(495) 517-51-35
(495) 741-98-71
Интересное

Авторская песня

Слушать авторские и бардовские песни MP3

Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющая, поэзии, появившейся на рубеже 1950-1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества.

Сама по себе поющая поэзия является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре всех народов мира, однако в разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции лириками, на Руси — гуслярами, на Украине — кобзарями, в среднеазиатских странах — акынами и т. д.



В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название «барды». В древности так называли народных певцов кельтских племен, превратившихся в дальнейшем в профессиональных поэтов-песенников. Долгое время барды оставались бродячими артистами, лишь немногие из них становились придворными княжескими музыкантами в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

Сегодня авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре. Это внешние, но не всегда обязательные признаки жанра.


Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей из своей компании, своего института (именно в этих последних и лежат истоки бардовской песни).

Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции неподвластной цензуре (греческое autos переводится как «сам»). Каждой своей песней ав-тор словно хочет сказать: «Это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Слова, принадлежащие выдающемуся барду Булату Шаловичу Окуджаве, наиболее точно выражают сущность авторской песни, которая не пишется по заказу, а рождается спонтанно и является свободным выражением потребности высказаться, поделиться наболевшим. Об этом фраза из одной песни того же Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить...» Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все – от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя. Таким образом, современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в некоторой степени даже исповедальным искусством, в котором мера доверия и открытости превосходит нормы, допустимые в профессиональном творчестве.


Авторская песня в комплексном смысле – это многогранное социокультурное явление, в известной мере – общественное движение 50 – 90-х годов хх века. Ее роль в истории русской интеллигенции бесспорна.

Своеобразие авторской песни
Особый жанр
А) В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства . Следовательно аудитория, ее состав, настрой и даже размеры являются важной составляющей жанра бардовской песни. Автор-исполнитель предстает неотделимой частью этой аудитории, его отношения со слушателями вряд ли можно назвать концертными: бард не демонстрирует себя и свое творчество, он не просто исполняет песни, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию.

Слушать авторские и бардовские песни MP3


Атмосфера взаимопонимания и доверия, возникающая в ходе подобного разговора, переживаемое слушателями чувство общности и единения с другими людьми является одним из главных признаков авторской песни, делающим ее особой «формой духовного общения единомышленников», как говорил Б. Окуджава.

Авторскую песню, зародившуюся в тесных дружеских компаниях, вернее было бы назвать не концертным, а бытовым музыкальным жанром. ведь с самого начала она была рассчитана на теплоту неформального общения в кругу «избранных». Этим объясняются некоторые сложности концертного существования бардовской песни, которой в принципе противопоказаны сцена, любая формализованная публичность и дистанция, создаваемая концертной сценой между участниками песенного общения. Искусство концертного исполнения авторской песни именно в преодолении так называемого эффекта рампы, в неизбежной в этом случае дистанции между исполнителем и аудиторией. Достигается это не только доверительной интонацией песни, ее безыскусной музыкально-поэтической лексикой, но и непрофессиональным таким, как у всех», голосом автора-исполнителя, подчеркнуто простой одеждой, свободной манерой общения с залом, комментариями к песням и прочими, казалось бы, незначительными мелочами.

Авторская песня – одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли.


Личностный характер песен, невостребованность среди широкой публики, а также способность объединять вокруг себя круг неравнодушных к происходящему, прогрессивно мыслящих людей — все это сделало бардовскую песню не столько художественно-эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ее особую роль, которую она сыграла в процессе смены ценностных ориентаций 1950-1970-х годов. 

Точнее сказать, авторская песня была порождена этим процессом и стала одной из наиболее действенных форм самосознания и самовыражения социально-активного поколения «шестидесятников». Всплеск творчества поющих поэтов на Западе — таких, как Жорж Брассенс, Жак Брель, Боб Дилан, Джоан Баэз, Джон Леннон, Фил Охз, — пришелся на период роста антивоенных настроений и студенческих волнений. Однако особого внимания заслуживает творчество отечественных бардов. Формирование авторской песни в России совпало по времени с хрущевской «оттепелью», периодом начавшегося тогда процесса реабилитации личности, превращения бездумных «винтиков» государственной машины в самостоятельно мыслящих индивидуумов, готовых взять на себя ответственность как за свои действия, так и за судьбы мира, за все происходящее вокруг. С этим процессом тесно связано широкое распространение среди молодых интеллектуалов так называемых дружеских компаний, внутренне свободных, небольших групп, спаянных общими интересами и межличностными отношениями, которые противопоставлялись официальным формам коллективности. В этих объединениях создавались подходящие условия для становления и реализации личностных качеств, не находивших применения в общественной жизни. Вероятно, характерный для России 1960-х годов всплеск самодеятельного туризма и альпинизма был обусловлен все теми же потребноcтями реализации личностных качеств, а не неожиданно проснувшейся тягой к познанию красот природы. Вдали от городского шума и привычной суеты, в неординарных, порой даже экстремальных условиях проверялась на прочность и верность избранным принципам дружеская компания и каждый входящий в нее человек. Именно об этом говорится в одной из известнейших песен Владимира Высоцкого: «Кто здесь не бывал, кто не рисковал, тот сам себя не испытал, пусть даже внизу он звезды хватал с небес». И отнюдь не охотой «за туманом и за запахом тайги» объясняется распространенная среди молодежи тех лет тяга к перемене мест и жизненных обстоятельств, стремление к первопроходничеству в широком смысле слова, к знакомству с новыми людьми, уводившее многих в геологические экспедиции и туристические походы. Молодые, прогрессивно мыслящие романтики старались таким образом познать себя и обрести свой круг преданных друзей. В таких дружеских компаниях, связанных общностью мировоззрения, существовали свои законы, отличные от общепринятых нормы поведения и система ценностей, сложившаяся в ходе ожесточенных споров отцов и детей, физиков и лириков, романтиков и практиков. 


Противопоставляя официальным коллективным организациям свой союз самоценных свободолюбивых личностей, а жесткой иерархической структуре, дисциплине и догматизму — дружбу, верность, нетерпимость к фальши и ответственность, поколение «шестидесятников» стремилось доказать всему миру истинность своих суждений, своего образа жизни. Тем не менее, основной формой группового самосознания явилась авторская песня с ее доверительной интонацией, выразившей эмоциональную доминанту нового кодекса поведения, и мыслью, почерпнутой из «молодой поэзии».

В) Авторская песня глубоко укоренена в поэтической традиции. Так называемая «примитивность» бардовского искусства – не что иное, как традиционность. Жанр песни, как известно требует простоты. Духу песни как нельзя более соответствует прекрасная ясность классического стиха.

В образности, в синтаксисе, в ритмике авторская песня идет за классической поэзией. Оттого, я думаю, столь органично сочетание музыки и слова в песнях «В кругу миров…» (А.Суханов – И.Анненский), «Вот и лето прошло…» (В.Берковский – А.Тарковский), «Дорога – разлука» (В.Мищук – Н.Рубцов) и во многих других.

Г) Авторская песня рождена романтической эпохой и несет в себе отсвет романтической культуры. В развитии авторской песни выделяют несколько этапов. Первый из них, пронизанный романтическими идеалами, соответствующими не по возрасту слушателей, но и настроениям всего общества, длился примерно до середины 1960-х годов. Несомненным лидером этого периода был певец «детей Арбата» Булат Шалвович Окуджава. 


Происходившие в годы «оттепели» события— развенчивание культа та личности, крушение старых догм, a также изменения во всех сферах жизни — порождали надежды на восстановление нарушаемой на протяжении долгих лет справедливости и веру в светлое будущее. Практически все представители мыслящей интеллигенции, и в первую очередь молодежь, пребывали в состоянии радостной эйфории-ожидания перемен к лучшему. Авторская песня не могла никак не реагировать на всеобщее настроение социального оптимизма, в этом истоки ее светлого мироощущения, лиризма, беззлобного юмора и напевная, романсная по происхождению интонация.

И все же главной сферой реализаций романтических устремлений общества была так называемая песня странствий, центральными образами-мифологемами которой являлись образы друга или дружбы и дороги как линий жизни, как пути испытаний и надежд, пути к познанию себя, пути в неизведанное.

«Песня странствий», называемая иногда «туристской», что не совсем верно, охватывала многие жанры — от философской лирики до веселой шутки, от незамысловатой костровой песни до хрупких романтических фантазий Новеллы Николаевны Матвеевой. В сборниках лирики и песен этой знаменитой поэтессы («Кораблик», 1963; «Душа вещей», 1966; «Ласточкина школа», 1973; «Река», 1978 и др.) романтические фантазии органично сочетаются с поэтизацией обеденной жизни, создавая проникновенные, полные реализма образы. На данном этапе бардовская песня не выходила за рамки породившей ее среды и передавалась от одной дружеской компании к другой либо в магнитофонных записях, либо в устной форме. 

На исполнение своих произведений для широкой публики авторы решались очень редко, поэтому песни пелись почти исключительно «в своем кругу»— в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции, а также на туристических слетах, постепенно превращавшихся в фестивали авторской песни. Заметим, что один из самых известных и авторитетных бардовских фестивалей, так называемый Грушинский, уходит корнями именно во времена подобных туристических слетов. 


В те времена власти относились к авторской песне как к чему-то незначительному и считали ее проявлением самодеятельного творчества, неотъемлемой частью интеллигентского и студенческого быта. В действительности так оно и было, поскольку ни своим содержанием, ни внутренним строем, ни характером воздействия на человека бардовская музыка не причиняла беспокойства властям. В результате всего происходящего неофициальная культура, наполнившаяся богатым содержанием, стала практически единственным островком духовной свободы. В эту ставшую «катакомбной» культуру были перенесены поруганные идеалы и духовные ценности, именно здесь нашли спасение интеллектуалы-шестидесятники. Бардовская песня, свободная по своей природе, превратилась в неотъемлемую часть этой культуры, стала главным средством проявления демократических устремлений прогрессивно мыслящих людей

Д) Авторская песня живет в контексте мировой культуры и множеством нитей связана с литературой различных стран и эпох. Одно из удивительных свойств авторской песни как жанра – способность оказываться кстати при разговоре о том или ином явлении духовной культуры.

Во-первых, изображение, например, гражданской войны в литературе 20-30-х годов может быть сопоставлено с тем, как говорят о тех же событиях наши современники ( И. Бабель в «Конармии» и В. Мищук в песенном цикле «Крымский вальс». Столь же серьезный повод для размышления дают песни В Высоцкого о Великой Отечественной войне.

Слушать авторские и бардовские песни MP3

Назад в раздел

Задайте вопрос...