Левобережье Днепра греки дали название Гилея, то есть 'лесистая местность'. Тут же напрашивается вопрос: а почему все же эта местность лесистая, а совсем рядом, всего лишь через реку - ландшафт совсем другой? Почвы тут другие, или особые климатические условия, или наконец какая-нибудь геомагнитная аномалия? Кто знает? Сегодня - никто, но совершенно очевидно, что древних греков эта особенность края также, как и нас, заставила обратить на себя внимание. Кстати, для скифов Гилея была не просто лесистым местом, а местностью сакральной, священной и тщательно оберегаемой. Именно в этой местности у скифов располагалось главное капище - до сих пор не обнаруженный учеными священный участок, на котором по предположению могло быть святилище с драгоценными для скифов реликвиями: плугом, секирой и чашей, данными им богами. Все эти предметы часто встречаются в виде изображений в скифском искусстве, например, на скифских скульптурах, изображающих мужчин-воинов. Хорошо знали об этом святилище и греки, от которых, собственно, и мы знаем сегодня об особом отношении скифов к Гилее. Ведь именно здесь Геракл встретился со змееногой богиней, от которой у него родилось трое сыновей, один из которых - Скиф - стал основоположником скифского племени, - по одной из самых популярных версий, изложенных все теми же греческими авторами.
Если двигаться вдоль Гилеи на юго-запад, дорога неизменно выводит странствующих на Кинбурнскую косу - место столь же удивительное, сколь и загадочное. На косе, напластовавшись друг над другом, лежат следы многих цивилизаций. Из тех, которые хорошо известны читателю: античная, скифская, раннеславянская, византийская, турецкая и, вновь, но уже новая - славянская, отсчитывающая свою историю от древнекиевской Руси - через запорожских казаков - до русско-турецких войн и походов Александра Суворова. И сегодня в западной части косы можно видеть поросшие травою следы турецкого оборонительного рва конца XVIII столетия, а плещущиеся рядом с ним волны Черного моря нет-нет да и выбрасывают на песчаные отмели античные монеты, обломки греческих амфор, осколки турецких бутылок, а в густой траве скрываются позеленевшие пуговицы от мундиров суворовских чудо-богатырей и почерневшие фрагменты турецких ятаганов, да еще расплющенные свинцовые пули, выпущенные из ружей противников более двух сотен лет тому назад...
Вся эта наша древняя история может оказаться не такой уж и древней, если наукой будет убедительно доказано, что до киммерийцев, скифов и греков в этих краях существовали значительно более ранние цивилизации, причем речь идет не об известных предшественниках, например, культуре, оставившей на берегах реки Ингул клад из нефритовых топоров, а, может быть, о допотопной цивилизации, смутные сведения о которой оставил нам Платон в своих знаменитых диалогах 'Тимэй' и 'Критий', то есть речь идет об Атлантиде.
Темы амазонок и атлантов пересекаются на очень раннем этапе. Греческие авторы неоднократно подчеркивают, что встреча амазонок с атлантами произошла давно, после чего наступает период общей истории Атлантиды и страны амазонок. Вот здесь самое время обратиться к Платону и посмотреть: что же представляла из себя история Атлантиды, по сути своей столь же легендарная, сколь и история амазонок. В диалоге 'Тимэй' Платон говорит о том, что некогда предки древних греков обуздали великую военную силу, которая дерзостно направлялась на всю Европу и Азию 'со стороны Атлантического моря. Тогда ведь море это было судоходно, потому что пред устьем его, которое вы по-своему называете Геракловыми столпами, находился остров. Остров тот был больше Ливии и Азии, вместе взятых, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов - ко всему противолежащему материку, которым ограничивался тот истинный Понт. Ведь с внутренней стороны устья, о котором говорим, море представляется (только) бухтой, чем-то вроде узкого входа, а то (что с внешней стороны) можно назвать уже настоящим морем, равно как окружающую его землю, по всей справедливости - истинным и совершенным материком. На этом Атлантидском острове сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части ма терика. Кроме того, они и на здешней стороне владели Ливией до Египта и Европой до Тиррении...
Однако потом и когда происходили страшные землетрясения и потопы, в один день и бедственную ночь вся ваша воинская сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море. Поэтому и тамошнее море оказывается теперь несудоходным и неисследимым: плаванию препятствует множество окаменелой грязи, которую оставил за собой осевший остров'.
Платон не говорит, что явилось причиной катастрофы и гибели Атлантиды. Но в самом начале диалога он упоминает о трагедии Фаэтона и космической причине некоторых катастроф в истории планеты, как бы намекая нам на возможную причину трагической гибели легендарной державы.
В другом диалоге 'Критий' он довольно подробно сообщает как об устройстве государства атлантов, так и топографии самого острова. Вот что пишет теперь Платон: 'Остров Атлантида, говорили мы, когда-то был больше Ливии и Азии, а теперь осел от землетрясений и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут...
...Посейдон получил в удел остров Атлантиду и там поселил своих потомков, рожденных от смертной жены, на такого рода местности. С моря, по направлению к середине, лежала по всему острову равнина, говорят, прекраснейшая из всех равнин и достаточно плодородная. При равнине же, опять-таки по направлению к середине острова, на расстоянии стадий пятидесяти, была гора, небольшая в окружности. На той горе жил один из людей, родившийся там с самого начала из земли, по имени Эвинор, вместе с женой своей Левкиппою; у них была единственная дочь Клито. Когда девушка достигла уже поры замужества, мать и отец ее умерли. Посейдон, почувствовав к ней страсть, сочетался с нею и крепким ограждением осек кругом холм, на котором она жила, посроив одно за другим большие и меньшие кольца поочередно из морских вод и из земли, а именно - два из земли и три из воды, на равном повсюду расстоянии один от другого, словно выкроил их из середины острова, так что холм тот сделался недоступен для людей; ведь судов и плавания тогда еще не было. Сам же он, как бог, без труда и устроил этот срединный остров, выведши из-под земли на поверхность два ключа воды: один теплый, другой холодный, истекавший из родника; пищу же всякого рода произрастил в достаточном количестве из земли. Детей мужеского пола родил и воспитал он пять пар близнецов и разделил весь остров Атлантиду на десять частей, первому из старшей пары отдал поселение матери с окрестным уделом, самым большим и лучшим, и поствил его царем над прочими, а прочих сделал архонтами, ибо каждому дал власть над большим числом людей и большой областью. Всем им приложил он имена: старшему и царю дал то, от которого и весь остров и море, именуемое Атлантическим, получили свое название, ибо имя первого воцарившегося тогда сына было Атлас. Близнецу, за ним родившемуся, который получил в удел окраины острова от Столпов Геракла до тогдашней Гадирской области (от той местности, получившей и свое название), дано было имя по-эллински - Эвмел, по-туземному - Гадир, название, перешедшее в самое страну. Из второй пары сыновей назвал он одного Амфиром, другого Эвемоном. Из третьей - первого родившегося -Мнисием, а явившегося после него - Автохтоном; из четвертой - первого - Эласиппом, а второго - Мистором; наконец, из пятой - старшему дал имя Азаиса, а младшему -Диапрепа'.
Обращаем внимание читателя, что в этом, довольно пространном отрывке встречается некое новое понятие - Гадирская область. Что это такое и где она располагалась - до сих пор наука четко не представляет. Об этой стране или области можно встретить указания, например, у Диодора Сицилийского в тексте его 'Библиотеки'. Вот что пишет по этому поводу Диодор, привязывая тему земли Гадир к истории похода аргонавтов в Колхиду : 'Немалое число как древних, так и позднейших писателей (между ними и Тимэй) рассказывают, что когда аргонавты после похищения руна узнали, что Энт своими кораблями занял устье Понта, то совершили удивительный и достопамятный подвиг: проплывши вверх по реке Танаиду до его истоков и перетащивши в одном месте корабль по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир, они вступили в наше море...'.
Если следовать дословно за этим текстом, у любого современного исследователя выйдет полный абсурд: подняться вверх по Дону, а это и есть Танаид, можно; можно даже перетащить корабль по суше к другой реке - Волге в районе Волго-Донского канала. Можно далее по Волге спуститься вниз, но тогда путешественник окажется в Каспийском море, а из него, как свидетельствует география, выхода к Элладе водным путем нет. Выходит, что либо река была не Танаид - Дон, а под этим названием подразумевается другая река, либо конфигурация земли была иная на этом раннем этапе истории, но при этом любопытно, что, двигаясь к Элладе с востока и при этом спускаясь с севера к западу, никак нельзя иметь сушу по левую руку. Впрочем, нельзя отбрасывать и обычную для древних авторов путаницу названий, понятий, а также неверные географические представления.
Другое упоминание о Гадире встречаем уже у Иосифа Флавия -легендарного римского историка. В его 'Иудейских древностях' сказано буквально следующее: 'У Ноева сына Иафета было семь сыновей; они заселили Азию начиная от гор Тавра и Амана, и распространились в Азии до реки Танаида и в Европе до Гадир...'.
Исходя из сообщения Флавия, по аналогии с одной крайней точкой - Танаидом, скорее всего Гадир следовало бы искать где-то в Западной Европе, возможно, в Испании. Многие ученые так и считают, что Гадейра, или Гадес, или Кадис в Испании и есть легендарный Гадир, исходя из бросающейся в глаза схожести в наименовании регионов. Но такой подход кажется слишком упрощенным. Хотя, справедливости ради, укажем, что в одной из пещер Гренады было обнаружено захоронение царицы амазонок, а этот единичный факт уже способен заставить задуматься вдумчивого исследователя.
Оставим на время Гадир в покое и обратимся к той части цитированного текста Платона, в которой говорится о прародителе первых правителей Атлантиды - матери десяти близнецов. Из текста выходит, что первым правителем страны была женщина - Клито. Это либо смутные воспоминания о женском верховенстве в обществе, либо подтверждение, что в Атлантиде какое-то время хозяйничали амазонки. Факт этот находит много подтверждений. Кроме уже приведенных в первой главе, существует свидетельство исследователя Гиньяра, предполагавшего, что этруски - наследники Атлантиды, - оставили нам следующее неоспоримое эпиграфическое свидетельство, которое он якобы расшифровал: 'Рао (жрец - авгур) плывет парусами по направлению к острову женщин-гигантов Аттар-ланд-хит (земля предков)'. Несомненно, придание женщинам представления о великанах - это смутное воспоминание о могущественном женском государстве. -
Что касается этрусков - это весьма загадочный народ, происхождение которого до сих пор не выяснено, несмотря на многочисленные усилия ученых. При этом говорят о них все, что угодно. По одной из последних версий, принадлежащей Олжасу Сулейменову (который также якобы прочитал этрусский текст), сами этруски оказались причислены к славянским народам или их прародителям. Тот факт, что женщины представлены в образе великанов, говорит к тому же о большой древности упоминаемых событий. Во многих мифах и религиях первые люди изображены великанами. Во все том же диалоге Платона 'Критий' можно прочитать о чудовищно большой армии Атлантиды. И не только армии, но и флота. Греческий автор пишет о 1200 боевых кораблях, 10000 колесниц, многих тысячах конницы и пехоты. При этом отметим, что ни колесницы, ни конница, как род войска, не характерны для эллинов, воевавших в пешем строю, но очень характерны для восточных цивилизаций, что притягивает Атлантиду к востоку, но никак не к западу. При этом заметим, что Северная Америка вообще до прихода европейцев не знала лошадей. Столь многочисленное войско удивляет, при условии участия в нем только мужчин боеспособного возраста, но будет удивлять много меньше, если в расчет армейского контингента принимать... женщин. В этом случае численность армии, как минимум, увеличивается в два раза.
Любопытно и отдельное указание в диалоге на факт строительства в Атлантиде особых женских водоемов для омовения. При этом Платон указывает, что водоемы были как открытого типа, так и закрытые - зимние. А раз так, то зимы в Атлантиде были не теплые, а по всей вероятности весьма прохладные, раз требовали создания особых закрытых бассейнов. Все это говорит, хотя и косвенно, об особом отношении к женщине в среде атлантов. Во всяком случае, мы не знаем подобного отношения ни в Междуречье, ни в Египте, ни даже в Греции.
Теперь снова обратимся к Гадиру. Слово 'гадир' в переводе с финикийского языка означает 'крепость'. Конечно, может быть, это всего лишь часто встречающееся в разных языках совпадение звуков. А если нет? Тогда в Гадирской области следует искать фортификационные сооружения. Согласно Флавию, Гадир лежит на территории расселения детей Иафета. Но ведь территория Западной Европы - это территория, заселенная детьми Хама. Выходит, Испания никак не может быть месторасположением Гадирской области. Что касается земель детей Иафета, то они не выходят западнее условного меридиана, проходящего в районе Днестра. Выходит, Гадир следует искать в регионе западного Причерноморья.
А может быть Гадир - это Гилея? Но тогда выходит, что Атлантиду следует искать в Черном море, и, скорее всего, на роль ее осколков будет претендовать полуостров Крым! Справедливости ради укажем, что близкое к этому предположение было уже высказано. Правда, при этом Атлантида была локализована в Азовском море (по де Жонне и Паниагва). Основная часть Атлантиды, по мнению этих исследователей, погрузилась в море и от нее сохранился только небольшой фрагмент - юго-восточное побережье Азовского моря.
Исходя из нашего гипотетического предположения, многое можно объяснить и многое становится на свои места в нашей древней истории. Начнем с древнего названия Крыма - 'страна 40 крепостей'. О наличии в Крыму в древние времена большого количества фортификационных сооружений написано немало. Фадеева в книге 'Крым в сакральном пространстве' (2002 г.) пишет по этому поводу следующее: 'Итак, число 40 устойчиво связано с Таврикой. Оно возникает в названии города Кыркор, или его вариациях - Каркополъ, Карка; воспроизводится в древнем Кырк-кыз - названии пещеры на городище Мангупа; приобретает новый нюанс в названии Кырк-азислар - Сорок святых (так назывались предместье Бахчисарая Эски-юрт и местность близ Старого Крыма); уточняется в названии Кырк-эклисе - сорок церквей (предместье Константинополя). Речь идет о названии страны, превратившемся со временем в столь устойчивое словосочетание, что его стало возмож ным относить к одному городу или селению. Не возник ли сам образ 'страны сорока вершин' в те отдаленные времена, когда существовал лишь горный Крым-остров, а наносы еще не стали равнинами, соединившими его с материком?'. Как видим, Крым вполне может соответствовать финикийскому значению слова 'гадир'.
Согласно Платону, Атлантида лежит за Геракловыми Столпами. В классической атлантологии обычно под этим наименованием фигурирует Гибралтарский пролив. Однако многие авторы ассоциировали Геракловы Столпы с другими местами, среди которых встречается и Керченский пролив. Здесь следует вспомнить, что проникновение греков в Черное море изначально шло круговым движением от Босфорского пролива против часовой стрелки. Именно так вдоль северного побережья современной Турции двигались к берегам Колхиды аргонавты. При этом совершенно естественно, что Крым для них располагался за Керченским проливом, то есть за Геракловыми Столпами!
Обратим внимание читателя теперь на западную часть Черного моря. Слева от Крымского полуострова находится водная акватория с весьма малыми глубинами. Особенно в сравнении с центральной и восточной акваториями моря. Создается впечатление, что значительная часть западного Черноморья в недавней исторической перспективе была сушей, опустившейся под воду в результате катаклизмов. 'Острое Атлантида, говорили мы, когда-то был больше Ливии и Азии, а теперь осел от землетрясения и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут'. Это цитата из начала диалога 'Критий' Платона. А вот что рассказывают рыбаки, живущие на Кинбурнской косе, к северо-западу от Крымского полуострова: когда в море время от времени поднимаются водоросли, вся рыба из Ягорлыцкого залива уходит по той простой причине, что ей нечем дышать. Действительно, водоросли забивают рыбам жабры, и они задыхаются. Но ведь нигде более в Черном море подобной ситуации нет. Выходит, что именно в этом районе широко распространились любящие мелководье водоросли, хранящие 'память' о том, что относительно недавно эта часть моря была сушей.
В предыдущей главе сказано, что, по словам римского историка Плиния Старшего, Крым (или Таврида) ранее был островом. А Платон пишет о военном походе островитян-атлантов на Европу. При этом первыми, с кем они встретились, были эллины. Классическое в атлантологии расположение Атлантиды в Атлантическом океане никак не может в этом месте стыковаться с оригинальным текстом великого философа. Ведь если армия идет на Европу со стороны океана, то с греками атланты должны были биться в самом конце войны. Другое дело, если атланты шли на Европу со стороны Черного моря. В этом случае сыны Эллады становились их первыми противниками.
Даже этот неполный перечень аргументов в доказательство гипотезы о том, что Крым - осколки Атлантиды, делает саму гипотезу правомочной. А тут еще недавняя находка в Крыму пирамидальных строений, по форме весьма близко подобных египетским пирамидам, о чем писала украинская пресса!
В 2000 году группа крымских ученых-геофизиков во главе с Виталием Гохом заявила об открытии рядом с Севастополем нескольких пирамид. Эти сооружения полностью ушли в землю, что говорит об их чрезвычайной древности. По форме они повторяют тип классической пирамиды. Высота сооружений - 45 метров, длина стороны у основания - 72 метра, то есть соблюдено соотношение 1:1,6. Всего обнаружено семь пирамид, причем они выстроены в шеренгу по прямой линии. Если вспомнить текст Платона, Атлантида имела в плане радиально-концентрическое устройство своей территории и значительное количество крупных каменных башен, фланкировавших мосты и каналы древнего государства.
Но если пирамиды, найденные в Крыму, еще только изучаются и наука мало что может сказать о них, кроме удивительной древности и явной 'допотопности', то есть принадлежности этих сооружений временам, предшествующим библейскому потопу, то о многочисленных находках в Северном Причерноморье и Приазовье, равно как и на Кавказе, следов присутствия амазонок известно немало удивительных фактов. Кстати, на Кавказе до сегодняшнего дня, например, в вайнахской (Чечня, Ингушетия) родственной 'табели о рангах' племянники и двоюродные братья по материнской и сестринской линиям ('шича' и 'мяхча') для старшего мужчины едва ли не ближе, чем собственные сыновья. Поэтому вайнахи часто представляют своих родственников словом 'брат', хотя при этом, собственно, могут и не быть единокровными родичами. Что это, как не прямое воспоминание о главенстве в семье женщины?
Можно привести другой пример из прошлого почти этого же региона. Около ста лет тому назад помещик Петр Дзякович из-под Мелитополя (к северо-востоку от Крыма) записал легенду о царице амазонок, которую ему, в свою очередь, передали последние из кочевников-ногайцев.
'Давным-давно, еще до прихода татар в Крым, в балке Киз-Яр, которая в то время была покрыта лесом, жило племя женщин-амазонок. Воительницы были храбрыми, хорошо стреляли из лука, рубились мечом, ездили верхом и часто в сражениях побеждали мужчин соседнего племени. Пленные становились мужьями амазонок. Их судьба была тяжелым испытанием: черная работа, частые травмы, а когда избранником были недовольны - его убивали. Из новорожденных в живых оставляли только девочек. Руководила амазонками, водила их в бой прекрасная девушка-воительница. Так было до тех пор, пока она не попала в плен. Она влюбилась в царевича мужского племени, но не захотела подчиниться общей участи всех женщин и выйти замуж. Выкупив себя, царица вернулась в родное племя, но не смогла перебороть свою любовь. Она собрала всех своих соплеменниц и приказала сжечь себя на костре. С тех пор и появилось название балки Киз-Яр ('киз' - 'девушка', 'яр' - 'балка'),
В 1948 году эта легенда была подтверждена археологическими материалами. Рабочие силикатного завода, что в центре Мели тополя, как раз в Киз-ярской балке, нашли захоронение женщины-воительницы. Голову ее украшала золотая диадема, грудь, руки и ноги также были украшены драгоценными изделиями древних мастеров. Рядом находились меч, котел, зеркало и конское седло, украшенное золотыми накладными бляхами.
Много подобных захоронений в этих местах было найдено и до, и после Киз-ярского. Так, еще в XIX веке русский ученый-археолог граф А.А.Бобринский открыл в Холодном Яре на юге Украины захоронение IV в. до н.э., в котором находился скелет женщины, а рядом с нею боевое оружие: наконечники копий и стрел. При этом оружие имело поношенный вид, то есть много раз побывало в деле. В ногах у женщины под прямым углом располагался скелет мужчины. Рядом с мужчиной обнаружили одно кольцо, две декоративные дудки и два колокольчика. Совершенно очевидно, что мужское захоронение занимает подчеркнуто подчиненное положение по отношению к женскому.
Со времен раскопок Бобринского на обширных пространствах Северного Причерноморья и Приазовья обнаружено много десятков подобных захоронений. Интересны результаты раскопок 1992 года в районе Покровки на юге России. Там были вскрыты курганы, датируемые от VI в. до н.э. до II в. н.э. Общее впечатление от вскрытых могил говорит о большей пышности женских захоронений в сравнении с мужскими. При этом ученые выделили три типа женских захоронений. Первый тип - традиционный, когда женщины погребались в окружении предметов, ассоциируемых с патриархальными обществами: веретенами, зеркалами, нательными украшениями. Второй тип захоронения принадлежит, по всей видимости, жрицам, поскольку в погребениях в изобилии представлены глиняные и каменные алтари, морские раковины, другие ритуальные предметы древних культов. И третий тип погребений принадлежит женщинам-воительницам. Наиболее интересным стало погребение целой группы женщин-воинов в составе семи человек. Среди погребального инвентаря помимо зеркал и украшений обнаружены железные мечи и кинжалы, наконечники для стрел и оселки для заточки оружия. Рукояти мечей и кинжалов имели значительно меньший размер в сравнении с мужскими аналогиями. Ученые пришли к выводу, что это боевое оружие изготавливалось специально для женщин-воительниц. Всего в этом регионе 14% захоронений с оружием - женских. Любопытно, что в районе нижней Волги, то есть в центре расселения сарматов (по Геродоту), наблюдается высокое, в процентном отношении, количество женских захоронений с оружием, а именно 20% сарматских могил воинов - это женские могилы. При этом обнаружен обширный арсенал вооружения древних кочевниц: не только мечи, копья, кинжалы и стрелы, но и камни для метания с помощью пращей, защитное вооружение в виде поясов из металлических пластин, фрагменты боевого обмундирования. Интересно, что у некоторых скелетов зафиксированы искривления костей ног в результате длительного пребывания женщин на конях. На некоторых черепах и костях имеются следы ранений холодным оружием. При этом в берцовой кости одного из женских скелетов обнаружен засевший глубоко внутри бронзовый наконечник стрелы.
Не менее интересны исследования скифских погребений в северозападном Приазовье, проведенные в последнее время украинскими археологами. В принципе эти погребения мало чем отличаются от своих более восточных аналогов на территории Российской Федерации. Скелеты женщин-воинов находятся в положении лежа на спине, рядом с ними - наконечники копий, мечи, наконечники стрел, остатки колчанов и обычный для женских погребений набор украшений: бусы, браслеты, кольца. Украинская исследовательница Е.Е.Фиалко отмечает, что распределение женских погребений с оружием по могильникам северозападного Приазовья весьма неравномерно. Наиболее часто встречаются женские военные погребения в районе Мелитополя, к востоку от Херсона и к юго-западу от Запорожья. Она дает еще более высокий процент (25%) наличия в общем массиве скифских погребений с оружием - женских воинских захоронений. Однако, при этом исследователь отмечает, что подавляющее большинство этих погребений идет без конского сопровождения, то есть эти амазонки были пешими воинами-пехотинцами. Это не вполне согласуется с Геродотом, согласно которому все амазонки были всадницами. При этом Фиалко делает весьма интересный вывод о том, что представители среднего сословия женщин в скифском обществе несли воинскую повинность, поскольку все погребения женщин-воительниц принадлежат именно среднему классу, а не низам или аристократии.
Действительно, частые военные походы скифов, да и сарматов приводили к тому, что оказывались необходимы дополнительные воинские контингенты для охраны стойбищ кочевников и внутренней безопасности, которые и набирались из женщин. Такое объяснение вполне возможно, тем более что со второй половины IV в. до н.э., по мере развития организации скифского общества и увеличения его внутренней безопасности, количество погребений женщин-воительниц в скифских степях постепенно сокращается.
Мы видим удивительно ясную картину обширных областей, со всех сторон окружающих Черное море, на которых в древние времена жили амазонки или многочисленные женщины-воительницы. Второго такого региона, тем более подкрепленного археологическими находками, на земле нет. Если учесть древнейший культ Девы в этом регионе, особенно на территории Крыма, можно высказать предположение, что эти воительницы вышли из одного центра - Крымского полуострова, спасшись после некоей катастрофы. Любопытно, что в одном из древних свидетельств соединены вместе территории Тавриды и район обитания амазонок в Малой Азии так, вроде бы они представляют одно целое, а не земли, разделенные морем. Случайно ли это? И почему этот древний край не может нести в себе следы древней допотопной атлантической цивилизации?!
Автор представляет высокую степень спорности выводов этой главы. Но вместе с тем он полагает, что высказанные положения заставляют еще раз задуматься над древними легендами и снова проанализировать ход развития истории края.