(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Поездка в Карелию на машине

Я думаю, что каждый турист сталкивался с проблемами, связанными с МПС: и опоздание поездов, и бесконечные ночи на вокзалах в очередях за билетами, и война с проводниками по поводу провоза снаряжения. Всё это исключено, когда едешь в своём автомобиле: здесь ты сам себе машинист, кассир и проводник.

В пользу автомобиля говорит и то, что с ним значительно расширяются познавательные возможности туризма: столько исторических, архитектурных и природных памятников, как в том походе, я за всю свою жизнь, наверное, и не видел. На этот раз мы отправились на Кольский полуостров и в Карелию на своих машинах: я на «Жигулях» 11-й модели, а Валентин Корнилов на «Волге».



Карелия была моей давней мечтой, на Кольском же из башкирских туристов-водников никто ещё не был. Зная, что там много озёр, в качестве средств сплава выбрали старенькие «Таймени»: две «тройки» и «двойку». Правда, на одну из трёхместных лодок буквально перед выходом приобрели оболочку из ПХВ (полихлорвинила), выпуск которых освоила уфимская фирма «RIG».

За 27 дней мы проехали 8665 км по 15 областям и 5 республикам (в том числе 280 км по грунтовкам) и прошли на байдарках 208 км по рекам Териберка, Умба, Водла. Реки выбирали так, чтобы к ним было удобно подъехать на машине и чтобы конечная точка сплава тоже была рядом с дорогой. У реки все высаживались (нас было 7 человек) и занимались сборкой байдарок.

Я и Валентин в это время отгоняли машины поближе к конечной точке сплава, определяли на хранение, и затем возвращались на попутках или рейсовым транспортом. На Териберке машины оставили у пограничников, которые неожиданно для нас стояли в 2 км выше одноимённого посёлка (хотя в Уфе из Интернета мы узнали, что район Териберки не является погранзоной).

Ни сопроводительное письмо, ни уговоры не помогли. Пограничникам нужно было разрешение из погранотряда, а он в Мурманске. В общем, в посёлок нас не пустили, но это оказалось и к лучшему, так как через 3 дня, сплавившись по реке, мы нашли свои машины там, где и оставили — у контрольно-следовой полосы рядом с будкой пограничников.

В посёлок же нас попросили съездить сами пограничники: ребятам захотелось колбасы, булок и сока. В своё время мы тоже служили в армии и знаем, что этого действительно хочется. Посёлок Териберка произвёл удручающее впечатление: разруха, в нём трудно было бы найти место для стоянки машин. Но в магазине есть всё, и работает он круглосуточно: полярный день всё-таки.

При сплаве по Умбе машины отогнали в город Кандалакшу, и там определили на стоянку. От конечной точки сплава, посёлка Умба, до Кандалакши 100 км по хорошей трассе. Утром и вечером ходит автобус, но и частники за ту же цену быстро вас доставят. На реке оправдалось такое качество авто-водного туризма, как мобильность.

Дело в том, что официально сплав по Умбе запрещён рыбнадзором. Из всех групп, попавшихся нам на маршруте (2 московские, ивановцы и ярославцы), только мы шли официально, с маршрутной книжкой, но без разрешения рыбнадзора. И вот вечером, когда мы с Валентином уехали в Кандалакшу за машинами, на «уазике» подъехали инспекторы.

Убедившись, что руководителей группы нет, уехали, пообещав утром вернуться. Естественно, мы ждать их не стали, быстро погрузились и ночью отбыли. Всю Умбу преодолели за 5 дней, в то время как остальные группы проходят этот маршрут за 1,5—2 недели. Река запомнилась Падуном — красавцем-порогом, где у нас случился один оверкиль.

Запомнилось Канозеро с его «изюминкой» — островом Скалистым с петроглифами. И ещё бурей, заставшей нас посередине озера, когда мы через метровые валы и сплошную стену дождя, под сверканье молний и канонаду грома пробивались к берегу. Впечатлил нас и 25-минутный сплав-слалом по Родвинге (одной из проток Умбы) — как награда за переживание на Канозере.

Приехав в Карелию, от местных жителей узнали, что из-за сильной жары Водла обмелела, и туристы в её верховьях тащат катамараны на себе. Благоразумно решив, что наши старенькие «Таймени» не выдержат безводья, мы решили пройти только нижнюю часть реки, начав сплав с посёлка Водла, куда ведёт хорошая грунтовка и ходит автобус из Пудожа.

Водла запомнилась очень тёплой водой (+26°С), заколами в порогах (плотины из вертикально стоящих брёвен с узким проходом по центру, в котором устанавливается рыбацкая «морда» — каркасная сеть) и большим количеством «топляков». Машины в этот раз оставили в посёлке Кривцы у пожарников, депо которых расположено недалеко от берега, рядом с дорогой.

На обратном пути мы проехали по городам «Золотого кольца». Кострома, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, храм Покрова на Нерли — есть что вспомнить. И есть куда ещё стремиться, так как график нас подстёгивал и не давал полностью насладиться красотой этих городов.

И ещё одна цель была у нашего похода: по поручению Башкирской республиканской МКК мы в Ульяновске, Пензе, Новгороде, Петрозаводске и Мурманске оставляли Положение о чемпионате Урала по спортивному туризму, который второй год проводит наше Министерство по физической культуре, спорту и туризму. Так мы установили дружеские связи с туристами Центральной и Северной части России. 

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/  

Туры в Карелию

Назад в раздел

Задайте вопрос...