Переправа

Переправа - преодоление водных преград при отсутствии моста, парома и других постоянно действующих переправочных средств; участок водной преграды, оборудованный для ее преодоления. Осн способы переправы: вброд, с лошадьми, по камням, по клади, навешенной веревке, вплавь.

Вброд переправляются преимущественно, через неглубокие (не выше середины бедра) равнинные реки со сравнительно спокойным течением. Для переправы через горные реки выбирают места их разливов или разделения на несколько рукавов, а также места, где скорость течения заметно снижается (напр., за крупными камнями, в местах столкновения потоков). Следует учитывать, что уровень воды зависит от погоды, времени года и суток (меньше всего воды в 4 – 8 ч утра, наиболее высокая вода в 13 – 17 ч; уровень воды может быстро подняться вследствие прошедших дождей или в результате резкого потепления и снизиться при холодной облачной погоде). Переправляются обычно по одному с шестом для страховки и поддержания равновесия или группой из 2 – 4 чел., шеренгой, держа друг друга поверх плеч за лямки рюкзаков и двигаясь наискось против течения. Для защиты ног от переохлаждения и ушибов о камни надевают толстые шерстяные носки и прочные ботинки.

Целям безопасности переправы служат перила из натянутой веревки на уровне плеч, выше по течению от линии переправы. Чтобы закрепить веревку, на другой берег переправляется наиболее опытный и подготовленный турист; его страхуют основной и вспомогательной (либо только основной) веревками с берега другие участники перехода. Страховочные веревки не должны касаться воды и задевать за камни; страхующие удерживают их руками, не закрепляя за стволы деревьев или камни на берегу. Первый участник переходит реку либо с шестом (упирая его в дно реки выше себя по течению) наискось против течения, либо «по-свански» (пересекая русло реки наискось по течению почти бегом со скоростью потока или чуть опережая его; такой способ допустим при уровне воды не выше пояса и ровном дне без камней, если страхующие могут свободно перемещаться по берегу вместе с переправляющимся).

По закрепленной веревке переправляющиеся идут приставным шагом по одному, держась за перила обеими руками, и страхуются вспомогат. веревкой, закрепленной за скользящий по перилам карабин. Рюкзаки обычно транспортируют по перильной веревке отдельно.

На горных реках часто применяют переправа по камням, основная опасность – камни, покрытые водорослями или пленкой льда. Переправляются по камням в ботинках или кроссовках либо в кедах и тапочках с натянутыми поверх шерстяными носками.

С лошадьми вброд переправляются верхом (в седле или на крупе лошади позади караванщика) либо пешком по одному или по двое, держась за седло и ремни сбруи сбоку от лошади, ниже ее по течению. Рюкзаки и др. грузы переправляют на лошадях отдельно.

По клади – завалившемуся дереву или уложенному бревну – переправляются через узкие протоки, ручьи и заболоченные овраги (рис. 4). На бревне (стволе дерева) обрубают лишние сучья, мешающие движению, убирают гнилую кору, насекают или срубают верх. часть ствола, скользкую поверхность посыпают песком. Перед укладкой бревна к дальнему его концу прикрепляют сдвоенную веревку, края используется ведущим как временные перила; на другом берегу он натягивает перильную веревку на уровне груди несколько сбоку от бревна выше по течению реки для прохода остальных участников. Обувь – ботинки на не скользкой подошве, кеды или кроссовки. Страховка обеспечивается репшнуром с карабином, скользящим по перилам, и вспомогательной веревкой, с помощью к-рой при срыве с бревна упавшего туриста подтягивают к берегу. При длинной «зыбкой» клади рюкзаки переправляют отдельно. После прохода участников, кроме последнего, перила переустраивают (сдвоенную веревку обводят вокруг дерева или камня, а одинарную закрепляют «удавкой» с выдергивающимся концом), чтобы вытянуть их на берег после перехода замыкающего. Иногда вместо веревочных перил пользуются шестом (шестами), упираясь им в дно реки (оврага) или применяя в качестве жестких перил, удерживаемых участниками переправы.

Навесные переправы наводят через реки, овраги, каньоны, ледовые трещины. Переправляются по туго натянутой одинарной или сдавленной веревке на скользящих по ней карабинах (блок-карабинах) или по мосту из жердей, подвешенных на репшнурах к двум параллельно натянутым веревкам (жердевой мост сооружают при необходимости многократных переходов либо при многочисленной группе, когда опасен износ веревок от трения карабинов). При больших пролетах навешивают две вербовки (одну за другой), каждая из которых крепится отдельно с дополнит. опорами на берегах из шестов, камней и т. п. Веревку на противоположный берег забрасывают так, чтобы она зацепилась за камень, пень или ствол дерева (для этого привязывают камень, «кошку» или ледоруб), либо переносят, переправляясь вброд, вплавь или на лошади, сначала только вспомогательную веревку, а затем с ее помощью вытягивают основную. Иногда первый участник переходит реку в более доступном, но удаленном от осн. маршрута месте. Веревки для навесных переправ натягивают при помощи карабинов, схватывающих узлов или жумаров. Переправляющиеся пристегиваются к натянутой веревке двумя карабинами: от переднего скрещения грудной обвязки и от «беседки». К переднему карабину привязывают середину вспомогательной веревки, с помощью которой участников переправы и их рюкзаки перетягивают на другой, берег. После переправы большинства участников и грузов веревки переналаживают, чтобы снять их после перехода замыкающего. Иногда на опасных участках горных рек для дополнит. страховки организуют спасательный пост («пост перехвата») в 20 – 30 м от места переправы ниже по течению, на ожидаемой линии сноса упавшего в воду туриста.

Вплавь с использованием подручных средств переправляются только на спокойной реке при условии, что все участники похода хорошо плавают. Для транспортировки грузов сооружают плотики – салики. На надувных лодках можно переправляться практически через любые реки (кроме горных).

Брод

Назад в раздел

Новый год и Рождество

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!