(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Государство-полис

Феодосия предпочла независимость, рассчитывая на собственные силы и возможности. В 5 - начале 4-го века до нашей эры город и его сельскохозяйственные владения крепли и расширялись.

Феодосийцы вывозили в Элладу зерно и, возможно, некоторые другие продукты собственного производства. Но постепенно в экономике полиса всё большую роль начинает играть его варварская округа. В обмен на свои и привезённые из Греции товары (вино, масло, ремесленные изделия) феодосийцы стали приобретать у соседних варваров пшеницу, продукты скотоводства. Это позволило им увеличить объёмы экспортного зерна, а значит, и собственные прибыли. Нужно учитывать и то, что обмен с варварами был неэквивалентным, что способствовало возрастанию материального благосостояния как отдельных граждан, так и всего полиса в целом.

Встреча греческих первопоселенцев с обитавшими в районе будущей Феодосии аборигенами, скорее всего, прошла мирно - ни горные тавры, ни кочевые скифы не претендовали на морское побережье. Напротив, они очень скоро почувствовали выгоду от цивилизованного соседства, и уже в начале 5-го века до нашей эры (если не в конце 6-го века до нашей эры) недалеко от Феодосийского полиса появились их первые поселения.



Благодаря археологическим разведкам и раскопкам на пространстве между Акмонайским перешейком и рекой Куру Индол выявлено более полутора десятка ранних селищ: на северном склоне Тепе-Оба и у подножия Узун-Сырта, у сёл Владиславовка, Новопокровка, Журавки, Кринички, Айвазовское, Партизаны, Надежда, Ильичёво, Шубино, Синицыно, Фронтовое. В конце 5-го - начале 4-го века до нашей эры их число заметно увеличивается за счёт активного оседания на землю скифов-кочевников. Варварская округа, обжитая скифским и смешанным скифо-таврским населением, экономически всё больше зависела от Феодосийского государства, но находилась в подчинении у скифских вождей, получавших от жителей посёлков дань в виде части урожая. Социальный состав населения посёлков был относительно однородным.

Сама Феодосия из небольшого посёлка превратилась в город со всеми присущими ему атрибутами - оборонительными стенами, общественными, хозяйственными и жилыми зданиями, колодцами. Основная масса построек концентрировалась на вершине и склонах Карантинной горки. За пределами города располагался некрополь - курганный могильник на северном склоне и вершине Тепе-Оба. Акрополь окружала оборонительная стена (по предположению Е. А. Катюшина, совпадавшая по месту расположения со средневековыми оборонительными линиями на Карантине).

Значительную его часть составлял священный участок с храмами, алтарями, жертвенниками. Обнаруженные на Карантине терракотовые статуэтки и фрагменты сосудов с процарапанными на них именами богов могли быть приношениями в храм (храмы) жителей города и его округи. Раз найдены приношения богам, значит, здесь же находились и сами храмы, которые греки рассматривали как жилища богов. Но священный участок был, видимо, невелик, так как там же, на акрополе, феодосийцы возводили и жилые дома.

В ходе раскопок на Карантине И. Б. Зеест выявлены остатки сооружения 5-го века до нашей эры, сложенного из хорошо отёсанных, уложенных насухо, без связующего раствора, больших блоков песчаника. Сохранились обломки штукатурки красного и жёлтого цвета. Эта постройка имела общественное назначение и входила в архитектурный комплекс акрополя. Просуществовала она недолго и была разрушена в первой половине 4-го века до нашей эры.

Судя по этим немногочисленным постройкам, уровень городского благоустройства был довольно высоким. Основные строительные материалы - камень, дерево, глина. Из глины изготовляли кирпичи, черепицу, архитектурные украшения. Глина вообще использовалась широко. Из неё делали рыболовные и ткацкие грузила, пряслица, светильники, статуэтки и, конечно, посуду и тару для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Помимо гончарного развивались и другие производства: металлообрабатывающее, прядильно-ткацкое, кожевенное, косторезное. Мастерские ремесленников представляли собой небольшие частные предприятия, в которых использовался в основном труд свободных людей и очень небольшого числа рабов. Впрочем, значительную роль играли домашние ремёсла.

Торговыми контрагентами Феодосийского государства являлись города Балканской Греции, Эгейский островов, Причерноморья. В 5 веке до нашей эры в Феодосию (а через неё в соседние сельские поселения) вино и оливковое масло поступали в амфорах из Хиоса, Милета, Самоса, Лесбоса, Фасоса, Менды; с начала 4-го века до нашей эры появляются товары из Родоса, Пепарета, Самофракии, центров Южного Причерноморья - Гераклеи, Синопы. Особенно крепнут торговые и политические узы с Гераклеей.

