Элиста - небольшой городок среди огромной плоской калмыцкой степи. Кто-то слышал про него по репортажам о шахматных олимпиадах - здесь построен целый район посвящённый шахматам, словно воплощение утопии Нью-Васюки из "Двенадцати стульев". Но чем-же ещё может быть примечателен один из многих провинциальных российских городов?
Неподготовленному человеку удивительно будет увидеть здесь изогнутые на китайский манер крыши или автобусные остановки или киоски в виде пагод. Всё дело в том, что калмыки - единственный в Европе народ, исповедующий буддизм. Отсюда и все эти подобные архитектурные изыски. Как-же живущий в европейской части народ ухитрился исповедовать столь нетипичную для этих мест религию, вокруг ведь только мусульмане да православные? Всё просто - когда калмыки пришли в степи между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря из Джунгарии, они уже исповедовали буддизм тибетского толка.
Буддистская архитектура бросается в глаза сразу. Вот, например, пагода "Семи дней", что расположена на площади, носящей совсем не буддийское имя Ленина:
Пагода высотой в 15 метров высится в центре площади. На её первом уровне находится буддийский молитвенный барабан весом две тонны. Его корпус по периметру опоясан буквами одной из самых известных в буддизме ламаистского толка мантр - "Ом мани падме хум" на трех языках: санскрите, тибетском и старокалмыцком. Название мантры буквально переводят как "О, Жемчужина в цветке лотоса!". Мантра ассоциируется с Шадакшари — воплощением Авалокитешвары - бодхисатвы, воплощения бесконечного сострадания всех Будд. (Бодхисатва - в буддизме человек, который принял решение стать Буддой.)
Далай-лама XIV говорит, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума Будды. Второе слово (мани — "жемчужина") ассоциируется с альтруистическим стремлением к просветлению, состраданием и любовью. Третье слово (падме — "цветок лотоса") ассоциируется с мудростью. Четвёртое - (хум) олицетворяет неделимость практики и мудрости.
Не так давно, в 2005 году, в Элисте был освящён самый большой буддийский храм в Европе - Центральный хурул Гол-Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни). Золотая обитель Будды Шакьямуни была построена по благословению благословению духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV. Здание хурула имеет 56 метров в высоту.
Здание хурула окружают семнадцать пагод со статуями великих буддийских учителей Наланда - монастыря и буддийского университета в Индии основанного в V веке и разрушенного в результате вторжения тюркской армии в 1193 году. После разрушения монастыря буддизм в Индии пришёл в упадок.
Южные ворота хурула - главные. Золотыми буквами на них написано название храма - "Бурхн Багшин Алтн Сюме" - "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Всего в храм ведут четверо ворот - на все четыре стороны света. Вокруг храма расположены молитвенные барабаны, исповедующие буддизм по традиции начинают посещение храма с "горо" - ритуального обхода храма, сопровождающегося их вращением. Около северных ворот храма чуть левее стоят не покрашенные ещё статуи великих буддийских учителей Наланда.