До последнего времени считалось, что древнейший человек жил в Крыму около 100 тыс. лет назад. Не исключено, однако, что южные области Крыма являлись прародиной человечества. В связи с этим особый интерес приобретают находки из предгорий северо-восточной части полуострова, где в междуречье Биюк-Карасу и Восточного Булганака найдены примитивные каменные орудия, характерные для древнейших нижнепалеолитических стоянок во всем мире.
С большей уверенностью можно говорить об охотничьих стойбищах, относящихся к ашельской культуре. Ее носители — питекантропы или ранние неандертальцы, жили на земле не менее чем 300—250 тыс. лет назад и вели бродячий образ жизни, характерный для первобытного стада. Но хорошо изучены пока лишь культуры конечной поры раннего палеолита — эпохи мустье (от 100—80 до 40 тыс. лет назад).
В течение последних десятилетий ученые установили, что неандертальский человек эпохи мустье жил в Крыму не только в гротах-пещерах горных районов полуострова, но и на открытых местах, причем повсеместно: в Присивашье, в равнинной части, на Южном берегу. Судя по находкам, основными объектами охоты неандертальцев — ближайших предшественников человека современного физического облика — были такие животные, как мамонт, олень, пещерный медведь, пещерный лев, шерстистый носорог и т.д. Охота дополнялась собирательством Неандертальцы пользовались кремневыми орудиями (остроконечниками, скреблами, ножами и т.д.), умели добывать огонь. К этому времени относится зарождение религиозных верований, зачатков родоплеменной организации первобытнообщинного строя и начало формирования человека современного физического облика.
В эпоху позднего палеолита (40—10 тыс. лет назад) в Крыму обитали люди современного облика — кроманьонцы. Мало-помалу человек покидает естественные скальные убежища и поселяется на открытых местах, главным образом речных террасах.
Мезолит (10—8 тыс. лет назад) на территории полуострова представлен стоянками, инвентарь которых позволяет говорить о дальнейшем совершенствовании кремневых орудий, о появлении лука и стрел с кремневыми наконечниками, что обеспечило переход от коллективной охоты к индивидуальной. Вторым достижением является приручение и одомашнивание животных — собаки, свиньи.
В Крыму многочисленны стоянки неолитического времени (около 5500—3200 гг. до н.э.). В неолите обработка камня достигает наивысшего расцвета, появляется остродонная лепная посуда, происходит одомашнивание крупного и мелкого рогатого скота, зарождается земледелие.
В 3 тысячелетии до н.э. неолит сменяется эпохой энеолита, которая длится до начала 2 тысячелетия до н. э. Человек начинает пользоваться в быту изделиями из металла (меди, медномышьякового сплава), однако основная масса орудий — каменные, главным образом кремневые. Много глиняной посуды. Познакомиться с памятниками энеолита можно в гротах и на навесах — Мурзак-Коба, Фатьма-Коба, Замиль-Коба I и II, Алимовский навес, Сюрень II, Водопадный Грот, Таш-Аир I, Буран-Кая, Ласпи VII и др. В Южном Крыму это Кукрек, Вишенное и Кафка-Богаз в Предгорье Аджи-Коба III на Караби-Яйле и Домни-Кая на Чатыр-Даге. В значительном количестве такие памятники открыты на Керченском полуострове (Фронтовое I и II, Кой-Асан, Ленинское, Луговое III, Тасуново I, Алексеевка, Горностаевка I). Стоянки имеют преимущественно два или несколько слоев, так как места, удобные для обитания, привлекали человека в разные периоды.
В Крыму известны две энеолитические культуры: кеми-обинская и ямная. Кеми-обинская культура получила название от кургана Кеми-Оба (Белогорский район), где впервые выявлено характерное погребение. Культура ямная, как и более поздние катакомбная и срубная, названы по типам погребений — ям, катакомб, срубов, присущих этим культурам. Племена первой культуры скорее всего формировались на местной, неолитической основе, племена второй, очевидно, пришлые, из степей Поволжья.
В эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. — IX в. до н.э.), на раннем ее этапе, в Крыму продолжали жить племена ямной культуры, а кеми-обинцы дожили почти до середины II тысячелетия до н.э. Кроме того, во II тысячелетии до н.э. в равнинной и предгорной частях полуострова появляются племена катакомбной культуры (2000—1500 гг. до н.э.) и культуры многоваликовой керамики (1600—1400 гг. до н.э.). Для поздней бронзы характерна срубная культура (1600—900 гг. до н.э.), которая делится на раннесрубную (XVI—XIV вв. до н.э.) и позднесрубную (XIV—IX вв. до н.э.); последняя в свою очередь подразделяется на два этапа — соботиновский (1400—1150 гг. до н.э.) и белозерский (1150—900 гг. до н.э.). В Крыму культуры эпохи бронзы хорошо представлены подкурганными погребениями и поселениями открытого типа. Образ жизни человека в эпоху бронзы остается тем же, что и в энеолите. Главное достижение — изготовление изделий из бронзы. Основой хозяйства остаются скотоводство и земледелие.
Киммерийцы. Тавры. Скифы
Эпоха раннего железа (VIII в. до н.э. — IV в. н.э.).
С появлением железных изделий происходит коренная ломка прежних основ экономики и культуры, начинается активный процесс разложения первобытнообщинного строя и переход к новым, классовым отношениям. На крымской земле в это время обитают киммерийцы (около XV—VII вв. до н.э., или, по мнению других исследователей, с XIII—XII по VII вв. до н.э.), племена кизил-кобинской культуры (расцвет в VII—III вв. до н.э.), тавры (IX—II вв. до н.э.), скифы (VII в. до н.э. — III в. н.э.), сарматы, аланы (II в. до н.э. — IV в. н.э.), готы (с III в. н.э.)
Киммерийцы. Древние обитатели полуострова известны нам по письменным источникам. Есть рассказ о них и в «Илиаде» Гомера:
Скоро пришли мы к глубоко текущим водам Океана;
Там киммериев печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков, никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос
Загадочные киммерийцы оставили память разве что в географических названиях: Киммерийский Боспор (Керченский пролив), Киммерийские стены, Киммерийский брод...
Одни исследователи связывают ранних киммерийцев с племенами катакомбной культуры, другие — срубной. Судя по крымским материалам (погребения, инвентарь), более близки к истине ученые, отождествляющие киммерийцев с позднекатакомбной культурой. Очевидно, киммерийцы — это собирательный термин, под которым подразумевается союз родственных племен. Античные источники характеризуют их как людей воинственных, что подтверждает и археологический материал — находки оружия в погребениях. Занимались киммерийцы скотоводством и земледелием, жилища строили из камня.
К поздним киммерийцам, очевидно, относятся и племена кизил-кобинской культуры, с которыми связываются поселения, святилища и погребения. Новые исследования позволяют пересмотреть представление о том, что носители кизил-кобинской культуры — ранние тавры. Об этом свидетельствует различие в инвентаре и погребальном обряде. Известно, что в VII в. до н.э. часть киммерийцев, в связи с вторжением кочевых скифов, покинула свои земли, а часть осталась на прежних местах. Возможно, оставшиеся киммерийцы были оттеснены скифами в горную часть Крыма. Именно к этому времени (VII—VI вв. до н.э.) относится основная масса памятников кизил-кобинской культуры, и найдены они в горном Крыму. В равнинном же они единичны. Этот и целый ряд других общих признаков (сходство в инвентаре и погребальном обряде) дает основание видеть в кизил-кобинцах позднейших, оттесненных в горы киммерийцев. По свидетельству Геродота, киммерийцы были вытеснены из южнорусских степей и Крыма скифами в Малую Азию и следы их затерялись.
В Крыму к киммерийским памятникам относится, в частности, погребение, впущенное в курган у села Целинного в Северном Присивашье.
Тавры. Согласно данным Геродота, тавры жили «разбоем и войной», принося в жертву богине Деве «потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Их умерщвляли дубиной. Туловище сбрасывали в море с утеса, где стояло святилище, или закапывали в землю. Головы же врагов, взятых в плен, на длинных шестах выставляли над домом в качестве стражей.
Возможно, свое название тавры получили от Горного Крыма, который именовался Таврикой, по аналогии с обозначавшимися словом «тавр» горными хребтами Малой Азии и других областей.
Таврам были приписаны памятники IX—V вв. до н.э. и даже более позднего времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил-кобинскую культуру. Согласно Геродоту, тавры занимали «гористую страну» неподалеку от греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до Скалистого (Керченского) полуострова.
Предполагается, что таврам принадлежали так называемые кизил-кобинские поселения. Они чрезвычайно многочисленны и расположены главным образом полосой, тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя. Это Балаклава, Уч-Баш и Сахарная Головка (в районе Инкермана), Ашлама (в Бахчисарае), Холодная Балка (близ Симферополя), Симферополь, Кизил-Коба, Ени-Сала, в верховьях Салгира, Нейзац, Тау-Кипчак (Белогорский район), Кошка (в районе Симеиза) и прочее.
Поселения встречаются обычно у рек, причем в горах они имеют укрепления в виде двух стен из дикого камня, промежуток между которыми забутован (Уч-Баш, Кошка).
Использовались также скальные навесы и гроты (например, Таш-Аир). Поселения невелики и с бедным культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о непродолжительности обитания.
Как свидетельствуют археологические данные, в отличие от древнегреческих авторов, тавры были миролюбивым народом. Основными занятиями тех тавров, которые обитали в стороне от морского побережья, были земледелие и скотоводство, отмечено также ткачество. Лишь приморские тавры (а их поселения почти не сохранились в условиях курортного побережья) могли заниматься пиратством, да и то в сочетании с морским собирательством и рыболовством.
Горцы были скотоводами, жители долин, расположенных между Главной и Внутренней грядами (эти места были заселены таврами наиболее плотно), занимались земледелием и скотоводством, гончарным делом и ткачеством. Освоили они и бронзовое литье.
Жили тавры в полуземлянках и наземных постройках из прутьев, обмазанных глиной. Тавры не создали своей государственности. Позднее их стали называть тавроскифами — видимо, они смешались со скифским населением Таврики и растворились в том конгломерате племен и народов, которые осели в Крыму в разное время.
Этнический состав крымского населения существенно изменился в V в. до н.э., когда греками был основан Херсонес Таврический и на полуостров проникло много скифов, появившихся здесь еще в VII в. до н.э.
Скифы. Начальный период их жизни в Крыму изучен слабо, значительно полнее наши представления о поздних скифах, или, по определению Страбона, о «Малой Скифии», которая сложилась не позже начала III в. до н.э.
Скифы противостояли в Крыму античному миру. В то же время их общение с этим миром приводило к взаимовлиянию культур, но прежде всего нужно говорить, конечно, об эллинизации, т.е. влиянии древних греков. Скифская знать заимствовала характер жилищ, одежды, обычаи и даже религию эллинов. В обмен на хлеб скифы получали привезенные с островов Эгейского моря дорогие ткани, вино, оливковое масло, стеклянную и краснолаковую посуду, предметы роскоши.