Со второй половины 5-го века до нашей эры, после окончания Греко-персидских войн (500-449 годы до нашей эры), оживляются торговые связи Феодосии с Афинами - наиболее развитым во всех отношениях эллинским полисом, а к концу столетия они становятся особенно интенсивными. Феодосийцы получали из Афин масло, посуду, предметы художественного ремесла. Среди находок на Карантине, датирующихся концом 5-го - началом 4-го века до нашей эры, самое большое число ваз и терракотовых статуэток изготовлено в афинских мастерских.

В Афины и другие греческие центры из Феодосии поступали пшеница, кожа, шерсть, рыба. Анализ этнического происхождения невольников, труд которых использовался в Аттике (область в Средней Греции, на территории которого находилось Афинское государство) во второй половине 5-го века до нашей эры, дал основание Т. В. Блаватской предположить, что рабов-скифов афиняне получали из Ольвии (милетская колония в устье Днепро-Бугского лимана) или Феодосии. Этот промысел должен был составлять существенную статью доходов местных торговцев.

Греческий писатель Плутарх сообщает, что глава Афинского государства Перикл с большой эскадрой совершил поездку в Понт и "сделал для эллинских городов всё, что им было нужно, и отнёсся к ним дружелюбно; а окрестным варварским народам... показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые... море держат в своей власти". Зашли в Синопу и, вероятно, некоторые другие южнопонтийские города.

Плутарх ни словом не обмолвился по поводу северопричерноморских портов, но мы знаем, как афиняне были заинтересованы в поставках хлеба и вербовке союзников, поэтому можем предположить, что Северный Понт не остался вне зоны их внимания. По мнению некоторых исследователей, эскадра Перикла могла зайти в Нимфей, который не вошёл в боспорский союз, Ольвию, а быть может, и некоторые другие города. Не была ли среди них и Феодосия, богатая хлебом и сохранившая независимость от Боспора, с которым афиняне в те времена не очень дружили? Экспедиция Перикла в Понт датируется в пределах 438-436 годов до нашей эры.

Не исключено, что тогда же Феодосия стала членом 1-го Афинского морского союза, созданного в 478 году до нашей эры для борьбы с персами и не имевшего срока действия. Если это так, то Феодосия, как и все другие союзники платила налог в союзную казну, а её демократическое устройство импонировало афинянам, повсюду поддерживавшим демократические силы. Феодосийцы развивали торговые связи также с городами Восточного и Северного Причерноморья, в том числе Керченского пролива, прежде всего, с теми, которые не вошли в боспорский союз.

Рост производства и торговых операций вызвал к жизни потребность в деньгах. Исследователи в большинстве своём полагают, что Феодосия начала чеканить монету в последней четверти - конце 5-го века до нашей эры. С соседними племенами греки обменивались товарами, лишь изредка прибегая к помощи денег. Налаженная экономическая жизнь и комфортабельный быт греков казались привлекательными для варваров, и они начали селиться на территории Феодосийского государства - на его хоре, а некоторые представители варварской знати и в городе. В свою очередь небольшое число греков проживало на поселениях варварской округи Феодосии. Жители варварских посёлков эллинизировались, приобщаясь к более высокой греческой культуре.

Опираясь на материалы раскопок 19-го века, известный русский учёный М. И. Ростовцев охарактеризовал курганный некрополь Феодосии как греческий, не имеющий погребений, в которых присутствовали бы элементы варварских обычаев (как было, например, в некрополях городов Боспора). Вскрытые на Тепе-Оба погребения действительно демонстрировали эллинский погребальный обряд с кремацией как важнейшим его атрибутом. И всё-таки мало вероятно, что население города было чисто эллинским.

Примеры такой изоляции крайне редки в истории греческих колоний. Тем более, что Феодосия находилась на значительном расстоянии от других эллинских центров, в окружении варваров, с которыми была связана экономически. Да и среди первопоселенцев преобладали мужчины, причём, молодого возраста, так что кое-кому приходилось искать жён в варварской среде. Нельзя не учитывать и то, что раскопанные в окрестностях Феодосии погребения принадлежали зажиточным гражданам, включая аристократию, могилы же рядового населения, в состав которого в основном и должны были входить представители местных племён, пока остаются нам неизвестными.

Говорить о значительной имущественной дифференциации внутри гражданского коллектива Феодосийского полиса, по-видимому, не приходится. Тем не менее общество не было однородным. Вывоз пшеницы, продуктов скотоводства и рабов в Средиземноморье и Южное Причерноморье приносил доходы местным купцам и части землевладельцев. Граждане побогаче претендовали и на увеличение своей роли в управлении государством. К их числу могли относиться первопоселенцы и их потомки. О вкусах и потребностях зажиточных слоёв свидетельствуют погребения на Тепе-Оба с богатым инвентарём, включавшим изящные и высокохудожественные вещи, а также терракоты из раскопок на Карантине.

Источник: kimmeria.com

Красивые места Крыма

Экскурсии. активный отдых и туры в Крыму

Назад в раздел

Задайте вопрос...