Поездка в Монголию

В Монголии нет перехода на летнее время, поэтому после перехода на него в России время в Монголии на 1 час отстаёт от иркутского. В Монголии не принято торопиться, поэтому, планируя обед в кафе или чайной (по-местному – «цайны газар»), нужно быть готовым, что на это может уйти до полутора часов. Монгольская кухня изобилует мясными блюдами, все они очень большие, так что не надо много заказывать (порой название не отражает всего объёма блюда: скажем, в меню указано «гуляш» или «омлет», но помимо основного на тарелке принесут ещё рис, овощи,

салат и др.). Очень много баранины. Мясо монголы рубят, а не перекручивают через мясорубку. Есть различные варианты блюд: лапша (блюдо «цуйвань» и в супах), бузы (наши позы), хуушурты (более известны у нас как чебуреки), различные варианты омлета, гуляша и бифштекса. Вегетарианских блюд нет (только салаты). Хотя монгольский язык и построен на основе кириллицы (к ней добавлены несколько букв), но понять его русским совершенно невозможно. Понятны лишь некоторые заимствованные слова.

Монголия. Буддийская ступа на возвышенности у посёлка Хутуле

В сельской местности жители знают только монгольский язык, в городах – немного русский и английский. Первый более знаком людям старшего поколения, помнящим годы совместного хозяйствования в содружестве с Советским Союзом. Монголы отзывчивы и доброжелательны. В степи сохраняют свой коренной образ жизни – пасут домашний скот. Современная цивилизация дала в юрту свет от солнечной батареи и аккумуляторов, спутниковую антенну и телевизор.

Однако при этом сохраняются и предметы старинного убранства. Резкоконтинентальный климат определяет сухость воздуха и обильное распространение степей и пустынь (в Монголии термин «гоби» используется не только как название конкретной местности, но и как нарицательное для пустынных и степных участков). Как показал наш опыт, порой случаются природные аномалии, и весной выпадает годовая норма осадков в виде снега. Дороги в Монголии платные. На въезде и выезде из каждого крупного населённого пункта на федеральной трассе установлены пункты приёма платы (на велосипеде – бесплатно!). Стоимость небольшая: от 500 до 1000 тугриков.

Получение виз и дорога В Иркутске находится Генеральное консульство Монголии, поэтому визовые вопросы мы решали дома. Оформление обычной визы со дня подачи документов занимает 5 дней и стоит около $50 (срочную оформляют за 1 день, но это обходится в $100). Лучше получить приглашение с монгольской стороны, с ним консульский сбор меньше. Основная часть группы уезжала вечером 28 апреля. Садились в поезд под тихий шелест дождя. Велосипеды упаковали в чехлы и разместили на третьих полках. На утро следующего дня был назначен выезд ещё 4-х участников на машине, которая будет сопровождать нас весь поход. Через двое суток к нам в Дархане должны присоединиться ещё трое велосипедистов, которые по объективным причинам задерживаются в городе.

Утром погода не наладилась. На остановке в Улан-Удэ (в 6 часов утра) вышли на платформу – дует ветер, висят свинцовые облака, предвещая непогоду. К 11 часам дня началось: задул шквальный ветер со снежной пылью. Его силы хватало, чтобы раскачивать наш вагон. Вот это да! А нам через 2,5 часа нужно выходить и начинать свой вояж на велосипедах, но, когда глянешь за окно, желание ехать на них само собой затухает. Ветер несёт снежную пыль, ломает ветки деревьев, швыряет разный мусор. Прохожие на станциях еле держатся на ногах, что уж говорить про велосипедистов! Однако к прибытию в Наушки в 13.20 ветер стих, оставив после себя кучи наметённого снега. Выходим на нерасчищенную платформу.

Сложив вещи на вокзале, думаем, что делать. Дорога в сторону Кяхты завалена снегом, там только колея, и на крутых спусках по снежной каше ехать будет сложно и опасно. Узнаем про вечерний поезд, отправляющийся до Улан-Батора. Есть 12 купейных мест в прицепном вагоне. На всех не хватит, но что поделаешь – покупаем их. Определяем 4-х добровольцев, поедущих своим ходом. Нашли машину, которая перевезёт их через сложный участок трассы и доставит к границе, откуда они уже на велосипедах поедут до города Сухэ-Батора. Грузим их в машину, и наши друзья уезжают. Мы ждём поезд, расположившись в зале ожидания. Связались с командой, которая едет из дома на машине.

Выяснилось, что они стоят под Гусиноозёрском – снегом завалило дорогу, ещё не расчистили. После объявления посадки грузимся в купейный вагон. Велосипеды складываем на вторые полки (багажных-то нет). Проводники от этого нервничают, но другого выхода нет, да и ехать нам недолго. Вскоре вагон подцепляют к составу, и мы трогаемся. Ехать до Сухэ-Батора чуть больше 40 минут, и на этом участке мы пересечём границу с Монголией. После посадки в вагон проводится проверка документов пограничниками и таможенниками. Осматривают купе, вещи и, если всё в порядке, в паспорт ставят печать о выезде из страны. Поезд отправляется. Заполняем выданные проводником миграционные карты и декларации. После прибытия в СухэБатор поезд проверяют монгольские пограничники.

Собирают заполненные (на английском языке!) миграционные карты и паспорта, осматривают вещи. Обязательно надо сохранять заполненную декларацию всё путешествие, при выезде из страны нужно будет оформить декларацию ещё раз и сдать обе монгольским пограничникам. Нужно задекларировать ценные вещи при въезде. Более подробную информацию по таможенному режиму можно получить в консульстве Монголии или на её сайте в Интернете. Во время досмотра в соседнем купе у одного пассажира обнаружили симптомы гриппа. Сразу поднялась суета, вызвали врача, и это начало грозить карантином для всего вагона. Но проводники скомандовали нам выходить. Выйдя из вагона и с облегчением вздохнув, начали на платформе собирать свои машины.

Подъехали наши друзья, которые добирались от границы своим ходом. Они испробовали всю сложность езды по скользкой трассе и делились впечатлениями о пройденных 24 км. Вокруг суетятся менялы, предлагают обменять деньги. Собрав велосипеды, отправляемся искать гостиницу. Добираемся до ближайшей, расположенной недалеко от вокзала. Подъезжает наш знакомый по прошлогоднему велопутешествию монгол Батху. Он будет сопровождать нас на автомобиле «Toyota Hiace» до столицы страны. В гостинице мест нет, Батху подсказывает адрес, где мы сможем разместиться. Прибывает машина сопровождения с 4-мя участниками, которые выехали на день позже. Досталось им приключений – пробиваться сквозь заваленную сне гом трассу.

Спасло то, что водитель оставил на колёсах шипованную резину. В 20.30 мы в небольшом отеле «Оргил». Находим там нужное количество номеров и вкусный ужин. Сухэ-Батор – Дархан Протяжённость участка 98 км. Мы проехали его за день. Это участок федеральной трассы А0402 через Монголию в Китай. Здесь хороший асфальт. Едем по местам, знакомым по прошлогодней поездке. Но снег всё меняет, а дорога из-за сугробов на обочинах к тому же стала очень узкой. Движемся отезками по 10 км, поджидая в конце каждого из них всех участников группы. Дорога проходит по долине реки Орхон почти строго на юг. Окружающие ландшафты типичны для этой части Монголии – сухая степь в широких долинах рек, лишь по ложбинам временных водотоков и по берегам рек можно встретить деревья.

В районе населённого пункта Шамар к трассе подходят сосняки (с примесью лиственницы и кое-где берёзы). Они продолжаются до спуска с безымянного перевала в массиве между вершинами Харгант-Долгой и ХохЧулу в небольшую котловину. Здесь снова степные участки. Через 30 км начинается подъём на перевал Арангатын-Даба (832 м). На его седловине сильные снежные заносы, стоят разбитые машины. Из-за таяния снега на южной стороне перевала по дороге местами бежит вода. Справа (по ходу) от трассы расположено обо (или по-монгольски «овоо»). Так у многих степных народов называются культовые места; они представляют собой кучу камней или деревья, на которых завязывают тряпочные ленты с символами или молитвами.

