Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

О некоторых вопросах развития горноклиматического курорта Лагонаки

По материалам книги Бормотова И.В.
с разрешения автора

Экскурсии по Адыгее от 1,5 до 4 часов ежедневно

Большая статья о Лагонаки с фото и видео

1 февраля  в Доме правительства под председательством Главы Республики Адыгея Аслана Тхакушинова состоялось совещание по вопросам создания круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки». На совещании были обсуждены вопросы согласования и межевания границ, развития инфраструктуры, определения зон катаний, мест размещения отдыхающих и т.д.

Отмечено что в Адыгее организована комплексная работа по исполнению поручений правительства Российской Федерации, в вопросах касающихся создания туристского кластера на Северном Кавказе. За последние 5 лет в инфраструктуру будущих горнолыжных и рекреационных комплексов уже вложено 1 млрд. 109 млн. рублей. Реализация данного проекта позволит создать около 20 тысяч новых рабочих мест. Запланирована более детальная проработка всех спорных вопросов и проблем, которые должны быть отображены в будущей «Стратегии развития курорта «Лагонаки».

Разработан проект «Туристско-рекреационного комплекса «Хаджох» с предполагаемым объемом инвестиций 943,1 млн. рублей, который по проекту должен размещаться на северной окраине поселка Каменномостского. В этом комплексе планируется открыть сеть многоэтажных гостиниц, пункты питания, аквапарк, СПА-объекты, деловые центры и т.д.

Активные, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Разработан проект круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки», с оборудованием горнолыжных трасс, строительством гондольных, кресельных и бугельно-буксировочных канатных дорог на северных и северо-западных склонах горы Гузерипль, северных склонах горы Оштен, северо-восточных склонов горы Абадзеш для одновременного катания 20 тысяч человек, с сетью гостиничных комплексов на 5 500 мест, пунктов общественного питания и досуга (деревня «Яворовая поляна» - на 2 500 мест, деревня «Курджипс» 2 500 мест, деревня «Цице» - на 500 мест).

В этом проекте совершенно не учтен планируемый горнолыжный комплекс на западной стороне горы Фишт, в истоках реки Водопадистой. Туда ведется из поселка Черниговского современная асфальтированная трасса. В черновом варианте проложена гравийная дорога, которая подходит к прекрасным горнолыжным склонам северной экспозиции. Затрачены солидные финансовые средства. Отмежеваны, выделены и отданы в аренду под будущий горнолыжный курорт земельные участки альпийских лугов. На одном из арендованных участках активно строится туристский кемпинг. Строительство этого крупного горнолыжного комплекса либо засекречено, либо планируется развивать за счет инвестиций Республики Адыгея. С развитием этого направления на Лагонакском нагорье поток автотранспорта заметно снизит нагрузку на автотрассе Даховская – Лагонаки.

В связи с разработкой проекта круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки» возникает ряд проблем, которые на наш взгляд должны быть детально проработаны.

Проблема сохранения природы.

Самой серьезной проблемой круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки» является проблема сохранения экосистемы Лагонакского нагорья. В планируемом проекте, в том варианте, который представлен, вызывает особую тревогу, непредсказуемость и опасение. Совершенно не просчитано, какой вред будет нанесен Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику, в который входит Лагонакское нагорье и на котором запланировано развивать широкомасштабные туристские комплексы.

Активные, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

И это понятно всем, что-либо строить, без всестороннего изучения района Лагонакского нагорья, ни в коем случае недопустимо. Тем более в горной системе подверженного сейсмике до 9 баллов по шкале Рихтера и расширенному карсту, в которой зарождаются основные богатые питьевой водой реки Бзыха, Медвежка, Желобная, Армянка, Тепляк, Курджипс и Цице. В горной системе пористой как губка с пещерами, с карстовыми полостями и подземными реками. Если с планированием строительства линейных объектов (бугельные подъемники, канатно-кресельные дороги) еще можно дискутировать, то особенно опасно выносить в район альпийских лугов Лагонакского нагорья объекты размещения и питания туристов. В тоже время мы наблюдаем, с какой легкостью демонстрируются на экономических форумах и выставках, макеты канатных дорог и будущих горнолыжных комплексов, расположенных в зоне заповедности.

В настоящее время особую озабоченность вызывает сохранность хребта Нагой-Чук.

Северные склоны, которого, с цирком Мессо, представляют прекрасные возможности для создания локального горнолыжного комплекса вне территории заповедника. Здесь имеются необходимые инфраструктурные коммуникации (дорога, сетевое электроснабжение, водообеспечение). Газопровод Майкоп – Сочи проходит в 20км от планируемого горнолыжного центра. Аргумент против планирования горнолыжного центра Мессо высказало руководство Майкопским водоканалом. Там располагается водозабор и туристам быть запрещено. Но тогда вопрос, почему в запретной водоохраной зоне Майкопского водозабора разрешено массово вырубать лес и разрушать почву тракторными дорогами?

Например: в настоящее время развернуты на склонах хребта Нагой-Чук лесозаготовки. Тракторами изрезаны склоны с уникальными пихтарниками и тисами. Трактора-тралевщики выполненные, как известно на базе танков своими гусеницами повреждают трубы Майкопского группового водовода. Широкомасштабные лесоразработки вот уже несколько лет ведутся в строгой водоохраной зоне водозабора Шумик -2, где из родниковой системы по трубам поступает питьевая вода в Майкоп, где категорически запрещен проход посторонним, сбор грибов и ягод, хозяйничают лесозаготовители у самой границы с заповедником. Поэтому уничтожив лес и повредив родники, город Майкоп может остаться без воды. Именно поэтому вызывают серьезные опасения у экологов в сохранении природы Лагонакского нагорья.

Активные, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Около десятка природоохранных организаций Адыгеи, правоохранительные и надзорные учреждения не в состоянии сегодня выполнять свои функциональные обязанности даже по сохранности особой природоохранной зоны Майкопского водозабора, а тут предполагается строить в местах, где зарождаются основные реки Адыгеи. Справятся ли с задачей охраны природы местные организации при развернутом строительстве на высокогорном плато Лагонаки?

Проблема «гигантомании».

В 2003 году кабинетом Министров Республики Адыгея планировалось строительство крупномасштабных комплексов по Программе развития Республики Адыгея. Туристское и санаторно-курортное направления (2003-2018г.г.), автором которой, являлся Батмен А.Х.

Этот поверхностный подход планирования строительства, по-видимому, прогрессирует и у современных проектировщиков, не изучивших основ горно-рекреационного природопользования. Опять запроектированы в поселке Каменномостском суперкрупные комплексы (по данным прессы на 8 тыс. мест размещения). Гостиничные небоскребы в Хаджохе с аквапарками и водными стадионами, которые обслужить не хватит населения и двух таких поселков как Каменномостский.

Нет расчетов по их рентабельности, и когда они окупятся. Нет данных проектировщиков, чем занять такое огромное количество отдыхающих. Куда водить, возить и что показывать. Неужели во всей Республике Адыгея нет специалистов, способных сделать элементарных расчетов. Какие затраты потребуются для возведения такого «гиганта» и что для его успешного функционирования потребуется?

Кроме этих проблем не решена проблема качественной воды. В поселке Каменномостском местная радиоактивная вода по альфа излучению урана превышает в 17 раз и более, предельно допустимых норм установленных для человека.

Хотя во всем мире в горных курортах Испании, Италии, Австрии, Германии и Швейцарии не строят многоэтажных гигантов. Там уютные разбросанные по террасам и долинам, прекрасно вписывающиеся в природный ландшафт небольшие гостиницы.

Да, есть пример, когда были допущены ошибки в планировании центров отдыха за рубежом. Построили такие крупные центры как «Лас-Вегас» и «Атлантик-Сити», но столкнувшись с проблемой загрузки и занятости отдыхающих, переориентировались, сделали их всемирными игровыми центрами.

Два объекта из проектов «гигантов» отшумели на страницах прессы и затихли.

Первый – это дорога к Черному морю через приют «Фишт», то есть через те высоты, по которым даже бы построенная дорога могла бы действовать всего три-четыре месяца в году. Рядом всего в 20км западнее в параллельном исполнении эта же дорога, проложенная к морю, может работать круглый год. Тем более что она в черновом варианте работает с 1942 года.

Второй объект – это гигантский аэродром гражданской авиации в Майкопе при населении города 180 тысяч. При существующих трех крупнейших аэродромах на Кавказе (Кавминводы, Адлер и Краснодар) планировали построить еще один. Имелись ли у проектировщиков расчеты о потоке возможных авиаперевозок, рентабельности нового аэропорта и о причинах, по которым три кавказских воздушных гиганта не справляются с пассажироперевозками трудно сказать. Но, пока, по-видимому, этот вопрос отложен. На очереди гиганты покрупнее.

Проблема кадров.

Чтобы подготовить 20 тысяч новых профессий для сферы обслуживания, надо сначала изучить демографические условия и возможности горной долины. Например: в поселке Гузерипль проживает около 100 человек, в с. Хамышки 819 чел., в ст. Даховской 1436 чел., в пос. Каменномостском -7734 чел., в пос. Победа – 172 чел., в х. Веселый - 61 чел., в ст. Абадзехская 3840 чел., в пос. Первомайский 1342 чел. в х. Веселый -310 чел., в ст. Севастопольская - 632 чел., в ст. Новосвободная - 647 чел., в пос. Усть-Сахрай - 311 чел., в с. Новопрохладное - 195 чел., в п. Меркулаевка - 84 чел. Итого населения максимально приближенных населенных пунктов к горнолыжному комплексу 17 683 человека. Если отсюда вычесть пенсионеров, детей и занятых в других сферах производства, тогда возникает необходимость привоза трудовых кадров из города Майкопа. А это вахтенный метод работы. С ним опять же возникают вопросы рентабельности комплекса.

Для того чтобы такой комплекс развивать необходимо уже сегодня планировать постройку новых населенных пунктов в высокогорье. Местами таких пунктов могут быть поляны Грушевая, Железнякова, Передерева, Партизанская, Иванова, Камышанова и другие. А с открытием новых населенных пунктов возникают масса социальных и инфраструктурных проблем. Продумывались ли эти направления проектировщиками?

Для горнолыжного комплекса конечно нужны специалисты и их за один день нигде не возьмешь. Поэтому систему подготовки туристских кадров надо уже создавать сегодня.

В настоящее время современный коммерческий туризм Адыгеи задыхается от отсутствия кадров в обслуживающем туристов секторе. Сегодня Адыгея не в состоянии обеспечить экскурсоводами, инструкторами, барменами, гостиничными менеджерами существующий туристский сектор экономики. И к решению данной проблемы еще не приступали. Хотя уже сообщили в средствах массовой информации о дополнительном создании 20 тысяч рабочих мест в рекреационной экономике Майкопского района.

Например: в Приэльбрусье этим вопросом занимаются давно. Там с детского возраста в детских горнолыжных школах готовят инструкторов горнолыжного спорта, гидов-проводников, изучают иностранные языки. Имеются государственные программы, проводится учет специалистов, их сертификация и повышение квалификации.

Да в советский период был в Адыгее положительный пример подготовки кадров для туризма, где на факультете общественных профессий пединститута ежегодно готовили 100 инструкторов планового туризма, а их систематически не хватало.

В Европе в туристских ВУЗах студенты не только получают высшее образование, но такие профессии как администратор гостиницы, бармен, экскурсовод, гид-проводник. При этом на летних каникулах получают практику в обслуживании отдыхающих в лучших центрах отдыха мира. На наш взгляд именно такую систему подготовки туристских кадров необходимо внедрять в Адыгейский госуниверситет и Майкопский государственный технологический университет.

