Что такое креативность

С античных времен философы и ученые стремились познать всю сущность внутреннего мира человека, его тайные стороны, лабиринты души. В наше время не все загадочные стороны человеческой души раскрыты. Понимание процесса становления человека, раскрытие исторического предназначения, всей предыстории и, несомненно, его будущего важно для нашего общества.

Во все времена, творческое начало человека включает в себя не только развитие личности, но и создает культурную сферу всего человечества в целом. Деятельность, созданные личностью ценности, которые впоследствии вливаются в океан культуры, обуславливается «творчеством». В толковых словарях слово «творчество» раскрывается как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Л.С. Выготский писал, что «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Через свое творческое начало человек проявляет отношение к обществу, стремление к постоянному движению, раскрывает внутренний мир через создание креативных идей. Такие люди более открыты для получения информации извне, все происходящее с окружающими воспринимается как личные трудности и тогда возникает стремление к их решению.

Способность к творчеству, поиск необычных путей к достижению цели, видение мира особенным образом - все это является креативностью. В современном мире человек вынужден быстро меняться, непрерывно расти и развиваться, чтобы быть востребованным обществом. Творческий потенциал способствует самосовершенствованию человека, не бояться новых открытий, быстро адаптироваться к требованиям и изменяющимся условиям. Креативность создает благоприятные условия для целостного развития личности, ее само-раскрытию, самодостаточности, самореализации, толерантности.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
В наше время общество не отвергает креативных людей, а наоборот стремится развивать творческие натуры. Существует ряд ситуаций, решить которые может только один человек - креатор. В безвыходных ситуациях толчком к решению часто становятся креативные люди. Ведь именно сейчас мы наблюдаем появление новых технологий, изобретений, новейших моделей в сфере техники, решения дизайнерских проблем и т.д.

В свете последних тенденций, к творческим способностям уделяется особое значение: креативность мышления приветствуется в сферах профессиональной деятельности, без нее уменьшается возможность успешности реализации своих планов, в самореализации своего творческого «Я», и в культуре.

ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Исследования креативности достаточно сложны и вызывают разнообразные споры, так как эмпирические факты очень широки. Креативность, которая рассматривается в концепциях ученых и психологов, раскрывается в виде головоломки, разгадать которую до конца еще никому не удалось.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
В 60-е годы насчитывалось более 60 определений креативности и число их растет. Все определения были разделены на шесть типов: гештальтистские, описывающие креативный процесс с точки зрения разрушения существующего гештальта для построения более лучшего; инновационные определения ориентировались на оценку креативности по новизне конечного продукта; экспрессивные или эстетические термины опираются на самовыражении создателя; динамические или психоаналитические основаны на описании креативности в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх -Я»; проблемные - определяют креативность через последовательное решение ряда задач; шестой тип включает определения, которые не подошли по содержанию ни к одному типу.

Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комформности, обыденности, предполагающие нестандартные подходы в отличие от общепринятых.

«Креативность (англ. creativity) -- творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.»  Креативность рассматривается со стороны важнейшего и относительно независимого фактора одаренности личности, который редко можно выявить с помощью тестов интеллекта и достижений в сфере научных исследований. Она определяется восприимчивостью человека к новым идеям, внутренним творческим потенциалом.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
С научной точки зрения, креативность рассматривается как сложное, многоплановое, не однородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Изучением креативности занимались такие личности как Л. Терстоун, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие.

Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать, как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениями.

Посвященные креативности исследования можно разделить на два направления. Одно из них составляет исследования, основанные на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Сторонником этого направления был Дж. Гилфорд.

Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. В их число входит: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающихся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к тем проблемам, которые не вызывают интерес у других); иррелевантность, способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакций от стимулов); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Американский психолог объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление».

Дивергентное мышление получило определение как мышления «расходящегося», протекающего в разных направлениях, предполагающего возможность не одного, а множества правильных решений. Именно благодаря Дж. Гилфорду данная тема стала активно изучаться и приобрела значимость в диагностике креативных способностей человека, в решении практических образовательных задач.

Кроме дивергентного мышления Дж. Гилфорд выделяет и конвергентное мышление, более линейное, логическое, предполагающее одно правильное решение задачи или проблемы. Такой вид мышления изучался с помощью теста Айзенка на определение коэффициента интеллекта IQ, отражающий в основном вербальные, математические способности. Одновременно с коэффициентом интеллекта IQ в психологию вводится коэффициент креативности CQ [2, 230], обозначающие интеллектуальные способности человека к творчеству; в основе тестового измерения которого используется определение уровня развития дивергентного мышления. Холодная М.А. отмечает, что креативность - это дивергентность в узком значении слова.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Согласно Дж. Гилфорду, «дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы» [20, 6]. Отсюда следует, что от характера задачи зависит какое мышление в деятельности человека оказывается доминирующим: конвергентное или дивергентное.

