Под влиянием многочисленных вопросов и возражений, а также большого количества вполне достоверных ссылок об аланах и Осетии, я решил подготовить новые материалы об аланах и готаланах Крыма и Кавказа. В качестве справочного материала просто копирую одну из научных статей о кавказских аланах:
КАВКАЗСКИЕ АЛАНЫ-АСЫ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XIV-XVIII ВВ.)
В русских летописях под 1318 г. (1319 г.) на Кавказе упоминаются: «горы Яськие и Черкаские, близ Ворот Железных...» ; «под великими горами Яськими и Черкасками...».
Арабский историк Ибн Фадлаллах Эло-марп (ум. в 749 г. хиджры, или в 1348/1349 г.) писал о Золотой Орде: «У султана этого государства рати Черкесов, русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е. водится скот), текут реки и добывают плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданные его, хотя у них есть и (свои) цари. Если они обращались к нему с повиновением, подарками и приношениями, то он оставлял их в покое, в противном же случае делал на них грабительские набеги и стеснял их осадами; сколько раз он убивал их мужчин, забирал в плен их жен и детей, уводил их рабами в разные страны»; «Что касается городов Черкесских, Русских и Ясских, то у них (всего) этого очень много»
Арабский географ и путешественник Ибн Батута (1304-1377) посетил Сарай — столицу Золотой Орды: «В нем (живут) разные народы, как то Монголы — это (настоящие) жители страны и владыки ее; некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кипчаки, Черкесы, Русские и Византийцы, которые христиане». Асы-мусульмане, вероятно, выходцы из Средней Азии, давно переселившиеся в Поволжье.
Позволю себе здесь напомнить, что красивейший и богатейший по бюджету фильм "Кочевник", сделанный в Голливуде по личному заказу Президента Казахстана уважаемого Нурсултана Назарбаева, в своей исторической основе как раз вовсе никак не связан с кочевой культурой. Прототип главного героя происходит из города Яссы (Туркестан). Из самого названия города понятно, что это не кочевье, и что в многонациональной среде этого города (а во всех городах всегда жили, живут и будут жить много наций) самую заметную роль играли асы. Аланы (как и сарматы) не были кочевниками. Их естественная природная среда - это лесостепи равнин и предгорий, а естественный образ жизни - сезонное отгонно-пастбищное скотоводство. Поэтому сарматов и называли "женоуправляемыми". В доме распоряжалась женщина, обычно бабушка, то есть старшая женщина, а большую часть времени мужчины и юноши проводили вне дома. Но это вовсе не делало их кочевниками. Дом и женщины - это для них было святое.
Известно, что кыпчаки (куманы, половцы) никогда не защищали свои "вежи", где находились жены и дети. А волжские татары в тяжелые времена джуда (обледенения пастбищ) продавали собственных детей в рабство, чтобы сохранить стадо. Для кочевника конь и стадо всегда было важнее, чем жена и дети. Для сарматов и аланов рождение дочери всегда было счастьем, в отличие от большинства других народов Запада и Востока. Помимо пастушеской работы для сарматов и алан изначально огромное значение в экономике и образе жизни играла наемная служба в качестве городской стражи (полиции), охраны караванов, а также контрольные функции по сбору налогов на определенной территории.
Вполне возможно, что само по себе слово "алан" связано с современными украинскими словами "лан" - поле, участок, "ланковый" - бригадир полевой бригады.
В русском языке "елань" - большая сенокосная поляна в лесу. В современном крымско-татарском языке "алан" - сенокосные поляны в горных лесах. Причем, для крымской топонимики всегда само по себе название означает и экономические функции и право собственности. Если уж какое-то урочище имеет название, значит оно имеет хозяйственное значение и имеет определенного собственника. Ничейные и бессмысленные места в Крыму названий не получали. Второй важный момент "асы-мусульмане". По моим представлениям, в Крым и на Северный Кавказ христианство стало проникать уже в конце 1 века новой эры, то есть напрямую от апостола Андрея Первозванного и первой-второй волны христиан через города Боспорского царства. Это, прежде всего Керчь (Пантикапей) на крымском берегу и Фанагория (Таматарха, Тамань) на кубанском. Раннее христианство нашло благодатную почву в сарматской среде, поскольку соответствовало идеалам древнего культа Митры. В свою очередь каноны ислама оказались значительно ближе к древним арианским и несторианским моделям христианства, которые много веков развивались в среде аланов и кыпчаков.
