Очень важной архитектурной доминантой в центральной части города Севастополя стала Графская пристань. Она формирует морской фасад города, и становится своеобразной визитной карточкой Севастополя. С этим памятником архитектуры связана практически вся история города Севастополя. Пристань заложили третьего (по новому календарю четырнадцатого числа) июня в 1783 году и она стала одним из первых строений в городе. Изначально пристань строили в виде шлюпочного причала. По словам Д.Н.Сенявина пристань соорудили немного больше, чем за месяц. В 1787 году к торжественному посещению Екатерины II пристань благоустраивают и дают ей официальное название Екатерининской.
Однако данное название не прижилось среди местного населения города и моряков. Название, которое утвердилось в дальнейшем «Графская» произошло от главнокомандующего Севастопольской эскадрой в 1786-1790 годах графа Войновича, который имел обыкновение садиться в свою шлюпку на этой пристани. Немногим позже адмирал М.П.Лазарев, командующий Черноморским флотом и портами, губернатор (военный) города Севастополя и Николаева в 1834-1851, пишет в город Петербург: «Граф Войнович ни как не заслужил, чтобы эта замечательная и красивейшая пристань была названа его именем, а получила она это название просто так, совершенно случайно». По инициативе адмирала Лазарева приблизительно в середине тридцатых годов в девятнадцатом веке пристань немного удлиняют, строят северную террасу, ставят караульный домик - «домик из камня с одною небольшой чистою, меблированной комнатой для мимо проезжающих» и специальное устройство для въезда.
В 1837 году Лазарев решает окончательно завершить благоустройство Графской пристани, но для этого необходимо удлинять набережную пристани в направление к югу, а также благоустроить террасу с расположенным на ней караульным домиком в южной части. Изначально было желание еще поставить колоннаду, необходимость построения которой адмирал Лазарев мотивировал пожеланием закрыть со стороны рейда беспорядочно набросанные на площади около Графской пристани старые постройки , принадлежавшие артиллерийскому ведомству и землянки, расположившиеся на городском холме и «для того, чтобы построенная колоннада стала украшением для города и своеобразной заставой с северной его части».
В 1838 году адмирал Лазарев пишет начальнику Главного Морского штаба адмиралу Меншикову письмо, в котором говорит: «Графскую пристань следует увеличить, а так же построить другой караульный домик. И мне все же кажется, что построенная крытая колоннада сформирует необычайно хороший вид с рейда, а к тому же, прикроет оголенную площадь неправильной формы, на территории которой стоят некрасивые строения поставленные случайно». Автором проекта по благоустройству Екатерининской (Графской) пристани становится инженер (военный) Джон Уптон, английский подданный, который находился на русской службе, в дальнейшем инженер-майор, полковник Морской строительной части. В городе Севастополе Уптон спроектировал и построил сухие доки, провел водопровод, рисовал сооружения принадлежащие адмиралтейству - набережные, небольшие пристани, склады и магазинчики. Уптон проводит изыскания и выполняет проект оформления центральной части Севастополя.
Проект архитектора Д.Уптона, который он нарисовал в средине 1837 года, представили на утверждение императору Николаю I. В марте 1838 году Николай I утверждает проект, но единственное, выражает полное несогласие по поводу строения колоннады и вообще отменяет ее строительство. Тем не менее, адмирал Лазарев, не оставляет своей надежды на полное исполнение первоначального замысла и постоянно совершает попытки вернуться к насущному вопросу о строительстве колоннады. В конце концов, его упорство берет верх. В 1844 году его попытки увенчались успехом, и он получает разрешение на постройку колоннады. В декабре месяце Лазарев напишет: «В будущем лете наверху пристани начнется строительство колоннады, что значительно усилит ее великолепие». И уже в 1846 году город Севастополь украшает завершенная элегантная колоннада.