Е. Торренс считает, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению». Он разделил творческий процесс на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «адекватность», «сопротивление замыканию», и «абстрактность».

Х. Гейвин под креативностью рассматривал способность человека получать ценные результаты нестандартным способом. Он считал, что «творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны».

Но не все психологи считают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например такие ученые как Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и другие, рассматривают креативность, как одну из сторон интеллекта, которую нельзя измерить традиционными интеллектуальными тестами. В этом их убеждают результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от особенностей окружающей среды, характера усвоенных знаний и навыков прошлого опыта. «Так, Э. Орлеги и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов».

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Исследователь Т. Любарт считает, что понятие креативность включает в себя процесс экспериментирования с новым, полученным в процессе творчества результатом. «Креативность - это способность генерировать новые результаты в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они должны выходить из рамки копирования того, что уже существует».

На примере двух детских садов Д. Гуднау показал, что обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию. В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду.

Зависимость уровня оценки креативности от окружающей среды позволяет, изменяя последнюю, формировать и развивать креативность. Окружающая среда в первую очередь должна отличаться богатством информации и вольной атмосферой для творчества. Исходя из этого, Ф. Хеддоном и Г. Литтоном были обнаружены более высокие оценки креативности у учащихся школ, где использовались более неформальная организация учебного процесса чем, с более формальными школами.

Дж. Геладе отмечает многоаспектный характер креативности, на который могут оказывать влияние различные факторы социального происхождения, таких как культура или язык. По мнению Х. Ли и Х. Ким культура также может оказывать влияние и на уровни креативности, и на способы ее измерения и изучения.

Развитие креативности зависит от тех ценностей, особенностей культурного наследия, традиций народа, поддерживаемых данным обществом. Поэтому в США велико значение творчества, американские школы стремятся к развитию креативной личности, используя при этом различные программы обучения, что способствует к росту уровня креативности школьников.

С точки зрения Д. Леонарда и В. Свэп, креативность является процессом развития и выражения новых идей, которые могут быть полезными. Они не рассматривают креативность как талант, поэтому она может быть рассмотрена как целенаправленный процесс, для организации которого требуется подход, который позволяет максимально использовать индивидуальную одаренность, опыт и квалификацию.

Не только окружающая среда, исторически сложившаяся культура и традиции влияют на развитие креативности, немало важную роль также играют и личностные особенности. Личностный подход уделяет особое внимание эмоциональным и мотивационным факторам. В отношении связанных с креативностью личностных особенностей, результаты исследований разных психологов схожи. Выделены некоторые черты личности (агрессивность, непризнавание чужих мнений и социальных ограничений, самонадеянность, самодовольство), отличающие не креативных от креативных. С другой точки зрения, это свидетельствует о существовании общего типа креативной личности, в отличие от типа не креативной личности. Проведенные исследования на детях и молодых людях показали, что личностные черты испытуемых совпадают. Это дает возможность предсказывать уровень креативности на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует еще одно мнение, что творческие достижения связаны с неврозами, патологией нервной системы и мозга. Л. Кронбах видел причину креативности в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении выделять необходимые идеи.

Г.Домино показал, что матери креативных детей имели патологические личностные особенности. Но есть ученые, придерживающиеся совершенно противоположной точки зрения. И выделяют у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к конфликтным ситуациям. Ф. Бэррон и Р. Кеттелл выявили реже встречающиеся психозы у креативных личностей, чем у населения в среднем, но чаще замечали эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонности к самоубийству. Ф. Бэррон объясняет это высокой чувственностью к окружающей среде.

Понятия креативности можно рассматривать в двух направлениях: креативность как творческое отношение к жизни и как психический процесс. А именно, те виды креативности, который напрямую участвуют в появлении творческого замысла, новаторство или творческий компонент креативности. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (адапторский компонент или ремесленный).

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Исследование креативности с разных точек зрения ученых так и не выявили одной общей теории. Изучение процессов творчества в наше время также не дает единого представления об этом понятии, что еще раз доказывает трудность решения загадки «креативности».

1.2 Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов

Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке. На создание творческого продукта влияют, с одной стороны, уникальность человека, а с другой - окружающие его люди, обстоятельства жизни, происходящие события.

«Проще было бы постулировать некоторые положения креативности и дать определения основным понятиям по данной теме, чем рассматривать воззрения различных авторов на творчество. Однако сделать это трудно, хотя бы потому, что, может быть, никакая другая психологическая проблема не является столь значимой для психологов».

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Л.Б. Ермолаева - Томина считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности.

Даная способность определяется как индивидуально-психологическая особенность человека и выражает его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, отношений, свойств, их систем и действий, отвечающих требованиям деятельности. Соответственно, можно рассматривать способности к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека, выражающую готовность к овладению и успешному выполнению творческой деятельности. Этого подхода придерживаются как отечественные, так и зарубежные авторы.

По мнению К.К. Платонова «способность к творчеству является высшим уровнем проявления активности в деятельности. Творческая способность - это особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта». Так творческие способности рассматривают как деятельность, индивидуально-психологические особенности интеллекта, т.е. отождествляются творческая активность и интеллектуальная.

Существуют и другие определения творческих способностей. Ю.И. Салов и Ю.С. Тюников определяют креативность как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания».

Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов пишут, что «понятия «творчество» и «креативность» дифференцируются; первое выступает как процесс и результат, второе - как субъективная детерминанта творчества», т. е. как мотивационно - потребностная основа творчества. Обоснование своего утверждения авторы видят в том, что креативность не всегда воплощается в творческую продуктивность: «В продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий».

Творчество не является только креативностью, и креативность не может быть только субъективной детерминантой творчества. Она является, прежде всего, творческой способностью.

С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.

Креативность - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д..

Большинство ученых считают, что продукт отражает наличие креативности. Но чтобы признать такой продукт креативным, необходимы определенные критерии.

С. Медник выделяет одним из критериев осмысленность. Считает, что чем больше результат соответствует требованиям, тем он больше креативен. Такой критерий позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные девиантные формы креативности. Главной операцией в ходе творческого процесса, как считает Медник, является операция сравнения.

И.А. Малахова, считая креативность универсальной способностью к творчеству, обращает внимание на такие критерии как: дивергентное и конвергентное мышление, качественные показатели мыслительной деятельности, воссоздающее и творческое воображение, интеллектуальное и эмоциональное творческое самочувствие, интеллектуальная инициатива, включающая творческую активность, чувственность проблемы, легкость в поиске проблемы.

А.М. Матюшкин в структуру креативности включает следующие компоненты: невербальную и вербальную любознательность; интуитивность личности; легкость владения языком как средством формулирования мыслей.

Определение критериев креативности в различных сочетаниях является основой изучения творческих способностей.

Д.Б. Богоявленская исследовала показатели креативности по его процессу, рассматривая активность интеллекта в виде единицы анализа творчества. В своих исследованиях она ставит проблему творчества не только как проблему интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности человека: «интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации». В структуру интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленская включает умственные способности и мотивационные факторы. Взаимодействие данных подсистем формирует то свойство личности, которое определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности, т.е. креативность.

Проблема креативной сущности человека волновало не только ученых - психологов, но и философов. Философские теории отражают сверхъестественную природу возникновения креативности личности. Н.А. Бердяев считал, что «творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподобия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему» [21, 50], и призывал активно понимать эсхатологию с творческой стороны. В философском труде «Самопознание» Н.А. Бердяев раскрывает принцип самопознания, реализуя его через правило: «Развивать потребность познать себя, свой тип, свою судьбу» [3, 11]. Еще один принцип, присущий Н.А. Бердяеву, - это принцип творческой самореализации: «Подлинная жизнь - есть творчество, и это единственная жизнь, которую я люблю… Без творческого подъема нельзя было бы вынести царства мещанства, в которое погружен мир» [.

Креативность интеллекта человека определяется природой личности, логически построенным внутренним диалогом мышления человека. Креативность является основой продуктивного развития личности, потенциалом, способствующем ее росту, присущий каждому человеку. Креативность - это способности индивида к творчеству, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от приятых шаблонов. Творчество все чаще начинает рассматриваться как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ взаимоотношений с миром.

Уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью
Так же как и разнообразны подходы к исследованию креативности, определяют и различные уровни креативности. Развитие креативности проходит как минимум две ступени. Первая - это формирование «первичной» креативности как общей творческой способности, которая не специализируется по отношению к конкретной области жизнедеятельности человека, и в основном проходит в сензетивном периоде, у детей 3 - 5 лет. В этот период основное значение имеет подражание взрослому как креативному образцу. Вторая ступень проходит в подростковом и юношеском возрасте, примерно 13 - 20 лет. На основе «общей» образовавшейся креативности формируется «специализированная», т.е. способность к творчеству, которая связана с конкретной сферой деятельности, как дополнение и альтернатива.

М. Фельдман выделил «большую» креативность, связанную с внесением каких-либо изменений или дополнений в имеющиеся знания, и «малую» креативность характеризующуюся умениями украшать жилье цветами или умением подбирать цветовую гамму в интерьере. Имеющийся уровень креативности, который проявляет тот или иной творческий человек, может определяться в исторической перспективе.

Дж. Гилфорд исследовал уровни креативности с помощью разработанных им тестов на вербальную и невербальную креативность. Он выделял 6 параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; семантическая спонтанная гибкость -- способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость -- увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Е. Торренс определял уровни креативности с помощью четырех показателей: беглость - «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)», оригинальность - «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы», разработанность - «способность детально разрабатывать придуманные идеи», абстрактность названий - «способность выделять главное, способность понимать суть проблемы»; тем самым определяя очень высокий или превосходный уровень (выше 70 баллов), уровень выше нормы (от 66 до 70 баллов), несколько выше нормы (61 - 65 баллов), норму (40 - 60 баллов), уровень несколько ниже нормы (35 - 39 баллов), уровень ниже нормы (30 - 34 балла) и очень низкий уровень (менее 30 баллов).

Для определения уровня креативности Е. Торренс разработал формулу перевода сырых баллов в Т-баллы, с помощью которых определяется значение по каждому показателю креативности. Из этих данных была составлена таблица средних - арифметических значений и стандартных отклонений показателей образной креативности.

Чтобы проследить варианты отношения креативности с флексибильностью мы рассмотрим понятие последнего термина.

Понятие «флексибильности» рассматривается с разных направлений исследований и часто противопоставляется понятию «ригидности». В своих трудах «Фиксированные формы поведения» Залевский Г.В. дает следующее определение ригидности - «от латинского rigeo, rigiditas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым». «Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность»» .

«Как синонимы ригидности и/или флексибильности употребляются такие термины, как инертность, тугоподвижность, неповоротливость, … вязкость, косность, фиксированность, фиксация,… консерватизм… упрямство, подвижность, динамичность, лабильность, пластичность, эластичность, гибкость, вариативность, переключаемость, беглость, адаптивность, механизированность, функциональная фиксированность, тормозимость, фиксированная установка…».

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Залевский Г.В., проведя исследования, разделил людей по степени выраженности ригидности на четыре типа: флексибильные - испытуемые, успешно справившиеся с тремя основными заданиями («решение арифметических задач», «прохождение словесных лабиринтов» и «унификация изображений объектов») и оказавшиеся флексибильными по результатам двух вспомогательных методик («Анкета самооценки ригидности Фйзенка - Белоуса» и «Калифорнийский психологический опросник»), показавших наибольшую корреляцию с основными методиками; гипофлексибильные - не справившиеся хотя бы с одним из основных экспериментальных заданий; гипоригидные - потерпевшие неудачу уже в двух случаях; ригидные - не решившие все три экспериментальные задачи и оказавшиеся ригидными по результатам двух вышеуказанных вспомогательных методик.

Испытуемые, проявляя флексибильность или ригидность в неречевой деятельности, оказываются флексибильными или ригидными и в речевой деятельности.

Дать определение флексибильности можно лишь через противопоставление ее ригидности. Таким образом, флексибильность мы можем определить, как способность личности изменять один элемент или программу поведения в целом, если требует ситуация.

В своем исследовании Г.В. Залевский разделил людей по степени проявления ригидности: «флексибильные; гипофлексибильные; гипоригидные; ригидные». В результате этих исследований были выявлены определенные особенности: флексибильные в неречевой деятельности испытуемые являются флексибильными и в речевой деятельности.

Также Г.В. Залевский кроме линейно расположенных на континууме «ригидность-флексибильность» личностей, выявил людей, характеризующихся промежуточными типами. В результате чего поведение испытуемых было разделено на три более мелкие группы: «гипоригидные - находят иной способ решения только после неадекватно прорешенной задачи с новыми условиями; модификаторы - решают задачу с новыми условиями правильно, но не простым или прямым способом, а модифицированным привычным способом; субъективисты - применяют к решению задачи с новыми условиями способ, который на самом деле не приводит к правильному решению, но они его применяют и записывают требуемый ответ, искренне убежденные, что правильно решили задачу».

Дж. Реефиш выделяет следующие черты флексибильной личности: «отсутствие скованности, экстравертированность и социальная открытость. Внимание к людям, разговорчивость, быстрый личностный темп, оригинальность, спонтанность, независимость; нерутинность, адаптивность, терпимость к изменениям, беспорядку и неопределенности; самоутверждение, сострадание. Требовательность, откровенность; отсутствие навязчивых и персеверативных тенденций; отсутствие тревожности и чувства вины. Надежность, эмоциональная развитость, подвижность».

А.В. Петровский предлагает свою формулировку личностной флексибильности (вариативности, гибкости) - «носящая положительную нравственную окрасу способность индивида легко отказываться от несоответствующих ситуаций или задач средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности» Высоковариативной личностью, которая включена в систему межличностных отношений, А.В. Платонов называет людей с высокой степенью сформированности личностной флексибильности. К личностной ригидности (консерватизму) он отнес противоположные характеристики.

Другими учеными к флексибильности относятся следующие характеристики: «высокое творчество», «независимость от поля», «аллоцентризм», «самоактуализация». В данном случае, люди флексибильны в своем подходе к жизни, восприимчивы к окружающим стимулам.

«Когнитивная флексибильность может быть определена как способность перестраивать концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации, противоречащей старой картине мира. В этой связи полезно вспомнить теорию Дж. Келли, придававшего большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Личность - это исследователь (ученый) собственной жизни, который воспринимает «свой» мир при помощи четких понятийных схем, или моделей - конструктов».

Так как конкретных и точных исследований отношений креативности с флексибильностью учеными не проводилось, то мы можем только предполагать о взаимоотношении этих терминов. Креативность отвечает за творческое восприятие мира не только с образной стороны, но и с вербальной. Флексибильность в свою очередь отвечает за гибкость мышления человека, способ быстро находить выход из сложившейся ситуации, что тоже можно сравнить с креативной стороной человека.

Можно выдвигать различные точки зрения по отношению зависимости креативности от флексибильности или флексибильности от креативности. Но за неимением точных научных данных, и невозможностью проведения исследований с разными слоями населения, точного ответа на вопрос о взаимодействии креативности и флексибильности мы дать не можем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С давних времен ученых интересовала разгадка творческих способностей человека. Выдающиеся люди науки и искусства стали первыми объектами исследований. Знания особенностей творческих личностей психологи черпали из работ литераторов, историков, искусствоведов, которые прикасались к проблемам творческой личности, так как нет творения без творца. Изначально способности к творчеству считались уникальным феноменом, и немногие могли обладать ими. По мере развития психологической науки, теорий и концепций, подходов в области исследования творчества ученые пришли к выводу, что творческие способности есть у каждого, различается материал творчества, мера выраженности, масштаб достижений, значимость, а процесс творчества одинаков для всех.

Основным элементом культуры и человечества - творчество. Креативность - это способность личности и предпосылка к творчеству. Развитие креативности с раннего возраста необходимо, так как творческий человек разрешает жизненные ситуации быстрее, имеет поставленные цели и стремление изменять окружающий мир боле ярко.

Чтобы проследить развитие теорий креативности, своей работе мы проанализировали труды отечественных и зарубежных психологов: Е. Торренса, Дж. Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, Г.В. Залевского, Е.С. Ермаковой, А. Маслоу и других.

У каждого ученого существует свой взгляд на возникновение креативных, творческих идей. С момента изучения феномена творчества и до наших дней насчитывается более 60 определений креативности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Дж. Гилфорд установил, что творческой личности свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.

П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта: 1) оригинальность; 2) осмысленность; 3) трансформация; 4) объединение. Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности». Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1) оригинальность, нетривиальность; 2) семантическая гибкость; 3) образная адаптивная гибкость; 4) семантическая спонтанная гибкость.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.

После рассмотрения теоретического материала, возникло предложение исследовать уровни креативности у старших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование творческих качеств личности.

Для исследования уровней мы использовали тест Е. Торренса для определения уровней образной креативности дошкольников. Данный тест был проведен с детьми Детской школы искусств и с воспитанниками социального приюта «Огонек».

Результаты данного исследования были различными: от низкого уровня креативности до предела нормы. Делать какие-либо выводы на основании данных исследование нельзя, так как не все дети по каким-либо причинам прошли тест полностью.

После проведенного анализа теоретической части и применения теста Е.Торренса на практики мы в полной мере убедились в важности более глубокого изучения креативной стороны личности не только у детей, но и у людей разной возрастной категории. Ведь креативная сторона личности способствует более успешному становлению человека в обществе как личности, адекватному восприятию личности окружающего мира, адаптации в постоянно меняющемся укладе социума. Поэтому участие родителей, педагогов, общества в развитии креативных способностей с раннего детства необходимо в наше время.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Vfhihen 30

Поход по Крыму - 22 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Из Бахчисарая в Ялту

Маршруты: горы - море

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

В край гор и водопадов
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!