Северо-западный Крым известен, прежде всего, замечательными условиями для дайвинга и просторными песчаными косами для дикого палаточного отдыха. Обилие археологических достопримечательностей и дикая красота скальных хаосов создают хорошие предпосылки для развития автомобильного туризма.
Не так давно в число культовых "киношных" объектов, благодаря фильму "Обитаемый остров" успешно вошли и ветровые установки электроэнергии. А вот удивительной мощи и красоты фасадная стена пансионата "ВИКИНГ" известна лишь небольшому числу автотуристов. Донузлав - это самое большое в Крыму соленое озеро, на границе Сакского и Черноморского районов, отделено от моря песчаной пересыпью с замечательными пляжами.
Озеро является реликтом мощной древней реки, начало которой находится на Донецком кряже – речка Домузла. Название происходит от слитного произношения тюркских слов Домузлы- (донгузлы)-юве. «Домуз» - кабан, «юве» - гнездо, логово. Связано с обширными камышовыми зарослями, привлекательными для животных. В верховьях нынешнего озера в таких зарослях гнездится множество птиц. Орнитологический заказник имеет международное значение и охраняется согласно Рамсардской конвенции о местах зимовки и отдыха перелетных птиц. Поскольку в Крыму нет больших рек, кинематографисты снимают в их качестве Донузлав, например, для английского сериала «Приключения королевского стрелка Шарпа».
У северной приморской части озера находятся руины античной крепости Беляус. Как и многие другие античные укрепления на берегах полуострова Тарханкут, она появилась на рубеже 4-3 веков до новой эры, когда Крым стал полуостровом после крупной и быстрой перестройки рельефа. В результате катастрофического погружения под воду многих плодородных равнин западного побережья Крыма древнегреческая колония Херсонес была вынуждена строить новые порты для контроля над урожаями пшеницы на Тарханкуте. Что, в общем-то не приветствовали уже и скифы. Природная катастрофа сделала скифов уже так называемыми "поздними". Скифы уже не жили в кибитках, а за богаствами уже не отправлялись в далекие края, предпочитая просто получать большие деньги за пшеницу со своих земель. Вполне понятно, что крепость Беляус считается "греко-скифской". Она действительно многократно переходила из рук в руки. Да и греки в своем быту использовали вдали от дома многие скифские "штучки", например, носили штаны, что в Греции считалось неслыханным варварством. В свою очередь "поздние скифы" не только пользовались греческими предметами роскоши, но и в торговых делах, вероятно, общались сугубо на греческом языке.
В общем были варварами эллинизированными. Возможно, поздние скифы даже умывались и мыли руки, но полотенцами при этом им по-прежнему служили скальпы врагов. Степное скифо-сарматское, и приморское греческое население этих мест, скорее всего, сохранило непрерывную преемственность на протяжении двух тысяч лет, по крайней мере. Во всяком случае, монголы оставили право управления этими землями за тарханами - местной родовой знатью. Откуда, собственно, и название Тарханкут. О греческих корнях местных приморских поселений говорит, прежде всего то, что они сохранились и через 5 веков татаро-монгольского господства (а ведь степняки никогда не селились у моря). Ну и такой приятный факт, а точнее - вкусный. Это инжир. Он растет в этих краях еще со времен первых греческих поселенцев. В общем, есть о чем подумать, кушая замечательную здешнюю кефаль, пусть даже руины укрепления Беляус и не производят такого впечатления как Колизей или Акрополь. руины светлого советского позавчера в селе Знаменское у ДонузлаваВпрочем руинами, наводящими на размышления, теперь тут богата и недавняя советская эпоха.
Центральная часть села Знаменское с шагающим из бесплодной степи Ильичом в окружении мертвых бетонных громадин торгового центра и дворца культуры наводит на мысль о ночных квестах с лазерными боями и охоте на привидений светлого коммунистического позавчера. Руины торгового центра в селе Знаменское у ДонузлаваХочется забыть о скорой уже встрече с пляжной ленью и броситься на поиски священного надувного бревна, без которого порядка и чистоты в одной шестой части суши уже, наверное, не будет никогда. А вот на противоположном берегу озера Донузлав вполне нетленно и солидно выглядит советский гидроплан. Гидроплан и административные зданий военного аэродрома у озера Донузлав Наоборот, в отличие от сельского урбанизма, вполне мирно, цивильно и безмятежно. Берега озера Донузлав - одна из колыбелей космических войск СССР, так что туристическое и экскурсионное будущее пока еще вполне реально. Не хотелось бы выраскапывать его из руин и из печей переплавки. Один из гарнизонных поселков космических войск - Мирный на южном берегу озера Донузлав сейчас расцвел благодаря близости пляжного клуба "Республика Каzантип" в селе Поповка. Впрочем, после недавнего пожара, главной достопримечательности Поповки больше нет. Только море осталось превосходным.
Но вернемся к привычным экскурсионным объектам. Как крепость Беляус называлась в древности, неизвестно. Нынешнее название происходит от искаженного написания небольшой татарской деревушки, которая находиласозеро Донузлав и его берега на карте 1817 годаь вблизи озерной пересыпи - Бель-авуз. Бель - поясница, седловина, талия. Авуз - рот, устье реки (балки или озера, в данном случае). Вероятно, и в средние века в пересыпи была сделана или образовывалась естественным путем промоина, через которую воды Донузлава уходили в море. Одна из деревень Бель-авуз находилась на пересыпи и затем в 1948 году была переименована в Пересыпь, но давно обезлюдела. Возможно, на ее месте теперь располагается Порт Песок, куда по косе ведет асфальтированное шоссе, местами даже вполне пригодное для гонок стрит-рейсинг. По поводу добычи песка и торговли из Порта Песок в прессе не раз звучали утверждения, что знаменитые пляжи Евпатории исчезают именно из-за добычи песка на строительные нужды в Донузлаве.
Но работники на отгрузке песка сообщили нам, что добыча ведется из озера Донузлав. Скорее всего так оно и есть. А вот причиной вымывания песка с пляжей Евпатории скорее всего является не добыча песка в озере, а разрушение Донузлавской пересыпи еще в 1970-е годы для прохода в озеро кораблей Черноморского флота. Тогдашние объемы вмешательства в природные вдольбереговые процессы были просто несопоставимы с теперешними. Понятно, что и последствия разрушения пересыпи будут ощущаться еще долго. В любом случае "экологи" могут писать любые выдумки, а вот денег на серьезные научные исследования причин разрушения евпаторийских пляжей просто никто не даст.
Ну и ладно. Город Евпатория все более становится центром круглогодичного туризма, а пляжный отдых там уже как в Ялте воспринимается лишь неким довеском, без которого вполне можно обойтись. Тем более - рядом с Евпаторией десятки километров отличнейших пляжей. вид на озеро Донузлав и окрестности из космосаНо вернемся к нашей косе "Рот на пояснице" (напомним, что Бель- поясница, а авуз - рот), а значит в средние века в Донузлаве тоже было устье, промоина в косе. Но вот в 17 веке, например, крымские степи гораздо менее страдали от засух, значит с дождевой водой и выноса твердого вещества в береговую зону моря было больше. Пляжи в целом уменьшаются в значительной мере просто из-за обилия прудов в балках, которые не дают рекам нормально выносить камни, щебень и песок в море.
Само по себе существование деревни Бель-Авуз в середине Беляусской косы свидетельствует о том, что там была пресная вода. Обычно в таких случаях за счет стока дождевой воды на месте древнего речного русла формируется линза пресной воды, которая в буквальном смысле плавает поверх соленой морской воды, проникающей глубоко в сушу сквозь песок. фрагмент карты Крыма 1817 года с северным берегом озера ДонузлавВторая деревня Бель-авуз-Кыпчак находилась дальше в степь. На карте 1817 года генерал-майора Мухина это селение именуется Бель-агазы Кипчак. На этой же карте нанесено и селение Чигир-хажи вблизи Беляусской пересыпи. Слово "чигир" в тюркских языках означает "заросли". Вероятно, именно на месте этого селения до сих пор сохранился источник пресной воды. Во всяком случае администратор нового пансионата "Викинг", расположенного в начале пересыпи, сказал что вода к ним подается из источника примерно в 1 км на север от пансионата.
Само по себе массивное здание пансионата в стиле средневековой крепости уже стало здешней достопримечательностью и успешно конкурирует с руинами крепости Беляус. Строго говоря, в архитектурном и культурно-историческом смысле крепость Беляус представляет из себя вполне "типовое" заурядное сооружение. А вот стилизацию "задов" пансионата "Викинг" под средневековый замок надо признать очень удачным. Ведь обычно фасадная часть пансионатов, обращенная к шоссе имеет только маленькие и неинтересные окошки ванн и туалетов. приморская сторона пансионата Замок ВикингВся главная часть номеров с террасами, цветниками, шезлонгами и прочими приятными вещами должна быть обращена к морю. В общем, так оно в "Викинге" и решено. Но главное - некоторые затраты материалов (в основном природного камня) и очень хорошие затраты выдумки и исторической фантазии дали в результате очень мощную защиту от степных ветров, шума шоссе (все же тут возят песок на самосвалах). Само появление в здешней плоской степи зубчатого силуэта замка сразу вызывает желание остановиться тут хотя бы на пару дней.
Кстати, наша милая спутница Каролина (имя вполне замковое!) сразу вспомнила о своем бальном платье и короне, которые уже пару лет без надобности лежат после выпускного бала. А вот на новогоднем балу в ресторане с высокими окнами и толстыми лакированными дубовыми балками под сводчатым потолком уместны будут и изысканные наряды, и короны дам, и, конечно, галантность кавалеров. Впрочем, галантность викингов, вероятно, это скорее сила и щедрость, чем шарканье ножками. пляж пансионата Замок Викинг на косе БеляусКороче замок викингов на Беляусской пересыпи нас порадовал. Еще и замечательным пляжем с камышовыми зонтами, ресторанной верандой, каменной вымосткой внутренних двориков и "уютным" щебнем автомобильной парковки. Северная часть донузлавской пересыпи представляет собой отличные условия для дикого отдыха автотуристов. Пляжи здесь огромные, приятные, а главное - очень чистые. Один из отчетов лета 2009 года вполне убедительно показывает ценность этого места как для отдыха, так и для экскурсионных вылазок.
Да и шоссе от райцентра Черноморское в основном гладкое и безопасное до самой проходной Порт Песок. Между шоссе и широченным пляжем идет непрерывная полоса зарослей лоха узколистного. А вот южная часть Донузлавской пересыпи почти вся застроена эллингами и дорогими виллами, переходящими в сооружения пляжного клуба "Республики Z". На берегах Донузлава уже совсем далеко от моря находится гарнизонный поселок Новоозерное. Местные люди и достаточно многочисленные отдыхающие вполне рады теплой воде Донузлава и его мелководным пляжам. Водный простор здесь необычен даже для знатоков Крыма, которых вроде и не удивишь необычными пейзажами.
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг