(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Экспедиция на Эльбрус на Кавказе

По мнению участников экспедиции, найден религиозный центр праславянского государства Русколань, упоминавшегося во многих письменных исторических свидетельствах и устных преданиях. Русколань в первые века нашей эры объединяла славян, алан и некоторые другие народы, жившие на Северном Кавказе.

Экспедиция обнаружила, предположительно, место нахождения храма Солнца и древнего города Кияра (Куара), игравшего в те времена для славян роль столицы (позже ею стал Киев). Храм Солнца, по мнению участников экспедиции, был, как и Стоунхендж, пригоризонтной астрономической обсерваторией и обслуживал дошедший до наших дней календарь.



Его составил последний князь Русколани Бус Белояр, которого в бытующих на Кавказе сказаниях о богатыряхнартах называют Баксаном. (После его гибели в 368 г. н. э. в войне с готами священную реку Альтуд — Алатырку, текущую с Алатырьгоры, Эльбруса — стали называть в честь князя Баксаном.) Следующую экспедицию в Приэльбрусье решили назвать «Кавказский Аркаим» — по имени древнего городаобсерватории, построенного на Урале, вероятно, предками славян.

Наш поезд уходил из Москвы под прицелом объективов телекамер: СМИ, ожидая сенсации, довольно активно взялись за нашу популяризацию в Москве и грозились прибыть своим ходом в полевой лагерь. А гл. редактор «ВВ» пробубнил вслед что-то недовольное по поводу возможной задержки материала для газеты, который всё равно придётся сокращать «как минимум в два раза».

(Впрочем, это не помешало ему задержать публикацию до 2004 г.) В Пятигорске в переполненном зале краеведческого музея жители Кавминвод забросали нас вопросами и пожеланиями. Внимание к нашей экспедиции было вполне понятно. В последние годы в республиках Северного Кавказа появились антирусски настроенные политические силы.

Поэтому весьма актуальным стал вопрос, была ли славянская часть местного населения исконной (с домонгольских времён) или появилась здесь лишь в XVIII—XIX веках (в период вхождения Северного Кавказа в Российскую империю), как утверждают некоторые местные издания. Наше открытие, безусловно, свидетельствует в пользу первой версии.

Вот поэтому здесь мы оказались в зоне второго, на этот раз политического, циклона. Забегая вперёд, замечу, что после встречи в музее многие узнавали на улице нашего пятигорского координатора и интересовались у него судьбой экспедиции. К вечеру 19 июня наш головной отряд, дополненный пятигорскими школьниками, на КамАЗе и автобусе (спасибо за них активистам славянских общин Кавминвод!) приблизился к месту проведения экспедиции.

Позади остался водораздел Терека и Кубани, по которому через перевал Нартджол пролегал древний путь героев северокавказского эпоса — нартов к подножию Эльбруса. Впереди лежала долина реки Ингушли, а за ней виднелся конус горы Тузлук. Но здесь, в 2—3 км от места поисков, нас застал третий, теперь атмосферный, циклон.

Пелена чёрных туч, заходивших на предгорные пастбища восточнее Эльбруса, особых неприятностей не сулила. Но перед спуском в долину водитель грузовика резонно заметил, что при малейшем дожде назад по такой крутой дороге он не проедет. Поэтому решили установить временный лагерь на пологом и широком травянистом отроге в километре от реки.

На выгрузку стационарных палаток, газовой плиты, продуктов и запаса дров ушло не более 20 минут, но за это время начавшийся дождь превратил дорогу в торфяной студень, в котором тяжёлый КамАЗ безнадёжно застрял. Вскоре дождь сменился мокрым снегом, сильный ветер начал валить палатки. Утром 20 июня мощный снегопад сократил видимость до 50 м. Два Александра, Чепурченко и Асов, пробились сквозь пургу на расположенный поблизости сырзавод за подмогой.

Приехавшие оттуда на ГАЗ-66 рабочие не смогли вызволить КамАЗ, но забрали с собой А.Евтушенко. Они были последними, кто смог проехать по серпантинам перевала Гумбаши и долине реки Подкумок. Как в хорошем боевике, сразу за ними сель снёс километровый участок дороги. А в лагере шла прозаическая борьба за жизнь: пытались приготовить горячую пищу, отвести изпод палаток воду, укрепить их растяжки.

Экипажи затопленных палаток эвакуировались под тент КамАЗа. К утру 22 июня выпало до полуметра снега. Им покрылись огромные ространства от Кисловодска до Эльбруса и от Кубани до Баксана. К вечеру стихия поутихла, снег начал быстро таять, и на Северный Кавказ обрушились грязекаменные потоки невиданной за последние триста лет силы. Над лагерем к этому времени выглянуло солнце, и он начал оживать.

Пятигорские школьники, демонстрируя невероятную для москвичей дисциплину и сознателность, начали переносить лагерь в долину. Нучный отряд экспедиции, обвешенный треногми, теодолитами, рейками и рюкзаками, переправившись через бушующие потоки, поднялся к подножию горы Тузлук. Умолчим о том, каких сил это потребовало от трёх неакклиматизиро ванных участников, самому молодому из которых было 52 года.

Но время поджимало: наступило летнее солнцестояние. В эти дни решалась судьба экспедиции. Если солнце взойдёт над заметным ориентиром, гипотеза об астрономической значимости горы Тузлук получит подтверждение. Если нет — можно «сматывать удочки». Как ни спешили, засечь место (азимут) заката не смогли: солнце село в тучу. И вот наступил долгожданный рассвет 23 июня.

На горизонте за массивом столообразной горы Канджол (в переводе с карачаевского языка — «кровавый путь»), больше известной под созвучным названием Кинжал, зажглась узкая кровавая полоска: это проснулась ЗаряЗареница, богиня рассвета наших предков. Спотыкаясь на кочках, тащим на вершину горы теодолит и фотоаппаратуру. Холодно. Красная полоска разрастается, к ней присоединяется фиолетовое, голубое, а затем и золотистое сияние.

Оно ширится, занимает полнеба. За Эльбрус смещается фиолетовая полоса на небосводе — тень от Земли, граница дня и ночи. Солнце уже поднялось над горизонтом, но от нас оно скрыто массивом Канджола. Порозовел, а потом зазолотился Эльбрус. Лучи низкого солнца прорвались по долинам через горные хребты, заливая окрестные вершины. Ну!!! И вот в глубокой седловине вблизи южного края Канджола появляется ослепительная точка.

Андрей Юрьевич, наш геодезист и топограф, ловит её в перекрестье визира. Отсчёт по верхнему краю светила! Отсчёт по середине диска! На солнце уже нельзя смотреть без светофильтров. Щёлкают с пулемётной частотой затворы фотоаппаратов. — Ура — вот солнце! — Так и хочется приветствовать восход возгласом наших предков. Вершина Тузлука затоплена золотым светом. Красота неописуемая!

Теперь можно свободно вздохнуть, взять азимуты на окрестные вершины, нарисовать профиль горизонта, чтобы затем по вычислениям, немыслимым без сегодняшних замеров, определить ориентиры, отмечающие восходы и заходы луны, зимнего солнца и различных созвездий. На восточном склоне горы находим три неширокие террасы, чем-то похожие на трибуны римских колизеев.

Позже у подножия горы обнаруживаем два камня-алтаря с выдолбленными углублениями и канавками для стока жертвенного напитка — сурьи. Он готовился на меду и травах, рецепт описан в «Книге Велеса» — священном писании древних славян. Камни лежат практически на линии восток — запад, и это, конечно же, не случайно!

А в стороне за менгиром (рукотворной стелой с изображённым на ней лицом, обращённым на юго-восток) расположилась гряда «чашечных» камней с выдолбленными лунками, ковшами, воронками. Воображение рисует картину праздника в честь солнца-Сурьи. Стоя на вершине горы Тузлук, жрец (от слов «живо рец», рекущий живое, то есть исходящее от Бога слово) со ступеней храма возвещает восход солнца, на террасах на склоне горы стоят князь Бус и его дружинники, внизу на гряде «чашечных» камней полыхает цепочка жертвенных огней.

На алтарях возливают сурью огненному Дажьбогу — подателю всех земных благ, Хорсу — коню, влекущему по небу солнечную колесницу, и самому солнцу. Летом оно называлось Сурьёй или Коло. Зимой, в корочун (день зимнего солнцестояния) и в святки (до 7 января), когда надо было помочь светлым силам освободить солнце из зимнего плена, сдвинуть его небесный путь к лету, нарождающееся солнце звали Колядой.

Кстати, от небесного круга коло, по которому ходит солнце, произошло латинское слово календарь, вернувшееся в наш язык из Рима и Византии. Стоит отметить и такой интересный факт: по данным вулканологов, последнее извержение Эльбруса произошло около 2500 лет назад. Тогда лавовый поток («огненный змей»!) перегородил реку Кызылсу и образовал известный туристам водопад Султан и «калинов мост».

То есть на глазах наших предков, входивших в скифский племенной союз под именем сколотов. По мнению археологов, в то же время скифами был установлен менгир вблизи горы Тузлук. Дни шли за днями, чередуя дожди и туманы. Сроки экспедиции истекали. Москвичам, спешившим на поезд, пришлось уходить пешком по размытым дорогам в Кисловодск. Пятигорчане, привязанные к тяжёлому снаряжению, остались дожидаться прибытия машин.

Итак, несмотря на финансовые, политические и атмосферные циклоны, экспедиция «Кавказский Аркаим» всё же состоялась! Каковы её результаты? Главный: все живы и здоровы, хотя положение в первые дни было очень тяжёлым. Нами доказана возможность использования горы Тузлук в качестве пригоризонтной астрономической обсерватории.

Подтверждено наличие высококачественного (!) угля в долине реки Ингушли вблизи найденных ранее железоплавильных печей наших предков. По словам геолога И.Кондакова, уголь этот близок по составу к коксующемуся. Он пригоден для выплавки железа. Древние плавильные печи, как отмечалось в рассказе о первой экспедиции, могли входить в единый комплекс с обсерваторией и близлежащими поселениями.

Доказана возможность использования для астрономических наблюдений менгира. По расчётам, азимут восхода «высокой» луны (самой северной точки восхода ночного светила) в дни летнего солнцестояния близок к азимуту на менгир, измеренному с горы Тузлук. Разница может объясняться как неточностью расчётов, так и естественными причинами, например, смещением Земной оси.

Отметили мы и бытующее у пастухов суеверие, вынуждающее их скрывать от чужаков сведения о почитаемых объектах и пытаться «отвести глаза» исследователям. Всё остальное пришлось отложить на будущее. Потоп не позволил приехать в лагерь учёнымархеологам, радиолюбителям, дельтапланеристам (для проведения аэрофотосъёмок) и другим.

Несмотря на хаос, царивший в Пятигорске изза схода селя в дни проведения экспедиции, А.Евтушенко удалось отправить к нам машину с продовольствием. Сам Алексей Григорьевич во главе поискового отряда (в него входили пресс-атташе А.Стребкова, писательисторик А.Асов и врач И.Жуков) пытался подняться к упомянутым выше печам.

Но 1,5-метровый слой снега на хребте Ташлысырт и густой туман свели их усилия на нет. Ещё хочется вспомнить добрым словом отряд обеспечения — пятигорских школьников: без их труда и энтузиазма экспедиция не прошла бы столь результативно. И в конце, как и в прошлой статье, опять о менгире. В 2002 г. мы обнаружили, что он начал шататься даже при небольшом усилии. Появился наклон в сторону обрыва. Вода продолжает его подтачивать.

Пришлось сделать насыпь и отводные канавки. Но этого мало, нужна срочная эвакуация исторического памятника! Наша экспедиция продолжила работу и в 2003 г. Был найден второй менгир, расположенный в 5 км севернее первого. Проведены повторные измерения азимутов пригоризонтных объектов и привязка с помощью спутниковой системы GPS наиболее интересных находок.

Работавший с нами геолог опроверг предположение об искусственном происхождении горы Тузлук и некоторых других объектов. Но это не исключает их достройку или обработку человеком. Не удалось найти в Приэльбрусье городище Кияр. Однако его расположение смог определить по архивным материалам и свидетельствам древних путешественников А.Асов.

Оказалось, что городище это находится вблизи посёлка Верхний Чегем и хорошо известно археологам, но раскопки здесь практически не велись. Расположено оно вблизи горы Каракая и тёплых нарзанных источников Джылысу (не путать с урочищем Джылысу вблизи Эльбруса!). Напомним, что названия Куар, Кияр, а также Киев в переводе с иранских языков означает «царский город» или «столица».

И принадлежало оно столице древнего славянского государства Русколань. Отряд под руководством А.Евтушенко нашёл место, где располагались древние плавильные печи. Однако, судя по всему, они были уничтожены геологоразведочными выработками в последние годы перед перестройкой. Тем не менее мы ищем их описания в материалах геологов.

Там же должны быть результаты химических анализов металлургических шлаков. Они помогут уточнить возраст печей и восстановить древнюю технологию производства металла, а также установить, кто был их создателем. И вновь нам не повезло со специалистами. Даже на условиях оплаты дороги и питания мы не смогли найти археолога для проверки наших гипотез. Но мы не теряем надежды на успех.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Туры на Эльбрус и Кавказ 

Назад в раздел

Задайте вопрос...