Графская пристань, по своему внешнему виду и облику, очень близка к романтическому стилю античной классики. Архитектурная идея пристани торжественна и весьма элегантна. От пристани к морю ведет широкая лестница, по двум сторонам обрамленная изысканными парапетами, и завершается рядом с сооруженной колоннадой (из инкерманского камня). Два ряда колонн дорических (по шесть штук на каждый ряд) помогают поддержать строгий и невычурный стиль классики, который оформлен фризами, над которым есть карниз с небольшим парапетом. Его декорирует более высокий парапет (называется аттик) построенный еще в 1846». Колоннада возвышается на шесть с половиной метров и имеет длину больше восемнадцати метров. Ширина колоннада – два метра восемьсот сантиметров. Колоннада фланкируют массивными пилонами, в нишах этих пилонов устанавливают четыре статуи из белого мрамора (выполненные Ф.Пелличио). К сожалению, две статуи на сегодняшний день потеряны.
Пелличио Фердинандо (родился в 1808 году – умер в 1892 году) - итальянский скульптор и художник, рожденный в Карраре (это город, расположенный в Италии, который знаменит карьерами белоснежного мрамора), проходил обучение в Риме, начиная с 1846 г. – становится директором Академии в годе Каррар. Для проекта Графской пристани Пелличио сделал еще фигуры двух лежащих львов из мрамора, которые гармонично заканчивают общий ансамбль лестницы возле спуска к морю. На сегодняшний день сохранена переписка адмирала Лазарева с Меншиковым по поводу решения вопроса замены нарушенных временем и действием стихии скульптур львов, которые раньше украшали пристань, новыми. В своем рапорте, который Лазарев представил в январе 1841 года подчеркнул следующее: «Поставленные на Графской пристани два белых льва, выполненные из мальгийского песчаного камня, от воздействия непогод и морской воды посыпались и повредились до такой степени, что в теперешнем виде без обезображивания пристани не могут быть оставлены. Я желал бы вместо них выписать из далекой Италии, города Каррар , другие статуи из мрамора, которые будут служить более прочным и приличным украшением Графской пристани».
Предложение адмирала Лазарева получает необходимое утверждение свыше, денежные средства выделяют из Южного округа, относящегося к Морской военной строительной части. В 1843 году скульптуры лежащих белых львов из мрамора доставляют из Каррары в город Севастополь и устанавливают на Графской пристани. К середине девятнадцатого века пристань становится украшением города Севастополя, точнее его центральной части, является парадным причалом для морского военного порта. В годы обороны города Севастополя (с 1854 – по 1855 года) Графская пристань становится очень оживленным и людным местом, с нее осуществлялась связь всех защитников Севастополя с Северной частью города. Лев Толстой в знаменитых «Севастопольских рассказах» описывал пристань в декабре месяце 1854 года: «На берегу шумно гуляют толпы серых солдат, матросов и ярких женщин. Бабы торгуют булками, русские мужики, держат самовары и кричат: горячий сбитень и здесь же на первых ступенях разбросаны ржавые ядра, картечи, бомбы и чугунные пушки всех калибров». Ночью двадцать шестого августа 1855 одна неприятельская ракета поджигает баржу, груженную порохом, которая находилась около Графской пристани. Пристань очень сильно разрушена от мощного взрыва.
После завершения Крымской войны пристань очень долго не восстанавливали. В документе, который датирован 1871 годом, было сообщение: «Графская пристань с портом полностью разрушится, если ее своевременно не поддержать». Этот документ произвел желаемое действие, и средства на реставрацию были выделены из резервов города. Реставрированная после взрыва Графская пристань становится излюбленным местом для организации прогулок местных жителей и отдыхающих. Екатерининская (Графская) пристань и два, построенных караульных домика находились в ведении Морского ведомства. Около пристани была лимонадная будка, которая принадлежала купчихе Евтеевой. На площади, возле с пристанью, располагалась стоянка извозчиков.
С Графской пристанью связывают множество знаменательные дат в истории города. Этим датам и событиям посвящают мемориальные доски из белоснежного мрамора, которые устанавливаются на пилонах колоннады. Первая доска рассказывает о торжественной встрече горожан Севастополя с П.С.Нахимовым, сразу после завершения Синопской битвы, которая произошла в ноябре 1853 года. Вторая надпись служит напоминанием о том, что отсюда двадцать седьмого ноября в 1905 году лейтенант П.П.Шмидт отбывает на знаменитый крейсер «Очаков», для организации командования кораблями флота, которые восстали.
