Лирика Есенина

Лирика Есенина всегда современна, она близка нашему времени: затрагивает насущные, коренные вопросы. Актуальна также безграничная любовь автора стихов к красотам своей малой родины. Передать самые тёплые чувства помогают в лирике разнообразные художественные приёмы: стилистические и синтаксические средства, тропы, ритм, рифма, композиция. Основным композиционным приёмом лирики автора становится повтор, он придаёт стихотворениям стройность. Мы имеем дело с кольцевой композицией, которая несёт в себе особый художественный смысл. В лирическом произведении «Заиграй, сыграй, тальяночка...» первое и последнее двустишия повторяются, образуя кольцо, помогающее понять бесконечность есенинской родины: это и зори, и озеро, и косогор, и звуки тальяночки, и «красотка»: «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. /Выходи встречать к околице, красотка, жениха». Повтор начинающего и завершающего двустиший образует рефрен, который усиливает мелодичность стиха, рождая единый песенный звук «тальяночки», олицетворяющий многогранность любви к родине, женщине - музыку души.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Неодолимая действенная сила поэзии Сергея Есенина - «половодье чувств», передать которое ему помогает приём усиления. Он применяется в стихах автора тогда, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта. Поэт усиливает впечатление путём подбора однородных образов или анафор. Так по принципу усиления построены стихи «Ты такая ж простая как все»: «Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий...», а также в элегии «Ну целуй меня, целуй», «Прощай Баку!», «По-осеннему кычет сова»: «По-осеннему кычет сова... По-осеннему сыплет ветер. По-осеннему шепчут листья...». Анафора усиливает атмосферу наступающей осени, привнося в лирическое произведение настроение грусти, повторяемости. Подобный композиционный приём намного чаще встречается в зрелой лирике, демонстрируя желание поэта продлить миг очарования или ещё раз переосмыслить действительность. Так, в послании «Письмо матери» лирический герой ощущает чувство вины перед матерью и пытается оправдаться, успокоить родное существо: «Я комкаю письмо, /Я погружаюсь в жуть. . / Я после расскажу. / Я после расскажу...».

Противоположным повтору и усилению приёмом является противопоставление.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
В стихотворении «Выткался на озере алый свет зари» настроение лирического героя изменяется: в первом двустишии его переполняет грусть: «Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари». Уже в последних строках живительная природа воскрешает героя, заставляя переосмыслить происходящее. Он полон оптимизма: «И пускай со звонами плачут глухари. / Есть тоска весёлая в алостях зари». Однако антитеза в лирике Есенина разнообразна, это не только контраст настроений, но и противопоставленные друг другу образы. Так, во многих произведениях («Сорокоуст», «Я последний поэт деревни» и др.) наличествует важная в смысловом отношении образная антитеза города и деревни, мёртвого и живого, живое воплощается в изображении природы (дерево, солома); мертвое - в образах железа, камня, чугуна - то есть чего-то косного, тяжёлого, неестественного.

«Видите ли вы, как бежит по степям, / В туманах озёрных кроясь, / Железной ноздрёй храпя, /На лапах чугунных поезд...». Или «Вот сдавили за шею деревню, /Каменные руки шоссе...»

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
«На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость. / Злак овсяный, зарёю пролитый, / Соберёт его чёрная горсть...». В лирике Есенина есть ещё одно важное противопоставление - цветовое. Чёрный цвет неживой цивилизации противопоставлен живым цветам природы (голубому, овсяному...).

Мир человека и мир природы в стихах едины и неделимы, поэтому поэт с интересом наблюдает за сложными процессами в их жизни. В Стихотворении «Хороша была Танюша, краше не было в селе» Сергей Есенин проявляет неподдельный интерес к судьбе молодой деревенской девушки. Особый эффект достигается благодаря зеркальной композиции. При таком построении начальные и последние образы повторяются. В есенинском стихе подобный приём усложняется ещё и контаминацией. В стихотворении соединяются воедино и рефренный повтор, и антитеза. Зеркальная композиция отражает жестокую действительность, которая остановила звучание жизни молодой и красивой русской девушки. Начальная и последняя строки повторяются, сохраняя память о «Танюше», однако в первом катрене автор восхищается живой красотой героини: «Хороша была Танюша, краше не было в селе, / Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. /Месяц в облачном тумане водит с тучами игру...» ; в последнем - скорбит с родными, описывая портрет сгубившей себя, гордой девушки: «Не кукушка загрустила - плачет Танина родня, / На виске у Тани рана от лихого кистеня. / Алым венчиком кровинки запеклися на челе, - /Хороша была Танюша, краше не было в селе». Контаминация наблюдается даже в цвете: в первом и последнем катренах повторяются красные цвета, которые имеют противоположное значение. Красный цвет в начале лирического стихотворения олицетворяет юность, красоту, жизнь, ожидание любви, а в конце - смерть, утрату, вызов.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Буйство красок и цветов, недоступная прелесть сокрытых под чадрой восточных женщин присутствуют в наиболее сложном стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Поэта привлекала восточная экзотика: звучные имена и названия городов, необычная природа, поражающая жителя среднерусской полосы. Всю необычайность грузинской культуры помогает передать и амбейная композиция: происходит регулярное и ритмичное чередование двух голосов (восточного и русского), а так же строфическое кольцо перерастает в спираль - композиционно-стилистический прием, традиционный для восточной поэзии. Все пять строф стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» -интереснейшие примеры строфического кольца. Однако это не главное. Основой композиции этого произведения становится то, что его первая строфа составлена из начальных и заключительных строк всех строф и содержит в себе все те темы и мотивы, которые получат развитие в последующих строфах:

« 1. Шаганэ ты моя, Шаганэ!
2. Потому что я с севера, что ли,
3. Я готов рассказать тебе поле,
4. Про волнистую рожь при луне.
5. Шаганэ ты моя, Шаганэ.
6. Потому что я с севера, что ли.».

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Таким образом, стихотворение напоминает венок сонетов с той разницей, что магистральный стих помещен здесь не в конце, а в начале произведения.

В заключение хочется отметить, что с точки зрения взаимодействия фабулы и сюжета доминирует линейный вид построения стиха. В отличие от многих современников (Блока, Мандельштама, Маяковского и др.), предпочитающих ретроспективную композицию, события в лирических произведениях Сергея Есенина располагаются в соответствии с их хронологической последовательностью. В своём лирическом наследии поэт убеждён в том, что необходимо «двигаться» вперед, «черпая силы у истоков», а богатство композиционных приёмов помогает постепенно и более полно раскрывать своеобразие образов, которые играют разными своими гранями, многоплановость художественного смысла, индивидуальное своеобразие лирического стиля. Свобода выражения соединяется с порядком и ясностью. Вполне справедливо суждение М. М. Бахтина: «Мы встречаем активного автора прежде всего в композиции произведения»

Божкова Г.Н.

Назад в раздел

Туры на Новый год и Рождество

Активные, приключенческие, развлекательные, экскурсионные туры по России. Города Золотого кольца России, Тамбов, Санкт-Петербург, Карелия, Кольский полуостров, Калининград, Брянск, Великий Новгород, Великий Устюг, Казань, Владимир, Вологда, Орел, Кавказ, Урал, Алтай, Байкал, Сахалин, Камчатка и в другие города России.

Туры на Новый год по России

Маршруты: горы - море

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Маршруты: горы - море

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Легендарная Тридцатка, маршрут
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!