(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Памятники и храмы Кирова

Этот рассказ я хотел бы посвятить памятникам и храмам Кирова. Кировские золотые купола, алтари, вятское барокко, скульптуры и монументы, среди которых и революционеры, и военные памятники, и ещё недостроенные, и самые старые.

Начать обзор предлагаю с памятников, затем перейти к церквям Кирова. В сквере имени себя стоит Степан Халтурин - один из первых рабочих-революционеров, выходец из Вятской губернии. Прославился основанием "Северного союза русских рабочих" и покушением на Александра II: работая в подвальном помещении Зимнего дворца, Халтурин смог пронести туда около 30 кг. динамита и взорвать его под столовой, где должен был обедать император. Последнего там не оказалось, зато своим взрывом Халтурин угробил 11 караульных, героев русско-турецкой войны. Один из старейших памятников Кирова (1923), памятник монументального искусства, хоть и террорист. Архитектор - легендарный И.А. Чарушин.

Памятники и храмы Кирова



Недалеко от Халтурина - мемориал "Вечный огонь" на высоком берегу Вятки, посвящённый погибшим в Великой Отечественной войне. С неё не вернулись более четверти миллиона жителей Кировской области - больше, чем всё население Кирова в те годы. В продолжение военной тематики - в Александровском саду по инициативе журналистов местных СМИ недавно была открыта аллея памяти кировским журналистам-фронтовикам, работавшим, воевавшим и погибшим в Великой Отечественной.

Памятник Петру и Февронии в Александровском саду. Эта пара, считающаяся покровителями семьи и образцом супружеской верности, стала довольно расхожим сюжетом для скульптур в последнее десятилетие. Сходу вспоминается чуть более помпезное их изваяние в соседней Йошкар-Оле.

Памятный знак "Нулевой километр" у почтамта в Кирове. Насколько я понял, не новодел. Придаёт приятного винтажного шарму этому довольно ухоженному куску города.

Памятник Васнецовым, братьям-художникам родом с Вятки. Установлен около художественного музея их имени.

Из серии современных безвкусных памятников - дерево с ухом aka "Дерево желаний". В него нужно прошептать желание, и оно "обязательно сбудется". Эта пошлая зараза встречалась ещё в Петрозаводске и Кронштадте, про которые в скором времени тоже напишу.

Ещё один памятник "на счастье" - подкова в городском парке им. Кирова, близ диорамы. Хоть смысла в ней особого нет и никакой удачи она просто так не принесёт, она уже не выглядит так безвкусно, как дерево с ушами. Скорее наоборот - вполне симпатичное украшение парка.

Вообще, надо отдать должное - центр Кирова довольно неплохо наполнен скульптурами и инсталляциями на любой вкус, что определённо добавляет ему уюта. Если ещё привести в порядок фасады и дороги, будет совсем хорошо. Памятник Шаляпину, исторической родиной которого была Вятская губерния. Открыт в 2014-м, в присутствии губернатора Кировской области и министра культуры РФ В. Мединского.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Живой и берущий "за душу" памятник погибшим в Афганистане и Чечне. Открывали его в 2002-м. На плитах высечены имена кировчан, павших в этих локальных конфликтах. Пока памятник строился, число погибших увеличилось, из-за чего список на плитах пришлось расширять...

Довольно интересный современный памятник "Вятской печати", на которой изображён исторический герб губернии, в слегка видоизменённой форме присутствующий на символике региона и сегодня. Установлен частной компанией, около своего офиса видимо. Но место не очень удачное - скульптура тонет в каком-то визуальном мусоре.

А вот один из самых удачных современных памятников Вятки - "Бегущая по волнам" в парке около диорамы. Здесь сошлось абсолютно всё - и красивая скульптура, и приятное место, с которым она хорошо сочетается, и символизм - памятник посвящён одноимённому роману известнейшего выходца с Вятки - писателя Александра Грина.

Во дворе кировского музея железнодорожного транспорта на вечную стоянку установлен паровоз Эр788-74. Во время экскурсий по музею посетителям разрешают залезть в кабину машиниста.

Вход в парк 50-летия ВЛКСМ. Как сама парадная конструкция, так и мемориал в парке представляют собой прекрасный и очень характерный образец позднесоветской архитектуры.

Мемориал состоит из трёх курганов славы и скульптурных композиций, посвящённых Великой Отечественной войне. Ей-богу, прорастающая между плитами трава лишь добавляет этому месту восьмидесятнического колорита.

Конечно же памятник Кирову, в честь которого назван город. Современное название мало кому нравится, к тому же сам Киров в Вятке не был ни разу. Его родина - город Уржум Вятской губернии, который тоже в своё время претендовал на переименование в честь Кирова, но вятские чиновники в своём порыве угодить высшей власти оказались зубастее. Впрочем, переименования в честь людей, не имеющих отношения к какому-то месту, не редкость в советские годы. Менее известный пример - Ковылкино.

В предыдущих частях, будучи на волне эйфории от впечатлений о городе и его архитектуре, я упустил его историю. Здесь вкратце постараюсь это исправить. Есть ещё один памятник Кирову - менее известный, но более старый, в заводском районе. Мне почему-то кажется, что он похож на Хрущёва.

Вятка, расположившаяся посреди болот и лесов, в стороне от торговых путей, дорог к морям и военных троп, долгие годы развивалась обособленно от остальной части страны, да и мира. В принципе, даже сегодняшней сохранностью вятской архитектуры и аутентичности города мы обязаны его глухому месторасположению.

Вятка весьма условно участвовала в жизни Московского царства и Российской империи, влезала в конфликты метрополии и платила налоги ограниченно. По этим же причинам о вятской истории сохранилось не так много документов и информации, так что многое в прошлом Кирова лишь дискуссионный вопрос.

Бюст 100-го космонавта Земли Виктора Савиных, уроженца Вятской губернии. Редчайший памятник, установленный при жизни, в 2007-м году. Космонавт и по сей день проживает и работает в Москве.

В небольшом сквере в самом центре Кирова, именуемом парком Молодёжи, обнаружилось вот такое странное сооружение. Это не какой-нибудь инопланетный куб из фантастических фильмов 80-90-х годов, а всего лишь постамент для памятника святому Трифону Вятскому, который установили менее чем через месяц после съёмки этого кадра. На открытии помимо губернатора области присутствовал и министр культуры РФ В. Мединский (как и в случае с памятником Шаляпину). Чуть-чуть мы поторопились...

Сам парк Молодёжи тоже обновили - как видно, здесь и плитка, и новая ограда с фонарями. Совсем недавно это был ещё весьма зачуханный заросший сквер с облезлой краской на заборе и зарослями кустарника.

Рядом с памятником Трифону Вятскому ещё одна заготовка - для скульптуры "стена памяти Вятки", которая будет символизировать стоявшую на этом месте Покровскую церковь, снесённую в 1930-х, и другие утраченные храмы Кирова.

Считается, что изначально, в VII-X-х веках, Вятку стали заселять удмурты и в меньшей степени - марийцы и коми. Торговые отношения с Русью и Волжской Булгарией (ныне Татарстан) у них существовали уже в те годы.

От памятника снесённым церквям можно перейти к сохранившимся. Спасо-Преображенский собор за глухим забором одноимённого реконструируемого монастыря. Более подробно я про него рассказывал в третьей части.

Русские стали появляться здесь в XII-XIII-м веке. Это были как беженцы с юго-западной Руси, одолеваемой татаро-монголами, так и новгородцы, по разным причинам направившиеся на освоение новых земель. Именно новгородцам и приписывают основание Хлынова.