В мае месяце 1917 года на Графскую пристань, доставляют останки руководителей этого восстания на том же крейсере «Очаков» - Н.Г.Антоненко, П.П.Шмидта, С.П.Частника, А.И.Гладкова, которых расстреляли в 1906 году на островке Березань. На Графской пристани отслужили панихиду. Шествие проходило от Графской пристани прямо по Нахимовскому проспекту и Бульвару Морской, затем продвигалось к Покровскому собору, где, в склепы поместили останки расстрелянных революционеров. В 1920 году Графская пристань становится свидетелем очень трагических событий. Седьмого ноября войска Южного фронта, возглавленные М.В.Фрунзе, прорывают укрепленные позиции белых войск подле Перекопа, и ведут наступательные действия на Севастополь. Главнокомандующий силами Южной России генерал-лейтенант Врангель дает приказание о немедленной эвакуации. Всего из Крыма, в том числе и беженцев, было эвакуировано около ста пятидесяти тысяч человек, семьдесят тысяч из которых составили офицеры и солдаты. Про эти трагические события нам рассказывает мемориальная доска с текстом: «В память о наших соотечественниках, которые были вынуждены покинуть свою родину в ноябре месяце 1920 года».
В советские времена, в 1925 году Екатерининскую(Графскую) пристань переименовывают в пристань Третьего Интернационала. Во времена Великой Отечественной войны рядом с Графской пристанью погибает крейсер «Червона Україна». В конце октября в 1941 году крейсер встает на свою огневую позицию в районе возле Графской пристани. На протяжении двенадцати дней корабль ведет огонь по своему противнику. В ноябре все орудия крейсера давят три батареи неприятеля, уничтожают три роты немецких солдат, разбивают восемнадцать бронетранспортеров и машин с солдатами. Двенадцатого числа во время следующей бомбардировки вражеские самолеты атакуют крейсер. В судно попадает целых шесть бомб, оно принимает на себя почти четыре тысячи тонн воды. Практически на протяжении суток личный состав борется за корабль, но даже, несмотря на приложенные героические усилия личного состава, крейсер терпит крушение.
Если вы спуститесь по ступенькам Графской пристани и пройдете направо, то сможете увидеть памятную доску, сделанную из красного и полированного гранита, с надписью: «Здесь, производя бой с противником, двенадцатого ноября в 1941 году затонул крейсер «Червона Україна» (доска была установлена в шестьдесят пятом году). Графская пристань хорошо помнит приятные и радостные деньки освобождения города от фашистских захватчиков, то время когда над колоннадой пристани взвился в воздух Военно-морской флаг.
Пострадавшая в период проведения военных действий, пристань отремонтировали в послевоенные годы. В шестьдесят восьмом – шестьдесят девятом году двадцатого века, по проекту, предложенному архитектором В.М.Артюховым и инженером А.И.Михайленко, делают капитальный ремонт лестницы, которая ведет к морю. Позже была проведена реставрация колоннады Графской пристани. Технологию реставрации и проект разрабатывает институт «Укрпроектреставрация». Сами работы по реставрации колоннады выполняют признанные специалисты Крымской между областной специально созданной научно-реставрационной производственной мастерской. Реставрацию каменных пилонов и чистку мраморных скульптур львов производит бригада знаменитого реставратора Е.И.Бартана. Бригада лепщиков из города Симферополя В.Т.Уланова выполняет отделочные работы по реконструированию колонн и карнизов.
Даже сегодня Графская пристань остается основной и главной пристанью города Севастополь, является народным причалом для всего военного порта. С нее берет начало военно-морской парад кораблей всего Черноморского флота в День празднования Военно-Морского флота. По ее ступеням поднимаются самые почетные и уважаемые гости города Севастополь. В праздничные дни мая, в дни празднования годовщины Победы и освобождения города от оккупации на территории Графской пристани традиционно собираются ветераны и участники Великой Отечественной войны. Сюда каждый день приходит множество туристов и местных жителей для того, чтобы полюбоваться красотой и живописным видом на море.
