Идею мема (тете) впервые предложил оксфордский профессор Р. Докинз. Согласно его концепции, вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, соотнося свою идею с биологической информацией (состоящей из генов). И так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Докинз дает яркий пример: «Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок». Более широкое определение мема - идея, символ, образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством вербального, контактного и дистанционного общения. С появлением социальных сетей - Фейсбук, ВК, Твиттер - мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — Интернет-мемов. Интернет-мемы — явление спонтанного распространения некоторой информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.), также сама эта информация или фраза.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить важные характеристики Интернет-мемов:
Мем вовлекает в коммуникацию (благодаря содержащейся в нем неверной, заведомо ложной, провокационной информации) - как пример «Гуф умер» - ложная информация о гибели певца; «Путин ест детей»; «Взлетит ли самолет» - задача, используемая для провокации споров на форумах, звучащая примерно так: «Самолёт взлетает с подвижной взлётной полосы, движущейся со скоростью самолёта, но в обратную сторону. Взлетит ли самолёт?» «Дотянулся проклятый Сталин» - для проверки реакции собеседника.
Мемы релевантные общекультурному контексту (фактически, любой интернет мем не несет важной или нужной информации, он скорее призван вызывать ассоциации или намекнуть на какой-то факт) - например мем, «Валера, настало твое время» - намек на сериал «наркоман Павлик» и одновременно эвфемизм пистолета; «уловка-22» не просто обозначение произведения Дж. Хеллера, а обозначение сложной ситуации; «Ктулху» -и персонаж Г. Лавкрафта, в русскоязычном Интернете приобрёл популярность после акции «Вопрос Путину» в 2006 году, на которой был задан шуточный вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?».
Распространяется не информация, а знак (мем не несет никакой полезной или новой информации) -«Британские ученые» - просто знак, не имеющий ничего общего с открытиями, и появившийся благодаря статьям в российских СМИ, посвящённых новым научным открытиям (с обезличенной отсылкой к британским учёным вида «Британские учёные обнаружили...», «Британские учёные пришли к выводу.» и т. п.), нередко оказывавшимся достаточно курьёзными или даже нелепыми, «Йа креведко» - фраза, и вовсе не имеющая смысла.
Трактовка подлинного содержания мема сугубо индивидуальна (мем лишь инициирует процесс осознания, а мыслительную работу делает конкретный человек, рассуждая самостоятельно, без принуждения и без подразумеваемого единственно правильного результата, который он непременно должен получить в итоге этих рассуждений.). многие Интернет-мемы используются в разнообразном контексте - фраза «Ломай меня полностью» используется и для описания действий, причиняющих вред себе или для описания поведения людей в состоянии сильного алкогольного опьянения; а фраза «Меня интересуют только мыши, их стоимость и где приобрести» употребляется как для помещения в раздел «интересы», так и для описания объявлений, в которых указана неадекватная информация, мем «Володя» - родился из окрика, когда кого то ищут в толпе.
Для успеха мема не обязательно полное его понимание - для успешного распространения мема совершенно не обязательно полное осознание всех его аспектов до конца. Многие успешные Интернет-мемы родились из случайной описки или оговорки - «Аьоке» (опечатка из блога в ЖЖ, пользователь имел ввиду «в атаке»), «Донки-Хот» (пошло от неграмотного пользователя ЖЖ, попросившего вкратце рассказать, что это за книга), «корованы» (из письма мальчика в журнал, посвященный играм), «интернеты» (когда Джордж Буш-младший ответил на вопрос аудитории о возможности введения обязательной воинской повинности в США следующим образом: «Я слышал, что слухи ходят по. э... интернетам, что у нас будет призыв. Призыва у нас не будет, точка»), «котенок-афроамериканец» (ляп машинного перевода, когда фразу:«Оиг cat gave birth to three kittens — two whites and one black» «политкорректно» перевели «Наш кот родил трёх котят — двух белых и одного афроамериканца»), «ковавые сиси» (Оговорка премьер-министра Украины Николая Азарова, которую он допустил во время своего выступления. Очевидно, Николай Янович имел ввиду слово «кровососы», но из-за плохого знания украинского языка произнёс несуществующее слово Kpoeocici).
Кроме того, многочисленные мемы можно попытаться классифицировать. По разным основаниям можно выделить несколько групп мемов:
- Узкоко-нтекстуальные (имена собственные или вымышленные персонажи) - Онотоле, Лена Головач, Опасный поцик.
Если брать в расчет релевантные лингвистические характеристики, можно выделить следующие группы мемов:
- Неидиоматические мемы - значение их понятно и без специальных знаний об их происхождении и сфере употребления - анонимус, аффтар, Капитан Очевидность, тырнет, фраза «Пошел вон, противный», «This is Sparta!!!» «спамы» «челябинский метеорит» «уз-багойся»;
- Идиоматические мемы - значение не может быть угадано из контекста употребления, и чтобы их понять, нужно обладать минимальными знаниями о происхождении- «Сдам жилой гараж», «стрелка осциллографа», фофудья, «Дверь запили!», «Всеки ему!», «Как пропат-чить KDE2 под FreeBSD»? «лава Роботам! Убить всех Людей!», «Энциклоноги»
В заключении хотелось бы сделать следующие выводы: мем сегодня - один из важнейших компонентов Интернет-дискурса, мем обладает характеристиками как слова, так и фразы.
И.В. Куликова
Мем как феномен культур
Развитие культуры включает наряду с процессами усложнения и дифференциации системы, расширения возможностей в реализации сущностных сил человека процессы упрощения, унификации, деградации, редукции элементов системы и сужение сферы воплощения человеческих сущностных сил. Эта вторая составляющая процесса культурного развития - инволюция, «свертывание, редукция, упрощение, развитие в отрицательном направлении, противоположность эволюции.
Одно из явных направлений культурной инволюции современного информационного, массово-коммуникационного общества - сужение смысловой сферы публичного текста, ее свертывание, атомизация, фрагментация, клишированность, стремление к одномерности.
Наиболее рельефно смысловую деградацию текста представляет процесс меметизации публичного дискурса, использование мема как способа смысловой организации месседжа.
Мем - яркая фраза, как правило, остроумная, ироничная или хлесткая, спонтанно получившая популярность в публичном дискурсе или настойчиво внедряемая заинтересованными субъектами в общественное сознание с целью яркой и, что особенно важно, однозначной маркировки действительности. Это текстовая единица, отличительные свойства которой краткость, яркость и афористичность, вызывающие эмоциональный отклик публики, привлекающие внимание и обусловливающие запоминаемость и широкое распространение.
Можно констатировать довольно большое разнообразие в понимании сущности мема, причин его возникновения и форм существования.
Мем в свете генетико-популяционного подхода
Известно, что возникновение меметики было инициировано весьма любопытной попыткой истолкования и анализа культурных процессов в генетико-популяционной парадигме. Этим продиктовано введение Р. Докинзом термина «мим» (мем) по аналогии с термином «ген», стремление рассмотреть историю культуры и формирование ее духовно-комплексных образований сквозь призму биологической генетики и вирусологии.
Сформировалась устойчивая тенденция рассматривать мем как «единицу передачи культурного наследия», подобно гену в живых существах, а механизм идейной преемственности в процессе эволюции описывать посредством терминов «вирус» и «паразит»: «Посадив в мой разум плодовитый мим, вы буквально поселили в нем паразита, превратив тем самым разум в носителя, где происходит размножение этого мима, точно так же, как размножается какой-нибудь вирус, ведущий паразитическое существование в генетическом аппарате клетки-хозяина».
Согласно этой позиции, мемы как большие или меньшие единицы культурной информации движимы стремлением к репликации и распространению, вступают в борьбу за реализацию этой возможности друг с другом за захват человеческого сознания как «среды обитания». Носитель такого «вируса сознания» заражает им сознание других, в результате чего возникает «эпидемия» как массовое заражение вирусом-идеей.
