В переводе с латинского "медиа" обозначает "средства", "способ". Следовательно, если "тека" это "хранение", то толковать слово "медиатека" следует как средство или способ хранения. Толковый словарь современного русского языка (Астрель, АСТ) указывает, что термин "медиа" вошел в речевое употребление стремительно и одномоментно и повлек за собой целое словообразовательное гнездо. Например, медиа-магнат, медиа-рынок, медиа-бизнес. Ряд может быть продолжен: медиаискусство, медиаграмотность, медиаобразование и т.п.
Хотя перечисленные примеры немногочисленны, но исходя из них, можно определить основные направления употребления слова "медиа": рекламное и ресурсное. Ресурсное направление находится непосредственно в пространстве интересов библиотечного и педагогического сообщества и тем самым порождает дискуссии.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Ведущей дискуссионной темой являются спорные отношения между библиотекой и медиатекой, которые на сегодняшний день не назовешь толерантными, скорее происходит "борьба за выживание".
Очевидно, как социокультурный институт библиотека по отношению к медиатеке является основателем рода, то есть прародителем. В определенный период здесь зародилась необходимость в создании условий для хранения аудиовизуальных материалов (отделы искусств, фонограмм, пластинок и т.д.).
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
За последние три года все больше появляется исследований, посвященных медиатекам и мультимедийным ресурсам, но решение терминологических смысловых проблем становится все более расплывчатым. Видимо, мы находимся в периоде осмысления и интуитивно ищем пути стабилизации положения и уравновешивания традиционных форм деятельности и неизбежно вливающихся инноваций.
В Библиотечной энциклопедии "медиатека" определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного - до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Термин "медиатека" стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.
В России вопросы медиатеки и принципа медиатеки были поставлены в 1994 году в брошюре Е.Н. Ястребцовой "Медиатека: как создать в школе медиатеку". В 2005 году была защищена диссертация И.Г. Пузиковой по теме: "Создание и использование школьной медиатеки на основе распределения информационного ресурса".
Материал, который представлен в перечисленных исследованиях, с одной стороны позитивен: впервые в российском образовании затронута проблема реформирования школьных библиотек и трансформирования их под условия новой образовательной парадигмы. С другой стороны - в работах Е.Н. Ястребцевой и И.Г. Пузиковой прослеживается мысль о реорганизации школьной библиотеки в медиатеку.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Ю.Н. Столяров в статье "Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой" приводит доводы в пользу традиционной школьной библиотеки, которые поддерживают школьные библиотекари-практики:
- медиатека - это часть библиотеки, касающаяся электронного фонда и всей его инфраструктуры;
- традиционная школьная библиотека - основной источник информационно-образовательного процесса;
- для выполнения исходной технологической функции медиатеки библиотека подходит лучше всего.
В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека - это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. Такое понимание присуще как школьным библиотекарям, так и сотрудникам массовых библиотек.
Медиатека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения и базируется на базе компьютерного класса общеобразовательного учреждения. Такая точка зрения присуща педагогам. Удивительно, но по каким-то причинам педагоги не видят создание медиатеки на базе библиотеки.
Исходя из вышеизложенного, понимание медиатеки можно свести к следующим составляющим: во-первых, к фонду электронных документов, во-вторых, к средству демонстрации и трансляции электронных документов, в третьих, к материально-технической базе (кстати, средства являются элементом МТБ).
Очевидно, что фонд медиатеки зависит напрямую от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и читателем/пользователем. Технологичное, комфортное и современное функционирование медиатеки зависит от фондов, сотрудников, МТБ и направлено на обслуживание пользователя/читателя.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Тем самым можно утверждать, что библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое, как общее, особенное, единое, где в общей зоне находятся четыре традиционных элемента. Особенности выявляются на основе двух элементов: фонд и МТБ. Единичные проявления зависят от сотрудников и пользователей, то есть от их компетентности.
Именно ситуации, возникающие в коммуникации "сотрудник - пользователь" являются точками, от которых рождаются изменения в четырех-элементной системе, независимо от того, как называется сотрудник: "библиотекарь" или "медиатекарь".
Самое главное различие между двумя системами находится в области посредничества: в случае библиотеки это документ - библиотекарь - читатель/пользователь; в случае медиатеки это документ - медиатекарь - пользователь - машина. Технологические процессы, происходящие на отрезке обслуживания, абсолютно идентичны по сути и не зависят от вида носителя информации.
Следовательно, медиатека - это не новая организованная структура, а аналог традиционной и проверенной столетиями структуры.