Чего стоит бояться

Так чего же действительно стоит бояться или опасаться, отправляясь в поход, путешествие, поездку? Первую строчку "хит-парада" причин, приводящих к неприятностям, занимает "Потеря бдительности". В самом деле, человек, оказываясь в условиях, заметно отличающихся от привычных (квартира в городе), концентрируется, и, как правило, думает над тем, что делает. Но со временем турист привыкает к новым условиям жизни, внимание притупляется, и он попадает к кому-то под колёса, рубит себя топором по ноге или ставит палатку "на авось" там, где делать этого не следовало бы. Давать совет "быть бдительным" весь маршрут бесполезно, но обращу ваше внимание на "особые дни".

В сложных велопоходах всегда есть место "подвигу" (преодолению сложного участка). А после "подвига" у многих возникает ощущение, что "всё уже позади", и можно расслабиться. Тут-то как раз и происходят различные неприятности. Парадокс: самые тяжёлые по последствиям аварии происходят на... лёгких участках! Пока ты идёшь по пояс в болоте с велосипедом на шее и рюкзаком на спине, ничего страшного с тобой не произойдёт. Но когда после этого ты выйдешь на асфальт -- тут расслабляться ни в коем случае нельзя.

"Потеря бдительности" также охватывает такой вид ДТП, как столкновение туристов друг с другом и даже с неподвижными предметами. В самом деле, что заставляет велосипедиста "забодать" дерево, или, что встречается чаще, -- своего товарища? Диагноз: "потеря бдительности на фоне обострённого желания осмотреть красоты природы без отрыва от управления двухколёсным транспортным средством". Некоторые умельцы вообще промахивались мимо дороги, а один даже ухитрился проехать мимо моста.

Вы думаете, что под "неподвижными предметами" подразумеваются лишь брёвна, незаметно притаившиеся на повороте дороги, или небольшие кирпичи? Отнюдь! У меня на глазах мои коллеги "бодали" стоящий автобус, легковую машину с полным прицепом картошки и несколько довольно крепких деревьев. Ну а я сам, как и полагается председателю велоклуба, превзошёл всех рядовых членов, въехав в стоящий самосвал МАЗ. Бдительность можно потерять не только на дороге, чаще всего её начинают терять ещё при подготовке к походу. Примеры: "Так, йода нет -- ну, наверное, Маша возьмёт.

Насос, пожалуй, оставлю, его Митя обычно возит. У меня по раскладке должен быть килограмм соевого мяса -- куплю по пути в Больших Клопищах". А в нужный момент выясняется: нужную вещь не взял никто. Поэтому призываю: "Люди! Не теряйте бдительности!" Вторую строчку нашего "хит-парада" занимает "Человеческий фактор". То есть взаимоотношение с местными жителями и ЧПИ (проводниками, пограничниками и др.). Это очень распространённый класс неприятностей, но, надеюсь, предыдущие главы позволят вам встретиться с ними во всеоружии.

Третью строчку "хит-парада" по праву занимает "Глупость". Мне рассказывали, как мой трёхлетний племянник, собираясь на природу с родителями, взял спичечный коробок и положил в него одну спичку. На вопрос, почему именно одну, он сказал: "Нам же надо будет развести ОДИН костёр!" Порой и взрослые дяди и тёти поступают аналогичным образом. Глупость бывает индивидуальная, которую проявляют "простые" участники похода, коллективная, когда группа вполне адекватных людей сообща принимает "странное", мягко говоря, решение, и безграничная, которой может обладать только руководитель похода (встречается редко, но приводит к самым печальным последствиям). Вот примеры, с которыми мне лично приходилось сталкиваться:

"Все берут тёплую одежду, дураки, а я умный, и её не возьму, ибо по прогнозу будет тепло" (глупость индивидуальная). "Мы решили укрыться от приближающейся грозы и поставили палатку в старом окопе, чтобы её не снесло ветром" (глупость коллективная). "Я предложил сначала отметить мой день рождения, а уже потом организовывать бивак и ставить палатки" (глупость безграничная). С глупостью бороться довольно трудно, особенно с собственной. Единственный метод: проводить "скатки" -- небольшие походики, где внимательно смотреть на тех людей, которые собираются с вами в большой поход. Если "кандидат в походники" заявляет: "Я буду ехать по индивидуальному плану: утром рано выйду, прокачусь и буду вас ждать на месте сбора" -- или: "Я питаюсь по специальной программе, и буду сам себе готовить" -- то это -- тревожный сигнал.

Конечно, бывает, человек действительно болен и нуждается в особом питании, но чаще всего это ни что иное, как нездоровые амбиции и желание выделиться из коллектива, сиречь -- глупость. Четвёртая строка "хит-парада" удерживается проблемами со здоровьем (последствия ДТП или падений не в счёт). Обычно проблемы возникают с желудком, растяжением мышц, натёртостями, аллергией. Бывают и с сердцем (от перегрузки), зубами. А вот простуды, ангины, грипп и тому подобные напасти в походах практически не встречаются.

Пятую "хитовую" позицию занимают климатические факторы. Почему они находятся так низко? Потому, что (если глупость коллективная и/или индивидуальная вам не свойственны) в рамках велотуризма климатические проблемы решаются довольно легко. Самый опасный фактор, как ни странно, -- это жара. Человек, особенно путешествующий по нашему северному краю, как-то не отдаёт себе отчёт, что она тут возможна. Ещё бы -- он-то боялся попасть под затяжные дожди, ожидал температуру воздуха +12 градусов, а тут солнышко светит, и +30! Я был свидетелем нескольких тепловых ударов, причём не в Таиланде или Египте, а в Новгородской области.

Это опять же чисто психологическая проблема: отправляясь в жаркие страны, человек готовит себя к борьбе с жарой, а выезжая в соседнюю область -- нет. Но жара -- она и в России жара. Постарайтесь избегать езды в самое "пекло" (в середине дня), и присматривайтесь к состоянию ваших "боевых друзей". Очень важно скрыться от жары до того, как наступит тепловой удар, не доводя себя до крайности. Интересно отметить, что ДТП в походах (исключая связанные с потерей бдительности) встречаются реже, чем на простых "покатушках", что, очевидно, связано с тем, что по мере удаления от больших городов интенсивность движения транспорта падает.

А чего же практически не бывает в походах? Не зафиксированы случаи съедения туристов дикими зверями, нет информации о гибели туристов от "ночёвки в палатке в лесу". Ни разу не довелось наблюдать велосипедиста, размокшего от дождя, хотя, конечно, ехать под дождём неприятно (но и не опасно). Подавляющее большинство велотуристов ездят по дорогам и тропам, отсюда хорошая статистика: ничего не известно о пропавших без вести группах, а также о погибших от голода (хотя случаи голодания по несколько дней бывали).

Путешественников, как правило, не накрывают лавины, и не их судьба -- замерзнуть в сугробе. Чтобы эта статистика не нарушалась и в будущем, ко всем возникающим проблемам надо подходить с применением головного мозга, без паники и с верой в собственные силы. При этом очень важно контролировать состояние группы на маршруте, стараясь избегать сильного переутомления. Усталый человек склонен к принятию неправильных решений, что вряд ли поможет найти оптимальный выход из сложной проблемы.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Назад в раздел

Новый год и Рождество

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!