(495) 517-51-35

Автор статьи А.Х.Багов

История развития рекреации и туризма на Юге России и Республике Адыгея

Благодаря разнообразным природным условиям и наличию многочисленных историко-культурных объектов, положению на перекрестке оживленных торговых путей, Северо-Западный Кавказ еще с древности привлекал внимание ученых-естествоиспытателей, любителей природы, путешественников и искателей приключений. Именно здесь проходил самый легкий путь с Кубанской наклонной равнины к Черному морю, который использовался черкесами для торговли и других целей, что отражено в его названиях: «старая черкесская тропа», «старая черкесская военная тропа», «старый караванный путь» (Рекреационные ресурсы Адыгеи). 


Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 г. совершил поход по Северному Кавказу из гавани Сочи через горы Западного Кавказа (Анчабадзе, 1975). Он остановился в Хамышах (ныне Хамышки), посетил земли западно-адыгских племен, ногайцев, абазин, переправился через р. Кубань в районе г. Черкесска и достиг границ Кабарды. Эвлия Челеби не имел себе равных вплоть до 19 века по числу маршрутов и масштабам своих путешествий по Кавказу.

В 18 - 19 веках по Кавказу путешествовали многие естествоиспытатели (П.С. Паллас, К.И. Габлин, Ф.К. Биберштейн, Х.Х. Стевен, Г.И. Радде и др.) в поисках полезных растений (лекарственных, пищевых, красильных и др.). По территории будущего Кавказского заповедника проходили экспедиции известных натуралистов: в первой половине 19 века - А. Нордмана, А. Коленати; во второй половине - Г.А. Радде, А.Ф. Виноградова, Ф. Лоренса, Н.М. Альбова и др. (Заповедники СССР). Исследованию района способствовала организация охотничьего заказника - Кубанской Великокняжеской охоты, территория которого изучалась различными специалистами, в первую очередь, зоологами. 

Вопросы биологии, экологии, систематики млекопитающих Кавказа подробно отражены в работах Н.Я.Динника, А.Ф.Виноградова, К.А.Сатунина, Д.П.Филатова и других исследователей конца 19 - начала 20 веков. Научная ценность этих работ до сих пор не утратила своего значения. В дневниках, отчетах, опубликованных статьях и монографиях приводятся непревзойденные по красоте научные описания богатейшей природы, горных ландшафтов, очерки биологии отдельных видов диких обитателей этого края. Можно считать, что подобные познавательные научно-исследовательские экспедиции были одним из первых видов туризма, развивающихся на Кавказе.   

На Северо-Западном Кавказе развитию туризма в значительной степени способствовала организация в 1924 году Кавказского зубрового заповедника, сотрудники которого разработали маршруты, пролегающие по наиболее интересным местам. Еще в 20 - 30-х годах, на заре становления сети заповедников СССР, широко пропагандировалась идея использования заповедника не только для туризма и просвещения (Крылов, 1929; Молодчиков, 1931), но и в сугубо коммерческих целях (Шиллингер, 1931). Организация туристской деятельности была отражена и в Производственном плане Кавказского заповедника на 1931 год. В первые годы его существования (организационный период) особое внимание уделялось охранным мероприятиям, популяризации заповедника и идей охраны природы. Так, директор заповедника Х.Г. Шапошников и его заместитель А.П. Гунали проводили экскурсии, туристские походы, читали лекции среди населения (Заповедники СССР).   

Большая часть туристских маршрутов начиналась на Прикубанской наклонной равнине в широкой долине р. Белой и проходила через Кавказский государственный заповедник (КГЗ). Первые сведения о туристских маршрутах заповедника опубликованы в литературе в 1931 г. В «Предварительном отчете Кавказского государственного заповедника» (1931) отмечается, что открыты три туристских маршрута протяженностью от 100 до 150 км, которые начинались в г. Майкопе и заканчивались в г. Сочи. В указанный год был отмечен большой поток туристов (12 тыс. человек) в плановых и самодеятельных группах по новым маршрутам, несмотря на неблагоприятные погодные условия с обильными дождями.   

В 1931 г. году заповедником был оборудован главный (первый) экскурсионный маршрут протяженностью 105 км, проходящий через всю его территорию (Лагерная – Гузерипль - Красная Поляна). На нем были оборудованы тропы, построены мосты и кладки, лагеря для экскурсантов (Спутник экскурсанта, 1931). По договору с Обществом пролетарского туризма и экскурсий 15 июня 1930 г. маршрут был включен в основные туристские маршруты по СССР под номером 35 «По Кавказскому Заповеднику», что положило начало плановым экскурсиям в заповедник жителей всего Советского Союза. Для их проведения привлекались педагоги-естественники.   

С целью предварительного знакомства экскурсантов с природными особенностями заповедника, историей его организации и работой в целом в г. Майкопе при дирекции был организован «Музей экскурсанта» (Спутник экскурсанта, 1931). Для пропаганды сведений о природе заповедника среди широких масс населения в 1932 г. создана педагогическая биостанция под руководством Л.И. Намоконова, имеющая вспомогательные учреждения; издан «Спутник экскурсанта» (1931), содержащий характеристику природных особенностей района заповедника. Поток туристов по экскурсионным маршрутам заповедника в последующие годы заметно увеличился (Бюллютень КГЗ, 1935). В течение всего года он был открыт для учебных и туристских экскурсий. 

Но развитие туристско-экскурсионной деятельности и ее материальной базы не было успешным, так как самодеятельное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), руководящее организацией экскурсий и туризма, не имело значительных финансовых средств. Поэтому в 1936 году ВЦСПС создало взамен ОПТЭ Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), которое стало ведущей организацией по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма. Новое управление уделяло особое внимание совершенствованию плановых туристских маршрутов, распространению дорогостоящих путевок, и не занималось развитием самодеятельного туризма. Лишь в 1940 году были учреждены Всесоюзная туристская секция, при ней различные комиссии (в том числе квалификационная, маршрутная), впервые утверждено «Положение о туристско-альпинистских спортивных секциях», что способствовало развитию массового туризма и альпинизма (Долженко, 1988).   

В Кавказском государственном заповеднике к 1936 г. был создан специальный сектор по работе с туристами. Его сотрудники продолжали уделять особое внимание пропаганде знаний о природе заповедника и его интересных объектах. Так, в «Материалах КГЗ» (1936) отмечалось, что «необходимо в 1936 г. подготовить популярные издания для туристов о главном маршруте заповедника (станция Хаджох - п. Гузерипль – хребет Пастбище Абаго - пер. «Аспидный» - лагерь «Уруштейн» - пер. «Псеашхо» - Красная Поляна - Сочи), его схематический план и оборудовать лагеря».В те годы туристы добирались до Хаджоха по железной дороге, построенной в 1930 г. (Жерноклев, Жерноклева; 1988), жили в Доме туриста на 20 мест и в течение двух дней готовились и комплектовались группы. Затем они отправлялись пешком налегке в Гузерипль, где останавливались на гузерипльской турбазе (с 1936 г. – турбаза «Кавказ»).   

Вещи и снаряжение перевозились на подводах (Багов, 1986). В Гузерипле группы находились три дня: они знакомились с природой и достопримечательностями заповедника на экскурсиях по его территории, к метеостанции и дольмену. На лекциях и в беседах велись: подготовка к маршруту; знакомство с природой района похода, способами ее охраны и мерами по безопасности похода. На четвертый день группы выходили на маршрут, на основных стоянках которого были оборудованы рубленные балаганы с кроватями или топчанами. На двух приютах (на пастбище Абаго и Сенной Поляне) выдавалось постельное белье и работали небольшие столовые, где выпекали хлеб, а на Аспидном хребте, в районе лагеря Исаева, работал кооперативный ларек. По всему маршруту туристы шли налегке. Их личные вещи перевозились на лошадях по всему маршруту, а снаряжение и продукты до пастбища Абаго - на подводах, запряженных волами. В те времена на маршруте использовалось около 80 голов вьючных лошадей. Таким образом, создавались условия для привлечения как можно большего числа туристов.   

В 1937 г. сотрудниками заповедника издан «Путеводитель по Кавказскому государственному запо-веднику» (1937), содержащий его подробную характеристику и правила посещения экскурсионными груп-пами на 1937 г. Проход по главному маршруту через заповедник (Гузерипль - Красная Поляна) и его во-сточному варианту (Псебай - Красная Поляна) без проводника и оплаты не разрешался. По мере возможно-сти самодеятельным группам, отправляющимся из Гузерипля по главному маршруту, предоставлялся за дополнительную плату вьючный транспорт. В пределах заповедника разрешались только сбор научных и учебных коллекций, фотографирование по особому разрешению Управления заповедника. Для предотвра-щения накопления мусора все отбросы отправлялись в специально приготовленные на местах привалов и ночлегов ямы или закапывались при их отсутствии.   