Томас Бретт в работе «Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания» конкретизирует выдвинутый Ричардом Докинзом концепт: «Мемы - это фундаментальные воспроизводящиеся единицы культурной эволюции. Заразные информационные паттерны, которые воспроизводятся паразитически, инфицируя сознание людей и видоизменяя их поведение, заставляя их распространять этот паттерн. Отдельные слоганы, лозунги-заклинания, музыкальные мелодии, визуальные изображения, изобретения, мода - типичные мемы».
Сьюзен Блэкмор развивает идею сходства мемов с генами, в статье «Третий репликатор эволюции: гены, мемы, что дальше?» акцентирует внимание на их отличии по носителю (у генов это химические вещества внутри клеток, у мемов — «новая машина - человеческий мозг».
Конечно, можно рассматривать религию, науку, искусство как результат внедрения в сознание мемов-вирусов, которые наделены поведенческими характеристиками и стремятся к воспроизведению и расширению своей среды обитания, а, например, ученых или людей, получающих образование, рассматривать по аналогии с прокаженными. Но встает вопрос, какова эвристическая ценность такого подхода, что он добавляет или разъясняет в процессах одухотворения мира (религия) или его рационального (наука) и художественного (искусство) освоения и преобразования?
Мем в свете психологического подхода
Психологическое направление в меметике сдвигает акцент с вирусной популяции на сознание и поведение человека, «зараженного» мемом-вирусом. Автор книги «Психические вирусы» Ричард Броуди предпринимает попытку встроить меметику в теорию разума: «Мемы - это мини-кирпичики в составе культуры, подобно генам, обуславливающим возникновение жизни...мемы имеют разную величину и могут соответственно образовывать большие культурные структуры - государства, языки или религии, или микроскопические, составляющие программную базу «компьютера» Твоего ума» [Броуди, электронный ресурс, http://trezvayatyumen.ru/biblioteka/knigi/richard-broudi-psikhicheskie-virusy.html]. К аналогии мемов с биологическими вирусами он добавляет аналогию с компьютерными вирусами, сбивающими и перенастраивающими программы.
Эвристичность и креативность психологического направления меметики, анализирующего поведение людей, зараженных вирусом-мемом и заражающих свое коммуникативное сообщество, проявилось в предоставлении инструментария для описания и интерпретации поведения пользователей интернет-сетей. В русле этого подхода возникли понятия «интернет-мем», «вирусная реклама», «вирусный редактор». Это культурные феномены особого рода.
Интернет-мемы - «всякая всячина», ерунда, чепуха, которой пользователи сетей, форумов, досуговых сайтов обмениваются друг с другом. Слово, текст, фотография, картинка или видеоролик, анекдоты, шутки, файлы развлекательного характера - смешная и «прикольная» чепуха и ерунда, которые чем-то привлекают внимание, «лайкаются» и «репостятся». За этим явлением закрепилось название «медиа-вирус», а интернет-мемы, в которые встроена реклама товаров ли услуг, стало принято называть «вирусной рекламой». Интернет-мемы притягивают внимание пользователей, формируют аудиторию, которая попутно потребляет и распространяет рекламу.
Дуглас Рашкофф рассматривает медиа-вирусы как тайные послания, включенные в поп-культуру. Их функционал - введение в медиа-сферу «идеологического кода», который тайно влияет на восприятие реальности.
К этому же номинативному кластеру относится и термин «вирусный редактор», обозначающий коммуникативное сообщество, в котором усилиями его участников распространение рекламы происходит самотеком от пользователя к пользователю, от одного - к другим и далее по возрастающей, подобно тому, как происходит заражение вирусом.
Представитель медиа-бизнеса И. Засурский так описывает «опыт приручения вирусного редактора»: «Мое отношение к вирусному редактору сводится к тому, что я знаю, что если делать правильную адаптацию, писать правильные тексты и правильные анонсы, то абсолютно самотёком люди ставят «лайки», и материал распространяется как лесной пожар. Это дает мне аудиторию для рекламы абсолютно бесплатно...».
Популярность интернет-мемов - показатель общества на новой цифровой платформе в виртуальном пространстве. Это феномен из психологии массы, интернет-мемы распространяются посредством механизма психологического заражения, свойственного для поведения толпы, где люди действуют под воздействием эмоций бездумно, без подключения рационального поиска смысла. Эти механизмы описаны уже давно, начиная с XIX века, Г. Лебоном, Г. Тардом, Н.К. Михайловским, С. Московичи.
Представляется, что главная заслуга генно-вирусной меметики в том, что она дала имя актуальному культурному феномену. Сущность мема - не вирусно-популяционная, а лигво и социокультурная.
Мем в лингво-культурном аспекте рассмотрения
Мем - это получившее распространение в информационном и массово-коммуникационном обществе средство «упаковывания» информации, ее представления в свернутом, обобщенном и упрощенном виде. Его предшественники, возникавшие в разные периоды общественного развития - это эпические формулы, стереотипы, клипы.
Уже коммуникативная культура дописьменного общества в силу мнемонического характера устной традиции выработала определенный инструментарий, облегчающий воспроизведение текста - так называемые «эпические формулы», постоянно воспроизводящиеся смысловые блоки, представляющие собой «типические места» (сказочные зачины, клишированные характеристики, отдельные черты описания, образы), «которые ритмически организованы в ансамбли»
Эпическую формулу определяют как ««группу слов, регулярно используемых в одних и тех же метрических условиях для выражения данной основной мысли».
Выражения «красна девица», «добрый молодец», «горы высокие», «поле широкое», «море синее», «горькая доля», «дорога дальняя», «долго ли коротко ли», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «ясно солнышко», «буйна головушка» и им подобные служат определенными заготовками, которые используются как строительный материал в рассказывании историй, в воспроизведении эпоса, облегчают его запоминание и восприятие слушателями. Подчеркнем, что это облегчение осуществляется за счет упрощения, огрубления, утрирования и схематизации образов и ситуаций, воспроизводимых в рассказе.
Появление массового общества, средств массовой информации и общественного мнения, значительное усложнение социальных процессов вызвали к жизни новый инструмент «экономии мышления», сжатия и утрирования информации - стереотип как упрощенную схематизированную модель субъектов, явлений и процессов, их типизированную презентацию. Стереотипы стали способом отражения окружающего мира, его оценки и ориентации в нем, что хорошо показал У. Липпман.
Причины стереотипизации массмедийного дискурса, по его мнению, заключаются в том, что публикации в СМИ «должны отвечать тому упрощенному представлению о мире и тем стереотипным образам отдельных его частей, которые имеются у главного покупателя новостей - среднего класса... любое событие описывается в новостях в соответствии со стереотипами читателей-обывателей...журналисты "слепляют" стереотипы между собой, блокируя непредубежденный взгляд и независимое суждение.. В результате дефектная структура общественного мнения, изначально склонного к упрощению, и, следовательно, к искажению реальности, становится еще более ущербной».
Признавая пользу упрощенного восприятия действительности («отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человеческую жизнь»), У. Липпман отмечал, что посредством стереотипов общество ставит «штамп» на основе характеристик, реестр которых в стереотипах далеко неполный. Стереотип характеризуется, по мнению исследователя, а) упрощенностью сформированного образа, б) внешним насаждением, ибо человек их усваивает в готовом виде, а не формирует сам, в) необоснованностью переноса характеристик рода или общности на личность, г) живучестью и самодостаточностью, способностью сохраняться даже тогда, когда выясняется его несоответствие действительности.
Появившиеся электронные СМИ - радио и телевидение -вызвали к жизни «клип» как специфический формат подачи информации посредством коротких ярких посылов, «вспышек», представленных в виде зарисовок, мгновенных кадров, картинок, фрагментов информации. Они формируют так называемую «мозаичную культуру», сложенную из множества соприкасающихся, но не образующих цельные конструкции фрагментов. Это отражает постмодернистский тренд в социокультурном развитии, проявляющийся в фрагментации, децентрации, уравнивании высокого и низкого, важного и второстепенного, принципиальном индетерминизме, отрицании системности и строгой структурной упорядоченности социума, текста, мыслительных конструкций.
Клиповое сознание - восприятие мира как мелькания разрозненных эмоционально насыщенных образов - отрицает и отменяет системное и аналитическое мышление, возможность составить цельную, ценностно-иерархизированную и причинно -обусловленную картину мира.
