистов. Уже сейчас число гостевых визитов значительно перекрывает сменные, "вахтовые" заезды ученых и вспомогательного персонала 83 антарктических станций - в общей сложности 4-4,5 тыс. человек. 

Тенденции развития полярного туризма в начале XXI века 
Круизная Аляска 
В XXI веке стали уделять повышенное внимание к полярному туризму, стараясь привлечь все больше новых территорий к освоению туристами. Одной из таких территорий является Аляска.

Для большинства российских туристов Аляска - ничуть не меньшая экзотика, чем Южная Америка. Сегодня это самый большой по территории штат США, расположенный на северо-западной окраине Северной Америки. Первыми европейцами, посетившими Аляску в 1741 г., были Витус Беринг и Алексей Чириков. С 1744 г. она стала колонией России и именовалась «Русская Америка».

Круизы по Аляске выполняются только с мая по сентябрь. Аляска привлекает тех туристов, которые уже посмотрели всю Европу. Аляска - это медведи-рыболовы, киты, выпрыгивающие из воды, морские львы, выдры, орлы, парящие в небе. Здесь можно побывать в настоящей тундре, покататься на лошадях, поучаствовать в экзотической рыбалке. А на шахте в Фэрбенксе путешественники могут почувствовать себя золотодобытчиками -самостоятельно «намыть» себе золотого песка, который потом запечатывается в специальные сувенирные пакеты.

Природные заповедники Аляски подарят туристам множество памятных видов и впечатлений. Например, гора МакКинли в заповеднике Денали - единственная гора, на которой можно без особого труда подняться практически до самого ледника - в других местах это доступно только опытным альпинистам. Невероятно красиво путешествие на поезде с панорамными окнами по бескрайним просторам Аляски - это неотъемлемая часть практически всех туров по штату. Небольшие портовые городки здесь очень отличаются друг от друга: каждый имеет свой неповторимый колорит, ибо несет в себе наследие разных этносов. В большинстве эти города основаны поселенцами из разных стран, прибывшими сюда в поисках золота во времена золотой лихорадки.

Конечно, можно прилететь на Аляску и проехать по ней на поезде, но увидеть китов и ледники можно только в круизе. Как правило, на Аляске выполняется всего два вида круизов. В первом случае это внутренний вояж - круиз, начинающийся и заканчивающийся в Сиэтле или в Ванкувере, который доходит до бухты Глейшир, после чего лайнер возвращается обратно. Второй вариант - круиз от Сиэтла или Ванкувера до Анкориджа. В этом случае у оператора появляется возможность добавить к круизу тур по Аляске - продолжительностью от трех до 10 дней. При этом, по оценке экспертов, наибольшей популярностью в этом регионе у россиян пользуются круизы классов «премиум» и «люкс». К минусам Аляски можно отнести достаточно низкую среднегодовую температуру. Даже летом на Аляске может быть достаточно холодно. А российским туристам все же привычнее ехать в отпуск туда, где тепло. Другая сложность - необходимость виз США и Канады. Наконец, на Аляске нет русских гидов, поэтому, чтобы обеспечить качественное русскоязычное обслуживание, операторам нужна большая группа, с которой должен ехать гид-переводчик. 
.2 Современная организация туров на Северный полюс 
В настоящее время Арктический регион и Северный Полюс вызывают все больший интерес у путешественников. Экстремальный Арктический туризм позволяет почувствовать всю полноту необыкновенных ощущений, которых нельзя испытать больше нигде.

Северный полюс одно из самых удивительных и доступных в наше время туристам мест на нашей планете. Желающих посетить Север становится все больше и больше, и одним из самых популярных видов экстремального туризма является путешествие в Арктику. Популярность этого маршрута привела к появлению на мировом туристском рынке ряда коммерческих фирм, занимающихся организацией, продажей и реализацией туров на Северный полюс во множественных вариантах.

Обычно туроператоры, работающие по данному направлению в основном сотрудничают с различными специализированными центрами, например, Центр пропаганды развития и освоения территорий Арктики и Антарктики «Полюс», «Ассоциация полярников», которые оказывают значительную помощь в организации туров. Таким образом, туристская фирма может гарантировать команду профессионалов высокого уровня, тем самым делая тур доступным любому желающему без специальной подготовки, включая даже детей и пожилых людей. Для полной безопасности участники путешествия обязательно должны быть застрахованы и находится под постоянным наблюдением врача экспедиции.

Условия Северного полюса весьма суровы: комбинация воды, льда и холода совсем не располагают к легким туристским поездкам. Посещение Северного полюса сопряжено с героизмом, мужеством, с риском для здоровья и жизни. Современные туры на Северный полюс очень сложны по степени своей организации и не менее дороги.

