Продолжаю свои путешествия по Хабаровскому краю, очень интересный край в плане культуры, истории, природы. Хранит в себе много загадок прошлого, по сей день неразгаданных. Каждый из вас слышал о загадках мировой истории и культуры, про уникальные архитектурные памятники древности: Египетские пирамиды, город Мачу-Пикчу в Перу. Про мегалитическое сооружение Стоунхендж, загадочные рисунки Наско в Перу, но не все знают что в 70 километров от г.Хабаровска вниз по течению реки Амур расположен нанайский поселок Сикачи-Алян - знаменит тем, что вдоль береговой линии находятся древнейшие петроглифы – древние изображения, высеченные на базальтовых валунах возраст рисунков предположительно составляет 10-13 тыс. лет до нашей эры. Это древнее чем Египетские пирамиды.
Чтобы увидеть достопримечательности своими глазами мы отправились в двухдневное путешествие из Комсомольска-на-Амуре в поселок Сикачи-Алян. На повороте с трассы Хабаровск в сторону поселка Сикачи-Аляна установлена небольшая стела. На въезде в пос. Сикачи-Алян расположено муниципальное корпусное здание включающее в себя: дом культуры, детский садик, школу, администрацию поселка и филиал Хабаровского краеведческого музея им. Гродекова. На территории комплекса находятся два музея: филиал Хабаровского краеведческого и школьный. Краеведческий музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца.
Представленные в музеи экспозиции рассказывают о древней истории и этнографии нанайцев. В археологическом разделе экспозиции представлены каменные орудия труда Х-I тыс. до н.э., керамическая посуда с I тыс. до н.э. до XIII в. н.э., металлические изделия XII-XIII вв. н.э., а также макет неолитического поселения Гасян, располагавшегося в районе Сикачи-Аляна. Этнографическая часть экспозиции содержит материалы, характеризующие особенности хозяйственной деятельности, быта, религиозных верований и традиционного искусства нанайцев. Среди уникальных экспонатов - свадебный костюм нанайской невесты, посуда из дерева, изготовленная в конце XIX - начале ХХ вв., детская одежда из рыбьей кожи, промысловые принадлежности, используемые нанайским охотником в тайге. В холле местные жители продают туристам национальные сувениры сделанные местными умельцами.
Посетив музей, мы пошли к реке Амур смотреть древние петроглифы. Базальтовые валуны с петроглифами раскиданы на пляже между селами Сикачи-Алян и Малышево. На них изображены рисунки с изображением личин (масок), зверей, птиц, змей. Многие петроглифы не разгаданы до сих пор. Например, неизвестно, что означали ямки и концентрические круги на камнях или изображения невиданных на Амуре зверей, которых местные жители называют слонами или бегемотами. Исторические аналогии уже довели ученых до Южного полушария: узоры на камнях Сикачи-Аляна напомнили некоторым исследователям татуировки новозеландских маори. Достоверно же известно немногое: с древности эта каменная галерея была культовым центром для всех народов, населявших нижнее течение Амура. Всего найдено около 300 изображений, которые датируют в пределах 12 тыс. до н.э. – первой половиной 1 тыс. н.э.
Первые научные описания и исследования петроглифов Нижнего Амура принадлежат русскому натуралисту, исследователю Сибири и Дальнего Востока Р.К. Маку в 1859 г. во время путешествия по р. Уссури, и подполковнику Генерального штаба Н. Альфтану в 1894 г. В 50-х годов 20 века петроглифы Сикачи-Аляна начинает изучать советская наука. Итогом этой научно-исследовательской работы становится монография академика А.П. Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура», опубликованная в 1971 г. Однако, не все «экспонаты» из этой уникальной каменной «художественной галереи» были описаны. Этих уникальных петроглифов разбросано по берегам реки Амур несколько тысяч. И по сей день не все петроглифы известны и описаны.
Чтобы самому найти петроглифы надо внимательно осмотреть каждый валун. Некоторые валуны были занесены песком и грязью, чтобы разглядеть рисунки нам сначала приходилось их тщательно зачищать щеткой и смывать водой.
Исследователи петроглифов Сикачи-Аляна обошли своим вниманием и следы уникальных способов обработки камней, которая возможна только при высоком развитии цивилизации, которой у нанайцев быть не могло. Такое впечатление, что обработка некоторых камней похожа на работу с пластилином. Примечательно, что у нанайцев есть следующая легенда. В начале времён на небе сияли сразу три солнца. Люди и звери умирали от нестерпимой жары, даже камни становились мягкими, как расплавленный воск. И только боги не унывали: рисовали диковинные узоры на раскалённых камнях. От гибели мир спас отважный охотник. Своими меткими стрелами он погасил два лишних светила. Камни остыли и навсегда сохранили отпечатки божественных пальцев. По свидетельству Л.Я. Штернберга (1861-1927), русского этнографа, изучавшего палеоазиатские народы, нанайцы утверждали, что рисунки на камнях сделаны не их предками, а каким-то древним исчезнувшим народом, которого они называли «Ха»
В отличии от нижней группы, где насчитывается пару десятков петроглифов, на верхней группе их насчитывается пару сотен. Для того чтобы до них добраться нужно проехать от первой группы петроглифов вверх по течению реки Амур 1.2 км.
Природа тоже сделала своё дело. Одни петроглифы покоятся на дне Амура, унесённые паводковыми водами. Напор льдин во время ледохода перевернул другие. Резкие перепады температур и затопления, мох и водоросли уничтожили многие изображения. Обваливаются целые пласты с каменной живописью. Исследователи подсчитали, что за последние 30-40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков. В разрушении уникальных памятников не отстают и люди. Много знаков было разрушено вандалами или самовольно вывезено. Ведь камни «просто» лежат у берега. Никто их не охраняет.
Главнейшие вопросы, которые археолог «задает» исследуемому памятнику, — когда и кто? Когда, в какие века и тысячелетия жили те, кто оставил его? Сам по себе всегда чрезвычайно нелегкий для ответа, этот вопрос многократно усложняется, если он «задается» петроглифам, ибо камень не умеет хранить время. Линии, проведенные на нем тысячелетие назад и в «историческом вчера», могут выглядеть совершенно одинаково. Счастливейший для археолога случай, когда петроглифы обнаруживаются под культурным слоем древнего поселения, возраст которого можно определить по сопутствующим находкам. Могут, правда, помочь и сами петроглифы — если художники, оставившие их, выбивали на скалах изображения предметов из своей обыденной жизни и известные исследователям.
...Но амурские петроглифы были высечены в основном на огромных прибрежных валунах, то лежащих на скальном основании, то на намываемом речной волной прибрежном песке. И, кроме того, выяснилось, что древние мастера были абсолютно равнодушны к отображению сцен повседневной своей жизни. Как отметит потом академик А. П. Окладников, на наскальных изображениях Амура, в жизни населения которого такое огромное значение имело рыболовство как основной источник существования, полностью отсутствует рыба.
Есть сходство петроглифов Сикачи-Алян с древними рисунками, разбросанными по всему миру. Так, спиральные рисунки Амурских камней, в частности, изображения «личин», перекликаются со спиралями Ньюгрейнджа – мегалитического культового сооружения Ирландии, датируемого 4 тыс. до н.э. Сикачи-Алянские лодки, перевозящие людские души в царство мёртвых, похожи на аналогичные петроглифы в Скандинавии, а изображения животных похожи на то, как изображали животных скифы. Кроме того, исследователи отмечают, что некоторые изображения «личин» похожи на изображения, выбитые на скалах Австралии и полинезийского острова Нуку-хива, на узоры на неолитической статуэтке, найденной в Японии, и посмертных татуировок аборигенов Новой Гвинеи и индейцев северо-восточной окраины Америки.