Характеризуя клиповую культуру, Э. Тоффлер писал: «...на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». По его мнению, клиповое мышление - это ответ сознания на переизбыток информации, когда «идея любого исчерпывающего синтеза кажется несостоятельной», и тогда единственной возможностью остается «собирать мир наобум, особенно самые забавные его черепки» [Тоффлер Элвин.
Клип отрицает базовые характеристики «зрелого дискурса», который предполагает умение работать с абстракциями, концептуальное дедуктивное мышление, оперирование абстракциями без помощи картинок, отстраненность и объективность в восприятии текста, отрицание не последовательностей, противоречий, формулирование контраргументов, готовность к отложенному ответу, серьезные размышления и вдумчивость.
В современном медиапространстве тенденция смысловой депривации текста, сужения смыслового пространства сообщений имеет множественные проявления: твиттеризация дискурса (популярность сообщений, ограниченных 140 знаками), перенос основного смыслового веса на заголовки (хэдлайнизация), обязательность лида и общепринятая в СМИ модель «перевернутой пирамиды» публикации, обязательная и тотальная креолизация текста, его оснащение картинкой, рисунком, фотографией, которые визуализируют сообщение, задавая однозначную направленность в интерпретации текста [Семилет, электронный ресурс, http://e-notabene.ru/pr/article_20353.html]. Совершенно справедливым в этой связи представляется замечание Н. Постмана: «О людях с недостаточными интеллектуальными способностями принято говорить, что для облегчения понимания им надо "рисовать картинки"».
В ряду эпическая формула-стереотип-клип-мем мем занимает крайнюю позицию по степени упрощения в презентации и однозначности в интерпретации социокультурных явлений, ситуаций, процессов.
Подчеркнем, что главная функция мемов - принудительная интерпретация действительности, жесткая однозначность маркировки ее явлений, схематизация и примитивизация картины мира, манипулятивное воздействие на сознание и поведение личности.
Мем можно определить как оценочно-смысловую капсулу, которая, подробно мифическому образу, не подлежит критическому анализу, а предназначена для «проглатывания» и внедрения в сознание.
Лингво-культурная сущность мема заключается в том, что глубину, многогранность и сложность ситуаций, явлений и процессов он сводит к стикеру, слогану, ярлыку: «креативный класс», «лихие девяностые», «совковая психология», «партия жуликов и воров», «за печеньки госдепа», «иностранный агент», «спасители отечества», «вина кровавого режима», «взбесившийся принтер», «фирма Рога и копыта», «закон подлецов», «виолончелист Ролдугин», «средняя температура по больнице» и им подобные. СМИ, политики, другие публичные субъекты общаются с аудиторией этикетками, стикерами, нео-лозунгами и нео-плакатами, что не требует развернутого изложения и обоснования своего мнения.
Мем в ракурсе социокультурного подхода
Социокультурная сущность меметизации публичного дискурса заключается в том, что мем, подобно стереотипам и клипам — это ответ на примитивизацию запросов массовой аудитории и эгалитаризацию публичной сферы современного нам электронного, цифрового, информационного общества.
Оборотная сторона медали современного информационно -технического прогресса - «лайкоголизм», «информационный серфингизм», копипаст, общение смайликами. В этом ряду и симптом функциональной неграмотности, когда человек не может написать связный текст, пересказать прочитанное или услышанное, когда информация не превращается в знание, для чего ее надо осмыслить и «вписать» в систему уже существующих знаний, связать с ней. Для них «выстреливаются» новости с эпатажными заголовками, для них информация расцвечивается картинками и видеороликами, для них делаются информационные приманки, а социальная жизнь представляется посредством слоганов, лозунгов, ярких ярлыков - мемов.
Отсюда и интерес к мему как к универсальному языковому инструменту со стороны теоретиков и практиков рекламы, связей с общественностью, политтехнологий, медиабизнеса.
Мем - диагноз нашего времени, показатель когнитивного усечения публичного дискурса, новая форма «экономии мышления» и сужения смысловой сферы публичных посланий.