Авиационный тур на Северный полюс стоит не менее 5-7 тыс.USD, в зависимости от программы. Конечно же, сегодня существует множество предложений, как добраться, например, существуют туры на лыжах до полюса из Канады. Но они стоят около 25000 долларов. Наилучшим сезоном для туристского путешествия, точнее экспедиции (по уровню сложности организации), является апрель. В это время здесь температура - 25 °С, что благоприятно для лыжного пешего перехода. Поверхность льда бывает сильно заторошена и значительную часть пути приходится идти пешком и тянуть за собой волокуши со снаряжением и даже лодкой. При более высокой температуре морской лед крошится и передвижение становится очень трудным.

Безусловно, одним из самых удобных средств транспорта является самолет. Для этого подходят лишь легкие и надежные самолеты. Но и для него нужен ледовый аэродром на дрейфующих льдах. Тщательно выбирается подходящее ледяное поле, изучается его прочность, толщина льда. Забрасывается техника, вплоть до легких бульдозеров, стоятся ангары для оборудования и техники, жилые помещения, запас продовольствия, собаки с нартами, сооружается и поддерживается взлетно-посадочная полоса, приборы для навигации. Такой аэродром, целиком построенный на дрейфующих льдах, в сотнях километрах от ближайшей земли и недалеко от Северного полюса, функционирует только месяц - в мае, когда закончится активный туристский сезон, его уже не будет. Надлежащая организация путешествия минимизирует трудности.

Туристов на континенте или на базовом лагере подробно инструктируют, снабжают должной одеждой, дают снаряжение (лыжи, палатки, походные примусы, питание) и группой с опытным одним или двумя проводниками забрасывают на вертолете со снаряжением на расстояние примерно на 25-50 км от Северного полюса. Переход на это расстояние до заветной точки полюса занимает 2-3 дня с одной или двумя ночевками по полной программе, организацией кормежки. Если повезет, и нет полыньи, то группе удается без особого труда добраться до желанной точки, которую определяют по приборам. Время у туристов на отмечание события всего 20 минут, далее точка полюса уйдет в сторону и за ней придется бегать. Интересно позвонить домой с Северного полюса жене, детям. Можно организовать фейерверк или спуститься под воду с аквалангом. Для тех молодоженов, кто заказывает бракосочетание или венчание - предлагается уютная теплая-двухместная палатка в лагере на ледовой базе в пределах 100 километров от Северного полюса на любой разумный срок в период функционирования ледового аэродрома - например, с 01 по 30 апреля. Питание и дополнительные услуги ехtra рау. Обратная дорога более рудиментарна - туристов с заветной точки на собачьих нартах или вертолете доставляют на ледовый аэродром, откуда без промедления легким самолетом северной авиации отправляют на Большую Землю, т.е. домой. Отметим, что такое путешествие стало доступно лицам третьего возраста и даже инвалидам. Важно только иметь деньги, и побольше. Побывать в Арктике в комфортных условиях возможно только на современном атомном ледоколе.

Из Мурманска в сезон атомоходы и обычные ледокольные суда, например, мощный ледокол «Ямал», совершают по четыре-пять рейсов на Северный полюс. Сегодня на всех мировых туристских выставках доступен туристский продукт, например, фирмы «Посейдон». Обычно ледокол «Ямал» совершает два прогулочных круиза на Северный полюс в августе, когда судно свободно от сопровождения судов по Северному морскому пути. Ледокол не проектировался и не строился априори как прогулочное судно, и поэтому на нем всего 51 каюта (или 100 мест) для туристов. Следует учесть, что судовая команда также составляет 150 человек. Туристская группа вылетает из Москвы в Мурманск, на следующий день судно выходит в Баренцево море. Оно направляется к архипелагу Франца Иосифа. Туристам предлагается поездка на вертолетах к птичьим базарам seabird colonies, осмотр ледников, лежбище моржей walruses. Далее морской переход к Северному полюсу с преодолением ледяных нолей. В течение перехода предлагаются лекции и беседы со специалистами.

В современном арктическом туризме существует такое крупное судно тяжелого ледового класса, как Ледокол «Ямал». Длина судна 150 м, ширина 30 м, осадка 11,5 м. Цены путешествия на этом ледоколе включают перелет туда и обратно из Москвы в Мурманск, трансфер с багажом из аэропорта в порт и обратно, собственно поход на ледоколе до Северного полюса и обратно, все вертолетные экскурсии, размещение, четырехразовое высококлассное питание, а также предлагается специальный сервис extга рау (оформление визы, питание на берегу в порту, размещение в отелях, страховка, сия:»., бар и напитки, чаевые для персонала и прочее). Разумеется, туристам предлагается широкий ассортимент аттракции как на самом судне, так и в порядке экскурсий в точке назначения. Судно дает туристу высокий уровень безопасности, особенно при встрече с белым медведем polar bear- с ним лучше всего встречаться на солидном расстоянии - с высоты палубы корабля. Тут его можно фотографировать сколько хочешь. На льду следует помнить, что он бегает быстрее человека.

По достижению места назначения на полюсе туристы сходят на лед, поднимается флаг экспедиции, организуются праздник и аттракции, совершаются вертолетные экскурсии для фотографирования с воздуха панорамы судна. Моржующим предлагается купанье в полынье. На судне вечером организуется большой гала-ужин и посвящение в полярники. Всем туристам выдается красочный сертификат о посещении Северного полюса и совершении уникального морского похода.

При столь высокой стоимости морские арктические путешествия на ледоколах объявляются на рынке за три года. Депозит при заказе составляет 25% стоимости. При отказе от заявленного путешествия менее чем за 120 дней наступают штрафные санкции в размере 500 1150, а далее санкции еще жестче. Договор на тур весьма сложен и содержит множество ограничительных условий, в том числе требований по обеспечению безопасности.

Морские экспедиции в Арктику организуются таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние на хрупкую окружающую среду. Все экспедиции полностью отвечают Международным экологическим стандартам и требованиям по сохранению природных богатств.

В Антарктиде в настоящее время нет никакой экономической деятельности кроме оффшорного лова рыбы и туризма, организованного различными странами.

Ежегодно в Антарктиду направляются около двадцати судов, каждый из которых везет 45 - 280 пассажиров. Обычно их курс направлен в область Антарктического полуострова, иногда включая Южную Георгию и Фолклендские острова. Были организованны и случайные рейсы в Антарктиду с большим количеством пассажиров (около 960 человек), некоторые из которых проводят экскурсионные круизы только без высадки пассажиров на побережье материка.

Очень популярны путешествия на яхтах, благодаря которым можно испытать более близкий контакт с природой Антарктиды, правда такие путешествия менее комфортабельны, чем круизы. Были организованы сезонные туристические экспедиции в области вне полуострова. Маршрут таких путешествии осуществлялся к морю Уэдделла, Росса, к берегам восточной Антарктиды, включая острова Индийского океана. В экскурсию включается посещение колоний Императорских пингвинов, исторических хижин, Сухих Долин и других отдаленных областей.

Большинство поездок занимает приблизительно от 10 дней до 3-х недель от порта до порта, хотя иногда встречаются как более длительные, так и более короткие поездки.

Стоимость таких поездок составляет минимум US$4 000, максимум US$20 000 , включая стоимость авиабилетов плюс место в каюте. Цена зависит от класса кают и авиабилетов. Есть договорные рейсы, маршрут которых зависит отпожеланий туристов.

Антарктические путешествия главным образом сконцентрированы на незамерзающих прибрежных зонах в пятимесячный период Антарктического лета, с ноября по март, когда дневной свет продолжается до 20 часов в сутки. Именно в этот период не происходит движений айсбергов. Туристические судна имеют возможность к передвижению и в другие месяца, но в другие месяца есть реальная опасность не добраться до мест назначения из-за движений айсбергов и еще хуже можно застрять в морском льду . Поэтому все поездки в основном начинаются после октябрьского передвижения ледокола,после которого риск намного уменьшается.

Середина декабря и январь месяц (Середина лета)-обычно самые теплые месяцы Антарктиды.

В основном все поездки на Антарктиду начинаются от Ушуая в Аргентине, иногда и из других южноамериканских портов. Лучше всего начать путь с Южной Америки, так будет значительно и дешевле и быстрее. Если путешественники начали свой путь от Ушуая в Аргентине, конец вашего путешествия закончится в этом же порту. Когда туристы будут передвигаться по морю Росса ( для поездки в Восточную Аргентину) , они могут заплыть в порты Хобарт (Австралия), Окленд и Lyttelton-Крайстчерч (Новая Зеландия).

Для путешествия в Антарктиду туристам не понадобятся ни документы , удостоверяющие личность ,ни виза. Но если круиз проходит через другие страны, то документы могут понадобиться.

Сегодня есть ольшой выбор пассажирских суден направляются в Антарктиду, все они разные и от выбранного судна, может зависит непосредственно сама поездка и приключения.

На крупных кораблях туристы встретят хорошо проинформированных и опытных гидов, читающих лекции об истории материка. Для современных путешественников могут быть организованы вечера с капитаном судна и членами команды.

Однако, существует множество проблем в отношении развития арктического туризма.

Премьер-министр Виктор Зубков высказался против развития арктического туризма. «Вызывает сомнение одно из задекларированных приоритетных направлений - туризм в Арктике», - заявил он, открывая заседание кабинета министров, на котором рассматривается проект стратегии развития туризма на период до 2015 года. «Инфраструктуры там никакой, разумеется, нет, и наверное, говорить об этом пока преждевременно, - сказал премьер. - Видимо, это от безысходности решили там заниматься туризмом. В России много красивых мест, надо ими грамотно и эффективно распорядиться». По его словам, «неразвитость инфраструктуры, низкий уровень обслуживания, малое число экономичных предложений на рынке туризма создают серьезные препятствия для развития». «Крайне недостаточную активность проявляют и сами регионы», уверен Зубков.

Экологические организации в очередной раз выступили с предупреждением о том ущербе, который наносят Арктике туризм и экономика.

По их словам, природа регионе настолько хрупка, что даже отдельно взятый автомобиль-внедорожник может уничтожить большое количество кустарника и даже целые луга. А одинокий путник, бредущий по траве, вытаптывает нежный растительный покров и в состоянии реально повлиять на арктический ландшафт.

Ученые из Финляндии, Дании и Северной Америки утверждают, что "посягательства" человека на Арктику уже привели к тому, что природа этого региона "медленно тает".

"Даже самые небольшие повреждения природа исцеляет здесь очень и очень медленно", - говорит Би-би-си Брюс Форбс из финляндского университета Лапландии. Он и его коллеги утверждают, что рост популярности так называемого экотуризма сказался уже негативно буквально на всех районах Арктики. А ведь нельзя забывать и об угрозе совсем иного масштаба, исходящей от бурения, копания шахт и деятельности военных.

"Мы считаем, что очень серьезно нужно подходить и к менее заметному ущербу, вызываемому деятельностью, которая непременно сопровождает развитие туризма", - пишет журнал "Консервэйшн байолоджи".

Конечно, круизы в Антарктику отличаются от известных круизов в жаркие экзотические страны, с открытыми дискотеками и развлечениями на палубе ,но тем не менее, чем больше размер судна был выбран , тем более запоминающейся для вас останется поездка. 
.3 Путешествие на остров Шпицберген 
Интерес туристов к Северному полюсу сделало близлежащий остров Шпицберген важным туристским центром. Шпицберген (или как называли его в старину в России - Грумант).

В современном туризме стали доступны такие виды путешествий на архипелаг как: на ледоколах; на самолетах. Так же туристы могут насладиться поездками на яхтах вблизи Шпицбергена, что позволяет за довольно короткий срок ознакомиться со многими красотами этого архипелага.

Апрель - наилучшее время для путешествий на Северный полюс. Но теоретически хорош каждый сезон, но туристы предпочитают апрель-август. Здесь, как нигде, туристский сезон ярко выражен и сформировать приемлемый туристский продукт среди полярной ночи пока никому не удалось.

В настоящее время архипелаг - один из немногих мировых уголков нетронутой арктической природы. Более 60% площади островов отведены под охраняемые территории. Арктическая природа очень уязвима, в связи с этим на островах приняты жёсткие меры, направленные на сохранение и поддержание природного разнообразия региона. Для истинных любителей дикой, первозданной природы, туристов-экологов, орнитологов, фотографов - архипелаг Шпицберген - заповедное место, где имеется уникальная возможность наблюдения за представителями арктического животного мира.

Большинство туристов прибывает на Шпицберген самолетом, есть даже рейс из Москвы. На самом же острове к услугам путешествующих предоставляется базовый отель в пос. Аонгербюйне, номера которого декорированы в стиле охотничьей хижины, в оформлении номеров использованы шкуры морских котиков, плавник и сланцы. Несмотря на внешний вид- это номера высокого уровня со всеми удобствами. Здесь туристам может быть предложен обед у костра из трех блюд. Также в 70 км от Лонгербюйна расположен уникальный отель - корабль, вмерзший в лед. Этот отель - идеальный перевалочный пункт для путешествующих к восточному побережью - зимнему месту обитания популяции белых медведей, так как именно здесь группа может разместиться в полной безопасности, - не опасаясь беспокойства со стороны белых медведей. В отеле - бар, салоны для расслабления и отдыха, душ и ванная. Туристы могут пообщаться и поделиться впечатлениями в теплой кают-компании на 100 мест. Здесь также имеются столовая, бар, ресторанные аттракции. Некоторые туристы осуществляют первую ночевку на базе «Орловская» в теплых 6-местных модульных домиках, укомплектованных кроватями с пуховыми спальными мешками. Туристам дается 3-разовое горячее питание, круглосуточно работает буфет и бар.

После высадки на остров туристам выдается специальная полярная экипировка, в которую они должны переодеться - полярные унты, пуховая куртка с капюшоном, пуховой полукомбинезон и рукавицы. Эта спецодежда остается после у членов туристов как подарок от принимающей фирмы - памятный сувенир о посещении Севера.

