(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Путешествие на Камчатку

Камчатка — мечта многих путешественников. Но отправиться туда самолётом далеко не каждому по карману, на дорогу же иным способом придётся потратить почти весь законный отпуск. И тогда на само путешествие по краю вулканов и гейзеров останется всего несколько дней. Поэтому для многих Камчатка так и остаётся недоступной. Но не для всех... 

Эта экспедиция была предрешена, когда директор московской станции юных туристов Людмила Слесарева заинтересовалась, в чьей же бывшей усадьбе находится подмосковная база станции — база, где ежегодно отдыхают, соревнуются и готовятся к походам сотни юных туристов. Поиск по вела методист станции Валентина Ясинская. 

Засев за книги, проведя немало времени в архивах, она выяснила, что усадьба некогда принадлежала семье Лужиных. Все мужчины этого рода были военными, выделялись лишь двое: Лужинстряпчий (имя которого установить не удалось) и Фёдор Лужингеодезист. Петр I направил его и Ивана Евреинова на Камчатку и Курильские острова для составления подробных карт тех мест. 



В конце второго тысячелетия судьба Петровского геодезиста заинтересовала Марину Печникову и она начала изучать путешествие Фёдора Лужина и Ивана Евреинова. Удалось выяснить, что из С.Петербурга они добрались до Тобольска, где им в помощь были выделены драгуны. Затем все отправились на са нях к Камчатке. 

От Охотского острога на лодии (название судна точно не установлено) пере правились через Охотское море к устью р. Ича; далее по ней, а потом по р. Облуковина и через перевал Оганчи добрались до Верхне-Камчатского острога. Спустились по реке до Нижне-Камчатского острога (на р. Камчатке), где и зазимовали. 

Весной путешествие продолжилось по Охотскому морю, так как геодезистам было поручено «положить на карту» и Курильские острова. Изучение юными исследователями родословной семьи Лужиных и путешествия геодезистов XVIII века длилось восемь (!) лет. На экспедицию запланировали 45 дней. Начались сборы, поиски карт. 

Последнее оказалось нелёгким делом. Известные туристские места — долина Гейзеров, Ключевская сопка — описаны неоднократно, есть и путеводители, и карты этих мест, а вот подробную карту окрестностей рек Ича, Облуковина, перевала Оганчидостать было очень трудно. Но в конце концов это удалось, и тогда выяснилось, что в нескольких днях пути от перевала Оганчи находится очень красивое озеро Хангар, расположенное в кратере самого древнего вулкана Камчатки.

 Было решено совершить 15-ти дневный поход, маршрут которого частично совпадал с путём Петровских геодезистов, с выходом к озеру Хангар. «По следам забытой экспедиции» — так на звали своё путешествие историки. В него был очень жёсткий отбор — поехали те, кто побывал во многих походах, активно участвовал в соревнованиях. 

Руководителем экспедиции стала Марина ПечниковаСамолёт приземлился в «Елизово» — на самом большом камчатском аэродроме. Отсюда команда отправилась в Петропавловск Камчатский. В этом городе удивило множество памятников, посвящённых первооткрывателям, исследователям, путешественникам... 

Скоро поехали в Мильково, недалеко от которого в XVIII веке находился Верхне-Камчатский острог. После похода ребята будут шутить, что в Мильково их знала каждая собака, поскольку этот посёлок стал чемто вроде их базы: они останавливались тут целых три раза. Столичных туристов порадовали радушие и гостеприимство местных жителей. 

Они с большим интересом относились к поискам, которые вели москвичи. Затем отправились на экскурсию в Эссо — столицу малых народов (см. фото в № 62), потом в Козыревск, где обнаружили, что в изученной исторической литературе имеются неточности и вернулись в Мильково. Оттуда и стартовали в поход.

Прежде всего надо было добраться до перевала Оганчи в Срединном хребте. Туда идёт хорошая дорога, правда, заброшенная, можно доехать на вездеходе или на иной машине повышен ной проходимости. Часть пути ребята проехали на ´вахтовке (она возит работников полевых профессий на вахту и домой после вахты, отсюда и название). 

Выгрузились у р. Правый Кирганик. Водитель долго удивлялся, как это по тайге будут гулять две недели. Небоитесь их вести? Обращался он к руководителю. Да тут медведей полным полно! Медведями москвичей пугали всё время, они даже собрали целую коллекцию советов, как прогнать хозяев тайги. 

По рассказам местных, животные боятся не огня, а дыма, громких звуков (например, можно стучать ложкой по кану). На всякий случай ребята сделали факел, и для него водитель ´вахтовки отлил им солярки (по его утверждению, медведям очень не нравится этот запах). Как выяснилось, людям тоже. Факел героически несли полпохода, потом почётный факелоносец пролил солярку и ею сильно пропахли рюкзак и одежда. 

Факел выкинули, решив, что от запаха, который исходил от факелоносца, все ближайшие медведи и так разбегутся. Вскоре встретили двух геологов, которые посоветовали идти аккуратнее, так как неподалёку видели медведицу с медвежонком. Однако обнаружили только следы, междвежья семья дожидаться туристов не стала. 

Но весь поход присутствие медведей чувствовалось: ходили по медвежьим тропам, видели следы зверей и траву со сбитой росой, нашли суслика с переломанными задними лапами (медведь, видимо, хотел пообедать, но услышал шум и ушёл). Соблюдали строжайшие правила: по одному не ходили, лагерь ставили на открытом месте. 

В итоге за весь поход ни одного медведя так и не увидели. Может быть, ребята слишком шумели (опять же, солярка), а может, наоборот, соблюдали законы медведей, и те туристов не пугали. До перевала Оганчи дошли без проблем. Под ним есть очень красивый источник, в котором нашли окаменелые листочки и забрали их с собой. 

Надеясь на то, что в источнике содержатся уникальные минералы, кинули в него монетки и постановили: через несколько лет ктонибудь сюда вернётся и привезёт в Москву окаменев шие денежки. С перевала открывался вид почти на весь Срединный хребет. Спустившись, пошли по тропам к реке Облуковина. Через перевал и эту реку проходит древний путь эвенков и ительменов, поэтому трудностей с передвижением тоже не возникало. 

По берегам Облуковины росли кусты с ягода ми, и привалы превратились в выпас. Река далее разливалась, надо было переправляться через многочисленные протоки, которым потеряли счёт (приблизительно 15ó16). Воды, в них, правда, было едва по колено и течение не очень сильное, поэтому обходились без верёвки. Это лето на Камчатке было очень жаркое, местные жители говорили, что за последние лет 70 такого тепла не припомнят.

 Комары лета ли тучами, почти весь поход пришлось идти в накомарниках. ´Молнии на палатках часто ломались, так как вход надо было быстро расстёгивать и так же быстро застёгивать. А потом аплодировать самым шустрым комарам, проникшим в палатку. Репелленты не помогали, так как смывались потом. 

Поскольку изза жаркого лета многие реки пересохли, трудно было найти место для ночёвки вблизи воды. Однажды в конце дня, когда надо было уже становиться лагерем, готовить ужин, да и пить очень хотелось, а воды поблизости не нашли, решили отправить на её поиски разведчиков. Остальные стали оборудовать бивак. 

Разведчики нашли в 1,5 км речку, принесли воды. После ужина все легли спать. Под утро разбудил шум. Когда вылезли из палаток, увидели: река, которая протекала в 1,5 км, теперь течёт рядом с палатками. Так она пришла в гости (на Камчатке реки часто меняют своё русло). Подошли к реке Золотой. Вот она была быстрой. После переправы пошли по плато Теканенди, хребты с двух его сторон сложены из пемзы, куски которой все набрали в качестве сувениров домой. 

По плато пролегает путь перегонщиков оленей, поэтому трудностей с передвижением опять же не было, и вот она, цель похода ó самый древний вулкан Камчатки. Под Хангаром дров практически нет, только стланик, поэтому встали на притоке р. Квахона. Как оказалось, подняться на вершину вулкана и увидеть озеро не такто просто. Вокруг мешанина хребтиков и отрогов. Подъём оказался очень крутым, везде ´сыпуха. 

Марина Печникова вместе с Юрой пошли на поиски тропы. На верное, вулкан тоже решил преподнести имениннику подарок, так как разведчики довольно быстро нашли пересохшее русло ручья, по которому можно было подняться. И им открылось озеро. Отвесные стены уходили в воду и терялись в глубине; озеро всё время менялось: то светлое, то тёмное, то синее, то зелёное. Скалы, окружающие Хангар, напоминали замки. 

Вскоре это великолепие увидела и вся группа. Ночью началась гроза. Как рассказывала потом руководитель ó опытный геолог: ´Я никогда раньше не ощущала на палатке тонны воды... Вокруг сверкало, оставалось надеяться лишь на прочность палаток. Они, к счастью, выдержали, всё обошлось. На следующий день, построив тур для духов Камчатки, отправились дальше. Надо было перейти через перевалы Квахона и Золотой (оба в Срединном хребте). 

Начался самый трудный участок пути ó по реке Средней Андриановке. Выяснилось, что тропы, нарисованной на карте, не существует. Шли вдоль Андриановских водопадов, по образованным ими ступеням, по сыпухе. Хотя верёвки вешать не потребовалось, да и воды изза жары было не столь много, тем не менее путь оказался очень тяжёлым, и хорошая физическая подготовка участников очень пригодилась. 

Когда водопады закончились, начались заросли кедрового стланика. Это, как рассказали туристам ещё до похода, самый труднопроходимый вид стланика, в чём скоро убедились они сами. Вдоль Средней Андриановки шли сквозь сплошные заросли, иногда небольшой участок пути отнимал очень много времени. Спуститься к реке не удалось: там были завалы. Через несколько дней выбрались к урочищу Осхадач. 

Москвичи уже серьёзно отставали отграфика. Пришлось урезать раскладку, рассчитанную на 15 дней. И вот наступил момент, когда продукты закончились: остались на последний перекус лишь три бульонных кубика. Даже заварка кончилась, последние три дня разводили кипятком остатки сухого молока. Вася начал выпытывать у руководителя, сколько времени человек может прожить без еды. Когда ему сообщили, что почти месяц, Вася както недоверчиво посмотрел и молча отошёл в сторону. 

Ребята тоскливо глядели на последний перекус и вдруг услышали гул. Сначала все молчали: боялись, что это показалось. Но когда изза деревьев появился вездеход!.. Из него выбрался человек и спросил, куда туристы держат путь. Выяснили, что им по дороге. Он кивнул и вроде бы собрался ехать дальше, но спросил: А, может, вас подвезти? Радости не было предела. Все погрузились в вездеход и тут поняли, что поход закончилсяУезжать не хотелось. 

Правда, впереди ещё предстояли новые поиски, ночёвка у океана, встречи с интересными людьми, но поход закончился... У каждого остались яркие впечатления от Камчатки. Марине Печниковой запомнились многочисленные цирки и облака, которые сворачивались, как котята. А гдето рядом с перевалом Оганчи в минеральном источнике и в Тихом океане остались монетки; говорят, если бросить их в воду, то обязательно сюда вернёшься.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Туры на Камчатку 
Фотографии Камчатки

Назад в раздел

Задайте вопрос...