Фототуры в Крыму

Фотографирование выступает неотъемлемой частью современного туризма, визуализируя геопространственные образы туристских дестинаций и создавая основу для личной исторической памяти путешествующего. Кроме того, по мнению Сан Дж., фотографии, которые туристы делают в своих турах, ценны сами по себе, поскольку являются неоспоримым доказательством путешествия.

Прообразом фототуризма, как специализированного направления туристской индустрии, стало появившееся в 70-х годах прошлого столетия направление «фотография путешествия» («travel photo»). Его главным мотивом было создание фотографических изображений, не имеющих географических ограничений и передающих естественное состояние природы, людей и культуры в их пространственно-временной определенности. Ярким примером фотографии путешествий является творчество профессиональных фотографов в рамках популярного издания «National Geographic», запечатлевающих в своих работах неповторимый облик разных стран и регионов мира.

Несмотря на неоднозначность трактовок понятия «фототуризм», большинство исследователей определяют его как путешествия по природным, историко-архитектурным, этнографическим и другим местам с целью создания высококачественных фотографий и повышения качества фотосъемки.

Являясь новым сектором индустрии туризма, фототуризм находит отражение в проблематике различных направлений научных и прикладных исследований. Многие публикации посвящены оценке общественных функций и роли фототуризма в современном социуме. Одной из центральных функций выступает культурологическая функция, поскольку фотография путешествий аккумулирует общественное знание, культурные ценности, индивидуальный опыт и социальное взаимодействие. Впервые взаимодействие фотографии и туризма описала Зондаг С. : ее концепция доказывает, что фотография резко трансформировала восприятие действительности, превращая ее в «общество зрелищ», где циркулирующие изображения превосходят реальность, а реальность становится туристической. С этим утверждением можно согласиться, учитывая, что сегодня туристская фотография становится важнейшим компонентом имиджевой стратегии, создавая на профессиональных фотографиях образы рекламных и PR-текстов о продвигаемых дестинациях и туристских сервисах. Науменко А. И. и Путрик Ю. С. выделяют также такие функции фототуризма, как образовательная, воспитательная (формирование личностных качеств с помощью средств туристической деятельности и фотоискусства), физкультурно-оздоровительная, коммуникативная и творческая. 

В настоящее время наблюдается резкое возрастание социальной, в т.ч. коммуникативной, функции фототуризма вследствие появления особой группы блоггеров-путешественников, продуктов их деятельности — онлайн-дневников, сопровождающихся авторскими фотографиями, и их последующего обсуждения пользователями.

Растет интерес к социально-психологическим исследованиям отношений, возникающих между туристами, в т.ч. участниками фототуров, и представителями местных сообществ в процессе фотографирования. Уже в ранней работе Чалфена М. С. акцентируется внимание на связи между определенными туристическими типами и моделями фотографического поведения, изменяющимися культурными стандартами и использованием камеры в различных частях мира, а также исследуется разнообразие ответов принимающих общин на фотографирование. Скарлес К. в статье «Этика туристической фотографии: впечатления туристов от фотографирования местных жителей в Перу» констатирует, что туристская практика определяется субъективным толкованием того, что является уместным, приемлемым или ответственным в отношении фотографирования. Однако соображения этики диктуют необходимость получения разрешений у местных жителей на фотографирование, учета права на неприкосновенность частной жизни, ответственность за формирование неверных стереотипов о жизни аборигенов. Фотографии могут передать весь спектр эмоционального восприятия взаимосвязей в системе «хозяин-гость»: радушие и гостеприимство, с одной стороны, и враждебность и недоверие, с другой.

Анализ географической структуры фототуризма проводился достаточно редко; в большинстве аналитических работ подчеркиваются очевидные лидирующие позиции стран и районов, отличающихся экзотикой природных ландшафтов и этно-конфессиональной самобытностью — Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Индии, Китая, Непала, Южной Америки, стран Карибского бассейна, Австралии, Исландии. О данной закономерности свидетельствуют также предложения на рынке услуг фототуризма. В частности, российской компанией Uni-Travels, созданной для организации поездок фотографов, разработаны маршруты по более чем 70 странам мира; предложения 2018-2019 гг. включают фототур в Бразилию для съемки ягуара, фототуры в Алжирскую Сахару, Пакистан, в долину р. Омо в Эфиопии, пейзажный фототур в Намибию, фототуры в Патагонию (Чили-Аргентина), в Юго-Западные национальные парки США, в Исландию.

Исследование внутреннего рынка фототуров в России предпринято Воробьевой Н. И. и Коротковой В. А.. Авторами отмечается растущий спрос на данный вид нишевого туризма: по данным анкетирования, проведенного среди фотографов и любителей, 96% респондентов привозят из путешествий более 100 фотографий, а 97% опрошенных хотят усовершенствовать свои навыки в фотосъемке под руководством профессионального фотографа. В то же время соответствующее туристское предложение на рынке пока предлагают немногочисленные туроператоры и фотошколы, и большая часть фототуров реализуется далеко от центральной части России (Алтай, Прибайкалье, Камчатка и др.).

Географические аспекты развития фототуризма в Крыму относятся к слабо изученному направлению региональных исследований. Из немногочисленных публикаций можно упомянуть статью Парубец О. В., Одарюк Е. В. и Козельской Л. В., в которой дана сравнительная характеристика фототуров ряда туристских клубов, школ фотографии и бюро путешествий и предложена программа нового комплексного фотомаршрута по южному побережью полуострова.

Фототуризм является новым направлением, способствующим диверсификации регионального туристского продукта Крыма и нацеленным на потребности растущей целевой аудитории.

Развитие крымского фототуризма осуществляется под влиянием двух групп факторов, в т.ч.:

1) факторов внешнего характера, определяющих общие закономерности развития туризма на глобальном и макрорегиональном уровнях;

2) факторов внутреннего характера, связанных со специфическими особенностями территории Крымского полуострова.

Анализ отечественных и зарубежных работ в области фототуризма позволил обозначить важнейшие факторы, выступающие по отношению к крымскому региону внешней движущей силой:

• процесс формирования т.н. «нового» туриста, отличающегося разнообразием мотиваций к путешествию, нацеленностью на приобретение новых знаний и практического опыта, большей информированностью и мобильностью. В совокупности это формирует устойчивый спрос на специализированные виды туризма, среди которых фототуризм приобретает статус модного тренда;

• активное тиражирование фотографий в социальных сетях, что стимулирует рост числа участников путешествий, включая фототуры. Например, пользователи Whatsapp делятся 347222 фотографиями в минуту, пользователи Instagram публикуют 216000 новых фотографий каждую минуту, а пользователи Pinterest прикрепляют 3472 изображения в минуту;

• специальные исследования подтверждают общемировую тенденцию к росту популярности наблюдений туристов за естественной природной средой и использования для этой цели фотографии и видеосъемки. В отчете рабочей группы Совета по туризму Финляндии «Наблюдение за дикой природой и фотография как продукт туризма» отмечено, что подобные интересы влияют на планы отдыха 31% населения в возрасте 1660 лет; а от фото-сафари зависит экономика многих восточноафриканских стран. В самой Финляндии число туристских предприятий, предлагающих услуги фото-наблюдений за дикой природой, составило 18 единиц, а доля продаж целевых туров превысила 52% и имела тенденцию к росту;

• на развитие всех видов туризма в Крыму оказывает существенное влияние комплекс геополитических и социально-экономических факторов. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации и последовавшие за этим политические и экономические санкции привели к резкому сокращению въездных туристских потоков и переориентации регионального туристского продукта на внутренний туризм. Следует ожидать, что в ближайшей перспективе ведущим рынком фото-туров в Крыму будет рынок субъектов РФ. В оценке перспектив необходимо также принимать во внимание позитивные изменения в транспортно-логистической ситуации в регионе в связи с реализацией федеральных инфраструктурных проектов (ввод в действие Крымского моста, модернизация аэропорта «Симферополь» и строительство трассы «Таврида»).

Важнейшим фактором внутрирегионального характера, определяющим сегодняшнее состояние и динамику развития фототуризма в Крыму, является наличие богатого и разнообразного туристского ресурсного потенциала. Крымский полуостров отличается высокой мозаичностью ландшафтов и, следовательно, высоким пейзажным разнообразием. На сравнительно небольшой территории сконцентрированы ландшафты Горного Крыма, включающие предгорные лесостепи, леса и горно-луговые ландшафты яйл, крымские субсредиземноморские ландшафты ЮБК, степи, прибрежные аквальные комплексы и др. Более 100 природных объектов оцениваются как уникальные или экзотичные. Большой интерес для фототуристов представляет флора и фауна полуострова: 279 видов растений признаны эндемичными, 164 — редкими и исчезающими; список редких и охраняемых животных насчитывает около 200 видов (орлан-белохвост, черный гриф, белоголовый сип, средиземноморский геккон, леопардовый полоз, кучерявый пеликан и др.). Многие объекты природного наследия имеют имиджелогическое значение, а их фотоизображения являются визитными карточками Крыма (Аю-Даг, Чатырдаг, Долина Привидений, Новый Свет, Карадаг, Ак-Кая и др.). Традиционными объектами фототуризма считаются Никитский ботанический сад и 30 объектов садово-паркового искусства.

Культурное наследие Крыма открывает широкие возможности для организации экскурсионного показа и визуализации многих объектов средствами фото- и видеосъемки. В Р. Крым насчитывается 12350 культурно-исторических объектов, в г. Севастополь — 2014 объектов, около 150 памятников признаны экспертами, как достойные быть включенными в Список культурного наследия ЮНЕСКО [12]. Значительной аттрактивностью для фототуристов всегда отличались Херсонес, Ласточкино гнездо, Воронцовский, Ливадийский и Бахчисарайский ханский дворцы, Памятник затопленным кораблям, пещерные города Крыма (Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др.).

Немаловажным фактором развития фототуризма в Крыму является традиционно развитая культура фотографического искусства, наличие высококвалифицированных специалистов-фотографов, фотоклубов и фотошкол, предлагающих тематические и комплексные обучающие фототуры по Крыму.

Отсутствие специализированной статистики не позволяет точно оценить количественные параметры развития фототуризма в Крыму. Для изучения имеющихся на рынке предложений привлекалась рекламная информация о фототурах в сети Интернет. Анализ результатов поиска показал, что в Крыму получили развитие практически все направления современного фототуризма, в т.ч.:

а) классическое направление (пейзажное фото, архитектурное фото, урбанистическое фото, парковое фото, спортивное фото);

б) экспедиционное направление (пейзажное фото, культурологическое фото, экстремальное фото, фотоохота);

в) обучающие мастер-классы (портретное фото, свадебное фото, семейное фото, детское фото, пэт-фото, фуд-фото, пейзажное фото, подводное фото).

По форме проведения в Крыму преобладают фототуры без теоретических занятий, в рамках которых гиды-фотографы организуют фотосессии для туристов и могут выполнять функции экскурсоводов (например, фирма Two Crimeans). Вместе с тем растет востребованность полевых мастер-классов, в программы которых включаются элементы лекций, практикумов, обсуждений результатов съемки.

На крымском рынке фототуризма работают различные субъекты предпринимательства, в т.ч. фирмы-туроператоры и турагенства, для которых данное направление, как правило, является дополнительным источником прибыли, а также фотоклубы, фотошколы, творческие объединения фотографов и индивидуальные профессиональные фотографы. При этом турфирмы преимущественно организуют фототуры повышенной комфортности с бронированием отеля на весь период поездки, индивидуальные гиды-фотографы чаще используют форму многодневных походов или краткосрочных поездок. Отдельные фирмы имеют достаточно диверсифицированный туристский продукт, в частности фирма KrymPhoto, работающая на рынке Крыма более 15 лет, предлагает путешествия самых разных форматов, включая экстремальные туры в вертикальные пещеры и на труднодоступные вершины.

Обращает на себя внимание включение крымских дестинаций в список тематических туров туристскими компаниями, фотошколами и фотоклубами, расположенными в других регионах России, главным образом, в Москве (например, «РтеАГ;»), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Первый российский агрегатор фототуров АсйуеЫке, представляющий ежегодно свыше 200 авторских фотопутешествий с участием более 40 фотографов-профессионалов, в 2018-2019 гг. рекламирует 14 программ по Крыму, большая часть которых разработана крымской компанией «КгушРЬо1о».

Среди других фирм-резидентов организаторами фототуров стали: севастопольская фотошкола «Миг» (фотопрогулки «Загадки Бахчисарая», «Колорит Гурзуфа», «Путешествие к черным монахам», «Долина Привидений», «Осенние краски Крыма», «Лесная сказка», «Выше облаков. Ай-Петри», «Романтические луга Крыма», «Магия пещерных городов Крыма», «Сюрреалистические соляные поля Крыма», серия прогулок по Севастополю); турфирма «Ариадна. Крым» (фототуры «Шесть закатов в Крыму», «Крымский Прованс»); фирма «Соо11хауе1»/«'^ЫСптеа» (фототур «Цветущий Крым 2018»); «Крымогид» (фототур «Цветущий Крым -тюльпаны, маки, ромашки и лаванда»), фотографы Дмитрий Монастырский, Анатолий Гордиенко, Владимир Рябков.

По сравнению с фототурами, разработанными туристскими фирмами, в программах туров фотошкол и индивидуальных фотографов больший акцент делается на решение творческих задач, и в то же время хуже прописаны вопросы трансфера, размещения, питания и дополнительного обслуживания туристов, что дает некоторым исследователям российского фототуризма утверждать, что продукт, предоставляемый специалистами в области фотографии, не обладает высоким качеством [8]. С усилением конкуренции в данном сегменте рынка эти производители услуг фототуризма будут вынуждены уделять больше внимания вопросам материально-технического обеспечения собственного продукта.

Ведущим тематическим направлением крымского фототуризма выступает пейзажное фото: около 90% предлагаемых туров так или иначе связаны с природой Крыма. Отчетливо выражена сезонность - наиболее популярными сезонами являются весна, лето и осень, и лишь немногие маршруты рассчитаны на посещение Крыма в зимний период. Большую долю предлагаемых туров составляют пользующееся спросом у туристов фотографирование цветущих полей, садов, уникальных флористических ассоциаций в особо охраняемых природных территориях. К такому типу относятся фототуры, магазином путевок «Солнечный Крым» - «Танец маковых полей», «В парке Чаир распускаются розы...» и др., а также анонсируемый фототур «В поисках лазоревого цветка» (мыс Опук).

Средняя продолжительность фототура составляет 6-7 дней, при этом наиболее эффективной пропорцией признано соотношение дней с фотосъемками к экскурсионным дням (дням отдыха), как 4:3. Представленные в Крыму однодневные фототуры отличаются ориентацией на развлекательные цели поездки, в ходе которой потребитель получает не столько профессиональные консультации фотографов, сколько экскурсионную информацию, эстетическое удовлетворение от увиденного и полноценную фотосессию от фотографа.

Для географической структуры фототуризма в Крыму характерны резкие диспропорции в уровне освоенности территории полуострова. Подавляющее большинство фототуров сосредоточено в прибрежной полосе Южного и Юго-Восточного Крыма и в Горном Крыму. Сравнительно хуже освоены Тарханкут и Керченский полуостров, а из районов Северного (степного) Крыма как фототуристская дестинация продвигалась только Караларская степь. В последнее время разрабатываются комбинированные маршруты, построенные по популярной в советский период схеме «горы-море» (фототур «От пещерных городов к морю») или соединяющие разнородные географические объекты в рамках одной тематики (фототур «Цветущий Крым», 8 дней,; делает акцент на фотографировании весенних пейзажей по маршруту Симферополь - Судак -Коктебель - Новый Свет - гора Караул-Оба - Голицынская тропа - мыс Капчик -мыс Хамелеон - гора Клементьева - Бахчисарай - Ай-Петри - мыс Айя - Балаклава - Качи-Кальон - Инжир - Симферополь).

Фототуризм в Крыму находится на стадии становления. Его тематическая и организационная структура задаются общемировыми тенденциями развития туризма и фотографического искусства. Стимулирующую роль играют изменения потребительского спроса, инновационные технологии в области фототехники, рост популярности фотоизображений в социальных сетях, экологизация туристского движения и др. Важнейшим фактором внутреннего характера является богатое природное и культурное наследие Крымского региона, высокое пейзажное разнообразие природных ландшафтов, традиции использования фотоизображений в туристско-экскурсионной практике.

Предложение фототуристских программ в Крыму имеет тенденцию к росту. Фототуры в Крым организуются туроператорами и фотошколами, расположенными не только в Крыму, но и в крупных городах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Ведущим тематическим направлением крымского фототуризма выступает пейзажное фото: около 90% предлагаемых туров так или иначе связаны с природой Крыма. Отчетливо выражена сезонность - наиболее популярными сезонами являются весна, лето и осень, и лишь немногие маршруты рассчитаны на посещение Крыма в зимний период. Преобладающими районами проведения фототуров являются побережья Южного, Юго-Западного, СевероЗападного и Восточного Крыма и горно-лесная зона полуострова. Степная зона Крыма характеризуется слабой аттрактивностью для развития фототуризма вследствие высокой сельскохозяйственной освоенности территории и малой площади естественных природных ландшафтов.

Дугаренко И.А. Дугаренко Н.Ю.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Легендарная Тридцатка, знаменитый 30 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту

Такой плотности туристских объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории. Открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками и озерами.

Поход из Бахчисарая в Ялту

Маршруты: горы - море

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Маршруты: горы - море
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!