Ключевым событием путешествия априори является посещение туристами Северного полюса, хотя это существенно удорожает стоимость тура. Доставка в место назначения осуществляется воздушным транспортом (пешком или на лыжах 1200 км - далековато). Ритуал пребывания на Северном полюсе единообразен для всех туристов и описан выше и больше похож на меню а-ля карт. После возвращения с Северного полюса в гостиницу устраивается торжественное посвящение туристов в полярники с гала-ужином, разнообразными программами и вручением специального сертификата полярника.

При путешествии на архипелаг Шпицберген, на сегодняшний день, туристам предлагается такая необычная поездка как сафари на снегоходах и поездка в «Королевство белых медведей».

Путешествие в пределах одного дня на снегоходах осуществляется по 2 основным маршрутам - в русский поселок Барентсбург и к живописному леднику Tuna and von Post Glaciers. Сафари на снегоходах неизменно оставляет незабываемое впечатление. Маршруты проходят по самым типичным и красивым ландшафтам Шпицбергена. Пейзажи поверхностей островных глетчеров неповторимы и суперфотогеничны.

Туристов сопровождают профессиональные гиды, которые по пути на остановках знакомят туристов с историей Шпицбергена, с его животным миром и географией. Путешествие предусматривает множество стоянок со смотровыми площадками, чтобы насладиться окружающими пейзажами, ознакомиться с достопримечательностями, «услышать» арктическую тишину, извести километры фотопленки (или пространства цифровой памяти фотоаппаратов новейших технологий). Разумеется, сопровождающие гиды уделяют внимание вопросам личной безопасности каждого участника. Оба маршрута предусматривают горячий обед: в русском кафе в Барентсбурге и горячие закуски на лоне природы при экскурсии на ледник.

Наиболее активным из туристов предлагается 4-дневная экскурсия на снегоходах в поселок Свеа с экзотической прогулкой по Восточному побережью в места зимнего обитания белых медведей, поездка в местечко, откуда прекрасно виден безбрежный океан. В маршрут экскурсии входит посещение столицы русского Шпицбергена - Баренцбурга.

Собачьи упряжки - традиционный и хорошо апробированный вид транспорта на Шпицбергене. На острове есть питомник отборных племенных ездовых собак. По прибытию туристы получают подробные инструкции и учатся управлять упряжкой и нартами. Управление упряжками и нартами, общение с умными, добрыми ездовыми собаками - суть отличного туристского развлечения. Самое главное не упасть и не потерять саму упряжку на маршруте. Во время такого сафари только скрип полозьев и стук собачьих лап по насту нарушают окружающую морозную арктическую тишину. По окончанию поездки туристов в приюте ждут горячие напитки и закуски. Если же длительность путешествия 3-4 или 5 часов, туристам предлагают бульон из оленины, свежеприготовленное мясо, кофе, выпечку или закуски в традиционном лапландском стиле.

Туристам на Шпицбергене могут организовать такую экскурсию как ознакомление с устройством и технологией горных выработок угля с экскурсом в историческое прошлое. Туристы знакомятся с горной выработкой шахты №3, в далеком прошлом заложившей основы самого существования островного города - там уголь добывали вручную. Туристам выдаётся спецодежда, шахтёрская каска с фонарем, перчатки, обувь, защитные очки.

Для современных туристов, интересующихся дикой, первозданной природой, архипелаг Шпицберген идеальное место для туристических поездок.

В основном туда стремятся попасть туристы-экологи, люди, занимающиеся орнитологией, фотографы. Современная организация туризма на Шпицбергене делает отдых как можно более благоустроенным и безопасным, привлекая туда все больше туристов.

Горнолыжный туризм в Финляндии 
Интересным объектом полярного туризма для современных путешественников является Финляндия. Наибольшим спросом пользуются такие туры в Финляндию как горнолыжные.

Горнолыжные курорты Финляндии имеют много привлекательных сторон: спокойная, уютная атмосфера курортов, высокий уровень сервиса и инфраструктуры, а также множество развлечений и дополнительных услуг, доступных туристам.

Заняться горнолыжным туризмом можно в Лапландии и Северной Финляндии. Край с прекрасной дикой природой, где проживают представители коренного населения - саамы. В ясную погоду в Лапландии может посчастливиться увидеть северное сияние. На полярном круге расположен «Санта-Парк», где живет и работает в своей мастерской Санта-Клаус.

Сопки Финляндии предлагают разнообразные программы как новичкам, так и опытным лыжникам. Кроме горных и беговых лыж здесь можно кататься на коньках, совершать пешие прогулки.

Самыми популярными среди туристов являются такие горнолыжные центы как:
Юлляс - крупнейший горнолыжный центр, расположенный по обе стороны одноименной сопки. 

Туристы могут посетить Леви - горнолыжный центр с международной популярностью. Здесь есть множество склонов, прекрасные трассы для беговых лыж. В Леви работает единственный в Финляндии подъемник гондольного типа.

Очень популярен у лыжников и сноубордистов такой курорт, как Саариселька. Здесь насладиться спортивными мероприятиями могут не только профессиональные спортсмены, но и туристы разного уровня подготовки. Этот курорт расположен на двух сопках.

Насладиться прекрасными видами можно на курорте Сала. В Салла туристов привлекают интересные профили склонов и красивые маршруты лыжных походов.

Такой курорт как Суому - расположен на Северном полярном круге. Среди современных туристов он звестен отличными склонами, защищенными от ветров лесным массивом.

Популярен так же курорт Рука - центр с самым продолжительным в стране горнолыжным сезоном - с октября по июнь.
Для горнолыжников, сноубордистов и лыжников подойдет такой курорт, как Мекка.

Для спорта и отдыха идеален курорт Уккохалла . В центре есть все условия для активного отдыха и релаксации на лоне природы. Здесь можно наслаждаться не только катанием на лыжах, но и посещением саун в специализированном комплексе.

Курорт Пальякка имеет множество трасс. Здесь созданы все условия для совершенствования мастерства горнолыжников, сноубордистов и любителей беговых лыж.

Продолжительность лыжного сезона в центральной Финляндии- почти полгода (начало декабря - конец апреля). Перепад высот на склонах большинства лыжных центров почти такой же, как и на северных сопках, но климат более благоприятный для катания. Регион отличается постоянством снежного покрова в течение сезона.

В Центральной Финляндии много лыжных центров с разнообразными склонами и трассами для беговых лыж. Здесь также много озер - можно кататься на коньках и заниматься подледным ловом. В этих краях проводятся прекрасные экскурсии и сафари. Популярные горнолыжные центры:

Вуокатти - привлекательный объект семейного активного отдыха в центре Финляндии. Популярный сноубординг-парк, разнообразные склоны и широкий спектр программных услуг.

Коли - разнообразные склоны и Mountain Dew Snowpark для сноубордистов, прорайдеров и отдыхающих семьями.
Куопио - лыжный центр для начинающих и единственная в мире школа по обучению прыжкам с трамплина для любителей. Трассы для беговых лыж.

Химос - на склонах можно кататься с ноября и до начала майских праздников. Химос хорош для семейного туризма.

Регионом с самым комфортным климатом является Южная Финляндия. Даже в январе на улице около нуля. Лыжный сезон длится с ноября до начала апреля. Во всех центрах работают лыжные школы и прокат снаряжения. В Хельсинки около четверти территории города занимают парки, в которых проложены лыжные трассы. В Пирркола есть крытый каток и открытые ледовые площадки, трехкилометровая освещенная лыжня и дорожки для пеших прогулок. В лыжном центре «Палохейна» есть освещенные трассы различной протяженности. Работает прокат оборудования.

Саппее - центр славится основательной подготовкой склонов, развивающимся сноубординг-парком и растущей сетью маршрутов для беговых лыж.

Гости Хельсинки могут посетить центры зимнего спорта, расположенные недалеко от столицы (в среднем - в 20-45 км от города). На курортах Талма, Вихти, Алховуори, Пеурамаа, Кауниайнен, в парке Серена можно покататься на горных лыжах и сноубордах, беговых лыжах, снегомобилях.

На сегодняшний день в Финляндии очень сильно развит горнолыжный туризм. Наслаждаясь прекрасными видами и комфортабельными условиями для отдыха, путешественникам предлагают катание на горных лыжах, сноуборде, снегомобилях, мотосанях, собачьих и оленьих упряжках. Туристы так же могут заняться подледной рыбалкой, скалолазанием и даже зимним купанием. Все трассы для зимнего спорта очень хорошо оборудованы и организаторы тщательно следят за их состоянием.

Все туры в Финляндию организованны на очень высоком уровне и отличаются разнообразием в выборе развлечений и отдыха. Уделяется большое внимание предпочтениям туристов и безопасности их активного отдыха, что, несомненно, важно. 

Особенности туризма в Северной Норвегии 
На сегодняшний день современные туры в Норвегию могут быть очень разнообразными. За полярным кругом царствует тундра и вечный день летом и полярные сияния зимой. Стоит отметить, что Норвегия является также одной из наиболее богатых и развитых стран мира. Отдых в Норвегии совсем не дешевый, но он своих денег стоит.

Большая часть северной Норвегии лежит за Северным Полярным кругом. На крайнем севере Норвегии - величественные горы, глубокие плодородные долины, защищенные фьорды и тысячи островов. Главное, что привлекает в северной Норвегии, - это природа, богатые рыбой озера.

Самая неповторимая черта Северной Норвегии - это красота её дикой природы. Горы, море, фьoрды и равнины Северной Норвегии поразят воображение даже самого искушенного путешественника. В регион Северной Норвегии входят области Финнмарк, Трoмс и Нoрдланд. Здесь проходит граница Полярного круга и находится Мыс Нoрдкапп - самая северная точка материковой Европы.

В области Финнмарк туристы могут насладиться ее необыкновенными контрастами. Ландшафт потрясает своим разнообразием - от суровых скал побережья до дикой природы широких равнин. Здесть можно узнать о традициях саамов и насладиться местными видами развлечений: рыбалкой в открытом море, сафари на королевских крабов, ездой на собачей упряжке, сафари на снегоходах, велосипедными и пешими прогулками и многим другим.

В области Тромс не придётся долго путешествовать, чтобы увидеть многое: и великолепный ландшафт побережья, и дикую природу севера можно увидеть в течение одного дня. Величественная и разнообразная природа этого края создана для любителей приключений. Посетите города Харстад и Трoмсё, а по пути загляните на второй по величине остров Норвегии - Сеня, откудa можно на пароме добраться до островов Вестеролен или сухопутным путём до Финснеса. Будучи в Трoмсё, не упустите возможность побывать в великолепном горном районе Линг Альпс, уникальной по своей красоте долине Рейсадален и у потрясающего ледника Йокульбреен.

Для современных туристов область Нордланд интересна своим великолепным побережьем. Самое красивое побережье мира позволяет наслаждаться отдыхом здесь в независимости от времени года. Можно посетить рыбацкие деревушки, где жизнь отмечена древними традициями прибрежных районов. Открыть для себя это островное королевство, состоящее более чем из 18000 островов. Испытать невероятные природные феномены - полночное солнцестояние, Северное сияние, ледники и водовороты. Повстречать уникальных птиц и животных: белохвостого орла, гагу, его величество кита и других китообразных.

Визитной карточкой Норвегии, несомненно, являются, захватывающие изрезанные ледниками фьорды, которые присутствуют на большей части Норвежского побережья. Это одно из самых популярных туристических направлений в мире. Наиболее приветливые с апреля по сентябрь фьорды покоряют туристов своей неподдельной красотой и совершенством, особенно отчетливо проявляющимся в юго-западной части страны между Кристиансундом и Ставангером.

Восхищение природой Норвегии вызовут картины экскурсионных поездок по маршруту «Страна Троллей». Петляя одиннадцатью крутыми кругами по горному серпантину, туристы на полпути к вершине совершат умопомрачительный переход по мосту через водопад Стигфоссен.

В ходе этого познавательного приключения гости Норвегии смогут сфотографироваться на фоне потрясающих водопадов в Йерангерфьорде.

Настоящим подарком альпинистам станет поездка к зубчатому горному хребту Троллвегген, а также к живописным скалистым вершинам около Одда, Свельгена и Андалснеса.

Следующими пунктами назначения путешествия могут стать озеро Дьюпсвати и массивные ледники Джостедалсбрин и Йостедалсбрен, до которых туристов домчит автобус или машина.

Терпеливым путешественникам доведется увидеть грандиозное природное творение Гейрангерфьорд, до которого можно добраться по одному из самых живописных норвежских маршрутов. Захватывающие водопады, в первую очередь срывающийся с 250 метровой высоты поток «Семь сестер», горные серпантины Орневеген, утроившиеся в объятиях холмов живописные высокогорные фермы Скагефла и Бломберг, вместе с мысом Флайдалсьювет станут вехами вашего запоминающегося путешествия по Гейрангерфьорду.

Те туристы, которые в ходе маршрута воспользуются специальными турами, смогут совершить круиз по ответвлению Согнефьорда - Неройфьорду, который является самым узким и, возможно, наиболее впечатляющим из здешних фьордов.

Что касается непосредственно самого величественного Согнефьорда, то он, расположившись в самом сердце царства фьордов, является отправной точкой для разнообразных круизных маршрутов. Обладатель нескольких рукавов-ответвлений крупнейший фьорд Норвегии - Согнефьорд, растянувшись на 2004 км, пестрит разнообразием ландшафтов и пейзажей, в которых словно в калейдоскопе сменяют друг друга бурное море и тихие озера, снежные вершины и зеленые луга, водопады и крутые горы Йоюнхеймен, крошечные деревянные церкви и колоритные деревеньки.

Популярное место экскурсий Согнефьорд, предлагает туристам совершить увлекательный круиз в так называемую «Норвегию в миниатюре». Путешественники, добравшиеся до границы Согнефьорда и Хардангерфьорда - второго по величине фьорда Норвегии - смогут попробовать свои силы в экстремальном туризме. Остановившись в «пограничном» городке Восс смельчаки могут заняться захватывающим рафтингом в Норвегии или отправиться в многодневный пеший поход, полетать на гидроплане или оценить красоты местной природы с дельтоплана.

До устроившегося неподалеку от Ставангера, очаровательного Лизефьорда, который считается самым красивым фьордом на побережье, можно добраться на машине или в составе туристической экскурсии из Ставангера.

Окруженный отвесными километровыми скалами один из самых диких норвежских фьордов - Лизефьорд- приглашает туристов с крепкой нервной системой насладиться своей величавостью. Просматриваемый со скалы Прейкестолен- Лизефьорд, чье название переводится как «Светлый фьорд», представляет собой первозданный природный мир, где нет даже дороги связывающей между собой единичные хутора устроившиеся вдоль 40 км фьорда.

Поездка в самый южный регион Царства фьордов - Рогаланд будет сопровождаться яркими контрастами. Преодолевая изрезанную бухтами береговую линию Далане, проезжая мимо замечательных пляжей и дюн единственной в Норвегии равнины Джарен, туристы попадут в удивительный уголок Рифилке, богатый кроме гор, озер, фьордов и островов, еще и фантастической скалой Пулпит.

Однако не только юго-западное побережье Норвегии может похвастаться великолепием и разнообразием прибрежных районов, не менее впечатляющие картины представлены в Арктической Норвегии, где особый шарм длинным и широким фьордам придает несколько суровое природное окружение, дополненное романтическими белыми ночами и загадочным Северным Сиянием.

Столица Норвегии - Осло - одна из немногих европейских столиц, где туристические экскурсии, посещение всемирно известных музеев, пульсирующую ночную жизнь и великолепный шопинг можно удачно сочетать с отдыхом на зимних курортах. Всего несколько минут езды от центра города и - каждый имеет возможность оказаться в волшебном зимнем королевстве.

В выходные дни город пустеет, а склоны гор, окружающие его, пестрят разноцветными лыжниками. Кстати, в вагонах поездов и автобусах в Норвегии есть специальные места для лыж. Но совсем необязательно брать с собой лыжи, санки и коньки. Все это можно арендовать прямо здесь.

Великолепное лыжное катание всего в 20 минутах от центра города предлагает Tryvann Winter Park. Здесь есть альпийские спуски, халф-пайп международного стандарта для сноуборда, а также зоны для могула и прыжков. Tryvann - один из пяти самых популярных в Норвегии зимних курортов. В этом сезоне его руководство инвестирует в среднем три миллиона евро в развитие инфраструктуры, чтобы сделать курорт еще более привлекательным для туристов. Для тех, кто предпочитает катание на беговых лыжах: более 2600 км подготовленной лыжни уходит в глубину лесных массивов вокруг Осло. Чтобы получить особенные впечатления от вечернего катания, в пригороде столицы проложено свыше 90 км освещенных трасс, а отдохнуть после лыжных прогулок можно в 68 живописных коттеджах.

Зимний отдых в Осло невозможно представить без посещения горнолыжного трамплина Холменколлен - главной арены Зимних Олимпийских игр 1952 г. С его вершины открывается потрясающий вид на весь Осло и одноименный фьорд. Внутри башни расположен самый старый в мире лыжный музей, который рассказывает о 4000-летней истории лыжного катания.

В 2011 г. на арене Холменколлен состоится Чемпионат мира по лыжному спорту. Это означает, что горнолыжный трамплин будет полностью модернизирован и станет одним из лучших трамплинов в мире.

Осло полон и других возможностей проведения досуга. Например, катание на коньках в самом центре города или романтическая прогулка на санях по зимнему заснеженному лесу.

Длинные зимние вечера в Осло можно проводить в особенной атмосфере в многочисленных кафе, ресторанах и барах. Рестораны города предлагают специальные рождественские меню, где традиционным аккордом будет бокал "зимнего" вина, называемого глёк, и имбирное печенье.

Здесь удивительная космополитичная и разнообразная жизнью, позволяющая всегда найти занятие по вкусу. Известные ди-джеи выступают в различных ночных клубах, на концертных сценах можно видеть "звезд" как национального, так и международного масштаба. Самые поздние развлекательные мероприятия начинаются, как правило, около полуночи и продолжаются до трех часов ночи. Зимний фестиваль Осло, который впервые состоялся зимой прошлого года, был настолько успешным, что отныне внесен в список ежегодных мероприятий города.

Организация туризма в Норвегии запоминается своей оригинальностью и разнообразием услуг. Каждый год появляется все больше интересных и хорошо спланированных туров, привлекая путешественников посетить именно Норвегию. 

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Vfhihen 30

Поход по Крыму - 22 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Из Бахчисарая в Ялту

Маршруты: горы - море

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

В край гор и водопадов
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!