Мечта родилась не случайно: долину открыли как раз в тот день, когда друзья и близкие желают мне здоровья, счастья и всяческих успехов. Конечно, ничего знакового здесь нет, но, согласитесь, хороший повод удрать от обязательного застолья по случаю «дня варенья».
А еще меня утешало то, что многие путешественники попадали в это таинственное место не иначе, как благодаря чуду. Чудом было и само открытие долины. В ущелье реки Шумной гидролог Кроноцкого заповедника Татьяна Устинова и ее проводник-ительмен остановились неподалеку от устья неизвестного притока. На крутом склоне они с трудом устроились, чтобы отдохнуть и перекусить. И вдруг из проталины на противоположной стороне реки в их сторону ударила струя горячей воды. Перепуганные путники хотели в страхе бежать, но вскоре выяснилось, что кипяток до них не добивает. Так Устинова увидела первый гейзер на Камчатке и назвала его “Первенцем”. Случилось это более 60-ти лет тому назад.
Только спустя годы, долину обустроили специальными туристическими тропами – покупай путевку и наслаждайся. Однако для многих такое путешествие оставалось недоступным по цене. “Ну, как была в Долине гейзеров?”, – в очередной раз пытали меня земляки, когда я прилетала отдыхать на материк. Повздыхав, мы включали видик и вместе смотрели фильм о гейзерах и вулканах. “Мы хотели бы пригласить вас на пробный полет в Долину гейзеров 8 Марта. Полетите?” Это предложение от одной из туристических фирм я восприняла как розыгрыш: какая долина, если там еще лежит снег?
Однако на сей раз туристический сезон, действительно, решили открыть раньше обычного. Во-первых, позволила погода , во-вторых, набралось немало желающих отметить 8 Марта по особенному. Такой подарок, как путевка к гейзерам, не сравним ни с чем. Особенно для тех, кто прожил на Камчатке уже десятки лет, но так и не побывал в этом заповедном уголке. Виктор и Надежда, с которыми мы познакомились в вертолете, – из их числа.
В этот день супруги сделали подарок друг другу: он ей – к женскому празднику, она ему – ко дню рождения. Именинником оказался и наш коллега-журналист Эдик Фролов. Так что подарки от туристической фирмы получили не только женщины, но и двое мужчин: за обедом всем вручили по гвоздичке и по фотоальбому о Долине гейзеров. Чисто камчатскую компанию разбавил итальянец, который уже не раз бывал на полуострове, но вот до Долины Гейзеров добрался только теперь.
Туристический маршрут начинается от Большого и Малого гейзеров. Конечно, нужно подгадать время, чтобы увидеть их во всей красе. И в этом смысле Малый никогда не обманывает ожидания гостей. Гейзер Великан, напротив, не любит появляться на публике. Порой залетные фотографы целыми днями караулят момент, когда мощный фонтан воды взметнется на высоту 30 метров. Он будто испытывает терпение, начиная работать в самый неподходящий момент: кто-то решил перезарядить пленку, кто-то – вздремнул, кто-то – засмотрелся на другие красоты. Секунды потеряны, и опять – часы ожиданий…
Март в Долине гейзеров – еще не весна, хотя и зима никогда не приходит сюда полновластной хозяйкой. Около гейзеров все рано что-то зеленеет, а красная глина на склонах сопок вносит разнообразие в серо-белый пейзаж. Так же, как и летом, в грязевых котлованах булькает горячее месиво – будто невидимое существо время от времени плюется из-под земли. И все же часть маршрута из-за снега остается недоступным.
Говорят, что здесь лучше побывать осенью, в пору буйства красок. Но следующий визит к гейзерам у нас приходится на лето. Хорошим дополнением к путешествию стало извержение Карымского вулкана, который мы облетаем по кругу. И вот вертолет, пригибая к земле буйную зелень, садится на крошечную площадку рядом с деревянным домиком. В долине, излюбленном месте медвежьих свадеб, сезон тишины устанавливают только с мая до первой половины июня. Смотрители здешних мест убеждают, что к концу месяца косолапые уже уходят на рыбалку. Но на деревянных настилах, по которым мы ходим от гейзера к гейзеру, то и дело встречаются отпечатки огромных лап.
Заметив, что гид с ракетницей оказался уже где-то далеко, я чуть ли не бегом преодолеваю тропу, извитую корнями кустарника. Со следующей смотровой площадки видно, как медведь по розовой глине скользил в сторону небольшого озерца. Рискованное, однако, дело, если учесть, что здесь почти все водоемы наполнены либо кипятком, либо – жуткой химической смесью. Один из гейзеров назвали Коварным именно потому, что однажды в него свалился медведь, который тут же умер от шока. Его собрата, упавшего в гейзер Большой, постигла та же учесть.
Многие путешественники мечтают хотя бы издали увидеть истинных хозяев долины и, вооружившись биноклями, осматривают окрестные сопки. Но чаще всего желанная встреча происходит совершенно неожиданно. Туристы, особенно зарубежные, воспринимают камчатских мишек как экзотическое дополнение к красотам дикой природы: вместо того, чтобы потихоньку развернуться и уйти, они достают фотоаппараты и видеокамеры и чуть ли не бросаются в объятия зверя.
Что поделаешь, человек, способный понять, что впечатления – это самое ценное в нашей жизни, ради них, не задумываясь, идет на риск. И все же… 26 декабря прошлого года Камчатку потрясла трагическая гибель главного смотрителя долины, известного всему миру фотографа-медвежатника Виталия Николаенко. Косолапый не пощадил человека, посвятившего всю свою жизнь защите камчатского бурого медведя.