(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Что посмотреть в Керчи

Сегодня, Керчь стала, наконец-то, отстраиваться и хорошеть. Реставрируются главные улицы и старые здания, создаются скверы, памятные знаки в честь важных событий, проведена троллейбусная линия. Керчане - истинные патриоты своего города, они берегут и возрождают исторические традиции, гневно отвергая попытки извратить историю.

В окрестностях города есть знаменитое соленое озеро Чокрак с бьющими со дна минеральными источниками и целебной грязью, которой по легенде, лечился Митридат VI Евпатор, неукротимый противник властителей великого Рима. Рядом с озером, на берегу Азовского моря, много уютных бухточек с гротами, подводными пещерами, фантастическими фигурами выветривания в форме больших птиц, неведомых зверюшек, кораблей с парусами, сказочных великанов...

Керчь - это вечный город. Все больше ученых занимаются раскопками античных и средневековых поселений на ее территории, все больше туристов и отдыхающих приезжают сюда.



По дороге в Аршинцево, не доезжая раскопок Тиритаки, можно увидеть над морским обрывом слои керченской железной руды с отпечатанными в ней ракушками древнего моря. Эта руда выходит на поверхность, поэтому для ее добычи не требуется рыть шахты. Достаточно только приподнять тонкий слой грунта - «вскрышу».

Всех, кто приезжает в Керчь на экскурсию, обязательно везут в центр города, на гору Митридат. У ее подножия можно войти в византийский храм Иоанна Предтечи. Это самое старое каменное здание на европейской территории бывшего Союза (VIII век). Оно построено на фундаменте древней базилики, и есть предположение, что место освятил самый высокочтимый святой на Руси Андрей Первозванный. По преданию, первые христианские храмы в Керчи появились за половину тысячелетия до принятия христианства на Руси. На столбах арки перед алтарем храма видны старинные фрески. Искусствоведы говорят о них как о ранних произведениях Феофана Грека.

На вершину горы Митридат можно приехать по дороге, но лучше пройти лестницей, построенной в 1830-1840-х годах, во время правления генерал-губернатора Новороссийского края князя М. С. Воронцова. Она оказалась самой красивой из четырех монументальных лестниц на Юге России. Подниматься надо не спеша, ведь ступенек много; дети любят считать их и, как правило, сбиваются после цифры 400. По обе стороны лестницу украшают грифоны, будто прилетевшие из античного времени. Глядя на них, вспоминаем, что эти изображения, как символ могущества, мы видели на гербе Крыма, а теперь видим на гербе города. Скульпторы XIX века создали статуи крылатых львов беломраморными, но они, к сожалению, не сохранились. Теперь с древних постаментов глядят их точные цементные копии.

В древнем, недавно обновленном гербе Керчи грифон изображен на фоне геральдического щита, под которым лежит ключ - символ свободного доступа, открывшегося через Керченский пролив ко всем морям и океанам. Николай I даровал городу, как знак стойкости и славы, венок из листьев дуба и лавра. Переплетающая венок лента означает верность Отечеству и чистоту помыслов. В виде особо почетного знака изображена корона. Ею император награждал за особые заслуги - всего семь городов России могли похвастаться такой наградой! Еще важнее, что эта корона не старая царская, с зубцами, как рисуют в сказках, а императорская. Такая награда была привилегией городов с ключевым для державы значением. В Крыму только герб Керчи, а позже герб Севастополя были отмечены императорской короной. Но слишком много событий произошло позже, и в 1996 году городской герб обновили.

Для разработки макета через местную газету объявили конкурс. Выигравшая его художница съездила для консультации в геральдическую комиссию Санкт-Петербурга. Помимо названных атрибутов, она изобразила два якоря по краям и звезду героя в центре.

У вершины холма неплохо сохранилась укрепленная часть города - акрополь (от греческого «верхний город»). Можно походить между стен, среди бывших бастионов, от которых теперь остались только вырубленные в скале площадки...

На сегодняшнем Митридате во многих местах из земли проступают еле заметные остатки стен. Это были мастерские литейщиков, оружейников, гончаров - укрепленная часть города со своими переулками, один из которых так и называется - ремесленным. Трудно поверить, что он построен в VI веке до нашей эры. Чтобы почувствовать эту древность, недостаточно побывать здесь на обычной экскурсии. Надо не спеша побродить по акрополю в одиночку, подумать о назначении этих стен и ступеней, этих камней, кое-где небрежно вывороченных и брошенных на дорожку.

В толще горы остались сотни укрытых землей и камнями сарматских склепов II века до нашей эры — V века нашей эры (разумеется, давным-давно разграбленных). В недалеком прошлом экскурсоводы с особо развитой фантазией ухитрялись туда заглядывать и даже проводить групповые «сошествия в Аид». Все эти склепы соединены грабительскими лазами, выходы из которых остались в некоторых дворах на Митридате. В дыру надо ползти с фонарем или свечкой в руке, а в погребальном помещении можно стать во весь рост, увидеть полки для захоронений, ниши, в которых горели погребальные огни; есть даже склепы с четкими рисунками сарматской эпохи. Однажды там побывал знаменитый путешественник Юрий Сенке-вич. И сказал, что в его жизни это было одно из самых сильных впечатлений... Но теперь уже все в прошлом: ходы заколочены и зарыты.

У самого вечного огня, на высоте 93 метра, был когда-то трон Митридата и осталось несколько ступеней, по которым он поднимался... Боспор со своей столицей на этом холме просуществовал 1000 лет; на земле очень мало таких государств-долгожителей. Но если представить себя одним из граждан Пантикапея с его постоянными раздорами, войнами, эпидемиями, - ужаснешься, пожалуй, такому варианту судьбы. А потом, вернувшись в привычный нам мир, примешь его со всеми недостатками как благо.

Со смотровой площадки горы Митридат виден весь город. В хороший бинокль можно разглядеть скалистый мыс на северной стороне Керченской бухты, где ведутся раскопки античного города Мирмекия. К мысу приближается чуть заметная коса Чушка, от которой на Кавказский берег идут паромы (пока только грузовые) недавно восстановленной переправы. С противоположной, южной стороны виден мыс Камыш-Бурун. На нем в XIX веке был построен маяк, там есть раскопки древних городищ Нимфея и Тиритаки.

Городской автовокзал выстроен рядом со всемирно известным, но теперь недоступным для туристов склепом греческой богини Деметры. Роспись его с изображением самой богини плодородия - памятник боспорской живописи начала первого века. Стены украшены орнаментом, на них изображены фигуры Гермеса, Плутона, нимфы Калипсо. При раскопках в склепе найдены остатки погребения в деревянном саркофаге, много предметов языческого культа и украшений: золотые бляшки, перстни, серебряная раковина...

Два тысячелетия великому творению. Гениальным мастером, чье земное имя исчезло во времени, изображен на стене лик богини, в котором слилось гордое величие жительницы Олимпа и глубоко затаенная материнская скорбь.

Склеп уже много лет закрыт, в помещение можно заходить только в резиновых сапогах. В городе, у Митридатовой лестницы, демонстрируется лишь копия, созданная по технологии старых мастеров. Здешние экскурсоводы расскажут вам трагический миф о несчастной матери Деметре, дочь которой, прекрасную Персефону, похитил коварный Аид и сделал своею женой. Полная отчаяния, Деметра перестала посылать людям урожай, на земле начался голод, и человечеству стала грозить гибель. Только вмешательство Зевса спасло людей: он приказал Аиду вернуть Персефону матери. Но хитрый Аид заставил жену проглотить несколько зерен граната, и после этого она не могла уже подолгу оставаться на земле. С той поры и повелось: лишь часть года Персефона проводит с матерью, а потом спускается в мрачное царство Аида. Этот миф объяснял верящим в него смену времен года - когда Аид отпускает Персефону, на земле наступает весна, потом лето...

О последних годах античного памятника, ради спасения которого открылась традиция празднования Дня города, впервые поведал крымчанам поэт, прозаик и журналист Валерий Митрохин. Он вырос в Керчи; сокращенным вариантом его рассказа «Деметра благодарная» мы и заканчиваем главу о «вечном» и всегда дорогом для писателя городе. «Склеп Деметры в течение последних провальных лет стал катастрофически разрушаться. Чтобы создать интерес вокруг памятника и привлечь инвесторов, соорудили точную копию склепа под Митридатской лестницей. Туда пошли туристы, стало возможным создать фонд «Деметра», а потом пришла идея устраивать в Керчи каждый год праздник осени.

Карнавальное шествие ряженых, парад олимпийских богов, музыка, танцы, выступление поэтов... Таким был первый праздник осени. Здесь, на Митридатской лестнице, он стал эскизом будущего празднования Дня города. Они были, наверное, похожи на Дионисии - праздники вина, которые за двадцать шесть веков до нашего праздника отмечали здесь жители Пантикапеи. Так появились у керчан «Боспорские Агоны». Это грандиозный театрально-фольклорный фестиваль. В начале июля в город съезжаются гости и участники, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья. На несколько дней и ночей Керчь превращается в большую сценическую площадку: здесь ставят драмы Софокла, Эсхила; вспоминая древнее искусство, декламируют стихи Сафо; здесь стучат котурны, мелькают маски...

Новое здание историко-литературного музея находится в нарядном двухэтажном здании, которое построил грек Месаксуди, владелец табачной фабрики, самый богатый промышленник Керчи. Все выставленное здесь собрано за последние 20 лет. В коллекции сохранилось больше ста пятидесяти тысяч экспонатов, в том числе находки из Золотого и Царского курганов - и это после многочисленных пропаж во время войн! Много ценных находок перевезли в советское время в музеи Москвы, Ленинграда и Киева. Теперь музей работает как часть Керченского государственного историко-культурного заповедника общей площадью 900 гектаров, в который входят древние городища, склепы и другие памятники древности.

По новому закону все найденное на территории Крыма должно оставаться в Крыму, независимо от места жительства и гражданства проводивших раскопки археологов. Так что теперь витрины Керченского музея заполняются очень быстро. Уже теперь его лапидарная коллекция по числу экспонатов занимает второе место в мире, после Афинского музея. Раскопки проводятся регулярно, и время от времени самые удачливые из археологов находят золото. Всех ценнее оказалось открытие клада 2000 года в Мирмекии, когда под одной из плит случайно обнаружили кувшин, а в нем 98 золотых монет высокого качества, среди которых оказалась монета с четким профилем Митридата VI Евпатора. С этой находки началась экспозиция единственной в Крыму Керченской Золотой кладовой. Она находится в глубине благоустроенного музейного дворика и работает с учетом всех требований современного музейного дела - с хорошей охраной, подсветкой, сигнализацией.

В последнюю войну, перед самой оккупацией, вся коллекция из драгоценных металлов и камней была уложена в большой чемодан и запечатана. В конце лета 1941 года этот «золотой чемодан» повезли под охраной в Тамань. Но до конечного пункта он не дошел, а исчез непостижимо, оставив очередную загадку, теперь уже для криминалистов.

В 1771 году князь В. М. Долгоруков вошел в Керчь, и судоходное пространство открылось. Вскоре после взятия Керчи, как предчувствовал уже тогда султан, русские корабли появились у стен Стамбула. Лишь через три года, в 1774 году, Керчь присоединили к России. Три года султан противился из последних сил, потому что знал и повторял: «Нет важнее места на земле!» Он согласен был заплатить России 9,5 млн, рублей золотом, лишь бы оставить себе контроль над проливом! Екатерина II едва не согласилась, но в решающий момент ее переубедил Григорий Орлов. Он сказал, что все золото мира не стоит этого города. Вскоре Суворов разбил янычар - и Керчь, по Кучук-Кайнарджийскому договору, стала российским городом.

Тарасенко Д. Н.

Фото красивых мест Крыма

Экскурсии, активный отдых в Крыму

Назад в раздел

Задайте вопрос...