(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Катамаран

Катамаран (от тамильского каттумарам, букв. – связанные бревна), судно с 2 параллельно расположенными корпусами, соединенными в верх. части. В водном туризме применяют преимущественно надувные катамараны. Каждый из корпусов такого К. представляют собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жестким каркасом. Для увеличения запаса плавучести и остойчивости катамарана, улучшения его аэродинамических качеств в сложном водном потоке на каждую гондолу в носовой, кормовой и средней частях поверх каркаса укрепляют.

Гондола катамарана состоит из надувного баллона и чехла на нем, последний предохраняет баллон от механических повреждений и частично или полностью определяет форму гондолы. Ее сигарообразное тело плавно сужается к носу и корме, оконечности приподняты; поперечное сечение имеет форму круга («круглые» гондолы) или овала либо сегмента («плоские» гондолы). Круглые» гондолы выполняются из 1 баллона в чехле, «плоские» – либо из 2 круглых баллонов, вставленных в чехол с перегородкой, либо из 1 баллона с внутр. перегородкой и нижней емкостью, либо из 1 баллона, к-рому в сечении придается форма сегмента за счет стрингеров, вставляемых в чехол и удерживаемых на расстоянии друг от друга балками. Катамаран с «круглыми» гондолами обладает лучшей ходкостью и остойчивостью, имеет меньшую массу и проще в изготовлении, однако у К. с «плоскими» гондолами лучше маневренность.



Баллоны гондол делают из легкой прорезиненной ткани, напр. ткани 500. Для чехла можно использовать достаточно прочный капрон или лавсан; днищевую часть чехла делают из прочного материала (напр., поливинилхлорида, армированного лавсаном) массой не св. 1 кг на 1 м'.

Каркас Катамарана обычно состоит из 4 продольных (стрингеры), 4 – 5 поперечных (балки) и 2 диагональных элементов (для ужесточения конструкции). Деревянные каркасы делают из жердей (или планок) диаметром 60 – ?0 мм в средней части; деревянные элементы соединяются проволочными скрутками. Годятся любые породы дерева, металлический каркас собирается из дюралюминиевых труб марки Д1Т или Д16Т с толщ. стенок 1,5 – 2 мм; крепление – на болтах. В качестве диагональных элементов используются тросы с талрепами. Наиболее простая конструкция каркаса – плоская прямоугольная рама. В более сложных каркасах стрингеры повторяют обводы гондол; иногда для увеличения прочности каркас делают в виде фермы.

Четырехместные катамаран более распространены и обладают лучшими мореходными качествами, чем двухместные. Их длинной 4,5 – 5,5 м, шириной 1,8 – 2,4 м, полный объем гондол 1,2 – 2,5 м', масса (с дюралюминиевым каркасом) 35 – 55 кг. По сравнению с другими тур. судами К. обладают лучшей ходкостью, большей поперечной и продольной остойчивостью и, как правило, большим запасом плавучести.

Катамаран

Катамаран

Водные походы сплавы по рекам

Назад в раздел

Задайте вопрос...