По одной из версий, это были новгородские речные разбойники (укшуйники), грабившие поволжские сёла и осевшие в итоге на Вятке. В то, что во времена Золотой орды какие-то лихие новгородцы грабили татарские деревни, верится с трудом, хоть это и является задокументированным фактом.
Часовня Михаила Архангела у Раздерихинского оврага. Построена в 1875-м в память о битве вятчан с устюжанами в этом овраге. Разрушена в 1925-м, восстановлена в 1999-м.

Весьма странно было увидеть на главной набережной города действующее СИЗО, мимо которого гуляют парочки и мамы с детьми. Рядом с ним - Феодоровская церковь. Оригинал был выстроен в камне в честь 300-летия династии Романовых, пережил сталинскую эпоху и войну, после которой даже действовал, но был взорван в 1962-м. Деревянную церковь на этом месте возвели в 2006-м.

Дальнейшая история Хлынова состояла из череды оборон, главным образом от московских князей, всеми силами стремившихся подчинить вятскую землю. Надо сказать, что защищаться у вятчан получалось неплохо - москвичи даже при помощи татарских отрядов очень долго не могли взять Хлынов.
Довольно симпатичная церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии уже нашей эпохи - 2002-го года.

Формально город входил то в Нижегородско-Суздальское княжество, то в Галицкое и наконец в Московское, каждый раз сохраняя за собой широкую автономию и самостоятельность. Полностью укротить и взять под свой контроль Вятку Москве удалось лишь к концу XV-го века.

Именно по причине расположенности в неудобной глухомани Вятка долгое время не нуждалась в покровительстве сильных государственных образований и могла сравнительно успешно отстаивать свою независимость. Вплоть до подчинения Москве устройство Вятской республики было вечевым.

Впрочем, от союза с Москвой Вятка тоже поимела немало - вскоре после объединения хлыновские войска поучаствовали в походе Ивана Грозного против Казани, в результате чего Вятке были возвращены земли, ранее захваченные татарами.

Неподалёку от предыдущей, в соседнем заводском районе, в одном месте расположились аж две современные церкви - иконы Божией Матери «Всех cкорбящих Радость» 2012-го.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

В 1580-м Хлынов получил грамоту на построение Свято-Трифоновского монастыря, одной из первых каменных построек в городе и на сегодняшний день - старейшей. Вид на монастырь открывается с южной оконечности свежеотреставрированной набережной Грина. Здесь она прерывается новенькой лестницей с кованой оградой, по которой можно спуститься к монастырю. Впрочем, парадная часть заканчивается сразу после спуска. Дорогу преграждает обширный неэстетичного вида пустырь, обходить его приходится вдоль автодороги. Там нет пешеходной дорожки - идти придётся либо по грязи вдоль дороги, либо по проезжей части. Пустырь этот не что иное, как часть печально известного стадиона "Трудовые резервы", про который - ниже.

В 1780-м Хлынов переименовали в Вятку и одновременно с этим выделили Вятскую губернию из состава Сибирской. Так Вятка стала административным центром. С этого момента город стал стремительно расти и развиваться, разживаясь всеми атрибутами крупного города своего времени. Основателем монастыря был Трифон Вятский, просветитель малых народов Прикамья.

После революции Вятка не признала новую власть и, опять же, благодаря своему глухому положению, умудрилась почти два года просуществовать без пяти минут независимым государством. Какие-то перемены, бесспорно, были, но местные органы просто не имели нормальной связи с Москвой. Только в 1919-м сюда добрались Советы. Прояснять ситуацию приехал не кто-нибудь, а сам молодой Сталин, лечившийся здесь от тифа по дороге в ссылку несколькими годами ранее.

Непосредственно старейшее каменное здание города - Успенский собор 1680-х годов (слева), ныне отреставрированный. Колокольня восстановлена на месте разрушенной в 1935-м.

Война Кирову, как и многим уральским и сибирским городам, помимо жертв принесла и определённый толчок к развитию. Сюда из развитой Центральной России были эвакуированы многие заводы, впоследствии здесь и осевшие. Они дали городу рабочие места и вектор развития на долгие годы.

Трёхсвятительская церковь 1717-го, до которой реставрация пока не добралась.

Стадиона "Трудовые резервы". С ним связаны трагичные события мая 1968-го, когда за полчаса до начала массового театрализованного представления на стадионе взорвался склад с огромным количеством пиротехники. По официальным данным погибло 35 человек (в том числе 11 детей), более 80 получили ранения.

Царёво-Константиновская (она же Знаменская) церковь 1778-го с красивой колокольней. Восстановлена почти что из руин, в которые она превратилась к 90-м годам.

По многим инфраструктурным направлениям Киров - город весьма проблемный. Сказывается и пресловутая удалённость, и как следствие - депрессивность региона. Вокруг города расположено множество неприятных объектов, как-то - Кирово-Чепецкий химический комбинат со старым могильником радиоактивных и токсичных химических отходов, готовым в любую минуту прорваться в Вятку, НИИ микробиологии, работающий с вирусными штаммами, один из крупнейших в стране складов химоружия. Если держать это всё в голове, жить придётся как на пороховой бочке.

Одна из самых красивых церквей Кирова - Иоанна Предтечи 1717-го, в стиле барокко. В советские годы была планетарием.

Ещё одна значимая церковь находится за Вяткой, вдоль трассы на Пермь. Строго говоря, изначально это была сельская церковь в слободе Макарьевской, в черту Кирова она вошла относительно недавно. Построена в 1775-м в стиле барокко, как и предыдущая. Знатоки выделяют целый подстиль - вятское барокко. Не силён в архитектуре, но оба храма напомнили старейшую Покровскую церковь Красноярска, считающуюся ярким представителем сибирского барокко.

Несмотря на все описанные проблемы и экологические риски, население Кирова последние годы растёт если не как на дрожжах, то по крайней мере стабильно и быстро. Большой развитый город и вовсю пашущая промышленность с возможностью трудоустройства привлекают сюда всё новых переселенцев из чахнущих сёл и малых городов.

Храм отличался ещё и шикарными воротами. В советские годы в храме открыли сельский клуб. Ворота были уничтожены, сам храм сильно пострадал. Однако ещё до 1991-го года он был восстановлен, возвращён верующим и даже ворота были отстроены заново - довольно большая редкость для советских лет.

Одних только действующих заводов здесь более десятка. Большая часть из них, ориентированных на оборонку, медленно загибалась последние годы. Но с возникающими в последнее время ситуациями на международной арене и резко возросшим значением армии, кировские оборонные предприятия внезапно стали сильно востребованными. И вот уже оплаканные пессимистами заводы вовсю стараются нарастить темпы. Идут слухи, что здесь катастрофически не хватает квалифицированных кадров, которые приходится изыскивать едва ли не возвращая бывших работников с пенсии. В 90-е годы на основе Троицкого собора был основан женский монастырь. Рядом с ним была построена ещё одна церковь - Александра Невского, по мотивам разрушенной кладбищенской часовни, а также жилой корпус для монахинь.

На площади им. Лепсе, рядом со вторым памятником Кирову в 2003-м построена церковь Илии Пророка. Говорят, немалую долю пожертвований и инициативы внесли работники окрестных заводов, для которых эта церковь стала своего рода ведомственной.

В Кирове мы полностью упустили из виду Нововятский район, бывший до 1989-го отдельным городом Нововятском. Что ж, надо будет обязательно сюда вернуться и закончить серию. Не думаю, что там много исторических достопримечательностей, но всё-таки бывший город в составе города крупного всегда отчётливо видно - у него есть чётко выраженный центр и улицы с какой-никакой парадной застройкой, которые вроде бы и неуместны на окраине - как Южное Тушино в Москве, например.

Источник: ru-travel.livejournal.com ts58

Назад в раздел

Задайте вопрос...