Экскурсанты должны были соблюдать и другие правила, в том числе, противопожарные. Их нарушение предусматривало уголовную ответственность. С началом Великой Отечественной войны основной туристский маршрут был закрыт. 19 февраля 1942 года на основании Постановления секретариата ВЦСПС все дома туристов по Краснодарскому Туристско-экскурсионному управлению были временно переданы Управлению госпиталями системы ВЦСПС, а вьючные лошади - Красной Армии. После окончания войны деятельность Туристско-экскурсионного управления по Краснодарскому краю была восстановлена Постановлением от 22 октября 1945 г. (приказ № 35). В 1945 - 1946 г г. туристы не обслуживались, так как шла восстановительная работа на турбазах. Сразу после войны в пос. Каменномостском была построена новая турбаза «Горная» на 460 мест, которая начала прием туристов в 1948 году.

В 1947 г. издано подробное описание четырех «наиболее интересных и доступных для широкого туризма» маршрутов через Северо-Западный Кавказ (Спутник экскурсанта, 1947). В нем даны краткая ха-рактеристика природы и истории заповедника; сведения о протяженности, способах передвижения, основ-ных достопримечательностях маршрутов; рекомендации по подготовке к горным путешествиям; правила посещения заповедника и поведения на его территории; картосхема с ниткой всех маршрутов. В связи с со-зданием зоны абсолютной заповедности в районе г. Тыбга, восстановлением заповедного режима, закладкой солонцов и другими мероприятиями по сохранению животных, Кавказский заповедник отказался от маршрута № 35 и предложил другой маршрут, который был также разработан в 1931 году. Он проходил в противоположном направлении: пос. 

Гузерипль – «Партизанная поляна» - «Армянские балаганы» - верховья реки Белой – «перевал Белореченский» - кордон «Бабук-Аул» - селение Бзыч - селение Солох-Аул - селение Дагомыс - г. Сочи. Он был гораздо короче, не требовал специальной физической подготовки и был освоен еще в древности, так как использовался черкесами для торговли, перегона скота и невольников («старая черкесская тропа») в Турцию во времена Османской Империи. Маршрут под названием «Через Белореченский перевал» был описан как самодеятельный в 1948 г. (Туристские маршруты на 1948 год). В 1949 году по нему прошли первые пробные группы, их было немного и они были малочисленны. 

В конце 1950 года под руководством директора турбазы «Кавказ» Н.М. Ларина была проведена первая послевоенная экспедиция по старому маршруту № 35 до Поляны Сенной с целью определения возможности продолжения его эксплуатации. На основании результатов обследования администрация заповедника категорически запретила дальнейшее его использование. В этом же году активно заработали турбаза «Кавказ» и новый маршрут. Сезон продолжался с 22 июня по 31 августа. Маршрут получил новое название «По Западному Кавказу» и стал Всесоюзным плановым пешеходным маршрутом № 30 (Горшенев, 1983). В 1950 г. по нему прошли 30 групп туристов общим количеством 977 человек, что было значительно больше, чем в предыдущем году. 

В 1950 году туристские базы Адыгеи в Хаджохе и в Гузерипле имели по 70 мест, соответственно, в Хаджохе - 50 - в домиках, 20 - в палатках (столовая - на 30 - 40 мест), в Гузерипле все - в рубленых домиках (столовая на открытой веранде - на 40 мест). В связи с изменением нитки главного маршрута через заповедник, а также с целью улучшения качества обслуживания, создания максимальных удобств и комфорта в 1950 году вместо палаток, используемых раньше сезонно, были построены рубленые балаганы вместимостью 30 человек каждый на приютах «Блокгаузный» (1 балаган), «Армянский» (1), «Фишт» (2). Место расположения приюта «Фишт» было перенесено с левого берега р. Белая на правый, на большую поляну у подножья г. Фишт. 

Начиная с 50-х годов, туристы на протяжении всей пешеходной части маршрута от пос. Каменномостский до Черного моря шли пешком со всем своим грузом по следующим пунктам: приют «Блокгаузный» - турбаза «Гузерипль» - приют «Армянский» - приют «Фишт» - приют «Бабук-Аул» - приют «Солох-Аул» - перевал «Турецкий» - селение Дагомыс. Протяженность маршрута 140 км. До 1955 г. туристы, придя в Дагомыс, далее следовали на электропоездах до конечной базы в пос. Аше. В связи с постройкой в 1955 г. непосредственно в Дагомысе турбазы «Молодость» туристы стали завершать поход и отдыхать на этой базе (По Западному Кавказу, 1958). 