Византийское ортодоксальное христианство (православие) требовало от народов многовековой воинской культуры слишком большого подчинения централизованной власти. Культ Митры предполагал личную ответственность сильного человека, офицера, за справедливость и равновесие. Ответственность перед высшими силами, а не перед монархом. Уж, тем более, для потомков сарматов была неприемлима власть священников, а образ жизни аланов (и казаков, кстати) многие века не предусматривал строительство храмов. Этим можно объяснить, что значительное число аланов, как на Кавказе, так и в Крыму под культурным влиянием арабов и по экономическим соображениям быстро прогрессирующей системы международной торговли мусульманского мира перешли в ислам. Аланская метрополия входила в состав епархий Константинопольского патриархата. В работе С.Н. Малахова дан обзор источников и литературы об Аланской метрополии и в приложении к работе приведены сведения о митрополитах Алании за период с X в. по конец XVI в. С.Н. Малахов отмечает, что «сведения, подтверждающие военно-союзнические отношения Алании с Трапезундской империей, сохранились в письме последнего императора Давида Комнина от 29 апреля 1459 года к герцогу Филлипу Бургундскому, где упоминается, что аланы готовы сражаться на его стороне против неверных наряду с «джи-ками».
Как указывал Ф.И. Успенский в своей книге по истории Трапезундской империи и на которую ссылается С.Н. Малахов, в этом письме император Давид (1458-1461) «рассказывает, как он отдал свою племянницу за Гассана (хан Бело-баранной орды в Месопотамии, — А.К.) с целью привлечения его в лигу, как он сам выйдет с 20 галерами и 20000 войска, Гассан с 50000, Георгий VIII Грузинский с 60000, подчиненный ему Грузинский герцог с 20000 кавалерии, Дадиани Липарит, князь Мингрелии, с 60000, Рабия, князь Абхазии с его братом и баронами, с 30000; кроме того готы и аланы дали обещание сражаться под знаменем короля Георгия Грузинского». Вероятно, аланы, о которых идет речь в письме, это не кавказские аланы, а аланы, жившие в нагорном Крыму и находившиеся в тесном контакте с готами, почему они и называли себя готаланами, как писал о них Иосафат Барбаро. Гото-аланское княжество в Крыму с центром в Мангупе (Дорос, Феодоро) имело свою готскую митрополию и просуществовало до разгрома турками-османами в 1475 г.
тут еще необходимо уточнение: город Дорос, упомянутый в 6 веке Прокопием Кесарийским в трактате "О постройках", располагался на месте древнего города Киммерик на Керченском полуострове. "Страна длинных стен" Дори располагалась на Керченском полуострове между грандиозной системой рвов и валов. Готы, которым гунны позволили поселиться рядом с захваченным им Пантикапеем, столицей Боспорского царства, это не совсем скандинавы или германцы, а выходцы из Приднепровской Готии, державы короля Германариха. В данном случае важно, что приднепровские готы уже имели значительный сарматский (северо-иранский) компонент и были по религии арианами. Известно, что приднепровские готы имели собственную письменность и перевод Библии. Известно также, что и православная, и католическая церковь огромными усилиями и кровью полностью уничтожила все следы "ереси" готского епископа Ульфилы. княжество Феодоро не было гото-аланским княжеством. Династы Феодоро со столицей на Мангупе были полноценными византийскими аристократами. Вероятно, из рода Гаврас. В 1381 году сложилась уникальная ситуация, когда католики-генуэзцы смогли договориться с ханом Золотой орды Тохтамышем о монополии на торговые связи между Восточной Европой и Средиземноморьем. "Донором" в этой сделке как раз и стало гото-аланское государство. Но Кырк-Эль не было княжеством. "Страна сорока замков", известная как "аланское княжество" была уменьшенной копией (и, скорее всего, предшественником) Гардарики - страны русских городов, а также немецкой Ганзы, то есть конфедерацией купеческих городов-государств с наемной воинской аристократий.
Еще со времен так называемой Малой Скифии, после распада государства скифского царя Атея, в Крыму сложилась система Сорока земель (известно, что величие скифского царя требовало, чтобы границы его земель располагались на 40 дней пути). Из легенды о смерти скифского царя Скилура известно, что к его одру прибыло 80 "сыновей". Археологические раскопки и в Неаполе Скифском и в городище Вишенное у Белогорска показывают, что саркофаг царя сопровождают захоронения еще 80 вождей. Вероятно, как и в русском Великом Новгороде, вождь городской стражи управлял только "силовыми структурами", а в целом власть принадлежала ставленнику купеческой общины. Из этого следует, что, с одной стороны, купеческая община могла отказать князю и его дружине и "дембильнуть" его от службы, как это происходило с Александром Невским, а, с другой стороны, князья со своими дружинами без всяких угрызений совести, религиозных или культурных ограничений переходили на службу к монархам других государств. Это объясняет тот факт, что города и поселения с топонимами Яссы, -алан, Алания находятся в десятках стран мира.
Дополним материалы об аланской митрополии еще одним фактом. Византийский император Иоанн VI Кантакузин (1347-1354) в 1354 г. отрекся от престола и постригся в монахи под именем Иосафа. В беседе с папским легатом Павлом в нюне 1367 г. бывший император Иоанн VI отмечал, что для изучения причин греко-римского конфликта «надо, чтобы состоялся кафолический и вселенский собор, на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха — и те, которые близко, и те, которые далеко пребывают, как-то: /митрополит/ России с несколькими его епископами, /митрополиты/ Трапезунда, Алании, Зикхии, также другое патриархи: Александрии, Антиохии и Иерусалима, а кроме того — католикос Ивирий, патриарх Тырнова и архиепископ Сербии; — собор, на который и папа прислал бы (своих) представителей согласно с установленными издревле порядком и обыкновением».
В 1380 г. асы (ясы) были в составе войск Мамая, сражавшихся против русских в Куликовской битве: «В лето 6888... того же лета безбожный и злочестивый ордынский поганый Мамай, собрав рати многы и все землю Половецкую и Татарскую, и рати понаимовав, Фрязы и Черкесы и Ясы...» «... рати понаймовал Бесермен, и Армены, Фрязы, Черкасы, Ясы, Буртасы...».
в отношении эмира Мамая русские летописи лучше не читать вообще. Однако, интересно, что черкесы и ясы, а также половцы и татары упомянуты раздельно. В Крыму ислам как государственная религия стал развиваться лишь в 15 веке. Какие народы назывались в 14 веке татарами? Половцы, скорее всего, были несторианами (одна из ранне-христианских ересей). О религии Мамая ничего не известно, но сын его имел уже исламское имя - Мансур. Один из внуков был крещен в Польше, кажется, в православие, и стал князем Глинским. Правнучка - Елена Глинская стала матерью царя Ивана Грозного. все войско эмира Мамая состояло из наемников. Основа экономического могущества Мамая и его рода Кият держалась на торговле солью. Известно, что соль из озера Кият у современного Перекопа имела запах малины и ценилась очень дорого. Труд армянского историка Фомы Мецопского охватывает период с конца XIV в. до середины XV в. В этом труде в связи с походом золотоордынских войск в Закавказье в 1386 г. упомянуты «врата Аланские (дважды) и Дербентские».
Персидский автор Шереф-ад-Дин. Йезди (ум. в 1454 г.) в «Книге побед» писал о выступлении войск Тимура против золотоордынского хана Тохтамыша в 1388 г. В составе золотоордынского войска было много представителей подвластных Золотой Орде народов. «Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, (жителей) Крыма с Кафой и Азаком, башкирдом и м.к.с. собралось войско изрядно большое...» Далее Йезди описал поход Тимура против Золотой Орды в 1394-1395 гг. во время военных действий на Северном Кавказе: «В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Буриберди и Буракана, который был правителем народа асов. На этом пути находились леса. Вырубив деревья и проложив дорогу, (Тимур)... взошел на гору Эльбурз»; и на Нижней Волге: «Победоносное войско взяло Сарай и, подложив огонь, сожгло его... Выселив всех жителей Хаджи-Тархана, город зажгли... Когда все области Дешт-и-Хазара, правое и левое крыло улуса Джучиева и прочие северные страны были покорены, когда подобные небосводу войска, сделав набег на области и места того края — (земли) Укека, Маджара, русских, черкесов, башкирдов, Микес, Бальчимкина, Крыма, Азака, Кубани и аланов со всем к ним принадлежащим и относящимся, — выказали свою силу и полную власть...».
Доминиканец Иоанн Галонифонтибус в 1377 г. был назначен римским папой епископом Нахичевани, а в 1398 г. Иоанн стал архиепископом Султании. В 1403 г. в качестве посла Тимура посетил ряд европейских стран. Конец жизни провел в Крыму. В его описании Кавказа: «Черное море или море Танайское находится к Западу от Великой Татарии. Южными соседями являются чрезвычайно высокие горы, Бакинское море (это последнее называется также Каспийским морем) и Персия. Эта страна представляет поселения для многочисленных народов и состоит из различных провинций, а именно: Кумания, Хазария, Йахабри, Иухугур, кыпчаки, гумат, блаки, кумыки и авары. Многие народы северных гор даже не знают своих соседей»; «В этой стране много христиан, а именно: греки, разные армяне, зики, готы, таты, воляки, русские, черкесы, леки, йасы, аланы (в рукописи assi et alani), авары, казикумухи и почти все они говорят на татарском языке. Кавказские или Каспийские горы находятся в южной части страны, их высота и протяжение прекрасны, но и обитает там такое же количество различных наций, языков и чудовищ»;
"почти все говорят на татарском языке" - следует понимать, что в начале 15 века на юге Восточной Европы языком межнационального общения был кыпчакский. Это вовсе не означает, что армяне или осетины, или русские, или адыги в своих семьях не говорили на родных языках. в описании Грузии: «Протяженность этой страны равна двадцатидневному путешествию, и она заселена неплотно. Здесь живут различные народы, такие, как грузины, армяне, сарацины и евреи, которые имеют дело с торговлей. На границах, в горах живут двали, аланы, осетины (в рукописи assi) и другие. Доминиканцы и францисканцы многих в этой стране обратили в христианство, и они имеют в этом регионе несколько колоний».
Интересно, что в этом тексте аланы и осетины - разные народы. Азербайджанский писатель ал-Бакуви (втор. пол.ХIV в. — нач.XV в.) в географическом сочинении, написанном в нач.XV в., называет в земле ал-Лан крепость Калат ал-Лан на вершине горы Баб-ал-Лан.
Во время своих многолетних странствий немецкий путешественник Иоанн Шильтбергер в нач. XV в. побывал на Кавказе. В своем сочинении в этнографическом экскурсе «О том, как ясы празднуют свадьбу» он описал бытующий у грузин и ясов свадебный обряд. В конце экскурса Шильтбсргер добавил, что «этот обычай существует также в Армении. Грузины называются у язычников Гурджи, Ясы же — Ас» .
Царь Имерети Вахтанг Горгасал (cep.XV в.) (не путать с царем Картли Вахтангом Горгасалом, V в.) в грамоте 1432 г. назван: «царь царей ранов, кахов, сванов, греков, армян, мегрелов, грузин, джиков, алан, шарванов и шарвашов, Лих-Имера, и Востока и Севера». Царь Картли и Имерети Баграт VI (1466-1478) в грамоте 1478 г. именуется: «Баграт, царь Абхазии, Карталинии, Черкесов, Аланов, Кахстии, Сомхетии и владелец Ширвана, Шанша и Шарванша...». В отличие от общепринятого в Грузин этнонима Ош (осети), в этих документах аланы названы своим самоназванием и четко отличаются от адыгов (джикво, черкесов).
Итальянец Иосафат Барбаро в 1436-1452 гг. прожил в Тане — венецианской колонии в устье Дона. В «Путешествии в Тану» он писал: «Равнина Татарии представляется человеку, стоящему посередине, в таких границах: с востока она имеет реку Ледиль (Ledil, Edil, Итиль, Волга, — А.К.); с запада и северо-запада — Польшу, с севера — Россию, с юга, там, где земли обращены к Великому морю (Черное морс, — А.К.) — Аланию, Куманию, Газарию; последние страны все граничат с Забакским морем (Азовское морс — А.К.)». «Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на собственном языке называются «Ас». Они христиане и были изгнаны и разорены татарами. Страна лежит на горах, на побережьях, на равнинах; там есть множество курганов, насыпанных руками человека, они возведены как знаки погребений. Каждый имеет на вершине большой камень с отверстием, куда втыкают крест, сделанный из другого цельного камян. Эти курганы бесчисленны...» «Если ехать из Таны вдоль берега упомянутого моря, то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кре-мук... Дальше за этим народом лежат области, населенные племенами с различными языками, однако они не слишком удалены друг от друга. Это племена Кипке, Татаркосия, Собаи, Кевертси, Ас, т.е. аланы, о которых мы говорили выше. Они следуют одно за другим вплоть до Менгрслии, на пространстве двенадцати дней пути. Эта Менгрелия имеет границу с Кайтаками, которые живут около Каспийских гор (Кавказские горы, — А.К.), и частично с Грузией и Великим морем, а также с горным хребтом, проходящим в Черкесию».
Византийский историк Лаоник Халко-кондил (ум. ок. 1464 г.) писал об аланах: «В соседстве с городами Верхней Иберии (Грузии) живут Аланы, Гунны и Эмбы. Но Аланы простираются до (горы) Кавказа и считаются между другими самыми храбрыми и искусными в военном деле. Они делают превосходные кольчуги, следуют вероучению Господа нашего Иисуса Христа, имеют особый язык и из меди изготовляют оружие, называющееся аланским».
Польский историк Матвей Меховский (1457-1523) в «Трактате о двух Сарматиях» (1517 г.): «Аланы — это народ, живший в Алании, области Сарматии Европейской, у реки Танаиса и по соседству с ней. Страна их — равнина, без гор, с небольшими возвышенностями и холмами. В ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, и там погибли или были истреблены.
Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев — ни аланов, ни пришлых. Иногда только проходят там казаки, «ища», по их обычаю, «кого пожрать».
Из географического труда балхского ученого Махмуда ибн Вали (род. в 1104 г. хиджры или в 1595/1596 г.): «Асе — из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба — из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их — в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех и (среди них) весьма славятся русские меха.
Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. Благородство среди них почти не встречается, ибо злодеяние и кровопролитие победили их естество. Когда кто-либо из них попадает в неволю, то становится смиренным и послушным. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр большое количество военных доспехов, деревянную посуду, невольников и наложниц. Некоторые женщины той области с красивой внешностью, но такие встречаются редко. Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области воров мало, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми и нет надобности в сторожах» (19, с.15-16).
Насколько я понял, речь идет о племени поляне (напомню, что в современном крымскотатарском языке "алан" это поляна в лесу), и их главном городе Киев (Кутаба). Интересно также, что асы вовсе не названы кочевниками, но понятно и то, что они не земледельцы, а скотоводы. В общем, все сходится. Сарматы и аланы - это племена с отгонно-пастбищным животноводством и оседлым образом жизни. Поэтому и сарматы, и аланы постоянно нуждались в сотрудничестве с племенами земледельцев и были естественными их защитниками от кочевых степных племен.
В связи с нашествием турок-османов в Закавказье в 1583 г. армянский историк Захарий Канакерци (1627-1699) сообщал, что османский предводитель Фахрат-паша «двинулся на Гандзак Агванский и овладел им. Взяли и Тавриз и Шамаху, и Дамур-гапы, то есть ворота Аланские, и османы распространили свое господствовплоть до Худафсрина».
Аракел Даврижеци (кон.XVI в. — 1670), армянский историк: «Этот государь, султан Мурад (турецкий султан в 1574-1595 гг. — А.К.) послал большое войско в страну персов, захватил Тавриз и Ереван, Ганджу, Аршар и Шамаху — вплоть до ворот Аланов, возведенных Александром Македонским»; Османский полководец Лала-паша, «направившись к аланам, пошел к Железным воротам, там тоже построил крепость и назвал се Демур-гапу, оставил в ней многочисленное войско и военачальника по имени Осман — очень искусного и безжалостного». «А в 1585 г. пришел в Демур-гапу приказ высокомерного Мурада (предписывающий) Осману отправиться к нему в Константинополь. И тот действительно поехал и был удостоен чести быть назначенным военачальником и князем на всем востоке — от Византии до аланов».
Французский миссионер Луи Гранже в письме, написанном в 1615 г., описал свое путешествие из Константинополя (Стамбула) в Мингрелию: «... в стране Лазии, которая простирается от Трапезунта до Грузии. Но в части, которая ближе к Трапезунту, говорят по-гречески; в той же, которая находится ближе к Грузии, говорят вообще на языке Мингрелии, бывшей колонии лазов или аланов, народом Мингрелии. Они переходят мало-помалу в магометанство...».
тут есть повод отдельно задуматься. Известно, что в Османской Турции основным предметом анекдотов и шуток были лазы. Это означает, что лазы обладали более древней культурой и другой ментальностью (как, скажем баварцы по отношению к другим немцам или шотландцы относительно англичан, габровцы относительно всех прочих болгар. Но, честно говоря, первый раз узнал об аланах в Менгрелии.
Итальянец Арканджело Ламборти провел в качестве миссионера 18 лет в Мингрелии с 1635 г. по 1653 г. Он составил описание Мингрелии: «Ближайшими являются абхазцы, сваны, карачаевцы, джики, черкесы. Все они именуются христианами, но живут без законов и занимаются охотой и грабежами. Разнообразие их наречий и языков удивительное. Каждая из этих народностей имеет свое собственное наречие, которое настолько разнится от наречия другой народности, что не находишь ни одного сходного звука между ними»; «Про аланов и цихов я отдельно ничего не отмечу, потому что у них такие же обычаи, какие у их соседей — сванов и абхазцев».
занятие "охотой и грабежом", вероятно, следует понимать как древнюю традицию запрета на земледелие. Известно, что только Екатерина Великая смогла уже в 18 веке принудить казаков пахать землю. До этого само прикосновения к плугу у казаков наказывалось смертью от своих же товарищей. интересно также в этой цитате и удивительная привязанность к самоидентичности, сохранению языкового своеобразия. Для больших наций обычным является моноязык и конформизм. Но в условиях ландшафтного и хозяйственного разнообразия горных областей есть возможность многие века сохранять этническую самобытность. В принципе, для туризма это огромный ресурс, позволяющий зарабатывать деньги только из "невесомых полезностей" - из информации, не затрачивая ни вещество, ни энергию.
Француз Жан Шарден в 1672-1673 гг. посетил Закавказье и составил описание своего путешествия, выдержки из которого мы приводим: «Обитатели Кавказа составляют ту воинственную народность, столь прославившуюся под именем гуннов, которая распалась на разные мелкие племена. Те из них, которые граничат с Колхидой, суть, во-первых, аланы, страна которых составляла в прежние времена северную границу Армении, между горами Кавказа и Каспийским морем, где определяют место страны амазонок. Это известный народ, бывший в союзе с персами против римлян в течение первых семи веков. Остальные состоят из сванов, жигов, карачиолов или карачеркесов — народов, еще более диких, чем их имена, последние во всяком случае, мало изменились, как легко заметят люди, знакомые с древней историей, из которой видно, что алланы назывались алланами, сваны — тцанами, жиги — зихами, карачеркесы — карачиолами. Эти кара-черкесы, как их зовут турки, т.е. черные черкесы, составляют северную отрасль... Наречия этих народов довольно различны, но имеют общие свойства, приближаясь к славянскому или грузинскому, смотря по близости к Херсонесу или Фазису»; «Церковь св. Георгия находится в местечке Иссариен близ Черного моря, в епископстве Бедиель. Окрестные народы очень благочестивы, даже нехристиане. Самые близкие соседи — абхазцы, алланы, жигезы и другие неверные не осмеливаются ее ограбить, хотя хорошо знают, что эта церковь очень богата, в особенности драгоценностями и деньгами. Двери этой церкви украшены серебряными пластинками, на которых рельефно высечены как изображения самого святого, так и его чудес. Однако никто, как я уже сказал, не смеет обокрасть эту церковь из страха, чтобы святой не предал их лютой смерти»;
очень характерное западное понимание благочестия: "не осмеливаются обокрасть церковь из страха". Насколько я знаю Крым, неприкосновенность древних могил и древних святынь основана не на страхе смерти. Это более древнее благочестие, чем христианство и ислам. Это идет еще от каменного века. Оскорбление мертвых повлечет за собой не просто лютую смерть, а проклятие на много поколений в будущем. Не знаю, какова была ситуация на Кавказе, но в Крыму за 500 лет господства ислама не пострадал ни один христианский храм (ни у католиков, ни у православных, ни у армян), ни одна синагога, ни одна караимская кенаса. Огромное число храмов было взорвано комсомольцами в 1930-е годы. «Северные народы Кавказского хребта: алланы, сванеты, гунны и другие народы, по многим рассказам, славятся своею силою и мужеством, равно как амазонки, которыми и было разорено маленькое кахетинское царство».
гунны, если вспомнить о Гуннской епархии Готской митрополии во времена Хазарского каганата, это современные ногайцы Северного Кавказа и какая-то часть народностей Дагестана. Амазонки в данном контексте, может быть каракалпаки. Во всяком случае, именно у каракалпаков сохранился народный эпос Кырк-Кыз о сорока девах-воинах. Турецкий путешественник Эвлия Челеби (XVII в.) неоднократно посещал Северный Кавказ и Закавказье. В описании своих путешествий он упоминает «города страны Хазарской, земли Терской и страны Лан» (вероятно, Алан — А.К.), а также область и крупный город Серираллан в Дагестане.
Ал-Масуди (сер.Х в.) сообщал о большом царстве Серир в горах Дагестана. Царство Серир граничит с царством аланов. Между царем Серира и царем аланов заключен договор и они взаимно отдали друг за друга своих сестер. Возможно, название города Серираллан — отголосок древних связей между Дагестаном и Аланией.
Вахушти Багратиони (1696-1757) в «Географии Грузии» дал отдельно описание Осетии и Алании. Осетию Вахушти локализует в области современной нагорной Осетии. Об Алании Вахушти сообщает следующее: «А Алания находится на запад от Сванетии и к северу от Бедии. Имеет: с востока — Кавказ и границу сванов, с юга — Кавказ, находящийся между Бедней, Одишией и этой (страной), с запада — Кавказ и с севера — тоже Кавказ. Посередине ее протекает сванская река. Урожаем и скотом считай такою, какова Сванетия. Люди же идолопоклонники, без веры, но первоначально они были христианами, а теперь — идолопоклонники и некоторые — магометане, но и в этой религии невежды.
очень уважаю царевича Вахушти Багратиони, поскольку посчастливилось мне пировать в его доме (это сейчас Географическое общество Грузии). Но отзыв об аланах как идолопоклонниках - всего лишь следствие борьбы ортодоксальной византийской церкви с раннехристианскими течениями - арианами и несторианами. "Невежды в религии" - это достаточно глупый и агрессивный ярлык, который говорит только о том, что аланы сохранили древние духовные традиции. А горы кавказские, что мы отметили в этих местах — от Кедельского Кавказа до Джикетии, такие же ледовитые горы, как карталинские и осетинские, высотою, ледовитостью и всем одинаковы с ними. А Сванетия и Алания составяли доли Кавкаса, а цари грузинские укрепили их за собою, как уже мы писали». Северокавказская Алания в домонгольскую эпоху, как считает В.А. Кузнецов, «может быть дифференцирована на две хорошо различимые этнокультурные области, одна из которых размещается в верховьях Кубани и западной части Кабардино-Балкарии, другая — восточнее, вплоть до границы с Дагестаном».
Вторжение татаро-монголов и оккупация ими северокавказской равнины привели к тому, что аланы были вытеснены в горы и частично, перейдя Кавказский хребет, расселились на территории Грузии. Аланские переселенцы с верховьев Кубани, поселившиеся между Абхазией и Сванетией, образовали область, которую Вахушти в первой половине XVIII в. назвал Аланией.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Летопись по Воскресенскому списку. Полное собрание Русских Летописей (ПСРЛ). //СПб., 1856, Т.VII.
2. Тверская летопись.//ПСРЛ. М., 1965. T.XV.
3. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из сочинении арабских. СПБ., 1884, T.I.
4. Малахов СП. К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв.//Ала-иы: Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992.
5. Успенский Ф.И. Очерки по истории Трапе-зундской империи. Л., 1929.
6. Прохоров Г.М. Публицистика Иоанна Канта-кузина 1367-1371 гг. //ВВ., М., 1969, Т.29.
8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку .//ПСРЛ.СПб., 1859, Т. VIII.
9. Фома Мецопский. История Тимур Ланка и его преемников. Баку, 1957.
10. Тигснгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинении. М.-Л., 1941. Т.Н.
11. Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа (1404 г.) (Из сочинения «Книга познания мира»). Перевод с лат. на анг. и комментарии Л. Гарди. Перевод с анг. и предисловие З.М. Буниятова. Баку, 1980.
12. Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Сокращение книги о памятниках. Издание текста, перевод, предисловие, примечания и приложения З.М. Буниятова. М., 1971.
13. Путешествия Ивана Шильтбсргера по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. Перевел с немецкого и снабдил примечаниями Ф. Брун //Записки Импер. Новороссийского Университета. Одесса, 1867, Т.I.Вып. 1 и 2.
14. Какабадзе С.С. Грузинские документы IX-XV вв. М., 1982.
16. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. Вступительные статьи, подготовка текста, перевод и комментарий Е.Ч. Скржинской, Л., 1971.
17. Миллер Вс. Терская область. Археологические экскурсии. //МАК, М., 1888, Вып.1.
18. Матвей Меховский. Трактат о двух Сарма-тиях. Введение, перевод и комментарии С.А. Ачинского. М.-Л., 1936.
19. Махмуд ибн Вали. Море тайн относительно доблестей (география). Введение, перевод, примечания, указатели Б.А. Ахмедова. Ташкент, 1977.
20. Захарий Канакерци. Хроника. Перевод с армянского, предисловие и комментарий М.О. Дар-бинян-Меликян. М., 1969.
21. Аракел Даврижеци. Книга историй. Перевод с армянского, предисловие и комментарий Л.А. Ханларян. М., 1973.
22. Письмо, посланное с Востока отцом Луи Гранжия, генералу иезуитского ордена. //Известия Кавказского отделения Московского археологического общества. Тифлис, 1915, Вып. IV.
23. Арканджело Ламберти. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией. Перевод с итальянского К.Ф. Гаи. //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1913, Т.43.
24. Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг. перевод с французского Д.П. Носовича. //Кавказский вестник, Тифлис, 1900, № 3; 1901, № 2.
25. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Перевод и комментарии. Выпуск 2: Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подопья. М., 1979. Выпуск 3: Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983.
26. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане. Перевод и примечания Н.А. Караулова. //СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып.38.
27. Вахушти Багратиони. География Грузии. Введение, перевод и примечания М.Г. Джанашви-ли.//Тифлис, 1904, Книга XXIV, Вып.5.
28. Кузнецов В.А. Дургулель Великий и Нижний Архыз. //Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988.
Источник: книга С.П. Таболова "Аланы. История и Культура". Изд. 1995.
www.IRÆTTÆ.com
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг