Я еду весь маршрут на мотоцикле «Урал-волк», а брат на «Яве-стиль» едет до Владивостока и планирует принять участие в пересечении Европы (в Америку поехать у него не получается). Естественно, возникает вопрос: почему на «Урале»? Говорят, что он ненадёжен, лучше на японском мотоцикле. Я же в своём «Урале» уверен и мне хочется доказать скептикам, что он способен преодолевать большие расстояния и при этом не доставлять серьёзных хлопот.
Кстати, те же скептики советовали: уж если выбирать «Урал», то «Урал-соло», хоть с запчастями не будет проблем по дороге. Поэтому о кругосветке я решил молчать, и о «Яве» тоже. И вот утром 28 июля мы втроём (к нам присоединился наш друг Олег Панин) без помпы уехали из Москвы. Запасных частей взяли самый минимум: два карбюратора для «Урала», блок щёток для генератора, лампочки, свечи, предохранители. Две камеры, клей «Супермомент», ключи — это для ремонта.
Всем не запасёшься, больше рассчитывали на удачу. Взяли спальные мешки, палатку, «непромоканцы» для защиты от дождя, вообще вещей самый минимум: никаких котелков, посуды и прочих предметов быта. Из продуктов — сухофрукты, орехи, сухари и молоко; питались зачастую в дорожных кафе. Старались всегда иметь с собой 2 л питьевой воды. От Москвы до Казани дорога хорошая, докатили быстро, проезжая в среднем за день по 550 км. Далее отправились в Пермь (нам нужно было туда по делам), хотя более прямой путь южнее, к Челябинску. От Перми до Тюмени через Екатеринбург дорога местами разбита.
Ещё и «Ява» не хотела ехать из-за плохого поступления топлива. По пути и карбюратор разбирали, и несколько раз продували да прочищали бензокраник. В небольшом городке Ачита (Свердловская обл.) нашлись отзывчивые ребята: решили проблему, заменив краник. Приехали в Тюмень 4 августа. Здесь уже холод, как в начале сентября на западе России. Удивительно: листья с деревьев почти опали, чувствуется запах осени. За Тюменью нас часто останавливали сотрудники ДПС. Похоже, мотоциклистыпутешественники здесь почти не бывают, чаще едут от Челябинска до Омска южнее, через Казахстан, поэтому нас останавливали больше из-за любопытства.
Когда узнают о маршруте, удивляются: «А зачем вам это надо, а сколько вам за это платят?» От Тюмени до Омска 650 км проехали за один световой день. Он стал таким результативным, наверное, потому, что шёл дождь и двигатели не сильно грелись. Но в такую погоду плохо нам: мокнем сверху и собираем на себя грязные брызги с дороги, спать ложимся сырые. Надо поставить памятник тому, кто придумал объездные пути вокруг городов. Пробираться через город — хуже некуда: уходит много времени, греется двигатель. Совсем другое дело ехать по объездной: нет суеты, интенсивного движения автомобилей.
Шоссе от Тюмени до Омска и далее до Новосибирска хорошее, машин немного, нет утомительных подъёмов, какие были в Уральских горах. Лес в основном лиственный, очень много берёз, полей, даже странно. В Пермской и Свердловской областях лес был хвойный, густой и подступал к дороге плотной стеной, как-то мрачновато становилось. Проехав Новосибирск, устали и мы, и мотоциклы: в этом большом городе и движение автомобилей интенсивное. Из-за обилия светофоров много работали коробкой передач, двигатели грелись; асфальт плохой, и всё время попадались выбоины.
Отсюда вывод: если нет объездного пути, города лучше проезжать рано утром, когда дороги пустые. Завораживает магия ночной дороги, когда летишь на мотоцикле, а под него быстро несётся лишь освещаемый фарой участок шоссе. Ветер завывает в шлеме, заглушая шум двигателя, а вокруг бесконечная тайга. Увлёкшись ночной ездой, не хотим останавливаться и ставить палатку, но надо. А утром подъём в 7 часов, пробежка, в 9 — отъезд и опять дорога допоздна. Через 100 км завтракаем, и дальше по графику: 90—100 км пути — полчаса отдыха для нас и мотоциклов.
Как правило, первые 50 км преодолеваем легко, а следующие даются уже труднее. Постоянно смотрим на табло спидометра, считаем каждый километр. Я привстаю на подножках и сажусь бочком то на левую, то на правую ногу. Ёрзаем на сиденье, хоть немного меняя положение ног и туловища, пальцы рук даже в перчатках немного замерзают и немеют изза недостатка движений, приходится на ходу ими двигать. Днём заезжаем в лес, чтобы отдохнуть, но чем дальше, тем труднее, почти невыносимо находиться в нём: стаи комаров налетают со всех сторон.
Вечером проще: быстро ставим палатку, запрыгиваем туда и засыпаем под неумолчный гул кровососов, беснующихся в гневе снаружи. На всём пути над дорогой летает множество насекомых, они разбиваются о стекло шлема, и их останки мешают обзору. Благо, что стекло выдерживает такие удары. Так что в таких походах шлем обязателен. Мы почти нигде его не снимали ещё и потому, что по всей дороге, особенно на плохих её участках, много пыли и камней, летящих изпод колёс встречных грузовых автомобилей. Через каждые 500—1000 км приходится очищать шлем от останков разных насекомых и грязи.
Радует экономичный расход топлива: как ни странно, «Уралу», как и «Яве», 5 л 92-го бензина хватает на 100 км. Мотоциклы терпеливо везут нас к цели. Прислушиваемся постоянно к звуку двигателя: не появилось ли лишних шумов. Нам так хочется доехать до Владивостока без ремонтов! Кемерово проехали быстро, по окраинам. Местность изменилась: появились высокие холмы, лес стал смешанным, очень живописно возвышаются темно-зелёные верхушки елей. Дорога хорошая, ровная, часто петляет, вообще вокруг красиво, и ехать интересно. И комаров вроде поменьше. До Красноярска остаётся 150 км, но тянутся они так медленно.
Смотрю на спидометр: как далеко ещё до Владивостока, но уже почти полпути пройдено. Решили поставить палатку перед поворотом в лес. Саня стал притормаживать, и тут у «Явы» слетела цепь (она была уже изрядно растянута), заклинило колесо, и Саня улетел в кювет. Отделался лёгким испугом, а мотоцикл остался без зеркал. Повезло, да ещё помогли дуги и нагруженные сзади рюкзаки — смягчили падение. Санёк второй раз улетает в кювет, первый раз в начале пути, тоже на небольшой скорости. Когда проезжали город Ачинск, немного заплутали, к нам подъехали представители местного ТВ, попросили дать интервью, поснимали нас на камеру, расспросили о поездке, показали дорогу.
Между Красноярском и Иркутском повстречали двух путешественников на мотоциклах «Honda», они от Праги через Москву добрались до Байкала и уже ехали обратно. В среднем движутся со скоростью 120 км/ч, немного быстрее нас, за день проходят 600 км. У нас маршрут более долгий, а вещей намного меньше. Расспрашивали, как бороться с комарами, как от них защищаться; те замучили путешественников совсем, так как ночуют они в основном в палатке в лесу. Дорога от Красноярска до Иркутска не всегда хорошая. Бывает, 30 км — асфальт, потом 30 км трасса сильно разбита и посыпана щебнем. По такому покрытию ехать на мотоцикле тяжело, и мы все в пыли.
Больше 500 км в день преодолеть очень трудно, чаще получается 400 км. Дорога проложена по высоким холмам, на горизонте в дымке видны очертания гор, вокруг тайга, лес подступает плотной стеной. Здесь на протяжении многих километров только леса, полей нет; однажды наблюдали, как впереди дорогу перебегал олень. Уже проехали 5300 км от Москвы — чуть больше половины пути. В Канске увидели красивую ухоженную часовенку, поставленную в память о погибших моряках. Удивительно: здесь, вдали от морей. Вообще вдоль сибирских дорог церквей очень мало.
Однажды заметили, как по обочине дороги в глухой тайге шёл странник лет 30ти; видно сразу, что издалека, наверное, паломник — нёс большой крест и икону на груди. Я долго не забуду встречу с ним... За 200—250 км до Иркутска начинаются лесостепи, ландшафт напоминает Казахстан, а сразу после Иркутска километров через 40 встают горы, и дорога серпантином незаметно выводит к необъятным просторам Байкала. Вода в нём чистая-чистая, но холодная. Места очень живописные (горы подходят к самому озеру), и самое главное — малолюдные и тихие.
Мы сутки отдыхали недалеко от Слюдянки, постирали вещи, осмотрели мотоциклы — и дальше в путь. «Ява», бедная, надрывается на крутых подъёмах, а «Уралу» несложно даже с двумя седоками. Олег терпеливо, без жалоб и стонов сидит сзади меня. Незабываемое впечатление осталось от Бурятии: испытываешь чувство свободы, парения, когда едешь через степи, а вокруг на горизонте видны горы. Попадались холмы с причудливыми наслоениями большой массы камней, особенно запомнилась одна такая гора под названием Спящий Лев. Тут редко встречаются машины, нет и постов ДПС.
Мы уже, кажется, целую вечность в пути, накапливается усталость, такая, что приходится заставлять себя садиться на мотоцикл. Дорога тоже порядком надоела, в основном видим только её да спидометр. Надо бы смотреть вокруг, а в голову вбита цель: Владивосток. Вот и едем, крепко держась за руль и считая километры. Осуществляется моя мечта. Я с 13 лет грезил о жизни на мотоцикле. Сейчас я слился со «стальным конём», он часть меня: если его колесо попадает в яму, мне от этого больно. Я жалею моего стального друга, я с ним мысленно разговариваю, поддерживая его, и он терпит и идёт вперед.
Я уважаю и люблю своего «Волка», и мы сами стали на время волками, безумными байкерами, потерявшими чувство реальной жизни. Для нас сейчас существует только дорога, мотоцикл и цель впереди. Для многих окружающих мы ненормальные, нас так и называют. Почему? Да потому хотя бы, что наши брюки не стирались 15 дней, и это заметно, наши куртки в пыли и представляют для мух лакомое блюдо: на ткани остатки огромного количества насекомых — жёлтых, зелёных... Где бы мы ни останавливались (на АЗС, в столовых, магазинах, на стоянках, и даже у светофоров), находится много любопытных, которых интересуем мы, наш транспорт, маршрут.
Окружают, рассматривают, задают вопросы, например: «Наверное, тяжело держать руль весь день?» «А это «Харлей»? — показывая на «Урал». — Какая мощность, какой объём?» Многие удивлены внешним видом моего «Урала». Вот так в своём путешествии помогаем людям узнать про новый отечественный мотоцикл. Очень редко попадались те, кто узнавал его марку. Зачастую водители-дальнобойщики просились сфотографироваться на русском «Харлее». После Читы асфальт стал редкостью, в основном гравий и щебёнка. От бесконечных спусков и утомительных подъёмов мотоциклы стонут. Стоит сильная жара, двигатели греются, всё в пыли, дорога в ямах и ухабах.
Доедем до Чернышевска и там будем грузиться на ж.-д. платформу: дальше до Шимановска дорог нет, паромов и мостов через реки тоже. Край нищий, в городках и сёлах грязно, уныло, но люди хорошие, отзывчивые. В деревнях даже старики ходят за грибами и ягодами с большими баками за спиной, они, как рюкзаки, висят сзади, туда входит вёдер 5! Будь у нас мотоциклы «Эндуро», можно было бы попробовать ехать по тайге без дороги, а наши машины созданы для асфальтовых дорог, особенно «Урал-волк» с его низкой посадкой. Езда по плохим дорогам уже сказалась на нём: правый глушитель болтается на проволоке, левый весь в пробоинах, резина в глубоких трещинах и изрядно стёрта.
Но надо отдать должное: «Волк» держится в целом молодцом В Чернышевске посчастливилось загрузить мотоциклы в вагон проходящего почтово-багажного поезда, проводники позволили нам ехать вместе с нашими «конями». Выгрузились в Облучье недалеко от Белогорска. После дождя дорога в очень плохом состоянии: сплошная жижа из грязи. Хорошо хоть глина с песком, а то бы совсем увязли, выручают оставленные грузовиками глубокие колеи, по которым и пытаемся передвигаться. Радуемся, что участок бездорожья проехали в вагоне, иначе бы в тайге похоронили свои мотоциклы, как это получилось у наших предшественников, байкеров из Харькова.
Они сунулись в дебри и в результате довели двигатель «Днепра» до такого состояния, что спасти его в этих условиях не удалось. 19 августа с раннего утра до 23.00 проехали 730 км и достигли Владивостока. Автомашины здесь только японские, на улицах порядок, здания в хорошем состоянии, одним словом — город «умытый», как и подобает крупному портовому центру. Ведь сюда съезжается много туристов из Китая, Японии и Кореи. А мы добрались за 21 день, проехав 9000 км. Большой поклон нашим стальным труженикам, они настоящие герои.
За своё путешествие мы лучше узнали нашу Родину и соотечественников. Имели возможность ночевать в лесах, деревнях и ощущать природу и нравы людей. Хочется привести слова тех ребят из Харькова, которые на «Днепре» чуть-чуть не доехали до Владивостока: «Каждый байкер должен всегда помнить, что за ним по пройденной дороге обязательно пойдут другие. Его главная задача — оставить за собой чистый след и хорошее впечатление о мотоциклетной братии, облегчив путь идущим позади».
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/