(495) 517-51-35
(495) 741-98-71
Интересное

Интересные факты о Екатерине 2 Великой

Визитной карточкой абсолютной монархии при Екатерине продолжал оставаться фаворитизм. Однако ни до Екатерины, ни после нее фаворитизм в России не достигал столь широких масштабов и не проявлялся в такой откровенно вызывающей форме.

Первым фаворитом будущей Екатерины стал В. Салтыков, а вторым - Понятовский. Три года продолжались тайные связи влюбленных, пока о них не узнала императрица Елизавета Петровна, и Понятовскому довелось испытать судьбу первого фаворита Екатерины, Салтыкова. Тот был отправлен послом за границу, а Понятовский выдворен из России в Польшу.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 



После переворота и восшествия на престол возлюбленной Понятовский рассудил, что теперь уже устранено препятствие для открытого выражения чувств, и рвался из Варшавы в Петербург. Ему было невдомек, что его место уже занято Григорием Орловым и отважные братья могли сломать шею сопернику, если тот появится в столице. Взамен отказа от поездки в Петербург Екатерина обещала Понятовскому польскую корону и сдержала свое слово - после смерти Августа III под давлением России королем Речи Посполитой был избран Понятовский.

Всего за 34 года царствования императрица сменила свыше двадцати фаворитов. Самая длительная связь у Екатерины была с Г. Г. Орловым, сближение с которым произошло еще до восшествия Екатерины на престол. Уже тогда, по свидетельству французского дипломата М. Д. Корберона, Орлов "поклялся своей возлюбленной, что возведет ее на престол, и начал вербовать ей приверженцев". Корберон не преувеличивал значение Г. Орлова и его братьев в предоставлении Екатерине II трона - они действительно являлись главными исполнителями плана заговорщиков.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 

Современники оставили о Г. Орлове самые противоречивые сведения. Князь М. М. Щербатов, отрицательно отзывавшийся обо всех фаворитах императрицы, для Орлова сделал исключение. Обретя влияние на императрицу, он никому не мстил, отгонял от нее льстецов, разыскивал достойных сотрудников, которых считал возможным возвышать по заслугам, сообщал ей горькую правду. Но главным его недостатком оставалось распутство. В "Чистосердечной исповеди" Екатерина писала, что Орлов лишился ее "доверки" перед отъездом на фокшанский конгресс, когда ей кто-то раскрыл глаза на его распутство.

Расставание с Орловым протекало мучительно и долго. В конце концов императрица откупилась от Орлова щедрыми подарками. От Григория Орлова у Екатерины родилось трое детей.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 

Следующий фаворит - Александр Семенович Васильчиков - принадлежит к числу самых незадачливых лиц, оказавшихся "в случае". Получив доступ в покои императрицы, конной гвардии поручик Васильчиков вскоре был пожалован званием действительного камергера и орденом Александра Невского. Императрица плохо отзывалась о нем: "Мне от него душно, а у него грут часто болить, а там, куда не будь можно определить, где дела мало, посланником. Скучен и душен". Екатерина и на сей раз откупилась от фаворита.

Скорбевшего грудью Васильчикова сменил "богатырь", как называла Екатерина Григория Александровича Потемкина. Этот единственный фаворит, ставший государственным деятелем, пользовался безграничным доверием императрицы до конца дней своих. Историк М. Ковалевский заметил: "Он самый прочный фаворит самой непостоянной из женщин".


В письмах к Гримму императрица не нарадуется новым фаворитом, называет его "самым смешным, забавным и оригинальным человеком, забавным, как дьявол". В отличие от прежних - ленивого Григория Орлова и недалекого Васильчикова - Потемкин, отличавшийся умом, неуемной энергией, способностью все схватывать на лету, быстро приобрел влияние при дворе. Его способности обнаружила не только императрица, привыкшая без всяких на то оснований без удержу хвалить всех своих фаворитов, за исключением Васильчикова. На этот раз государыня не ошиблась, как не ошиблись и наблюдательные дипломаты, быстро обнаружившие в Потемкине даровитого человека.

К значительным деяниям Потемкина на государственном поприще следует отнести его совет Екатерине отказаться от мелочной опеки над П. А. Румянцевым, командовавшим русской армией на юге и предоставить ему право самостоятельно принимать решения, что, несомненно, способствовало раскрытию его полководческого дарования. Потемкин оставил следы своего участия в заседаниях Государственного совета, членом которого он был, и высказывал собственные мнения при обсуждении вопросов, касавшихся как внутренней, так и внешней политики, давал советы императрице в связи с ликвидацией последствий пугачевского движения. Его влиянию приписывают решение Екатерины ликвидировать Запорожскую Сечь. Потемкин был тайно обвенчан с императрицей.


Единственным фаворитом, который не вмешивался в политику и отказывался от влияния, чинов и орденов, был А. Д. Ланской, хотя и его Екатерина вынудила принять от неё графский титул, огромные земли, десятки тысяч крестьян и чин флигель-адъютанта.

Фаворитизм при Екатерине сделался в России правительственным учреждением, как во Франции при Людовике XIV, XV, а фавориты, живя с императрицей, признавались людьми, служившими отечеству и престолу. Многие из них были действительно способными людьми. Первым и главным мужем ее был князь Потемкин, действительно человек громадного, колоссального масштаба. И она избаловалась рядом с Потемкиным. Ей показалось, что все остальные фавориты должны быть такие, как он. А возникали ничтожества, часто обманывающие царицу.

Будучи уже в преклонном возрасте, императрица как-то заявила, что Россия должна быть благодарна ей за фаворитов, которых она считала своими учениками, овладевавшими под ее руководством мудростью управления государством. На самом деле из всего своего мужского "гарема" она подготовила лишь единственного толкового политика - Григория Потемкина, но и у того мужские достоинства случайно соединились со способностями государственного мужа. Что касается прочих фаворитов, то они, по мнению Н.И. Павленко, были людьми ничем не примечательными, в большинстве своем хапугами, радевшими о личных интересах, а не о благе государства. Следовательно, все теории Екатерины о пользе фаворитизма надобно считать прикрытием сладострастия, попыткой возвести разврат в ранг государственной политики.

В фаворитизме Екатерины заложен, помимо нравственного, еще один порок - материальный. Деньги, которые должны были идти на образование народа, развитие искусства, ремесел и промышленности, на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.

Назад в раздел

Задайте вопрос...