Крым за всю свою известную историю (а она известна лучше и далее вглубь веков, чем у большинства стран мира) всегда был узлом международных интересов. На полуострове уже в каменном веке жили люди разной внешности, разного антропологического типа. В течение многих тысяч лет столкновение интересов мировых империй препятствовало формированию в Крыму единой нации. Поэтому когда Севастополь называют городом русской славы и поют о нем "гордость русских моряков". Выходцы из Украины, конечно, играли роль в создании русского флота на Черном море. Но не как нация, а как часть Российской империи. Когда мы говорим "русские" на памятниках Севастополя, то простое перечисление славных русских имен, только связанных с Графской пристанью уже скажет о многом:
Екатерина Великая (Sophie von Anhalt-Zerbst-Dornburg), МакКензи, Уптон, Лазарев, Войнович, Нахимов, Толтсой, Шмидт, Врангель, Фрунзе, - все это люди, служившее славе России. Но славе Империи, а не одного только народа. Украинцы как составная часть Российской империи, безусловно, имеют все основания и на "свою долю гордости" в славе Севастополя. Но истина всегда конкретна, так что лучше помнить конкретных людей и их заслуги.
Графская пристань Севастополя известна не только своими художественными достоинствами, она связана с важнейшими историческими событиями города. О них повествуют многочисленные мемориальные доски. Графская пристань - памятник архитектуры и истории Севастополя, своеобразная эмблема города-героя и по сути одна из первых построек, с которой начинался Город Славы.
Изначально построена деревянная для швартовки первых кораблей Севастополя. Командующим в нем, был контр-адмирал Фома Фомич Меккензи (Шотландец Томас МакКензи). Поселившись возле нового порта в 1783 году, он построил для себя близ берега казенный дом, обращенный потом к приезду Императрицы Екатерины II, в её дворец.
Меккензи начал строить против своего дома деревянную пристань. Затем по приказу Потёмкина 3 (14) июня 1783 года была заложена каменная пристань. Это одно из первых каменных строений города по свидетельству Дмитрия Николаевича Сенявина, "была сделана с небольшим в месяц " из тесаного местного камня. В 1787 году к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали Екатерининской. Однако это название не прижилось среди жителей города и моряков. Утвердившимся у севастопольцев названием Графская пристань обязана второму командующему Севастопольской эскадрой графу и контр-адмиралу Марко Ивановичу (сербу по национальности) Войновичу, который каждый день причаливал здесь, приезжая со своего хутора расположенного на Северной стороне Севастопольской бухты, при котором пристань была закончена.
Позднее адмирал Михаил Петрович Лазарев напишет в Петербург "Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто, без всякого намерения". В тридцатых годах XIX века Графскую пристань украсили каменными ступенями, а в 1837 году Михаил Петрович Лазарев, командир Черноморского флота и портов, решил завершить ее благоустройство. Проект в том же году был выполнен военным инженером Джоном Уптоном, представлен Николаю I и 9 (21) марта следующего года "высочайше утвержден за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе". Запрещалось строить именно тот портик, который считается лучшей частью всего ансамбля. Следовательно, павильоны по обе стороны колоннады - более ранние, они построены около 1840 года.
Но М. П. Лазарев не оставлял попыток завершить ансамбль и продолжал обращаться с просьбами о строительстве колоннады. Был использован даже тот довод, что какой-то извозчик однажды упал в темноте с неогражденной пристани в воду. Наконец "Чертеж Екатерининской пристани в Севастополе с показанием предполагаемой колоннады" был утвержден в октябре 1844 года и через два года портик построили. Перед лестницей поставили двух мраморных львов, а в экседрах (нишах) четыре мраморные статуи (сохранились только две) работы итальянского скульптора из Каррары Фердинандо Пелличио (1808-1892).
