Древнейший город Кострома расположен на двух берегах Волги. Основная часть города расположена на левом берегу. До 1970 года в город можно было попасть только на пароме. Паромная переправа была приблизительно там же, где сейчас стоит мост. С моста очень хорошо просматривается храм Воскресения на Дебре. На высоком берегу стоит гостиница «Волга», рядом охраняемая стоянка для автомобилей. Можете устроиться в гостиницу, оставить автомобиль на стоянке и пешим ходом либо по набережной Волги, либо по ул. Советской (бывшей Русиной) дойти до центра города. Старая часть города не слишком большая, можно смело обойти самые значительные места без особой усталости.
История
Кострома — один из самых загадочных городов России. О происхождении названия города до сих пор идут споры. Возможно, название города происходит от реки Кострома, в устье которой основан город. В свою очередь река так названа от обилия костров, горящих на берегах во время сплава леса. Возможно, название этого города связано с древним обрядом, который имеет языческие корни. В давние времена существовал обычай отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы. Кострома представляла собой куклу, одетую в женское платье, она была сделана из прутьев и соломы. Дата основания города неизвестна. Историк В. Н. Татищев считал, что Кострома основана в 1152 году Юрием Долгоруким.
Впервые Кострома упоминается в летописи 1213 года в связи с феодальными распрями наследников князя Всеволода Большое Гнездо. Тогда Ростовский князь Константин, борясь за великокняжеский престол с братом Юрием, разорил и сжёг город. В последующие годы пожары в Костроме происходили очень часто, но каждый раз город быстро отстраивался. В феврале 1238 года Кострома подверглась первому нападению монголо-татарских полчищ. Костромская земля, как и вся Русь, попала под влияние Золотой Орды. В 1262 году в нескольких городах северо-восточной Руси вспыхнуло восстание против татар, в котором костромичи принимали активное участие. Летом 1264 года произошло сражение у Святого озера, которое находится неподалеку от Костромы. Костромичам удалось одержать победу в этом бою, после чего значение Костромы возросло.
В городе увеличивается численность населения, застраиваются новые районы, развивается торговля. В 1271 году костромской князь Василий Квашня получил титул Великого князя и мог бы переехать во Владимир. Однако он не стал покидать родной город и оставался в Костроме до самой смерти в 1276 году. В 1304 году Кострома была втянута в междоусобную войну между князем Михаилом Тверским и князем Московским Юрием, которые боролись за великокняжеский престол. Этот конфликт продолжался более двадцати лет и закончился победой Москвы. Кострома выступила на стороне тверских князей, и за это в 1318 году город был разгромлен. В 40-х годах XIV века Кострома входит в состав Московского княжества. В 1380 году костромской отряд под предводительством Ивана Родионовича Квашни принимает участие в Куликовской битве.
После присоединения Казани к России военное значение Костромы снижается. Одновременно город становится одним из крупнейших торговых центров на Волге. В середине XVII века Кострома была третьим по величине городом России (после Москвы и Ярославля). В эти годы в Костроме создаются такие архитектурные шедевры, как ансамбль Ипатьевского монастыря, церкви Воскресения и Троицкая. В 1719 году Кострома становится центром одной из 50 созданных в России провинций. В 1778 году была образована Костромская губерния.
В конце XVIII века градостроительство в России приняло значительные размеры. Ведущими зодчими того времени были разработаны генеральные планы по строительству и реконструкции всех крупных городов. Генеральный план Костромы был разработан и утверждён в 1781 году. Согласно проекту город должен был застраиваться по оригинальной «веерной» схеме.
В основании веера находился Успенский собор, а от него лучами расходились прямые улицы. В Костроме план по застройке был осуществлен полностью. Этому способствовал пожар 1773 года, который почти полностью уничтожил старый деревянный город. С конца XVIII века и на протяжении всего XIX века в Костроме интенсивными темпами развивается промышленность.
В годы советской власти многие архитектурные памятники были уничтожены, облик города изменил-ся до неузнаваемости. Наиболее тяжёлая утрата — архитектурный ансамбль костромского кремля, который был уничтожен в 20-30-х годах ХХ века. Из всех строений кремля уцелели только два трёхэтажных здания. В 1944 году Кострома стала областным центром. На рубеже 60-70-х годов ХХ века Кострома стала одним из туристических центров на маршруте «Золотое кольцо».
Достопримечательности
Торговые ряды
Комплекс торговых рядов — крупнейший из сохранившихся до наших дней торговых центров дореволюционной России. В их строительстве ярко проявился талант архитекторов Н. Метлина, П. Фурсова и С. Воротилова. И хотя строились торговые ряды в разное время, они сохраняли единый стиль. Так строительство Больших мучных и Красных мучных рядов было начато в 1789 году. Архитектурным мотивом являлось чёткое и ритмичное чередование белоснежных арок и столбов. Корпуса окружены уютными галереями. Внутри Красных рядов выстроены корпуса Молочных рядов, а перед южным фасадом Красных рядов встали Пряничные. Их прорезала крутая лестница, ведущая к Волге, к Рыбным рядам. В настоящий момент многие здания рядов отреставрированы. Есть смысл пройтись по магазинам, расположенным в рядах, возможно, найдутся для каждого приятные и красивые вещи.
Пожарная каланча(1826 г.). Взметнувшаяся под самое небо, она обогатила силуэт центра города. Архитектор П. Фурсов добился замечательно плавного перехода от кубического объёма основного здания с портиком и фронтоном к восьмигранному столбу каланчи. С давних пор эта каланча и построенное рядом здание гауптвахты (автор проекта П. Фурсов) стали как бы визитной карточкой Костромы. Сейчас в здании гауптвахты находится литературный музей.
Пожарная каланча
Здание бывшего губернского Дворянского собрания находится по проспекту Мира. Привлекает внимание воздушный рисунок лепных розеток и вставок на фасаде здания. Великолепно убранство Белого и Золотого залов: мраморные колонны, зеркала, лепные детали карнизов и капителей колонн. Сейчас там устраиваются художественные выставки, концерты, театральные постановки камерного театра Б. Голодницкого.
Ипатьевский монастырь. В Ипатьевский монастырь лучше проехать на автомобиле либо на городском транспорте. Предание относит возникновение монастыря к первой половине XIV века. Согласно ему в 1330 году из Золотой Орды на службу к московскому князю Ивану Даниловичу Калите выехал знатный татарский мурза по имени Чет. В виду города Костромы на месте будущего монастыря мурза Чет заболел. Во сне ему явилась Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангским и обещала исцеление, если мурза примет христианство. Выздоровевший Чет благополучно добрался до Москвы, принял крещение и посвятил монастырь Ипатию Гангскому. Первое письмен-ное упоминание о монастыре относится к 1435 году. Территория Ипатьевского монастыря состоит из древней части — Старого города, и Нового города, включённого в состав монастыря в середине XVII века. Стены Ипатьевского монастыря следуют за естественным рельефом на восток к реке Костроме и на юг к речке Игуменке.
Ипатьевский монастырь
В 1585-1590 годах Дмитрий и Борис Годуновы заменили деревянную ограду каменной стеной протяжённостью более 500 м и высотой более 6 м, о чём свидетельствует надпись, высеченная на плите Троицкого собора. Укрепления были перестроены в 1621 году. До нашего времени сохранились 5 башен: Красная, Квадратная, Водяная, Пороховая и Северо-западная. В северной стене находятся Екатериненские ворота, построенные в 1767 году к приезду Екатерины и ставшие главным входом в монастырь. Троицкий собор, звонница и Архиерейский корпус составляют парадный ансамбль монастырского двора.
Богоявленский монастырь. История Богоявленского монастыря очень интересна. Дата его основания неизвестна, так как в 1609 году монастырь был разграблен, и все документы исчезли. Историки называют наиболее вероятным временем основания обители 1425-1462 годы. Самая древняя постройка монастыря — Богоявленский собор (1559- 1565 гг.), который является одновременно и первым каменным сооружением Костромы. Строгий и торжественный, собор практически без изменений существовал до пожара 1847 года. В соборе сохранились фрески XVII-XVIII веков. Здесь же находится чудотворная икона Федоровской Богоматери (XIII), которая считается святыней для Костромы.
Богоявленский монастырь
Богоявленский монастырь
На территории монастыря сохранилось единственное в Костроме каменное гражданское строение XVII века. Церковь Воскресения на Дебре (1645-1651 гг.). Уникальным памятником русской архитектуры XVII века является двенадцатиглавая церковь Воскресения на Дебре (1645-1651 гг.), производящая впечатление гигантского цветка, удивительно гармонирующая с окружающим ландшафтом. Фрески в церкви выполнены Гурием Никитиным на евангельские и библейские сюжеты. О строительстве этого храма существует интересная легенда. Купец Е. Г. Исаков якобы нашёл в партии товара, который прибыл из Англии, бочонок с золотыми монетами. Честный предприниматель сообщил в Лондон о своей находке. Хозяева груза распорядились использовать деньги на богоугодные дела. Так была построена Воскресенская церковь, на входных воротах которой можно увидеть британские королевские символы — льва и единорога.
Берендеевка находится в Парке культуры и отдыха. После съёмок фильма «Снегурочка» по пьесе-сказке А. Островского ленинградские кинематографисты подарили сказочную деревеньку городу. Она хорошо вписалась в сосновый лес. Расположенная на берегу искусственного озера, стала Берендеевка самым любимым местом отдыха костромичей и гостей города. Каждой весной проводятся здесь весёлые празднества, конкурсы фольклорных коллективов. Звучат народные напевы, заливаются звонкие голоса гармоник. Церковь Рождества Богородицы находится на Дачной улице и её часто называют Ильинской по одному из приделов. Место для строительства церкви было выбрано удачно. Храм не столько господствует над пейзажем, сколько подчиняется ему. Её простой, нерасчленённый объём, украшеный плоской аркатурой, с килевидным завершением, построен в 1663 году.
Церковь Спаса Преображения находится на улице Волгарей. Построена она в 1685 году «по обещанию прихожан». Имеет традиционно московское завершение в виде пятиглавия на трибунках из кокошников. На стенах церкви сделано по два окна с резными на-личниками и килевидным заверше-нием, трапезная, резко пониженная по сравнению с основным кубом здания, подчёркивает нарастание объёмов и масс. Карниз очень сложен и наряден. Выше карниза стену декорируют ложные закомары. Ансамбль завершает несколько тяжеловатая колокольня.