(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Большевики в Крыму

В далёких 1920-х годах большевистская, советская власть уничтожала десятки тысяч жителей полуострова, как сотни тысяч, по воле безбожных вождей, морились голодом, а святыни, воздвигнутые в память о славе и чести русского оружия, подвергались бессердечному разграблению. Одним из таких умышленно забытых злодеяний, совершенных большевиками, стало кощунственное разграбление могил солдат и офицеров Русской Императорской Армии на территории полуострова.

С самого начала своего правления большевики уделяли особое внимание могилам и захоронениям. В 1921-м году кощунственно были вскрыты и ограблены могилы Государей Российских, находившиеся в захваченном ими Санкт-Петербурге. Под предлогом сбора средств на борьбу с голодом, наступившим вследствие «мудрой» политики большевиков, печально известный «Помгол» ограбил также и усыпальницы великих князей Императорской фамилии, находившиеся рядом с Петропавловским собором. В краковской газете «Иллюстрированы курьер Цодзенны» было опубликовано попавшее к ним письмо сотрудника ОГПУ о том, как именно проходило данное кощунственное действо:

"...Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности…"



Однако, к 1930-м годам, с началом шизофренической индустриализации в СССР, погоня за драгоценностями мёртвой «буржуазии» уступила место вынужденной необходимости. Разграбив страну, большевики были не в состоянии насытить свои растущие потребности в простейших цветных и даже черных металлах. Всё, что могли дать разорённые храмы и монастыри, было уже использовано, дворцы и усадьбы лежали в руинах, с выдранными балками и крышами, даже некоторые городские дома лишись канализации и водостоков. Металла не хватало, и тогда красные революционеры вновь вспомнили о русских могилах.

По всей стране прокатился шквал разорений. В очень сжатые сроки «активисты» выяснили, что самыми ценными являются гробы русских военных героев, а самым крупным местом «таких» захоронений оказался Крым. Полуостров на протяжении более сотни лет был последним местом упокоения офицеров, моряков и солдат, сражавшихся в многочисленных русско-турецких войнах. Инициатором кампании по «реквизиции» метала у покойников в Крыму, выступила Комиссия по делам культуры Севастопольского Горсовета, во главе с некой женщиной А. Ибраимовой. Во время внеочередного празднования дня Красной Армии, созданной, к слову,  Л. Троцким, она заявила: «Считаю целесообразным вскрытие склепов под Владимирским собором».

В этом храме были похоронены великие русские адмиралы: М. Лазарев, В. Корнилов, В. Истомин и П. Нахимов. Кроме них в соборе св. Владимира было захоронено ещё девять адмиралов Черноморского флота — участников Крымской войны, Русско-турецкой 1877-1878 гг., Японской и Великой Отечественной войны 1914-1917 гг., а также десятки других героев, служивших верой и правдой Богу, Царю и Отечеству. Цель комиссии была проста и понятна: реквизировать в пользу «народной» власти цинковые гробы и ювелирные изделия покойников.

И всё-таки Горсовет сомневался, видимо боясь быть обвиненными в "троцкизме", с которым в тот момент вели активную борьбу по всей стране. Конец сомнениям положил управляющий Крымским отделением треста «Металлолом» Владимиров, указав: «В склепах, гробах лежат остатки бывших генералов, адмиралов и проч. буржуазии». При этом, товарищ Владимиров испрашивал разрешение на изъятие 150 цинковых гробов с русского городского кладбища «для удовлетворения потребностей крымской промышленности в остродефицитном цинке в фонд обороны страны». Отказать для ВПК было невозможно.

По полуострову пронеслась волна разорений. Так, к примеру, было разграблено многотысячное Братское кладбище на Северной стороне в городе Севастополе. Некоторые из ветеранов были лицами весьма состоятельными и завещали, живя за пределами Крыма, похоронить себя там, где лежали  их боевые товарищи. Гробов в скором времени скопилось настолько много, что советская номенклатура начала спекуляцию ими, желая подзаработать на чужих могилах. Публичную огласку получила история, связанная с инспектором Севастопольского Горфо Р. Бартле, который продал 150 кг. гробового цинка консервному заводу «Серп и Молот», за что получил «страшное» наказание в виде: дисциплинарного взыскания за нарушение монопольного права «Цветметаллома» на реализацию оборонного сырья. К октябрю 1935 года на городском кладбище находилось около 200 нереализованных гробов из цинка.

Разграбления продолжались вплоть до «исчерпания» недр. В конце 1930-х годов многие старинные гражданские и военные захоронения Крыма представляли собой ужасающие картины: повсюду виднелись полузарытые могилы, из которых, то тут, то там, белели чьи-то останки. Останки знаменитого архитектора Севастопольской крепости, участника её обороны во время Крымской войны, генерал-адъютанта Э. Тотлебена были вытряхнуты из своего гроба на землю, лишь через время неравнодушные смотрители кладбища смогли собрать то немногое, что осталось и тайно захоронить у подножья его памятника.

Конец этому положили… немцы, захватившие во время Второй Мировой войны Крымский полуостров. В газете «Голос Крыма» от 2 июля 1942 года об этом событии была опубликована статья бывшего капитана РККА Л. Станиславского, перешедшего на службу новой власти на полуострове:

"На Севастопольском Братском кладбище в воскресенье, 27 июня, было много публики. Здесь у восстановленной Германским командованием поруганной большевиками гробницы Эдуарда Ивановича Тотлебена состоялась торжественная церемония. Прах героя Севастопольской обороны 1855 года, выдающегося русского военного инженера, выброшенный большевистскими вандалами из гроба, снова был предан земле.  К девяти часам утра на кладбище прибыли представители местного гарнизона, германские генералы и офицеры, многие жители города, кому дорога память прославленного севастопольского героя. Торжественная церемония открылась заупокойной литургией. У гроба с прахом Тотлебена застыли в почётном карауле германские солдаты…"

Ярослав Лавринович

Фото красивых мест Крыма

Туры в Крым

Назад в раздел

Задайте вопрос...