Что такое цивилизация

Слово цивилизация впервые появилось в 1756 году в трудах французского историка .Мирабо Старшего (1715-1789 годах), Несколько позже, в 1767 г., его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон (1723-1816 гг.) в трактате «Очерк; истории гражданского общества». Он писал: «Не только индивид растет от детства к зрелости, но и сам человеческий род, - от грубости к цивилизации». 

Понятие цивилизация происходило от латинского слова «стз», «сгеШ&».

В Средневековье данное понятие получило юридический смысл; и отнесено к судебной, практике, в последующие периоды значение понятия расширилось. Цйвильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, т.е, с хорошими манерами навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В Этом значении термин впервые стал использоваться в трудах Вольтера, Однако революция во Франции}.постепенно развивалась, и обнаруживались сс последствия. Исследователи стали подчер кивать, Что «цивилизация» может умереть. В эпоху Реставрации появились раз.1ичные 1'еории .1Щви,тйЗйцаи. В 1Я27 году была напечатана книга «Мысли о философии человечества» И. Гердера (1744-1803гг.). В том же году вышла книга «Принципы философии истории» Дж-Б. Вико (1668-1744.). Но один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием «цивилизация». Это Франсуа Гизо (1787-1874гг.) заложивший основы «Этно-исторической концепции цивилизации». Он писал о том. что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов,

Фото активные и приключенческие туры
а) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования);

б) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
в) унитарный или всемирно-исторический (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого).

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько существует их в настоящее время. 

Н.Я. Данилевский (1822-1885гг.) выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или культурно-исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскуто (европейскую) и славянскую, [2] О. Шпёггглер (1880-1936гг.) рассматривал такие культурно-исторические миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский. Грекоримский (аполлоновский), майя и западно-европейский (фаустовский). 

У А. Тойнби (1889-1975 гг.) в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как пишет историк* «принято называть цивилизациями»: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское» майнское, сирийское, индское, хеттское, эллинское, православное христианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное); дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское.

В более обобщающей классификации Тойнби выделил, кроме «за г жадного мира», «православно-христианское, или византийское общество», расположенное в Юго-Восточной Европе и России; «исламское общество», сосредоточенное в аридной зоне (область сухих степей, пустынь и полупустынь), проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического Океана до Великой Китайской стены; «индуистское общество» в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.

Зта классификация цивилизаций была положена в основу концепции знаменитого востоковеда Д. Васильева/который выделил пять современных цивилизаций: «западноевропейскую», «российскую», «исламскую», «индо-буддийскую» и «конфуцианскую».

X. Уайт используя-антропологический подход, выделил четыре цивилизационно-исторических типа культуры: иронический (Западная Европа), метафорический (Ближний Восток), синевдотическйЙ (Индия), и метонимический (Китай).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизации. В современной литературе, например* рассматриваются такие типы, как «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современная»; «эволюционная» цивилизации.

Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе косорого выделяют аграрную (докндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).

«Аграрная (д ©индустриальная, традиционная) цивилизация (1У-П1 тыс. до н.э. - 60-80-е гг. ХУШ в.)» - это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.

«Индустриальная (машинная, техногенная) цивилизация (середина ХГХ в. до последней трети XX в.)» - общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием город скот населения.

«Постиндустриальная (информационная) цивилизация (коней XX в. начало XXI в.)» -общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы раз-вития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.

В современной отечественной литературе сторонники такого подхода (в частности, Ю.В. Яковец) выделяют семь таких: исторических стадий-цивилизаций, представляющих, правда, синтез марксистско-формационных и западно-технократических их интерпретации: неолитическая (УН-ГУ в. до н.э.)» восточно-рабовладельческая (Ш - первая половина I в. до н.э.), античная (VI в. до н.э. - VI в. н.э.), раннефеодальная (УП-ХШ вв.), пред индустриальная (XIV-ХУШ вв.), индустриальная (60-90-е гг., XVIII в 10-70-е гг. XX в.), постиндустриальная (80-е гг. XX в конец XXI - начало XXII вв.),

В свое время Н. Кондратьев, изучая циклы экономической конъюнктуры, пришел к выводу об их смене каждые 40-50 лет. Эти полувековые циклы Кондратьев рассматривал в качестве элементов цивилизационного цикла, который продолжается по его подсчетам примерно 200-300 лет.

Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной историй и, по мнению отдельных, исследователей, начинается процесс становления экуменической цивилизации. Поэтому основой периодизации исторического процесса в этом случае являются фундаментальные изменения в историческом взаимодействии цивилизаций. В качестве критериев цивилизационной типологизашш априорно выбираются разные - как материальные, так и духовные факторы.

Одной из таких концепций всемирной истории является философия истории К. Ясперса (1883-1969 гг.), основанная на экзистенциальных представлениях о становлении и развертывании единой человеческой сущности, В полемике с марксизмом, а также технократическими концепциями мировой истории Ясперс делал акцент на «духовной составляющей» человеческого бытия. Признавая реальность всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа, и как результата взаимодействия различных культур. Ясперс отмечал, что подлинная связь между народами не родовая, не природная, а духовная.

Поэтому реальность мировой истории, по его мнению, обусловлена прежде всего духовным единством человечества.

В работе «Истоки истории и ее цель» (1949 г.) Яспсрс выделил в общественном развитии четыре «среза»: «доистория», «великие исторические культуры древности» (локальные истории), «о се Бая эпоха» (начало всемирной истории), «эпоха техники» (переход к единой мировой истории).

В «доисторический период» происходило становление человека, что обнаруживается в использовании огня и орудий труда, появлении речи, образовании групп и сообществ, формировании жизни посредством мифов.

«Великие культуры древности», появление которых 31 там ено вал о начало человеческой истории, возникают в трех областях земного шара. Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская кулыуры, а также эгейский мир (с IV тыс. до н.э.); во-вторых, доарийская культура долины Инда (с Ш тыс. до н.э.); в-третьих, архаический мир Китая (со II тыс. до н.э.).

С 800 по 200 гг. до н.э,, в «осевое время», в великих культурах древности или в орбите их влияния начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества. Независимо друг от друга в разных местах - а Индии, Китае, Персии, Палестине, и Древней Греции - возникают духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне.

«Осевая эпоха» - это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, заменившей мифолог ической сознание. Прорыв мифологического миросозерцания сопровождался появлением духовной рефлексии. Пробуждение духа являлось, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которие до того распадалось на локакльные, не связанные между собой культуры.

Таким образом, «осевое время» у Ясперса служит ферментом, который стал связывать человечество во всемирно-историческом пространстве - времени. Вместе с тем «осевое время» служит у него и масштабом, позволяющим определить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. В связи с этим Ясперс выделял «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки), которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок и как бы вторично родились в ней, заложив тем самым основу единой духовной сущности человека и его подлинной истории.

«Эпоха техники», духовно конституируясь в XVII в,, приобрела всеохватывающий характер в XVIII в. и получила чрезвычайно'Острое развитие в XX столетии. Эта эпоха знаменует собой время наступления духовного единства человечества, мировой истории, не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая благодаря географическим открытиям, достижешада; науки и .техники, к концу XX в. обрела власть над миром, усвоившим европейскую технику Дохранившим в своих устремлениях культурные уникальные различия.

Другой разновидностью всемирно-исторической интерпретаций понятия «цивилизация» является своеобразная историческая концепция Д. Уилкинса. Он считает, что существует единая «Центральная цивилизация», зародившаяся при слиянии египетской и месопотамской цивилизаций и пережившая все другие 14 цивилизаций. Современный мир - это, следовательно, лишь стадия исторически непрерывной «Центральной цивилизации»!

Интерес в этом плане представляет предложенная Л. Васильевым цивилизационная концепция всемирно-исторического процесса. В истории человечества он выделяеттри этапа.

1. С древнейших времен до VII - VI вв. до н. э, - вре*мя существования локальных обществ «азиатского» типа, традиционных, социоцентриских с автортърно-деепбти ческой административной системой. Основу такой системы составляли принципы «власти-собственности» и «централизованной редистрибуции»: власть рождала собственность, перераспределение которой было прерогативой государства. Для этих обществ было характерно медленное циклическое воспроизводство общественных структур со сменяющими друг друга в разных регионах периодами существования мощных централизованны государств и периодами феодального типа децентрализации (при минмальных изменениях в традиционной социоцентристской структуре общества и его хозяйстве).

2. VII - VI вв. до н. э.- XIV - XVII вв. время зарождения и становления общества европейского типа и сооиапьной дихотомии, параллельного сосуществования «европейского» и «азиатского» миров, В результате социальной мутации в Древней Греции появился феномен «античности» как генотип европейской цивилизации, инновационной, персо но центристе кой, частнособственнической, гражданской,

3. С XVII в. время общечеловеческой интеграции и возникновения всемирной истории на путях модернизации и глобальной трансформации. В ХУШ - XIX вв. в результате западной экспансии на Востоке происходил симбиоз традиционных и европейских структур, в XX столетии начался переход от симбиоза к синтезу, большое влияние, на процесс которого оказало цивилизационное разнообразие Востока.

При столкновений двух типов развития («традиционного» и «инновационного») в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и воен не политическими преимуществами, явное превосходство оказалось на стороне европейской цивилизации. Об этом же пишет в своей работе «Столкновение цивилизаций» американский социолог и политолог Самюэль Хантингтонг». Однако конец XX - начале XXI века, обнаружились, с одной стороны, негативные последствия технологической экспансии европейской цивилизации, приведшей человечество к глобальному кризису, а с другой выявились духовные преимущества не европейского варианта развития.

Подводя, итог можно сказать, что перед отечественной цивилиографией стоит ещё не мало сложных задач, но даже за относительно короткий срок она сумела вполне органично вписаться в мировую цивилизационную мысль и создать хорошую базу для дальнейшею развития теории и изучения сравнительной теорий цивилизаций.

Гурбанов Э.Л.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Vfhihen 30

Поход по Крыму - 22 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Из Бахчисарая в Ялту

Маршруты: горы - море

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

В край гор и водопадов
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!