Путешествия по местам киносъемок в Крыму имеют давнюю историю, сейчас это целое направление в экскурсионном деле. Первую дипломную работу на эту тему под руководством В.М.Шумского защитила на геофаке работница Ялтинской киностудии, заочница. Из сотрудников этой студии, бутафоров и костюмеров, вышла еще одна индустрия - фотоуголков по мотивам исторических фильмов. В этом обзоре все-таки речь пойдет не об истории. "Викинг" это фильм в жанре фэнтази. Многие реконструкторы были очень возмущены его появлением, поскольку уж очень явно создатели этого кино вернули очень скверную и унизительную для русского народа норманнскую теорию. Однако в наши задачи входит только дать информацию для самостоятельных путешествий по местам съемок фильма "Викинг". Кинопарк из декораций к этому фильму и дополнительных сооружений находится в очень удобном для туристов месте у троллейбусной трассы между Алуштой и Симферополем. В кинопарке работают аниматоры-реконструкторы, а рядом очень много интересного: водные каскады и водопады Суучхан, Красные пещеры, гольф-парк, игровой городок "Сказочная долина", трассы для квадроциклов и джипов, скалодром ущелья Грифон. В общем вместе с местами, где фильм снимался, кинопарк "Викинг" дает программу для многодневного маршрута, причем в любое время года.
Натурные сцены «Викинга» снимались в Крыму: на Тайганском водохранилище (Белогорский район), в Генуэзской крепости (Судак), в посёлке Школьное (Симферопольский район), в пещерном городе Чуфут-кале, Бахчисарае и на мысе Фиолент (Севастополь). В октябре 2015 года на левом берегу горной реки Кызылкобинки в начале подъёма на Красные пещеры началось сооружение Кинопарка, открылся он в мае 2016 года.
После шести лет кропотливой подготовительной работы 1 марта 2015 года на съемочной площадке картины ВИКИНГ по старой киношной традиции разбили тарелку, и впервые прозвучала команда «Мотор!». Впереди было 92 съемочных дня.
Стоит отметить, что во время подготовительного периода, опираясь на эскизы Сергея Алибекова, художники фильма во главе с художником-постановщиком Сергеем Агиным усиленно работали над проектами, макетами и чертежами декораций. «Сведений о том, что было в Х веке, мало, они разрозненные, – рассказывает Сергей Агин. – Сохранились какие-то мелочи: черепки, деревянные фрагменты, кожаные элементы. Разве что с оружием ситуация получше. Но нам это не мешало, даже наоборот: было больше места для полета фантазии».
Было создано порядка 10 макетов городов и отдельных строений в масштабе 1:100 и 1:500. Они были разборными и позволяли досконально изучить экстерьеры и интерьеры, чтобы внести коррективы перед началом полномасштабного строительства. «При строительстве декораций мы старались сделать не просто красивые домики, – вспоминает режиссер картины Андрей Кравчук. – Нам важно было понимать, кто живет в каждом доме, сколько у него детей, чем он занимается: гончар он, к примеру, рыбак или торговец. Это давало энергию, помогало сделать декорации живыми, а не безликим задником».
По чертежам и эскизам декорации восстановили в 3D, после чего специалисты по CGI разработали мизансцены с базовой анимацией и расположили виртуальные камеры. Так можно было видеть, что попадает в кадр, и, исходя из этого, спланировать, какие декорации обязательно строить, а какие можно будет дорисовать на постпродакшне. А также проще было определить расстановку стационарных и мобильных хромакеев.
Декорации Киева строили в трех разных местах: Вышгород, Украина (натуру и интерьеры) — на студии «Главкино» в Подмосковье, часть с 50-метровой крепостной стеной — в степях под Симферополем, а Подол, часть города на воде, — на берегу Тайганского водохранилища рядом с Белогорском в Крыму. На полуострове также нашли Корсунь: ее стенами стали стены Генуэзской крепости в Судаке, а древний храм караимов в Чуфут-Кале послужил прекрасной декорацией для сцен в городе. Полоцк также строили на «Главкино».
«Масштабы поражали! Декорации были такими достоверными – хотелось ходить и рассматривать каждую мелочь, как в музее», – делится впечатлениями исполнительница одной из главных женских ролей Светлана Ходченкова. Ей вторит Александра Бортич: «Когда я впервые приехала на «Главкино», у меня был настоящий шок! В хорошем смысле. Да, Андрей Юрьевич до этого показывал мне фото декораций, что-то рассказывал, но все равно — то, что я увидела, меня по-настоящему впечатлило! И помогло играть. Я заряжалась от таких живых декораций».
При возведении самых сложных элементов декораций подчас приходилось одновременно задействовать более 200 рабочих. Когда декорации были готовы, специалисты по VFX перенесли их модели на игровой движок Cryengine и привязали к GPS. У режиссера и оператора появилась возможность «путешествовать» по цифровым декорациям с видом от первого лица. «В кино это довольно редкая практика. Но информативная: можно «изнутри» с разных ракурсов понаблюдать, как движется солнце, куда ложатся тени и т.д.», – рассказывает продюсер VFX Андрей Емельянов.
Изначально большую часть фильма планировалось снимать за рубежом: режиссер и художник-постановщик выбрали локации сначала в Чехии, потом на Мальте. Также рассматривались окрестности Алма-Аты и украинского города Каменец-Подольский, но планы пришлось изменить. «Нам нужны были очень большие натурные площадки с красивыми видами, и Крым в наших обстоятельствах оказался идеальным вариантом. Природа там восхитительна!», – вспоминает Андрей Кравчук.
Тайганское водохранилище у Белогорска, которому выпала роль Днепра, сначала нашли на карте Крыма, а потом уже изучили «вживую». Для съемок пришлось получить специальное разрешение. Сцены зимней охоты снимали под Можайском, Россия, посреди величественного леса. Андрей Кравчук: «Этому лесу более 100 лет, там заповедная зона. Сажали его для каких-то промышленных нужд, поэтому сохранились очень удобные для съемок просеки. Огромные красивейшие лиственницы давали необходимое нам ощущение первозданности мира и мощи дикой природы».
В России были сняты все эпизоды, кроме одного: интерьеры корсунского храма нашли в раннехристианской базилике Сан-Витале в итальянской Равенне.
Художником по гриму на картине была опытнейший мастер Татьяна Вавилова. На площадке во время подготовки к массовым сценам работало одновременно до 30 гримеров. Каждый главный герой был закреплен за определенным мастером. На грим одного мужского персонажа каждый день требовалось около 1,5 часов. Больше, чем на грим актрис. Причина — бороды. Их Татьяна и ее коллеги клеили по уникальной итальянской технологии, в российском кино так практически не работают. Это очень трудоемкий процесс: борода клеится прямо на кожу отдельными волосинами, а не в собранном на специальном материале виде. Такой метод называется безмонтюрным (т.е. без сборки) и позволяет добиться максимальной естественности и комфорта. Для бород использовали волосы яка. Если актер отращивал свою бороду, порой все же приходилось делать дополнительное наращивание. И каждого героя фактурили, необработанным не оставляли практически ни одного участка тела: красили зубы и ногти, кожу «дубили», делая грубой и обветренной, рисовали татуировки и шрамы. Кириллу Плетневу, исполнителю роли Олега, делали пластический грим: под лобную накладку накачивали искусственную кровь, благодаря чему рассечение получалось натуралистичным.
Большие шрамы (например, шрам Свенельда) и пластический грим выполнял лучший мастер по спецгриму Петр Горшенин. Он же изготовил маску актера Александра Устюгова, которую использовали для создания тела Ярополка в сцене его сожжения. Помимо маски Горшенин изготовил для фигуры кисти рук, и даже с близкого расстояния сложно было отличить манекен от живого артиста.
За трюки на картине отвечали каскадеры казахстанской группы «Номад» под руководством Жайдарбека Кунгужинова, заработавшего себе авторитет западными проектами. Ведущие каскадеры команды — чемпионы Азии и Казахстана: тхэквондисты, тайбоксеры, борцы. После тренировок и подробных репетиций каскадеры полностью отрабатывали ту или иную сцену, снимали ее и отправляли смонтированное видео режиссеру на утверждение. Такие тесты экономили время на площадке: Андрей Кравчук сразу мог вносить коррективы. Часть трюков готовилась с учетом добавления компьютерной графики на постпродакшне. Так, в сцене гибели Олега актер Кирилл Плетнев только начал трюк, а заканчивал его каскадер, которого потом должны были заменить цифровым Кириллом.
Сцена «Огненные колеса» — одна из самых сложных в фильме. В ней было задействовано до 400 человек массовки, 100 лошадей, 2 вторых режиссера со своими юнитами. Одновременно работало до 6 камер. Снимали как на простые ручные камеры, так и используя передовые технологии: роботизированный съемочный автокран Рашн Арм, камеры, закрепленные на канатных дорогах, квадрокоптеры с камерами. При этом камеры не должны были «видеть» друг друга. Интересно, что квадрокоптеры на проекте были разработаны и вручную собраны Димитрием Вавиловым-Доллежалем и Дмитрием Еремьяновым (на тот момент будущим бронзовым призером Чемпионата мира по дрон-рейсингу 2016) из команды Skypix.
Сцена с драккаром снималась две недели. В кадре должен был лить дождь, и все это время съемочную группу и актеров поливали из брандспойтов. Греть воду в таких объемах, конечно же, возможности не было. Первоначально планировалось построить настоящий драккар, в Петрозаводске даже нашли мастеров, которые готовы были за это взяться. Но от идеи отказались по соображениям логистики и финансов. В итоге 20-метровый 10-тонный драккар, не повторяющий ни один из сохранившихся, построили прямо в Крыму. Металлический каркас обшили доской. Драккар был разборным (автономно могли использоваться нос, корма и серединная часть) и, чтобы удобнее было снимать, у него не было одного борта. Несмотря на это, когда появилась необходимость ненадолго спустить его на воду, это удалось сделать без проблем, разместив его на плавающей платформе. В сцене скольжения драккара к подножию холма судну «помогал» трактор.
Этап постпродакшна продлился вплоть до премьеры картины в кинотеатрах. Основной блок работ был связан с созданием компьютерной графики.
Цифрового тура начали воплощать еще в 2012 году, когда выпускали первый тизер (который, кстати, помог найти средства для завершения фильма). В первой версии тур был наделен антропоморфными чертами: у морды животного было «человеческое» выражение. Из-за этого и других вмешательств в анатомию цифровой модели пострадала реалистичность движения. В итоге дизайн было решено изменить. Также специалисты по VFX создавали модели кораблей (драккаров и дромонов), виды городов, погодные эффекты; затирали лишние объекты в кадре.
Для увеличения численности массовки в кадре использовали уникальную для нашего рынка технологию фотограмметрии (создание трехмерных объектов на основе фотографий). Для этого на «Главкино» установили конструкцию из 80 синхронизированных фотоаппаратов, которые позволяли одномоментно сделать 80 снимков объекта с разных сторон. Таким образом по очереди запечатлели примерно 200 артистов массовых сцен, а также несколько лошадей с всадниками. Такие фотографии позволили выполнить реалистичные и предельно детализированные модели, которые затем использовались для создания цифровой толпы. Для цифровой массовки применялась и технология захвата движения (Motion Capture): актеры, одетые в специальные костюмы с датчиками, разыграли несколько десятков сценок (бои, бег, падение, ранение, смерть). Все их движения считывались и добавлялись в программу, которая создает «умную» толпу, подставляя и перемешивая фазы движения. Всего в картину вошло порядка 850 кадров с компьютерной графикой, над которой работало более 100 специалистов.
«Без дежурных комплиментарных речей: съемки произвели на меня неизгладимое впечатление!, – вспоминает Данила Козловский. – ВИКИНГ – один из самых сильных кинематографических опытов в моей жизни. Во всех смыслах – начиная от роли, характера, заканчивая самыми, казалось бы, простыми производственными вопросами. Хотя слово «просто» к этому проекту не имеет никакого отношения. Это один из самых сложных фильмов в нашей индустрии и в художественном смысле, и в технологическом. Беспрецедентная история!».
О съемках Викинга глазами очевидца
.... самая настоящая ладья, на которой хоть сейчас можно отправляться в плавание. Да и над всем остальным потрудились хорошо! Для костюмов по-настоящему грубо обрабатывалась кожа, дубились шкуры. На грим даже для массовки уходило от трёх до пяти часов. А загримировать нужно было не одного человека.
Много было уделено внимания оружию. Мечи ковались из железа, а не штамповались из пластмассы. Ну, разве что, вес не совсем соответствовал оригинальным мечам, тем не менее, вес холодного оружия для основного актёрского состава был по возможности приближен к весу реального боевого оружия той эпохи. Для массовки ковались облегчённые варианты. Но это связано с объективными причинами: всё-таки современный человек не приспособлен к тому, чтобы часами размахивать мечом.
Для съёмок в массовке набирали, как обычно, местных жителей. Правда, не обошлось без небольшого казуса. Поначалу объявление о наборе в массовку вывесили на дверях Симферопольской филармонии. И ничего конкретного в этом объявлении не сообщалось.
Филармония в Симферополе - это такое место, где почти никогда не бывают рослые, мускулистые парни, да ещё желательно с бородами и с суровыми лицами, пригодные для такого жанра кино. И поэтому первое время набор в массовку затормозился, и пришлось набирать из местных, деревенских жителей, по принципу – кто под руку подвернётся. Но потом объявление о наборе в массовку переделали, и дело пошло на лад.
Неплохо распорядились декорациями и после съёмок фильма. Весь городок викингов был разобран и перевезён в Перевальное, к Красным пещерам, где вновь всё было выстроено, и таким образом появился ещё один новый туристический объект – городок викингов!
Теперь здесь можно облачиться в одежду викингов, помахать мечом, пострелять из лука. Там же работают кузнецы, девушки ухаживают за скотиной. В общем, можно, включив фантазию, переметнуться в прошлое, ну или побыть в роли актёра. Такая услуга здесь тоже предусмотрена.
Тема древних воинов и Крым, древняя Киммерия, они как-то созвучны, близки друг другу по духу. Надеюсь, что благодаря этому созвучию и сам фильм получился хорошим. А теперь просто пара фото.
Генуэзская крепость в Судаке – здесь снимали самые массовые боевые сцены фильма «Викинг». Крепость хорошо известна всем реконструкторам средневековья из России, Белоруссии, Украины, Польши и других стран. Конечно, среди них всегда много было и будет тех, кто "пошился" на викингов и русичей, степняков и франков (так в Крыму называли итальянцев). Для съемок изготовили деревянные декорации с настилами и стенами - по сюжету крепость при штурме сгорела.
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг