Есть же на Земле странные места. Живешь себе спокойно, думать не думаешь ни о какой Елабуге. И вдруг ты туда попал и... пропал! Внешне, ты, конечно, не меняешься, но где-то внутри, в душе, появляется чувство, что все самое прекрасное в твоей жизни вот только сейчас и начинается.
Над широкой поймой Камы стоит удивительный город. Вниз к реке, в заливные луга уводит крутой склон. А прямо по краю обрыва идет улица, называемая Набережной. На Набережной стоит бронзовый художник Шишкин и смотрит на широкую Каму, на Чертово Городище, на дом, в котором жил. В половодье Кама разливается, и Шишкин смотрит на разлив, на то, как волны плещут о ступени мемориала памяти погибшим в войне.
Елабуга — город в России, административный центр Елабужского района Татарстана. Город расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тойма, в 200 км к востоку от города Казани. Елабуга является уникальным образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим до наших дней свой неповторимый облик и уникальный ландшафт. Площадь Елабуги составляет 18,4 кв. км. Население — около 69,4 тыс. человек.
Есть несколько версий о происхождении названия города Елабуга. По одной из них считают, что название городу подарили две речки, текущие по оврагам в самом городе — Ала и Буга. Местные татары связывают название города с небольшим озерком за Тоймой — Окунево (по-татарски «алабуга» — окунь). Докатилась до Елабужского края волна балто-славянских племен (VI-VII вв. н.э.) и болгарских племен (VIII-XII вв. н.э.). Гунно-болгарские племена (сувары, булгары и др.) сконцентрировались сначала в Приазовье и Прикаспии, затем началось их расселение, и часть булгар поднялась вверх по Волге и образовала средневековое государство — Волжско-Камскую Булгарию. Приблизительно в XII веке н.э. во времена расцвета Великой Булгарии на заброшенном городище возникло укрепленное поселение волжских булгар. После монгольского нашествия город булгар был разрушен и прекратил свое существование.
В 1552 году, после взятия Казани Иван Грозный прислал в дар «пригородку на Елабуге» икону Трех Спасителей. С тех пор крепость и окружавшие ее села в устье реки Тоймы, получила название Трехсвятского. В 1780 году село Трехсвятское, имевшее к тому времени три церкви (одну каменную и две деревянные), три медеплавильных завода, 376 дворов и 1800 человек населения, состоявшего из дворцовых крестьян с большой прослойкой торговцев, было преобразовано в город.
После большого пожара в 1850 году город был перестроен. Город обретал облик зажиточной купеческой столицы Предуралья: золотом светились кресты и купола церквей и соборов, в строгую линию выстроились дома богачей, украшенные узорными решетками и балконами, горделиво красовались присутственные места, банк, обнесенный толстостенной оградой, ансамбль крупнейшего в Поволжье и Прикамье женского монастыря, а между всеми этими зданиями — кабаки да лавки, шикарные магазины да загульные купеческие рестораны с номерами.
Центр им. Цветаевой
Над широкой поймой Камы стоит удивительный город. Вниз к реке, в заливные луга уводит крутой склон. А прямо по краю обрыва идет улица, называемая Набережной. На Набережной стоит бронзовый художник Шишкин и смотрит на широкую Каму, на Чертово Городище, на дом, в котором жил. В половодье Кама разливается, и Шишкин смотрит на разлив, на то, как волны плещут о ступени мемориала памяти погибшим в войне.
«Шишкин родился в Елабуге? Как это может быть? Ведь он рисовал НАШИ сосны» — так думают все, у кого в соседнем лесу растет хоть одна сосна. Он родился в Подмосковье, в Тверской области, в Ярославле, Костроме, Вологде, и уж точно на севере — поближе к Архангельску. И попробуйте переубедить. Вы сосны-то на картинах Шишкина видели? Но о соснах чуть позже...
У богатого Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина детей было шестеро. Он построил новый дом и остался доволен — большой! Всем в нем было место и детям, и гостям. А сыночек Ванечка рисует. Язык высунет и рисует. Бумага кончится — плавно перейдет на стену. Матушка заругает, прогонит на улицу, а он — уголь в руку, и на улице рисует. Соседи просят: «Уйми, Иван Васильевич, своего мальца, ведь скоро беды не оберешься, дойдет он до церковной ограды!».
Церковная ограда действительно в опасной близости. Огромный собор стоит здесь же на Набережной. Его построили на купеческие деньги, освятили в 1821 году во имя Спаса Нерукотворного. В собор только зайди, тут же узнаешь что-нибудь новенькое. Например, сторож тут же расскажет вам, как решивший разрушить Елабугу Пугачев вдруг ослеп. И священник затащил его в Спасский собор, ночь продержал внутри, а что делал — никто не знает, но к утру Великий Разбойник прозрел и города не разрушил. И собор остался цел. Интересно, почему Пугачев? Но язык не повернется сказать человеку, что Пугачева к моменту освящения собора уж лет 30 как казнили. Ведь все они просто обожают свою Елабугу! Обожают всем городом, и сейчас ничуть не меньше, чем 100 лет назад! На Набережной в Елабуге строились купцы I гильдии — миллионщики. Так что все соседи Шишкиных — люди богатые. Взять хоть Стахеевых. Торговые дома «И.Г. Стахеев и сыновья» и «Г.И. Стахеев и наследники» имели годовой оборот до 150 миллионов рублей. Их акции держала императорская семья. В руках Стахеевых весь хлебный рынок Прикамья. Они торгуют с Англией и Францией, с Голландией и Германией. У них нефтяные промыслы, золотые прииски, фабрики, заводы, пароходы... Могли бы в столице жить, а жили в Елабуге. Все потому, что не может нормальный человек добровольно расстаться с таким видом из окна. Торговать можно по всему миру, а жить нужно в Елабуге.
Купцы-миллионщики стыдились выпячивать свое богатство. В их необыкновенном городе все должны были жить благополучно. И строили купцы училища, гимназии, детские приюты, церкви. Елабуга в первой десятке русских городов, где устроили электрическое освещение. На счету благотворительного комитета Стахеевых в 1904 году — 2 миллиона рублей. Отец Шишкина Иван Васильевич починил грозившую рухнуть башню на Чертовом городище. Установил мемориальную плиту, и в ней нет ни слова о том, что он сам себе денег на ремонт дал. Это потом написали «Нашелся ж просвещенный человек, а то одним памятником на Руси было бы меньше». Он же устроил в городе деревянный водопровод и фонтан. Дивиться на фонтан сходились не только горожане, но и жители окрестных деревень. Потом привыкли...
Привыкли они и к странной одинокой женщине, волей судьбы занесенной к ним в город и прожившей в нем почти 40 лет. Почему-то она ходила в мужской одежде, курила трубку и не любила, чтоб ее называли настоящим именем. Для XIX это было редкостью. Ею и гордились, и жалели, как и бесчисленных бездомных собак и кошек, которых она прикармливала.
Надежда Дурова. Странная судьба! Мать невзлюбила ее с рождения только за то, что родилась Надя девочкой. И тогда «сердобольный» отец отдал дочку на воспитание ординарцу. «Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие, полковая музыка — первыми детскими игрушками». В пять лет спохватились, начали перевоспитывать, принуждали заниматься рукоделием, выдали замуж. А она ненавидела рукоделие и обожала собак и лошадей. Мужа бросила, сына сдала в сиротский приют, отрезала косы и ушла в армию. Кавалерист-девица, первая русская женщина-офицер, личный ординарец Кутузова, герой войны 1812 года. Правильнее написать — героиня. Но 10 лет в армии она скрывала свой пол и свое имя. Император Александр I, узнав, что в его войсках под видом мужчины служит женщина, вызвал ее к себе, хотел отправить домой. Выслушал и... разрешил служить дальше, но так, чтобы правда наружу не вышла. Он-то и придумал ей псевдоним — Александр Александров.
Надежда Дурова была знаменита. В 33 года выйдя в отставку, она написала мемуары, которыми зачитывалась вся Россия. Очень талантливо, просто и честно написала. Умерла она в Елабуге на 83 году жизни. Хотела, чтоб похоро-нили под именем, с которым про-жила большую часть жизни, но церковь не позволила. Хоронили Надежду Дурову с воинскими почестями, которые заслужил корнет Александров. И стоит сейчас в городе замечательный памятник великолепному кавале-ристу — никогда и не подумаешь, что перед тобой женщина.
Видно, уж такая у города судьба — давать последний приют женщинам странным. Марина Цветаева — величайший поэт XX века, нашла свой последний приют на Петропавловском кладбище города, о котором до последних дней жизни, может, и не слышала ни разу. Она приехала сюда в эвакуацию 18 августа 1941 года. Позади 17 лет скитаний по Европе, с бесплодными попытками прижиться в Германии, Чехии, Франции. Вернулась на Родину в 1939 году. В Москве, в той самой Москве, где родилась, которую так любила, о которой столько писала, нет ей места. Нет прописки, нет работы. Арестована дочь, следом муж, а она переводит Гарсиа Лорку, потому что надо кормить сына. А мужа уже расстреляли. И тут началась война, и Гарсиа Лорка уже никому не нужен, а она все переводит. По инерции...
6 июля из Москвы в эвакуацию отбыл первый эшелон Союза писателей — так она оказалась в Елабуге. Она была согласна на любую работу, хоть посудомойкой, хоть переводить с татарского в обмен на мыло и махорку. Но просить о помощи было некого, практически весь Союз писателей Татарии был арестован. Цветаеву с сыном подкармливала сердобольная елабужская милиционерша.
«Меня хватит на 150 миллионов жизней», когда-то говорила Марина Цветаева. Ее хватило на 10 дней... И город принял эти 10 дней в свою историю. А мог бы отвернуться, стыдливо умолчать. Или удариться в другую крайность и показывать не только дом, где прожила она свои последние 10 дней, но и злосчастный тот гвоздь. В 2002 году в городе открыли великолепный мемориальный комплекс, великому поэту Марине Цветаевой посвященный. Они устраивают Цветаевские чтения, зажигают Цветаевские костры, у них есть благотворительный фонд Марины Цветаевой, культурный центр имени Марины Цветаевой и посвященный ее жизни литературный музей. Ее жизни! А не смерти...
Дом-музей И.И.Шишкина
Адрес: 423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, 12
Телефон: (8432) 2-01-47
Музей-усадьба Н.А.Дуровой
Адрес: 423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Московская, 123
Телефон: (85557) 4-26-28
Центр им. М.И.Цветаевой
Адрес: 423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 61