Здесь жители совершают местным духам подношения (конфеты, деньги, ленточки и др.), производят обряды поклонения хозяину обо (обрызгивание водкой пространства по сторонам света). Обо принято обходить по часовой стрелке три раза. Пологий спуск с перевала продолжается почти до реки Еро-Гол. За 1,5 км до неё на трассе есть несколько чайных. В прошлом году мы здесь останавливались на ночлег, в этот раз оказались тут в 12 часов дня и будем только обедать. После обеда выезжаем в 14.00. За мостом через реку Еро-Гол начинается 4-километровый подъём до седловины перевала Хамар-Даба (811 м). Вдоль трассы растут лиственные деревья, качая на ветру своими голыми – пока без листьев – ветвями. На седловине установлена буддийская ступа, рядом с ней есть молитвенные барабаны. С другой стороны дороги – небольшой курган обо.

С перевала дорога спускается в долину реки Шарын-Гол и почти 22 км до следующего перевала идёт по степной котловине. Снег украсил степь, придал необыкновенную контрастность ландшафту. Местами видны поля песков. Снег по краям дороги уже растаял, и ехать легче. Проехав 18 км по котловине, начинаем подъём на перевал Хара-Моритын-Даба (795 м) через один из отрогов левого орографического борта долины. Через 3 км после того, как проехали седловину перевала, нашему взору предстало озеро Цаган-Нур, расположенное слева от дороги. Оно на картах обозначено как солёное. Вокруг, как и в прошлом году, пасутся верблюды. От перевала до Дархана остаётся около 20 км по степному и пологому водоразделу рек Хара-Гол и Шарын-Гол.

Около стелы при въезде в город дожидаемся остальных. На самом деле от стелы ещё 6 км до самого Дархана (что в переводе означает «кузнец»), в том числе один подъём. Около 20 часов въезжаем в третий по величине город Монголии. В городе работает завод по производству стали, построенный, как и сам город, с большим участием Советского Союза. Ужинаем в центре, потом размещаемся в гостинице. Дархан – Булган Протяжённость участка 243 км. Ходовых дней 3. Ещё в первый день похода назначили время выезда с бивуака на 9.00, и этот режим сохраняли почти всё путешествие. Проехав 11 км от города по трассе А0401, свернули на трассу А1001 и взяли направление на Эрденет. Посмотрели памятник металлургу на выезде из Дархана.

Трасса сначала проходит вдоль левого борта долины реки Хара-Гол, но через 31 км поворачивает на запад. Дует встречный ветер, поэтому выстраиваемся колонной. После моста через реку Хара-Гол случаются несколько проколов колёс. Виной этого, как выясняется при осмотре покрышек, какое-то растение, разбрасывающие по степи свои твёрдые колючки. Все стали аккуратнее и не съезжают далеко на обочину. Кругом степной ландшафт с пересечённым рельефом, лишь у дороги стоят одинокие деревья. На низинах и ровных местах видны следы вспашки. На небе мощные кучевые облака. Нашу машину сопровождения, которую отправили на разведку, встретили за 10 км до посёлка Хутул.

Выясняется, что сегодня, в праздник 1 мая, меню в местных пунктах питания сокращено, поэтому нам выдают лишь сосиски и хлеб. Располагаемся на пикник у обочины дороги, и через мгновенье нас накрывает заряд града, что нашей трапезе не мешает. Дорога стала мокрой. В Хутул въехали в 18.25 под сплошной снежной крупой. Решили обсохнуть в тёплом придорожном кафе. Монгольские дети веселились, созерцая наш вид. На сегодня ещё остался участок длиной 15 км. Его проехали быстро, и к 19 часам были в долине реки Орхон-Гол. Остановились в кафе за мостом. Нам предоставили 2-этажный неотапливаемый домик. Пока остальная группа обживает его, мы втроём уезжаем на расположенную рядом вершину. Дмитрий достаёт бубен, усаживаемся возле обо, укрывшись от ветра.

Смотрим, как красиво выглядит степь в красках заката. Не зря кочевники придумали свои музыкальные инструменты, издающие мелодии, в которых можно услышать голос окружающего пространства. Стоит только заиграть на них здесь, в степи, как уводит тебя звук хомуса, бубна или моринхура куда-то вдаль, отключает от внешнего мира… Вот рука с колотушкой касается бубна. По степи прокатывается его глухой звук. Ещё мгновение, и колотушка начинает выстукивать какую-то мелодию. Под неё и провожаем день. Утром двинулись к перевалу Зегстейн-Даба (высота около 1300 м). На седловине были в 9.40. Ветер встречный, пришлось утеплиться. Перед населённым пунктом БарунБурэн – небольшой безымянный перевал.

Наверху удивительное место – тут большая группа округлых скал-останцев. Подробно осматриваем их. Проехав от места ночёвки 43 км, решили в 12.30 остановиться на обед сразу за Барун-Бурэном на берегу реки. В машине везли запас дров и воды, поэтому без труда приготовили горячий обед. Долгожданный борщ разбавил наше монгольское мясное меню. Успели насмотреться на многочисленное поголовье домашних животных, пасущихся здесь, в широкой долине реки. В 14.00 выехали. После 25 км пути при встречном ветре начали подниматься на перевал Хушотийн-Даба, состоящий из двух ступеней: Их-Хушотийн-Даба (1310 м) и Бага-Хушотийн-Даба (около 1250 м).

Начался крутой подъём длиной 3 км. Дует встречный ветер, приходится использовать очень низкие передачи. Перед выездом на седловину дорога проходит через узкий проход в скалах. Этот перевал находится в водоразделе, по которому проходит граница двух административных единиц Монголии: Селенгинского и Орхонского аймаков. Здесь установлена пограничная стела и рядом обо в форме башни, вокруг которой растянуты верёвки с синими лентами. Поднялись к ней в 15.50.

После 6 км спуска – снова подъём на вторую часть перевала Бага-ХушотийнДаба, которая ниже первой. На второй седловине по обочинам остались снежные заносы. Впереди открывается вид на долину реки Хангал-Гол, в которой расположен населённый пункт Жаргалант. Мы въезжаем в него в 17.00. Отсюда до города металлургов Эрдэнэта 27 км. Путь пролегает по левому орографически борту долины реки Хангал-Гол. По правой стороне проходит ветка железной дороги Дархан – Эрдэнэт. С попутным ветром быстро доезжаем до города. Он основан при медно-молибденовом месторождении при активном содействии Советского Союза. Это второй по численности населения и значимости город в Монголии (после УланБатора). Имя ему дало месторождение Эрдэнэтовоо – «гора сокровищ».

Останавливаемся в гостинице «Селенге». Так приятно ощутить комфорт после первых походных дней! Вечером гуляем по городу и вкушаем блюда местной кухни. Утром снова погуляли. Город небольшой, всё интересное находится на центральной улице. После завтрака – поздний выезд. До населённого пункта Булган всего 61 км. Через 10 км от Эрдэнэта пересекаем границу субъектов и оказываемся в Булганском аймаке. Далее по пути нас ждали несколько перевалов высотой до 1500 м. Особенно высокие и с затяжными подъёмами Овоотой-Хутэл, Бяцхан-Хутэл и Зоон-Даба. Седловина последнего состоит из двух последовательных, разделённых небольшим понижением. Вокруг по возвышенностям растут лиственницы.

Здесь ещё сохранились надувы снега. К 18 часам были в Булгане. Разместились в гостинице «Булган Хаус». Сначала нам предлагали неотапливаемые домики без удобств, но выяснилось, что второй этаж здания ресторана отведён под комфортабельные номера с большим общим балконом, и мы решили их занять. К вечеру нестабильная дневная погода совсем испортилась, задул очень сильный ветер. Булган – юрты у реки Хара-БухынГол (в 25 км от Дашинчилэна) Протяжённость участка 140 км. Ходовых дней 2. Вчерашний ветер принёс непогоду. Утром с неба валятся белые хлопья. Дует ветер, благо, попутный. Выехали в 9 часов. Снег прекратился. Не успели отъехать от гостиницы и 2 км, как у одного из участников случилась крупная поломка.

Хорошо, у водителя машины был в запасе велосипед, перекинули колёса и двинулись дальше, но снова незадача: у меня прокол колеса. Опять иголка степного растения. Меняю камеру. Тем временем ещё у одного участника случилась такая же история. Наконец удалось выехать за пределы города, где за аркой над дорогой асфальт закончился. Дальше – грунтовка. Наш путь на юг, и мы снова через 22 км пересечём реку Орхон и ещё один одноимённый посёлок, расположенный выше по течению (тут два посёлка с одним названием). Перед въездом в Орхон нас застал снег. Мало приятного двигаться в сплошной белой пелене. Вещи сразу отсырели. В придорожном кафе остановились попить монгольского солёного чая, который тут варят с молоком.

Здесь нам пришла идея изменить маршрут и посетить знаменитый Хархорин. Выезжаем за населённый пункт. Километров через 20 в полной мере осознаём выражение «в Монголии нет дорог, есть только направления». Приходится работать с картой и GPS. Хотя дорога и нарисована на карте чёткой линией, но это не совсем так на местности. Ещё через 5 км удаётся всё же обнаружить нужный нам поворот на Бурег-Хингай. Вскоре с неба посыпалась снежная пыль, и ветер усилился. Возле развилки трассы есть домик пастухов. За его стенами мы спрятались от ветра и снега и ждали нашу машину сопровождения, которая везла нам горячие хуушурты. Пока ждали, развели костёр.

В окрестностях обозначены на карте и видны на местности древние захоронения, представляющие собой каменные курганы, обнесённые вокруг грядами камней (размеры некоторых ограждений доходят до 20 х 20 м). Дождавшись машину и перекусив, в 16.20 поехали по долине реки Ангиртын-Гол вверх, к перевалам 395 м и Шавартын-Даба (1470 м). Через 26 км поднялись на перевал 1395 м. По долине везде степной ландшафт, завораживающий своим простором, но при подъезде к перевалу увидели на возвышениях лиственный лес. После того, как преодолели оба перевала, начали спуск к посёлку Бурег-Хингаю. С севера тем временем наползла тёмная облачность, и нас накрыло мощным снегопадом. Спуск осложнён тем, что на дороге часты выходы скальных пород.

Острые камни гребёнкой преграждают путь, намокли от снега, и колёса по ним скользят. Едем аккуратно, поэтому отряд растягивается. Спустились благополучно и нашли приют в одном из административных зданий Бурег-Хингая, так как обычной гостиницы здесь не оказалось. Нет и пунктов общественного питания, поэтому достали свой провиант и отправили девушек на кухню варить ужин. После ужина осмотрели посёлок. В западном направлении от него на возвышенностях видны бастионы скал. Они напоминают излияния базальтовых пород в центре Восточной Сибири (Центрально-Тунгусское плато, Ангарский кряж). По дороге попалось несколько обломков вулканических пород и шлака. Значит, здесь проходит область распространения древнего вулканизма.

В самом посёлке установлен интересный памятник: мчащийся на коне монгол с поднятой шашкой. Ещё строится дацан, есть две буддийских ступы. В 200 м на юге от посёлка – метеостанция. На следующий день выехали в 9.20. Хотели добраться за день как можно ближе к посёлку Хархорин. Из БурегХингая поехали по долине реки Шавартын-Гол в объезд перевала. Через 8 км свернули в долину правого притока реки. Доехали до основной дороги, приходящей с севера через перевал, и уже по ней снова устремились на юг. Через 15 км на пути безымянный перевал, который запомнился отличным спуском по урочищу Талын-Хурэн почти до развилки дороги на Дашинчилэн и озеро Угий-Нур. В 10 км от развилки встречаются массивные выходы базальтов и вулканического шлака, что подтверждает вчерашние предположения.

Подъехав к реке Хара-Бухын-Гол, разглядели мост через неё, по которому проходит строящееся шоссе на запад. От моста в 5 км восточнее расположены развалины, напоминающие издали остатки какой-то крепости. Решаем осмотреть их, всё равно по пути. Вся группа движется к мосту и возле него располагается на обеденный привал. Я и ещё двое участников перепрыгиваем по островам, переезжаем реку вброд и напрямую попадаем к крепости. На карте развалины обозначены как «Хар Бахин Балгас». Место очень интересное. Сама крепость уже сильно разрушена временем. По периметру окружена земляным валом. Сейчас сохранилось всего 4 строения. Кладка стен предсталяет собой перемежение слоёв больших и маленьких камней.

Маленькие и плоские лежат горизонтально узким слоем, большие подобраны друг к другу и имеют значительную высоту. Крепость окружена стеной, в которой находятся постройка по центру северной стены и курганы по периметру. Всё в очень разрушенном состоянии. Северо-восточнее в 700 м – одинокая округлая башня, которую, видимо, использовали для подачи сигналов с помощью огня. После экскурсии в крепость едем к мосту обедать. Остальные наши спутники тоже отправляются смотреть развалины. После обеда движемся на запад вверх по долине Хара-Бухын-Гола. Через 5 км увязли в песках и прокололи почти все колёса. Виной последнему опять то самое злополучное растение. У многих спустили сразу два колеса.

Пока меняли камеры, увидели на противоположной (левобережной) части долины юрты под склоном. Решаем отправиться на ночлег к ним. Спешившись, катим велосипеды рядом, так как кругом раскиданы шипы тех самых растений. Форсируем реку и в 8-м часу вечера находим ночлег у приветливых жителей степи. Радиальный выезд в Хархорин Протяжённость 338 км. 1 день на автомобилях. Отказавшись от идеи продолжать путешествие до Хархорина на велосипедах (на это не хватит времени), решаем нанять машину. Велосипеды и рюкзаки оставляем у гостеприимных хозяев. К 10 часам из Дашинчилэна приезжает «УАЗ». В салоне установлены кресла, но места в них всем не хватает, поэтому двое поедут на ковриках в багажном отделении, ещё несколько – в машине Батху. В 11 часов выехали.

Сначала движемся по степи рядом со строящейся дорогой. Насыпь ещё не выровнена, и наш водитель петляет среди холмов и кустарников. На 258 км трассы (от Улан-Батора) неожиданно начался асфальт. Через 10 км после этого наш водитель решает проехать короткой дорогой и сворачивает с трассы на юг. Снова движемся по грунтовке. Перевалив отрог гряды с главенствующей вершиной Сант-Ула (1692 м), в 14 часов подъехали к восточному берегу озера Угий-Нур. Здесь расположена турбаза. Озеро на карте обозначено как солёное. Подхожу с картой к водителю нашей машины и пытаюсь выяснить, как поедем дальше. Тот резко рубит рукой воздух в направлении на юг и издаёт возглас: «Вшить!», что, видимо, означает, как мы помчимся через степь.

Дорога от озера снова забирается на возвышенность. На перевале со стороны реки Хугшин-Орхон установлен стенд, на котором показаны окрестности с достопримечательностями. 80 км от перевала до Хархорина проезжаем за 2 часа. Город расположен в долине реки Орхон-Гол и является частью культурного комплекса. Недалеко от него – древняя столица Монголии Каракорум. Непосредственно в городе находится монастырь Эрдэни-Дзу. Он заложен в 1585 г. и являлся крупным буддийским центром. В 2004 г. ЮНЕСКО включило его в список объектов всемирного наследия. Монастырь до сих пор полностью не восстановлен после закрытия и разрушения в 1930 г. На его территории расположены 3 храма, статуя каменной черепахи – символ древней столицы, Каракорума.

Монастырь обнесён стенами, в которых через равные промежутки построены буддийские ступы. В каждой из стен посередине располагаются ворота, ориентированные по сторонам света. Пообедав, выезжаем обратно. По пути посещаем раскопки тюркского города. К 22 часам возвращаемся к юртам. Монголы готовят нам барана по особому рецепту. Сначала круглые камни кладут в печь для разогрева. Одновременно в большой котёл наливают немного воды, закладывают небольшим слоем мясо и очищенный картофель. Как только камни раскалятся, их достают из печи щипцами и укладывают в котёл, потом снова кладут слой мяса и слой камней. Всё накрывается плотно и ставится на огонь. Блюдо томится около часа.

Мы тем временем расходимся по своим юртам. Наконец нас зовут. По традиции, монголы перед началом трапезы дают подержать тёплые камни из блюда. Вкусовые качества его отменны. Баранина успела хорошо протомиться, но самое вкусное, пожалуй, это бульон – «бухлер». От Хара-Бухын-Гола до Улан-Батора Протяжённость 250 км. 1 день на автомобилях. Проснулся с самым восходом – в 6-м часу. Решил сходить на расположенную рядом с юртами возвышенность. Степь в красках рассвета лежала передо мной. Кругом слышались голоса многих птиц: журавлей, уток в соседнем болоте, степных жаворонков и других, незнакомых мне. Пришло ощущение полной свободы, недоступное и недостижимое в городе. Бескрайний простор и красота мест – вот главные магниты Монголии.

Побывав здесь единожды, начинаешь чувствовать притяжение к этим местам, и нет сил противиться ему. Пока я ходил, проснулись остальные участники, начались сборы в дорогу. Мы не успевали преодолеть на велосипедах расстояние до столицы, поэтому снова пришлось ехать на машинах да заказать грузовичок для велосипедов. Выехали в 10.30. За Дашинчилэном заезжали на интересный объект – Чин Толгойн Балгас. Это развалины «Белого города», как сказал наш водитель. Возле развалин на одинокой возвышенности расположена сигнальная башня. К 20 часам въехали в Улан-Батор. Центральные улицы были перегружены транспортом, и мы продвигались медленно.Расположились в гостинице «Чайндмань» на восточной окраине, потом отправились гулять до центра. Город был красиво подсвечен.

День в Улан-Баторе Столица Монголии интересна многим: много музеев, монастырей и ест, где можно просто погулять. День начали рано. Прежде всего, побывали у мемориального комплекса советским воинам, расположенного в Зайсане. Комплекс находится на возвышенности, с которой открывается вид на Улан-Батор. Неприятный осадок остался от того, что стены мемориала были исписаны и разрисованы, вечный огонь не горел. Но это не помешало нам почтить память павших. У подножия возвышенности, на которой расположен монумент, установлена 20-метровая позолоченная статуя Будды. Затем посетили главный буддийский монастырь страны Гандантэгченлин.

Мы провели не один час, гуляя по комплексу. Здесь всё пропитано историей: древние изваяния, резные двери и загнутые крыши. Везде молитвенные барабаны. Более всего впечатляет 26-метровая статуя Бодхисаттвы Авалокитешвары (одно из воплощений Будды), расположенная в храме почитания Янрайсига. После посещения храма гуляем по городу. К 19 часам собираемся в гостинице и отправляемся на вокзал. ...До Сухэ-Батора едем на поезде № 263, он отходит в 21.10 по местному времени. (Расстояние по автотрассе составляет 318 км.) Велосипеды упаковываем в чехлы и сдаём в багажный вагон.

Сухэ-Батор – Наушки Протяжённость 60 км. 1 день. Поезд прибыл по расписанию в 5.35. Собираем на платформе велосипеды. Впереди 24 км до границы, которая начинает работать с 8 часов. На календаре 9 мая – день Победы. В посёлке Кяхта хотелось бы посмотреть парад. Но времени у нас не так много: из Наушек в 16.15 по местному времени отправляется поезд № 361 в Иркутск. 24 км проехали за 2 часа. Дорога проложена в долине реки Бурын-Гол. На границе были к её открытию.

В Кяхте успели посмотреть на построение конницы и начало парада. После нас ждал интересный участок трассы (35 км) по пересечённой местности до Наушков. Только встречный ветер помешал поставить здесь рекорды скорости. Природа будто бы радовалась нашему возвращению домой и встречала яркими красками. Два часа в пути пролетели быстро. На перроне в Наушках разобрали велосипеды. Многие не упустили возможности принять душ в привокзальном здании. Объявили посадку в поезд, и окончательно стало ясно – поход завершился.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Монголия. Стела при въезде в город Дархан

Монголия. Памятник монгольским революционерам в посёлке Бурег-Хингае

Монголия, храм Эрдэни-Дзу

Монголия. 20-метровая статуя Будды (Улан-Батор, район Зайсан)Монголия. Монумент из изделий металлургического комбината города Дархана

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!