Великий шелковый путь

Великий шёлковый путь – своеобразный феномен в истории человечества. Он отражает стремление разных народов к единению и обмену культурными ценностями, завоеванию жизненного пространства и рынков сбыта для товаров. Эта крупнейшая из когда-либо существовавших система торговых путей связывала Европу и Азию и простиралась от античного Рима до древней столицы Японии Нары. Великий путь сложился в конце II в. до н.э. и просуществовал более 1500 лет – дольше, чем какая-либо другая дорога.

Конечно, торговля между Востоком и Западом велась с незапамятных времён, но это были отдельные отрезки будущего Великого пути. Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней – лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы, ценимых на Востоке. По Великому шёлковому пути двигались не только торговые караваны, но и распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи.

Так, в первые века нашей эры из Малой Азии распространилось христианство. По дорогам, проложенным купцами и проповедниками, от монгольских степей до европейских равнин прокатились орды Чингисхана. Также по караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали учёные, исследователи. Из их путевых записок и научных трудов мы знаем об истории народов, населявших страны, лежавшие вдоль Великого шёлкового пути, об их обычаях и нравах

Фёдор Конюхов давно задумал провести экспедицию по следам древних путешественников, по Великому шёлкового пути. 1-й этап её стартовал ещё весной 2002 г. из калмыцкого селения Цаган Аман (в переводе – белые ворота), расположенного на берегу Волги. Караван из верблюдов и лошадей совершил поход в 1500 км по Калмыкии с заходами в Астраханскую область, Дагестан, Ставропольский край, Ростовскую и Волгоградскую области. Финишировали в столице Республики Калмыкия Элисте.

Уникальность экспедиции «По следам Великого шёлкового пути» в том, что сам по себе этот путь неоднократно был пройден на грузовиках, джипах и мотоциклах, но организовать настоящий верблюжий караван удалось только сейчас. Подобной – по протяжённости маршрута и количеству участников – экспедиции не совершалось несколько сотен лет, фактически это реставрация культуры дальних караванных походов эпохи Великого шёлкового пути. Среди участников – христиане, буддисты, мусульмане, монголы, казахи, русские.

Все они составляют единый коллектив; многие присоединятся к каравану на какой-то участок пути. Всего в экспедиции поучаствуют около 500 человек. Сам Фёдор как руководитель собирался пройти весь маршрут протяжённостью 6400 км от начала до конца. В дороге ему предстояло провести 170 дней. Экспедиция поддерживается на самом высоком государственном уровне. В частности, запланированы встречи путешественников с руководителями тех районов и регионов, через которые проходит маршрут.

Готовясь ко 2-му этапу, Ф.Конюхов в сентябре 2008 г. впервые в жизни посетил Монголию, чтобы проработать маршрут, найти верблюдов, лошадей и приобрести экипировку. Вместе с Фёдором были его сын Оскар и Михаил Муравьёв, директор московской турфирмы «Ультра-Трэвел». Отобранные 15 лошадей и 25 верблюдов пометили, их владельцам было поручено усиленно кормить животных, чтобы к весне, ко дню старта, они были в хорошей форме. (В Монголии не заготавливают сена и не подкармливают зимой животных, они пасутся на подножном корме, и фактически выживают сильнейшие особи, поэтому монгольские верблюды и лошади считаются самыми выносливыми и неприхотливыми.)

На рынке Улан-Батора купили сёдла, сбруи, стремена, а также походную утварь и национальную одежду. Ещё раз Фёдор приехал в Монголию в апреле 2009 г. и отправился в местечко недалеко от г. Хорхорум в Гоби для тренировок и адаптации. Хорхорум – первая столица Монголии, основанная Чингисханом в 1220 г., прослужившая столицей только 40 лет и разрушенная ордами маньчжурских воинов. На её развалинах в XVI веке был построен первый в Монголии ламаистский монастырь Эрдин Зуу (сотня сокровищ). Жизнь в монгольской юрте в красивой степи на чистом воздухе среди добрых людей пришлась по душе Фёдору.

Он ел то же, что и монголы: мясо, молоко, сыр. Топил вечером печь в юрте. Тренировал верблюдов. Вместес опытными местными погонщиками учил животных не бояться автомобилей, ходить караваном. Телефонная связь, несмотря на удалённость от цивилизации, была вполне устойчивой, и Фёдор мог регулярно говорить с Москвой. Из Калмыкии ко дню старта прибыла машина сопровождения – «КамАЗ», гружёный сёдлами, попонами, спальными мешками, палатками, походной кухней и прочим снаряжением.