Самая важная профессия в активных видах туризма это инструктор, гид или проводник. В ходе реформ она выпала из перечня профессий Минтруда России. За 20 лет реформ в Адыгее к проблеме восстановления специальности не приступали. Необходимо разработать классификационные и профессиональные требования к специальности, перечень необходимых нормативных документов для утверждения специальности, создание учебных документов по профессиональной подготовке инструкторов, утверждение специальности инструктора в Минтруде России и внесение ее в реестр профессиональных стандартов.

Проблема инфраструктуры.

Необходимость подвода автомобильных дорог к Лагонакскому нагорью очевидна. Огромный поток отдыхающих, прибывших на новогодние каникулы 2012 года, показал, что Адыгея не готова их обслужить. Даже не может создать элементарные условия для придорожного отдыха.

А они привезли деньги, чтобы их потратить. Поток легковых автомобилей от Даховской до Лагонак превратился в сплошную пробку. Очень мало разъездов, парковок, пунктов питания, туалетов, а об экскурсионном обслуживании этого огромного потока или проводничестве и говорить не приходится. А для экскурсионных автобусов дорога вообще закрыта и эту проблему никак не могут решить уже много лет, хотя вереница автобусов на Лагонаки постоянно идет. На этом фоне полнейшей неорганизованности в обслуживании стихийных туристов, говорить о 20 тысячах одновременно катающихся на плато Лагонаки просто неразумно.

К 20 тысячам ежедневно отдыхающих, допустим, что их удалось привлечь через туристские фирмы по туристским путевкам, всегда приедет столько же туристов диких неорганизованных, приезжающих отдыхать на курорт на один два дня. Что с ними делать? Берут ли их проектировщики в расчет? Если умножить 40 тыс. ежедневно отдыхающих в Адыгее на количество дней в году, то получим 14 млн. 600 тыс. человек. Готова ли Адыгея принять и качественно обслужить такое количество туристов в год? Какие нагрузки на природу рассчитаны? Какие экологические последствия ожидают проектировщики?

Уже сегодня необходимо расширять автотрассу Даховская – Лагонаки. Планировать, как развернуть все нарастающий поток отдыхающих устремленный на Лагонаки. Продумать в планах закольцовку дороги: перевал Азишский – река Молочка – Мезмай – Темнолесская - Даховская. В вездеходном варианте эта дорога существует много лет. Проблема разгрузки потока автомобилей на горной трассе Даховская – Лагонаки с каждым годом будет возрастать. О ней надо было думать еще вчера.

В рамках развития горнолыжного курорта необходимо перепроектировать и построить дорогу пригодную для перевозки туристов из поселка Гузерипль на Яворовую поляну. В современном состоянии по снежным заносам, гололеду и крутизне подъемов только вездеходный транспорт рискнет подняться к запланированному горнолыжному комплексу. Автобусы с туристами и экскурсантами и близко не приблизятся к нему в условиях зимы. Отсюда вывод – построенная новая дорога для перевозки туристов к горнолыжному комплексу «Яворовая поляна» совершенно непригодна.

Инфраструктурные проблемы по электрификации, газификации, водоснабжения и связи Лагонакского нагорья еще впереди, хотя о них тоже можно говорить.

Проблема досуга туристов.

Всем понятна аксиома, что поток туристов зависит от привлекательности горного района и его рекламы. Поток туристов с каждым годом увеличивается. Рекламные проспекты Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам продолжают активно звать гостей. А куда звать? Что показывать?

За двадцать лет коммерческого развития туризма только оборудовано три объекта показа Хаджохская теснина, Водопады Руфабго и Азишская пещера. Остальная часть интереснейших аттрактивов горной Адыгеи совершенно неизвестна туристам и работа по учету, обозначению, освоению совершенно не ведется.

Чтобы туристам сходить и осмотреть пещеры Уна-Коза, водопады реки Сюк, Сахрая или Фарса приходится каждый раз быть первопроходцами и первооткрывателями новых «земель». Не оборудуются туристские тропы, не ставятся указатели к интересным объектам, не подготавливается экскурсионная и путевая информация для туристов.

Даже в появившихся кратких путеводителях, информация, к примеру, о пещерах Аминовского ущелья, то, как к ним добраться, где разыскать тропу, совершенно неизвестно. Так что пока для туристов Адыгея глухой, нехоженый таежный район. В этом направлении развития туризма - целина и непочатый край работы. Весь зарубежный опыт развития туризма говорит о том, что первично это учет, оборудование аттрактивов и подходов к ним. А строительство гостиниц это уже вторично. У нас в Адыгее изобрели новый совершенно уникальный метод развития туризма. Запланировали строить гигантские комплексы, совершенно не зная местных аттрактивов и не имеющих тропиночную сеть к ним.

Например: в горной Швейцарии, Австрии, Италии и Германии нет ни одной горной долины, в которой бы не было информационного туристского центра, целой сети туристских оборудованных маршрутов и объектов. Даже в самых отдаленных горных деревнях под навесиком стоят включенные компьютеры, где можно получить исчерпывающую информацию о туризме. В любой германской кирхе в горах при входе в нее вы получите в первую очередь информацию о достопримечательностях этой местности, а уже потом о боге. Именно такую модель оборудования горных троп по нашему мнению необходимо проектировать в долине реки Белой.

Проблема полного отсутствия нормативно-правовой базы в сфере туризма Республики Адыгея.

В Адыгее сложилась совершенно бессистемная, спонтанная и стихийная форма развития туризма. Но все, же туризм даже при таких условиях развивается. Населению горного района предоставлена в этом приоритетном направлении экономики Адыгеи «игра без правил». Строятся всевозможные гостевые дома, усадьбы и гостиницы, организовываются прокаты санок для катания, квадрациклов, коней, снегоходов, рафтов. Травматизм с каждым годом катастрофически растет. Автотранспорт скорой помощи поселка Каменномостского, не успевает доставлять травмированных в больницы, с саночных трасс на Лагонаках. Каждый год увеличивается счет погибших от услуг туризма. И это все потому, что никаких правил нет, никто ни с кого, ни за что не спрашивает.

И, казалось бы, чего проще создать «правила игры» принять серию нормативно-правовых актов по развитию туризма, обозначить перспективный путь развития и вперед. Сегодня организация системного развития туризма просто необходима. Хотя бы исследовать туристские ресурсы горного района, узнать, чем мы богаты, сколько у нас водопадов, каньонов, пещер, мест пригодных для развития горнолыжных катаний. Наметить путь их развития.

Затем на этой основе уже создать «Концепцию» и «Стратегию» развития туризма Республики Адыгея. Как механизмы выполнения «Стратегии» должны быть Целевые программы, в которых должны быть обозначены пути решения возникших проблем (Программы развития сельского туризма, подготовки туристских кадров, развития экскурсионных объектов, туристских маршрутов, сувенирного производства и т.д.).

Это нужно для того чтобы внести какую-то ясность для субъектов туристского рынка Адыгеи по какому пути будет развиваться туризм Адыгеи, что ждать в будущем от него.

Если не хватает квалификации у чиновников создать такую систему, то ее необходимо просто продублировать. Перенести на условия Адыгеи, опыт субъектов Российской федерации. Или обратиться к ученым Адыгеи. У нас есть прекрасные доктора и кандидаты наук, которые защитили научные диссертации по проблемам развития туризма в Республике Адыгея. Несколько сотен научных работ опубликовано в научных журналах университетов по вопросам экономики туризма, экологии и охраны окружающей среды. Правительству Республики Адыгея необходимо воспользоваться этим огромным научным потенциалом.

Проблема «журавля в небе».

О развитии Лагонакского нагорья активные разговоры идут с 1973 года. То, усиливаясь, то затихая надолго. Новая вспышка оживленных разговоров и обсуждений в прессе пришлась на зимние месяцы 2012 года, связанные с приездом на плато Лагонаки президента России. К планированию горнолыжных комплексов на плато Лагонаки приглашали итальянцев, французов, немцев и даже японцев.

Первые серьезные исследования были сделаны специалистом по планированию горнолыжных комплексов СССР А.А. Малеиновым, краснодарским инженером Тепфером и ученым С.П. Лозовым.

Второй попыткой обосновывающей возможность развития Лагонакского нагорья стала научная работа И.В. Бормотова, изданная в 2-х томной монографии «Адыгея туристская» и «Лагонакское нагорье – стратегия развития». Развитию туризма в Майкопском районе посвящен ряд научных работ И.В. Бормотова, объединенных в брошюру «Туризм Адыгеи: проблемы и перспективы».

Развитие Лагонакского нагорья – это как раз тот самый «журавль в небе», о котором много лет все говорят, но никто не представляет, как он выглядит, или хотя бы как может выглядеть. Разговоры и нарисованные на бумаге рисунки курорта, без серьезного исследования как всегда останутся только разговорами. К сожалению, мы сегодня видим как без детального многолетнего исследования снегозалегания, рисуют сеть подъемников в тех местах, где не всегда даже зимой бывает снег. Привязывают многоэтажные проекты, без исследований геологии на закарстованных ландшафтах и оползневых участках местности.

В погоне за «журавлем» совершенно забыта «синица». «Синица» - это те традиционно сложившиеся виды рекреации в Адыгее и то, что мы можем рационально развивать здесь в долине реки Белой в любое время года.

Первое - это уже разведанные минеральные ресурсы Адыгеи.

По своим запасам они не уступают ресурсам Кавминвод, Горячего ключа и Мацесты. При обдуманном деловом подходе к этому направлению город Майкоп может в ближайшие 20 лет стать еще одним знаменитым курортом Кавказа. Здесь есть все. Инфраструктура, кадры и ресурсы. Только нужно экономическое обоснование, расчет, «Концепция» и «Стратегия» развития курортного дела, и подготовка целого ряда реальных инвестиционных площадок, проектов и предложений.

Второе – экскурсионный туризм.

Поток туристов в Адыгею уже не остановить. Теперь главная проблема, чем их занять. Здесь необходимо срочно создавать серию объектов показа, тем более, что таких мест в Майкопском районе множество.

Третье - маршруты выходного дня.

Построилось много частных гостевых домов и минигостиниц. Возникла проблема создания сети коротких маршрутов к достопримечательностям станицы Даховской, села Хамышки и Новопрохладного. Чтобы отдыхающие могли путешествовать пешком, на конях, на джипах, на квадрациклах и рафтах.

Четвертое – детский отдых.

В настоящее время большой туризм выжил и развился в основном за счет обслуживания детских оздоровительных лагерей. Но это в основном не специализированные, а приспособленные под прием детей туристские учреждения. В Адыгее есть возможности открыть детские оздоровительные центры, как в пригороде города Майкопа, так и горные – Хамышки, Новопрохладное, Новосвободная и Дагестанская.

Пятое – туризм в степной зоне.

В первую очередь обоснования, проектирования, строительства и ввод в эксплуатацию «кабацкого центра» в пригороде города Краснодара и Адыгейска. По типу ростовского кабацкого центра «Лебердон» и австрийского кабацкого центра «Венский лес». В этом центре кроме ресторанных, ночных развлекательных и торгово-рыночных организаций, можно развивать все виды водномоторных развлечений на судах маломерного флота, рыбалку, охоту и водный туризм.

Во вторую очередь исследовать все возможные ресурсы для развития степного туризма (озера, реки, родники, источники, исторические места).

В любом случае даже при самых положительных тенденциях развития Лагонакского нагорья, какие либо более или менее серьезные подвижки могут начаться не ранее 2015-2016 годов. Бюджет России в создании горнолыжных курортов сегодня направлен на финансирование в первую очередь зимней Олимпиады 2014 года. Поэтому в развитии туризма Адыгеи, на мой взгляд, надо обратить особое внимание на «синицу», то есть на те направления, которые совсем рядом и совершенно не освоены. 

Задайте вопрос...