С 1963 г. протяженность пешеходной части маршрута уменьшилась до 65 км в связи со строительством автомобильной дороги от Каменномостского до Гузерипля и от Чайсовхоза до Дагомыса. Кроме того, в начале и середине 60-х годов появились различные варианты этого маршрута: 30а, 33, 341 для увеличения его пропускной способности и заполнения новой турбазы «Лагонаки». Разница в нитках маршрутов была незначительной: все они сходились на турприюте «Фишт», далее продолжались до моря вместе и приводили к одной турбазе «Молодость», где отдыхали участники всех походов. Примерно в 1974 г. эти дополнительные маршруты утратили свое значение в связи с открытием новых турбаз («Майкоп» и «Романтика») и пешеходного маршрута № 825 «По Адыгее к Черному морю». Туристские группы комплектовались в туркомплексе «Майкоп», затем доставлялись автомобильным транспортом до турбазы «Лагонаки», откуда начиналась пешеходная часть маршрута: Лагонаки – перевал «Абадзешский» - приют «Рубленый» - река Цице - приют «Водопадный» - перевал «Чугурусланский» - перевал «Черкесский» - приют «Бабук-Аул» - приют «Солох-Аул» - поселок Лазаревское.   

Одновременно с появлением новых Всесоюзных маршрутов развивалась материальная база туристской индустрии. До 1947 года гузерипльская турбаза «Кавказ» являлась филиалом турбазы «Горная» в Хаджохе, с которой начинались все пешеходные маршруты через Кавказский государственный заповедник к Черному морю. Развитию «Кавказа» способствовал переход с 1 августа 1966 г. на самостоятельный баланс. В 1968 г. на этой турбазе были построены сборно-щитовые дома на 204 места. В конце 1967 г. на ее филиале - приюте «Фишт», вместо рубленых балаганов появился первый каменный дом. В 1968 году здесь началось строительство столовой и второго каменного дома, что способствовало увеличению потока туристов по маршрутам. Так, по данным Краснодарского краевого совета по туризму, в 1977 г. по маршрутам Западного Кавказа прошли 542, 7 тыс. туристов, в 1978 - 381, 0 тыс. Наибольшей популярностью, как и сейчас, пользовались 30-й и 825-й маршруты, нагрузка на которые составила 32 и 15 чел./га/день соответственно. 

В последующие годы происходило дальнейшее улучшение качества и культуры обслуживания, совершенствование туристской инфраструктуры: завершилось строительство бара и нового металлического моста через р. Белая около турбазы «Кавказ». Это позволило турбазе в 1985 г. предоставить населению услуг на сумму 308 тыс. руб., обслужить 8 тыс. плановых туристов и более 2 тыс. самодеятельных. В период с 1980 по 1985 г г. было оказано услуг в объеме 244 тыс. человеко-дней на сумму 1 млн. 339 тыс. руб. Это означает, что возможность активного и увлекательного отдыха, связанного с туристскими походами и экскурсиями, была предоставлена многим тысячам людей. Количество туристов, принимаемых турбазой «Кавказ» в период с 1950 по 1985 г г., заметно увеличилось, что видно в табл. 4 (Багов, 1986). Всего за 1981-1985 г г. обслужено 43, 2 тыс. человек и получена прибыль в сумме 33, 9 тыс. руб. 

Интенсивно туризм в регионе начал развиваться с середины 80-х годов 20 века. По путевкам профсоюзов отдыхали жители различных уголков СССР на турбазах и кемпингах сезонного и круглогодичного действия общей вместимостью 2298 мест (в т.ч. 658 круглогодичных). В тот период за один сезон Западный Кавказ посещало более 10 тыс. туристов, совершавших походы по маршрутам Всесоюзного и местного значения. Также открывались и использовались местные маршруты: в 1985 г. - «Гузерипль - плато Лагонаки - Майкоп», в 1988 г. - «Гузерипль - плато Лагонаки – Сочи». Ежедневно в Гузерипль прибывало 80 туристов и примерно столько же (4 группы) покидало его. Таким образом, здесь ежедневно находилось 200 - 250 туристов в течение всего сезона. Туристская, краеведческая и экскурсионная работа с учащимися и студентами организовывалась в соответствии с приказами Министерства просвещения СССР № 170 от 25.12.80 г. «О мерах по дальнейшему развитию туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися образовательных школ, педагогических училищ и студентами пединститутов» и № 140 от 19.06.86 г. «О мерах по дальнейшему улучшению организации отдыха учащихся школ» (Сборник руководящих документов по туристско-краеведческой работе, 1987). 