Старт 2-му этапу экспедиции был дан 13 мая с центральной площади Улан-Батора. Премьер-министр России Владимир Путин, находившийся в это время в Монголии с визитом, приехал проводить путешественников. Фёдор не упустил возможности пригласить его поучаствовать в экспедиции. И вот караван в пути. Протяжённость переходов за день составляла 30–35 км, раз в неделю днёвки. 24 мая Фёдор сообщил, что пройдено 500 км. Караван двигался с опережением графика на несколько суток.

Высокий темп вынуждены были держать из-за отсутствия подножного корма для верблюдов (путь проходил по высокогорным тропам Саянской гряды, иногда на высоте больше 2500 м) и из-за плохой погоды: постоянно дул встречный северный ветер, несколько раз попадали в снежный буран, люди чувствовали себя неуютно. Шли от долины до долины пусть со скромной, но растительностью. Для лошадей в экспедиции был запасён овес, а вот верблюды – на подножном корме и просто не успевали пастись. Целую неделю караван двигался по Саянской гряде и 29 мая начал спуск на плато.

Там сделали несколько днёвок и дали возможность животным восстановиться. После плато – подъём по склонам Южного Алтая. В этих высокогорных районах проходит граница между Монголией и Россией. Всего же путешественники преодолеют три горных массива: Саяны, Алтай, Уральские горы. Экспедиция обеспечена охранной системой «Эшелон» и системой позиционирования в пространстве «Geolife». В «КамАЗ» и внедорожник, сопровождающие караван, вмонтированы GPS- и ГЛОНАСС-маячки, которые регулярно передают свои координаты. На сайте silkway.ech.ru в Интернете можно наблюдать за передвижением экспедиции в интерактивном режиме.

На открытом всем ветрам плато смерчи и пылевые бури – довольно частое и достаточно серьёзное явление. Особенно в тех районах, где степь распахана под посевы или где строятся новые дороги. Приходится из-за пылевой завесы двигаться в масках и очках. Маленькие городки и селения просто утопают в пыли, местному населению можно только посочувствовать. Однажды вихрь чуть не снёс экспедиционный лагерь, разбитый в неглубокой долине между гладкими склонами жёлто-зелёных сопок. Лопались оттяжки тента походной кухни, поднимались в воздух металлические котлы, походные мешки и коробки с тяжёлым снаряжением.

Улетали в степь шляпы и панамы. Достойно выдержали натиск бури лишь экспедиционный «КамАЗ» и одна новая, удачно сконструированная палатка фирмы «Bask». Пыль монгольских степей особая – настолько мелкая, что на зубах не скрипит и в тарелке с едой практически не чувствуется. Главная опасность – для глаз и лёгких. Тем не менее караван продолжал свой путь, держа курс на Алтай. 9 июня Фёдору пришлось оставить экспедицию. Он ещё 3 июня из-за укуса клеща почувствовал недомогание, но всё равно продолжал путь. Через неделю здоровье его резко ухудшилось, и пришлось обратиться в больницу Улангома – административного центра Убсанурского аймака.

Однако в этой областной больнице не оказалось необходимых медикаментов и даже света. Тогда Фёдора по договорённости с властями Тувы отвезли на российско-монгольскую границу, где бригада медиков приняла его и доставила в республиканскую больницу в Кызыл. Там путешественнику сумели помочь, состояние его стабилизировалось. Конюхов рассчитывал через несколько дней выписаться из больницы и вернуться в экспедицию. А пока караван двигался без него и 22 июня дошёл до госграницы.

Там его торжественно встречали: прибыла официальная делегация правительства Республики Алтай, приехали многочисленные журналисты республиканских СМИ, был организован концерт. После месяца с лишним в пути экспедиция остановилась в приграничном Онгудайском районе на недельный отдых, заодно поменяли верблюдов и лошадей. 1 июля двинулись дальше. 15-го караван встречали хлебом-солью и казачьим хором в селе Сентелек Чарышского р-на (Алтайский край). Руководит караваном в отсутствие Конюхова Андрей Богун (зам. директора Института комплексных исследований аридных территорий, находящегося в Элисте). В экспедиции участвуют 15 человек.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Великий Шелковый путь

Великий Шелковый путь - схема

Назад в раздел

Новый год и Рождество в России

Новогодние и Рождественские туры в города и горы России. В Великий Устюг, Владимир, Великий Новгород, Карелию, Кострому, Калининград, Казань, Крым, Муром, Мышкин, Орел, Псков, Рязань, Санкт-Петербург, Сахалин, Селигер, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, Пенза, Беларусь, Алтай, Байкал, Вологда, Галич, Калуга, Александров, Архангельск, Камчатку и в другие регионы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!