Крым очень богат геологическими достопримечательностями, и не одно поколение российских и советских геологов начинало свой путь к тайнам и сокровищам земных недр у нас, прежде всего в долине речки Бодрак (Бахчисарайский район), где находятся базы геологических практик МГУ, СПбГУ и Московского геолого-разведочного института. Каждый из этих вузов, а также и Таврический национальный университет в Симферополе имеют геологические музеи, которые при сильном желании можно и посетить.
Удобство изучения геологических объектов, простота извлечения окаменелостей древних животных и сбора коллекций привлекают сюда специалистов со всего мира. Ну а ювелиры работают с крымскими самоцветами из группы кварца: сердолик, яшма, агат, халцедон, горный хрусталь. Их не сложно найти и среди обычной пляжной гальки. А среди торговцев сувенирами можно встретить знатока, который расскажет о свойствах этих камней, а может и познакомит с ювелирами или коллекционерами.
Крымский полуостров не напрасно выбран геологическим факультетом МГУ для летней практики своих студентов, поскольку он представляет собой огромный по площади и уникальный по доступности геологический музей. Причем открытия как геологические, так и попутно археологические совершаются в Крыму до сих пор. И вы сами сможете в этом убедиться.
Геологические процессы подобны цирковому иллюзиону: драматично, наглядно, но до конца необъяснимо. Священные источники, противоречащие законам гидрологии и гравитации; подземные лабиринты в десятки километров; вулканические жерла, опрокинутые набок; скальные массивы без оснований, возникшие невесть откуда; морские раковины на километровой высоте; вечные льды и ледниковые валуны; песчаные косы, меняющие свои границы, как заблагорассудится…
Все эти каменные хаосы, истуканы, каньоны, пещеры, водопады не просто красивы, а божественно красивы и хранят в себе жертвенную кровь, нередко и человеческую. Крым издавна является базой для учебных практик студентов-геологов Украины, России и других стран. Основной район практик – долина речки Бодрак в Бахчисарайском районе (села Трудолюбовка и Прохладное ниже Обсерватории), а также окрестности Симферополя и Алушты, ну и конечно, заповедник Карадаг. Окрестности почти всех прибрежных курортов богаты обнажениями магматических и осадочных пород, причудливых складок и форм выветривания, обвальными хаосами, пещерами, водопадами, громадными валунами, происхождение которых до сих пор вызывает споры среди ученых.
Исследование геологических загадок окрестностей Симферополя и Алушты во многом определило карьеру академика Александра Ферсмана, профессора Владимира Лебединского и других известных ученых. До сих пор споры ученых вызывают происхождение Салгирской и Алуштинской долины, Большого каньона Крыма, многоэтажность крымских пещер, «неправильный» порядок залегания более древних пород над более молодыми в нескольких горных массивах в Бодракской долине, у Симферопольского водохранилища и окрестностях Белогорска. В общем, можно сказать, что самые красивые из крымских гор являются и самыми загадочными – Зубцы Ай-Петри и каменные конусы на склонах горы Сокол, каменные идолы Долины Привидений и Карадага, южнобережные хаосы из магматических пород и островки-отторженцы в море, отвалившиеся в результате грандиозных катастроф от кромки Яйлы.
Все веками вызывает споры специалистов. Но и для обычных туристов, путешествующих на автобусах, джипах, горных велосипедах, верхом или просто пешком геологические экскурсии очень интересны и оставляют незабываемые впечатления. Одна из простых и приятных прогулок - от Алушты на запад до мыса Плака.
Очень удобно двигаться по набережной Профессорского уголка, по дороге над пансионатами “Кристалл” и “Каскад” и дальше по тропе вдоль пляжей и набережных Лазурного, Карабаха, Утеса, Карасана и Партенита. Популярны также поездки на плато Чатырдага с посещением красивейших карстовых пещер Мраморной и Эмине-баир-хосар. Крым является одной из наиболее изученных геологами частей мира. Однако окончательной ясности в его геологической истории нет. Поэтому есть смысл внимательно слушать все, что вам по этому поводу расскажут на экскурсиях, и читать специальные геологические путеводители. Но при этом спокойно воспринимать нестыковки и противоречия в объяснении геологической истории и современных процессов. И размышлять об этом самому. Может, истина откроется именно вам…
Крымские горы являются одним из звеньев огромного пояса горных хребтов, который называется Альпийским. Но даже на первый взгляд человеку, знакомому с Кавказом или Карпатами, горы нашего полуострова покажутся не только невысокими, но и несколько нетипичными по форме. Дело в том, что в теории новой глобальной тектоники яйлы и предгорья Крыма вовсе не считаются горами. Это лишь приподнятый на километровую высоту край платформы. Как и все платформы (например, Восточно-Европейская) он имеет «двухэтажное строение» - складчатый фундамент из причудливо смятых таврических сланцев и плоский чехол известняков.
Какие же силы приподняли платформу и сделали ее южный край похожими на горы? – Ну те же что и везде. О дрейфе континентов, точнее о движении материковых и океанических плит даже в школе проходят.
В основном, эти движения в горизонтальной плоскости завершены перед Ледниковым периодом, а в вертикальной - после него. Но отголоски и сброс напряжений при движении плит происходят и в наши времена в виде землетрясений.
В Крыму с IV в. до н.э. до настоящего времени произошло 77 сильных землетрясений. Наиболее разрушительным, наверное, было землетрясение 1341 г., которое помимо Крыма охватило огромную площадь, сопровождалось затоплением части суши водами Черного моря и "причинило вред неописанный". Землетрясение конца XV в. обрушило гору и крепость у Ялтинского мыса и вызвало такой испуг у жителей, что они бежали, опустение Ялты продолжалось почти 70 лет. В 1927 г. 26 июня и в ночь с 11 на 12 сентября произошли два землетрясения, вызвавшие разрушения на Южном берегу от Севастополя до Феодосии, ощущавшиеся не только на Крымском полуострове, но и далеко за его пределами.
После 1927 г. разрушительных землетрясений в Крыму не было, но приборы на сейсмостанциях каждый год улавливают десятки слабых толчков. Большинство эпицентров крымских землетрясений находится в Черном море на участке между Ялтой и Гурзуфом. Очаги землетрясений находятся преимущественно на глубине от 10 до 40 км. Если спроецировать очаги землетрясений на земную поверхность, то окажется, что они сосредоточены в крутой части склона черноморской впадины на глубинах между 200 и 2000 м. Большинство эпицентров заключено между материковой отмелью и плоским дном глубоководной впадины Черного моря.
Очевидно, существует какая-то связь между землятрясениями и впадиной Черного моря. Поднятие Крымских гор связано с пододвиганием под их основание дна Черного моря. Переработка пород передовой части плиты Черного моря в шовной зоне образовала целую цепочку интрузивных тел. Это горы Пиляки, Аю-даг, Шарха, Кастель и другие.
Самая мощная катастрофа взорвала вулкан Карадаг. Вторая линия мощного широтного разлома прошла по линии Бахчисарай – Симферополь, где также произошло множество интрузий. Теперь там можно любоваться магматическими породами в многочисленных карьерах. На Керченском полуострове мощные тектонические движение привели к тому, что в разломы провалились органические материалы, может быть остатки лесов или болот, или озерный ил. Их брожение продолжается не огромной глубине, а жидкая грязь выбрасывается через очень своеобразные грязевые вулканы.
Равнинный Крым и примыкающие к нему берега – зона, спокойная в отношении землетрясений. Но она испытывает медленное прогибание тылового характера. С ним связано формирование нефтяных и газовых месторождений. У Южного берега материковая отмель уже, чем в других местах, а континентальный склон довольно крутой. В Евпатории, например, пляжи очень мелкие, а у Алушты и Ялты сразу глубоко.
Граница материковой отмели и крутого склона морской впадины представляет собой место соприкосновения участков земной коры, испытывающих противоположно направленные современные вертикальные движения. Они идут неравномерно, сопровождаются толчками, то есть землетрясениями. На территории Крымского полуострова проявляются землетрясения и с очагами, удаленными от него на многие сотни, а то и тысячи километров. Например, разрушительные землетрясения последних десятилетий и лет в Румынии, Турции, Ираке докатываются до Крыма и дают себя знать толчками силой в 2-4 балла.
Это приводит к качанию люстр и дрожанию посуды. Гораздо заметнее оползни, обвалы, осыпи, которые происходят под воздействием не столько внутренних сил земли, сколько сил гравитации (притяжения), разгрузки склонов и выветривания.
Сам термин «выветривание» - довольно неудачный перевод немецкого слова «фервиттерунг» от корня «ветер» погода. Имеется в виду комплексное действие всех факторов погоды, прежде всего замерзания воды в горных трещинах зимой, а не только ветра. Кстати, не вполне и ясно, как вместо слова «дефиниция» (определение) в русском языке укрепилось понятие «термин», которое во всех европейских языках, в том числе в украинском означает – точный срок.
Мощнейший фактор разрушения берега – деятельность моря, как удары волн, так и химическое разъедание пород морской водой. И конечно, расширение трещин в породах при замерзании воды. Современные геологические процессы ведут и к “съеданию” пляжей, горным обвалам и оползням, усиливают селевые (грязекаменные потоки). Все эти процессы непрерывно изменяют очертания скал, береговой линии, изменяют ширину пляжей, состав пляжных отложений. Зачастую сооружения здравниц в береговой или горной зоне становятся непригодными для проживания.
Однако для экскурсий такие объекты наиболее интересны, поскольку с каждым их посещением они изменяются. Даже городские пляжи после каждого шторма предстает в новом виде. Ну а если вы будете коллекционировать фотографии каменных кружев, например, в обрывах пещерных городов, вы обнаружите, что рисунок их меняется буквально за пару месяцев. Надеюсь, это научит вас осторожности при выборе места отдыха в горах, да и ранимость природы вы будете ощущать острее.
Прежде чем собирать камни - минералы, имеющие определенный химический состав, или горные породы, состоящие из различных минералов в особых соотношениях, нужно посмотреть несколько геологических коллекций, например, в Симферопольском краеведческом музее, музее природы Крымского заповедника в Алуште, в Таврическом университете или даже на турбазах, где в советские времена было принято делать небольшие коллекции в туристических кабинетах.
Это поможет определить цели вашей коллекции и выработать какие-то представления о нужных образцах, их размещении и оформлении. Собирать камни можно везде, но лучше всего в так называемых обнажениях: на размываемых реками и морем берегах, в карьерах, обрывах, дорожных откосах и т. д., там, где слои разных горных пород сменяют друг друга и свидетельствуют о совершенно разных, то морских, то сухопутных условиях в прошлом со всеми его катаклизмами: вулканизмом, складкообразованием, размывом, отложением наносов и т. д.
Эти слои начинены минералами, образовавшимися в трещинах и пустотах пород из циркулирующих в них сложных химических растворов, и окаменевшими остатками или отпечатками древних организмов: листьев папоротников и иглами хвойных, панцирей рыб и моллюсков, членистых тел и крылышек насекомых, костей ящеров и первых млекопитающих.
Снаряжение охотника за камнями не сложно: геологический молоток, зубило, лопатка, записная книжка, складной метр или рулетка, оберточная бумага, небольшие мешочки для сыпучих пород, вата для хрупких образцов.
Образцы откалывают от камня сильным и резким ударом, предварительно наметив место с учетом слоистости и трещин. В момент удара надо следить, чтобы рядом никого не было, осколки могут поранить окружающих, да и самому важно беречь руки и глаза, даже зажмуриться в момент удара. Наиболее интересные в геологическом отношении места - Керченский полуостров, окрестности Бахчисарая, побережье от Алушты до Планерского.
Учтите, что в Крыму много геологических заказников и памятников природы, где сбор образцов (уж не говоря об их скалывании молотком) запрещен. Подробные маршруты геологических экскурсий со всеми необходимыми сведениями вы найдете в книгах В. И. Лебединского. Одна из них так и называется: "Геологические экскурсии по Крыму" (3 изд. - Симферополь: Таврия, 1988. - 144 с.).
Из особенно эффектных образцов всегда приятно сделать не просто учебное пособие, но и красивую вещицу. Не только самоцветы, но и самые распространенные в Крыму диабаз, мраморовидный известняк, даже ракушечник при хорошей полировке среза могут показать оригинальный и изысканный рисунок своего "внутреннего мира". В зоне мелководья и чуть выше галька и гравий всегда яркие с четкой внутренней зернистостью, а вот без влаги все их краски и узоры гаснут.
Их легко освежить самым обычным лаком. Наконец, те, кто работает за столом и при открытых окнах, пользуются красивыми и тяжелыми камнями просто для закрепления бумаг.
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг