Распад СССР

1990 год стал годом парада суверенитетов бывших советских республик. Союзные республики принимали декларации о своём суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными.

В период жесточайшего политического противостояния вторая сессия Верховного Совета Таджикской ССР (двенадцатого созыва) 24 августа 1990 г. приняла Декларацию о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики. Со всеми своими особенностями данная Декларация явилась первым актом, предвещавшим приближение Таджикистана к действительной независимости.

Таким образом, политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики. 20 ноября 1990 г. Россия и Украина подписали соглашение о признании суверенитета друг друга и необходимости экономического сотрудничества без участия центра на основе равенства и взаимной выгоды. Аналогичный договор был подписан 22 ноября между Россией и Казахстаном. Таким образом, создавался новый союз на конфедеративной основе, что фактически отстраняло от власти центральные органы.

Фото активные и приключенческие туры
В конце 1990 г. социально-политическая обстановка в Советском Союзе накалилась до предела. Была подготовлена почва для разрушения СССР. Уже распалась мировая социалистическая система в Европе, прекратил своё существование Варшавский Договор, вера в дружбу народов огромной страны была расшатана. Глава Советского государства М.С. Горбачев за эти «заслуги» был награждён Нобелевской премией.

23 ноября 1990 г. республикам был представлен проект нового союзного договора. В его обсуждении приняли участие все бывшие союзные республики, за исключением Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии. Предлагалось образовать «Союз Советских Суверенных Республик», и хотя о социализме уже не было упоминания, влияние коммунистического центра чётко прослеживалось во всём проекте договора.

В январе 1991 г., демонстрируя власть, союзное руководство решило применить силу для проведения призыва молодёжи в Советскую Армию в Литве и Латвии. 12 января при штурме армией здания литовского телевидения было убито 16 человек, а через несколько дней советские войска появились на улицах Риги. Эти акции резко обострили конфликт между союзным и республиканским руководством, реформаторами и консерваторами, а также вызвали взрыв националистических настроений.

Февральский (1991 г.) Пленум ЦК КПСС обратился к гражданам с призывом «выступить против антикоммунистической истерии, разжигаемой врагами перестройки». 10 февраля 1991 г. более 90 % принявших участие в референдуме жителей Литвы высказались за независимость и демократическую республику, подтвердив решение Верховного Совета Литвы от 11 марта 1990 г. о восстановлении полного государственного суверенитета республики.

В Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР прошли массовые демонстрации с требованиями более активного реформирования страны, отставки М. Горбачёва, роспуска союзного парламента, передачи власти «Совету Федерации», в который должны были войти первые лица республик. 1 марта 1991г. забастовали шахтёры Донбасса, Кузбасса и Воркуты, отстранив от власти парткомы и профкомы.

17 марта 1991г. состоялся «совет с народом» - референдум о сохранении Союза ССР. Однако он не внёс ясности в судьбу СССР, поскольку каждая республика проводила референдум по-своему, добавляя новые вопросы, или просто бойкотируя его.

23 апреля 1991 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР Михаил Горбачёв предложил руководителям России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана подписать «Заявление 9+1» в котором декларировались принципы нового союзного договора. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения отказались его подписать и проигнорировали встречу с «дестабилизирующим национальную обстановку союзным центром».

Однако многочисленные встречи весной и летом 1991г. в Ново-Огарёве руководителей республики с Президентом СССР выявили значительные расхождения и противоречия, исходившие из принципиально противоположного понимания основ Союза. Россия и Украина отстаивали конфедеративные принципы Союза. Президент СССР Михаил Горбачёв и Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов предлагали федерацию, доказывая преимущества политико-экономического центризма.

24 июля Михаил Горбачёв объявил о том, что «работа над союзным договором завершена» и документ «открыт для подписания». Русский язык в республиках перестал быть «государственным языком», став «языком межнационального общения», главы республиканских правительств могли участвовать в работе союзного правительства с правом решающего голоса. Предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Вместе с тем оставались и нерешённые вопросы: являлись ли суверенные государства, подписывающие договор, «полноправными членами мирового сообщества» и могут ли они вступить в ООН, открыть посольства? Не было ясности и в вопросах о союзных налогах, природных ресурсах республик, союзном бюджете. К тому же Украина дала понять, что не подпишет договора до принятия своей новой Конституции. Россия же считала, что Союз без Украины невозможен. Тем временем республики Средней Азии заключили между собой двусторонние соглашения.

Таким образом, ещё одна проблема советского общества оставалась открытой и политически заострённой.

Начавшаяся, пусть даже относительная, демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной реанимацию, казалось, давно «решённого» национального вопроса. В то же время начала реализовываться реформа политической системы (2), которая неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения, сопровождавшегося острыми этническими конфликтами в национальных республиках. Эти препятствии привели к ускорению распада СССР.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли новые законы о суверенитете, что заставляло М. Горбачёва ускорить разработку нового союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора.

В ночь на 19 августа 1991 г. был создан государственный комитет по чрезвычайным положениям (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. Они стремились отстранить М. С. Горбачёва от власти, взять бразды правления в свои руки и сохранить разваливающуюся на глазах огромную страну. Но эта политическая акция потерпела крах.

Программа неотложных мер по выводу страны из острой фазы политического кризиса была предложена внеочередному Съезду народных депутатов СССР 2 сентября 1991г. в Заявлении Президента СССР и высших руководителей союзных республик. Его подписали 10 республик, а если учитывать и Грузию, принимавшую участие в разработке Заявления, то получилась известная формула «10+1 = 11».

Съезд принял основные позиции предстоящих действий: «Союзный договор нужен. Экономический договор необходим. Были зафиксированы положения о единых вооружённых силах, о соблюдении международных обязательств, об общей скоординированности внешней политики». Таким образом, был предложен союз по типу конфедерации.

Для проведения согласованной и совместной политики был образован Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик. 18 октября восемь республик - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Российская Федерация - подписали Договор об экономическом сообществе.

14 ноября в Ново-Огарёве семь республик - Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Туркменистан заявили о намерении создать Союз Суверенных Государств. Лидеры «семёрки» объявили о намерении подписать союзный договор нового конфедеративного государства - ССГ -до конца 1991 г.

1 декабря более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики, что ещё не означало создания «самостоятельной Украины». Но подписывать предложенный проект договора ССГ Украина отказывалась.

Встал вопрос о создании Содружества независимых государств. 7-8 декабря 1991 г. произошли события принципиальной важности. Главы государств Беларуси, Российской Федерации и Украины в Беловежской Пуще под Брестом заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), исходя из того, как заявлял Борис Ельцин, «союзные структуры неспособны к коренному обновлению. Ну а командная система, наоборот, свои последние жизненные силы бросила на сохранение своего всевластия».

В соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает своё существование. Руководители трёх государств - Станислав Шушкевич, Борис Ельцин и Леонид Кравчук - пригласили вступить в СНГ республики бывшего СССР.

21 декабря 1991г. в Алма-Ате состоялась встреча «беловежских зубров», «ашхабадской пятёрки» и представителей Армении, на которой была принята декларация СНГ. К концу года её подписали Азербайджан и Молдова. В ней говорилось:«... с образованием СНГ СССР прекращает своё существование. Государства-участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР».

25 декабря Михаил Горбачёв выступил по телевидению и объявил о том, что покидает пост Президента СССР. Президент СССР ушёл в отставку. Советский Союз прекратил своё существование.

26 декабря в Кремле, над которым вместо красного полотнища уже реял бело-сине-красный флаг Российской Федерации, одна из двух палат Верховного Совета СССР - Совет Республик - приняла Декларацию о прекращении существования СССР. Международное сообщество признало независимость всех республик бывшего СССР.

Народам республик СНГ независимость упала, по словам бывшего Президента Таджикистана Рахмона Набиева, «подобно метеориту с неба». Старая советская система рухнула; нарушились связи центра с периферией, оказалось разорванным финансово-экономическое пространство, единство культурного поля, энергетической системы.

Перестройка 1985 - 1991 гг. стала водоразделом перехода от социализма к капитализму. Либерально-демократическая идея о том, что переход к рыночным отношениям, основу которых составляет частная собственность, наиболее эффективный путь преодоления экономического кризиса в обществе, оказала магическое воздействие на приверженцев демократии. В такой ситуации, вольно или невольно, экономика оказалась заложницей политики. И это не могло не иметь тяжёлых последствий.

Социально-экономическое, политическое и нравственное состояние общества начала 90-х годов XX столетия превращалось в хаос и охватило буквально все стороны жизни огромной страны, всех её союзных республик. Это был период смут, социальных и политических катастроф.

Горький опыт разрушения СССР и социалистической экономики свидетельствует о том, что нельзя абсолютизировать приоритет той или иной формы собственности - частной или общественной. Тоталитарное насаждение идеологической дисциплины и вливание идеологии во все сферы жизни и культуры стали одновременно и необходимым, и трудным делом в силу расхождений между теорией и практикой, которые становились всё шире с каждым очередным этапом развития Советского Союза.

Что произошло в бывшем Советском Союзе на грани 80-х - 90-х годов?

В начале 70-х годов был нанесён удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике, начатой в середине 60-х годов в Советском Союзе. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадёжности.

К началу 80-х гг. стала очевидной неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса. Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений была безнадёжно упущена. Все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

«Перестройка, - говорил М. С. Горбачёв на январском (1987г.) Пленуме ЦК КПСС, - это опора на живое творчество масс, всестороннее развитие демократии, социалистического самоуправления, поощрение инициативы, самодеятельности, укрепление дисциплины и порядка, расширение гласности» (3,458).

Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Эти силы воплощала советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения. Советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестаёт быть легитимной. Её крах становится вопросом времени.

Слом советской общественно-политической системы был начат горбачёвским руководством. На начальных стадиях так называемой «перестройки» был выдвинут лозунг «деидеоло-гизации», утверждающий, что якобы государство и экономика страны не зависят от идеологии. После событий августа 1991 года появился лозунг «департизации». На практике лозунг «деидеологизации» означал полный отход от идей марксизма-ленинизма с целью опорочить советский строй и социалистический курс развития, а «департизация» предполагала ликвидацию организационных структур Коммунистической партии (4, 110).

Как ответная реакция на разрушительный характер реформ, во-первых, и на автократические устремления правящих слоёв, во-вторых, в массовом сознании проявилась явная тенденция к оправданию и даже прославлению сталинизма. Ему приписывались достижения советского народа в индустриализации страны, в развитии науки и культуры, в социальной защите населения (всеобщая занятость, образование и здравоохранение, практически бесплатное жильё и т.п.), не говоря уже о победе в Великой Отечественной войне.

В действительности - и это убедительно показано научными исследованиями - все достижения советского общества были результатом мощного социалистического импульса, данного революцией и на многие годы определившего направление и содержание экономического и культурного строительства, придавшего этому строительству характер народного подвига.

Индустриализация страны, всеобщее образование и здравоохранение, мощный подъём науки и культуры, другие достижения советского времени были заложены не только в идеях, но и в практике уже первых советских лет. Они стали реальностью не благодаря сталинизму, а, несмотря на препятствия и искажения, им созданные, вопреки нему. Более того, происшедшее на наших глазах падение советского общества явилось прямым следствием совершённых ошибок и промахов со стороны парт номенклатуры.

Можно по-разному относиться к социалистической устремлённости советского общества, можно называть её утопической фантазией, социальной мифологией, тоталитарной идеологией и т.п. Однако остаётся непреложным тот факт, что эта устремлённость была реальной и мощной силой социально-экономического и культурного развития общества, осуществления принципов социальной справедливости, победы над фашистской Германией.

Командно-репрессивное управление внутри коммунистической партии и системы Советов сосредоточивало всю власть в руках одного человека - генерального секретаря ЦК КПСС и практически лишало всю систему политических организаций какой бы то ни было инициативы и самодеятельности, способности занять самостоятельную позицию, активно противостоять разрушительным тенденциям, исходившим изнутри, особенно из высших звеньев управления, в конечном итоге - от генсека.

Созданная под флагом ускоренного решения проблем модернизации экономики, командно-мобилизационная система управления очень быстро превратилась в тормоз социально-экономического и культурного развития страны в целом.

Признание генсека «вождём» и тем самым единственным источником новой мысли, идеологическая дисциплина, немедленная и беспощадная расправа с инакомыслием как ревизионизмом стали основным законом формирования, функционирования и самосохранения правящего класса.

Особенностью «горбачёвского стиля были мнимая откровенность и реальная ложь». Постоянные «изгибы генеральной линии», её «противоречивость», смена «одних решений... прямо противоположными», «ускорение» - «гласность» - «перестройка» горбачёвского правления (1985 -1991гг.) дали «очевидный для всех итог: неудача экономических реформ, углубление кризиса народного хозяйства, обострение национальных конфликтов, возникновение центробежных стремлений, пробуждение социального недовольства» и т.д. Внутренняя политика Горбачёва обернулась крахом. Все его успехи - «внешнеполитические». Отмечались «дары» Горбачёва Западу, которые «иногда кажутся чрезмерными» и приводят в замешательство даже западную дипломатию.

Социалистическая риторика Горбачёва была всего-навсего данью положению генсека компартии, стоящей у власти. Его неискренность выявилась довольно скоро. Поэтому никто не удивился тому, что после августа 1991 г. социалистическая риторика у Горбачёва начисто исчезла (туманные высказывания в духе «социального партнёрства» не содержат ничего ни социалистического, ни социал-демократического).

Ликвидация бюрократической советской системы управления была осуществлена самой бюрократией и заменена ещё на более бюрократическую систему. Нельзя согласиться с определением событий 1991г. как «капиталистической революции», а тем более как «демократической революции».

Развитие событий в конце 80-х- начале 90-х годов приобрело катастрофический характер вследствие того, что оно направлялось сверху, руководством той политической системы, которая являлась диктатурой бюрократии.

Во второй половине 80-х гг. в связи со «смягчением» цензуры, введением гласности начался мощный рост национального самосознания народов. Возникло и разворачивало свою работу более 200 националистических организаций и движений. Появлялось великое множество больших и малых газет, в которых лидеры этих движений печатали страстные статьи и очерки, где пытались переосмыслить историческое прошлое своих народов, дать новую оценку событиям и фактам прошлого и настоящего. Началась яростная массированная атака на марксистскую идеологию.

Причины обострения межнациональных отношений в бывшем СССР некоторые исследователи склонны видеть в насильственном, тоталитарном характере «советской империи», создавшей особый тип колониализма, основанный на худших традициях Российской империи - «тюрьмы народов». Но это является упрощённым толкованием происходивших в стране событий. «Советскую имперскую систему» скорее всего можно толковать как миф, нежели как действительность. СССР не был империей.

Любая империя отличается тем, что имеет чёткую структуру. Есть главная территория (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и колоний сильно различаются в правах. Граждане колоний не принимают участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении империей.

В Советском Союзе такого деления на метрополию и колонии ни фактически, ни юридически не было. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно равные права и в руководстве страны были представлены очень многие национальности.

Несмотря на всё это, в 1991 г. был завершён процесс распада Советского Союза. Прикрываясь демократическими лозунгами перестройки, её архитекторы, вначале исподволь, но затем откровенно и нагло, повели дело к разрушению социалистической системы. Они осуществили две взаимосвязанные между собой задачи:

а) осуществление экономических реформ - ломку производственных отношений, переход к рыночным отношениям
- к капитализации общества;
б) проведение политической реформы - разрушение советского государства.

Суммируя итоги распада СССР, можно выделить следующие причины:

Политические
«Перерождение» элиты - с середины 50-х годов, с естественным уходом Сталина, в СССР прекращается практика периодических репрессий среди политической элиты. На смену сталинским «чисткам» и постоянным перестановкам при Хрущёве приходит брежневская политика «стабильности кадров». Вследствие этого многие чиновники начинали воспринимать контролируемые ими сферы как собственные «вотчины» и стремились к их передаче по наследству. В политической сфере общественной жизни кризисное состояние проявлялось на уровне высшего руководства страны. Приметами ухудшавшейся обстановки стали бюрократизация управленческого аппарата, не демократические способы подбора и расстановки кадров, многочисленные нарушения законности и срастание представителей властей и теневой экономики (5, 408).

Экономические Диспропорции в экономике - инерционная экономическая политика 70-х - первой половины 80-х годов в сочетании с отвлечением значительных средств на военные нужды существенно снижает эффективность советской экономики. Ставка на развитие крупных государственных предприятий и опора на экстенсивные методы ведения хозяйства усугубляли многочисленные проблемы - моральное устаревание техники, низкое качество продукции, неспособность освоить массовое производство технологически сложных изделий, дефицит потребительских товаров.

Социально-идеологические Кризис прежней идеологии - в эпоху Л.И. Брежнева (октябрь 1964 - ноябрь 1982 гг.) официальная идеология становится всё более ритуальной. Консервация марксистско-ленинской идеологии в неизменных формах порождает всё большую пропасть между ней и современными реалиями. Всё это происходит на фоне падения авторитета прежней идеологии - из-за неспособности власти предложить новые модернизационные проекты, а также из-за происшедшего в середине 50-х годов смягчения нравов в отношениях граждан и государства и уменьшения размаха политических репрессий.

Поражение в афганской войне неудачи советской армии показывают, что линия на изъятие из экономики значительных средств в пользу армии и военно-промышленного комплекса не дала ожидаемого эффекта. Очевидная непопулярность афганской войны среди населения поставила под сомнение прежнюю идеологию.

Обострилась нестабильность в расположенных по соседству с Афганистаном республиках Средней Азии. Война в Афганистане также поставила часть исламского населения в оппозицию по отношению к советской власти.

Информационная революция постепенное распространение новых информационных технологий ликвидирует прежнюю идеологическую монополию государства. Сначала увеличивается число контактов с иностранными гражданами, а в 80-е годы с появлением видеомагнитофонов начинается неконтролируемое государством распространение видеофильмов, в том числе запрещённых цензурой. Расширение рамок информационной свободы выявляет неконкурентоспособность советской пропагандистской машины.

Рост процессов национальной и религиозной идентификации
- неизбежным спутником политики «стабильности кадров» становится реабилитация многих традиционных идеологических ценностей, которые не были в прямой оппозиции к советским ценностям, но и не укрепляли их.

В балтийских республиках происходит постепенное национальное возрождение, в Средней Азии возрастает влияние ислама. В Российской Федерации начинается постепенная реабилитация досоветского периода истории страны.

И. Абдуллоев

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Vfhihen 30

Поход по Крыму - 22 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Из Бахчисарая в Ялту

Маршруты: горы - море

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

В край гор и водопадов
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!