 
Они устанавливали денежные нормы расходов на питание детей, перечень обязательного туристского снаряжения для школ и меры по осуществлению контроля над подготовкой и проведением походов через маршрутно-квалификационные комиссии органов народного образования (МКК ОНО), которые должны были вести полный учет всех туристских групп. Плановый и самодеятельный туризм в Республике Адыгея, как и во всей стране, успешно развивались через систему учреждений при Советах по туризму и экскурсиям, ВЦСПС, при крупных организациях и учебных заведениях. Среди взрослой части населения на Всесоюзные и местные туристские маршруты распространялись платные путевки. С 1990 г. туристская отрасль в регионе начала приходить в упадок вслед за развалом экономики страны. Перестал развиваться плановый туризм, что привело к ухудшению материальной базы туристской сферы, так как не выделялись финансовые средства для ее поддержания. Туристские приюты оказались заброшенными, начали зарастать туристские тропы. Начиная с 1990 г. на смену плановому туризму приходит самодеятельный, как достаточно самостоятельная сфера деятельности и образа жизни значительной прослойки общества, для которой он служит эффективным средством оздоровления, нравственного развития, самосовершенствования (Программа развития самодеятельного оздоровительного туризма в России, 1998). Развитию туристской инфраструктуры в последние годы в определенной степени способствовала передача ее в частную собственность или в аренду. 

 
В 1995 г. все туристские базы и приюты были приватизированы. После их ремонта и благоустройства началось обслуживание туристов. Например, турбаза «Лагонаки» зимой принимает горнолыжников и любителей зимнего отдыха, а в сентябре - октябре – больных аллергическими заболеваниями верхних дыхательных путей. В целом, в настоящее время наблюдается некоторое увеличение числа туристов. Но лишь небольшая их часть пользуется услугами турбаз и приютов, так как качество услуг невысокое и их перечень небольшой. Туристы отправляются в поход со своим продовольствием и снаряжением, ночуют в палатках, устраивая бивуак где-нибудь на природе. Все это приводит к появлению кострищ и стихийных свалок мусора, рубке леса в разных местах, в том числе и на большинстве ООПТ. 

Показателем состояния туристской отрасли в республике могут служить данные по эффективности работы ОАО «Адыгеятурист», в состав которого входят туркомплекс «Майкоп», турбаза «Лагонаки» и Азишская пещера. Единовременное размещение туристов в турбазах - 250 человек. Численность занятых на предприятии сотрудников колеблется от 85 до 100 человек. В 2001 г. объем туристических услуг сократился на 43 % по сравнению с 2000 г. и вырос на 8 % по сравнению с 1998 г. Деятельность ОАО «Адыгеятурист» нерентабольна, однако на протяжении последних лет наблюдается тенденция к сокращению убытков - от 543 тысяч рублей в 1998 году до 188 тысяч рублей в 2000 году. 

Из всех предприятий комплекса прибыльной является только Азишская пещера. Это обусловлено меньшими затратами на ее эксплуатацию по сравнению с турбазами. Фактическая загрузка предприятий комплекса составляет 60 %, при этом это вдвое больше средней по отрасли (Гонежук, 2002). Дефицит государственных средств привел к значительному сокращению, а порой и прекращению государственных инвестиций в туризм.

Таким образом, туризм в своем развитии прошел несколько этапов от самодеятельного к плановому, организованному в масштабе бывшего СССР, и последующему переходу в неорганизованную форму. Основными факторами его развития явились организация Кавказского заповедника в 1924 году и передача руководства туристской деятельностью Туристско-экскурсионному управлению при ВЦСПС в 1936 г. Благодаря последнему событию многие жители страны имели возможность на протяжении более 50 лет совершать многодневные походы через Главный Кавказский хребет с выходом к Черному морю. Тем не менее, несмотря на указанные проблемы, туризм и рекреация в Республике Адыгея продолжают развиваться, подтверждая установившуюся во всем мире тенденцию увеличения потребности в пребывании на природе с различной целью

Влияние гор на здоровье человека

Песни под гитару MP3

Туризм на Юге России

Фотографии современных туристических маршрутов

Активный туризм и отдых на Юге России

Задайте вопрос...