Сведений о жизненном пути создателя пристани - Джона Уптона, англичанина на русской службе, в 1833-1849 годах инженер-майор, подполковник и полковник Морской строительной части, пока немного. Экскурсоводы иногда путают его с его сыном - Самуилом Ивановичем Уптоном, тоже архитектором. Жил инженер-полковник Д. Уптон в Севастополе примерно с 1830 по 1854 г., проектировал и строил доки и водопровод на Корабельной стороне, провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города, построил Графскую пристань. Вероятно, по его проекту строилось не сохранившееся здание, известное под названием Морского собрания. Находилось оно у подножия холма, на котором разбит Матросский бульвар - напротив памятника П. С. Нахимову, и - в соавторстве - здание Морской библиотеки (от него осталась только Башня Ветров).
Англичанин X. Д. Сеймур, посетивший Севастополь в 1854 г., писал о Д. Уптоне: "... несмотря на слухи, когда-то ходившие о неких проступках, совершенных в молодости, он пользовался хорошей репутацией среди соотечественников, находившихся в России, и ... оставил памятники своего таланта, которыми и мы можем гордиться". Некоторые авторы (В. И. Васильчиков, Е. Р. Корженевский) сообщают, что, когда английские войска в 1854 г. высадились в Крыму, Джон Уптон не захотел сражаться против своей страны и покинул Севастополь. Но его потомки жили здесь по крайней мере до начала XX в., на старом городском кладбище сохранилась могила внука Джона Уптона с датой смерти - 1904. Сыну Д. Уптона - Самуилу Ивановичу, тоже инженеру и архитектору, не повезло. В Севастополе не осталось зримых следов его творчества. Построенное им в 1839-1844 гг. первое здание Морской библиотеки сгорело через десять месяцев после завершения.
С. И. Уптон до 1841 года был главным архитектором города ("городовым архитектором", как тогда говорили). Вместе с отцом строил доки на Корабельной стороне. В 1845 году он переехал на Кавказ, где служил архитектором при Кавказских минеральных водах. Решенная в романтическом стиле с подражанием античной классике архитектура пристани торжественна и величава. От лестницы ее отделяет колоннада, образуя своеобразный парадный вход - пропилеи. Тут, видимо, не обойтись без терминов. Выражаясь языком архитектурным, пропилеи Графской пристани - это два небольших квадратных павильона без окон с пилястрами по углам и двумя экседрами на фасадах, павильоны соединены двумя рядами каннелюрованных (с вертикальными бороздами) дорических колонн по шесть в ряду, которые поддерживают архитрав (камень, перекрывающий пролет между колоннами). Строгий фриз (каменная полоса над архитравом) лишен каких-либо украшений, кроме чередования триглифов (камни над осями колонн) и гладких метоп (промежутки между триглифами), а над фризом - простой карниз с невысоким парапетом. Венчает сооружение так называемый аттик (более высокий парапет), на нем выбита дата постройки - 1846. Облик Графской величав и классически благороден. Эффект достигнут простыми приемами - правильно найденными пропорциями, соразмерностью как отдельных деталей, так и входящих в комплекс элементов.
Сохранилась переписка М.П.Лазарева с А.С.Меншиковым по вопросу о замене поврежденных скульптур львов ранее украшавших пристань, на новые. В представленном в январе 1841 года рапорте М.П.Лазарев подчеркивал "Поставленные на так называемой Графской пристани два льва, сделанные из мальгийского песчаного камня, от действия непогод и брызг морской воды осыпались и повреждены до такой степени, что в настоящем виде без крайнего для пристани безобразия оставлены быть не могут. Я полагал бы на место пришедших в негодность львов выписать из Италии другие мраморные, которые могут служить более приличным и прочным украшением пристани". Предложение Лазарева получило утверждение, необходимые деньги выделили из средств Южного округа Морской строительной части. В 1843 году мраморные скульптуры лежащих львов доставили из Каррары в Севастополь и установили на Графской пристани. В период обороны Севастополя 1854-1855 годов через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов боеприпасами и продовольствием. Львом Николаевичем Толстым в "Севастопольских рассказах" описана пристань в декабре 1854 года: "На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров".
В ночь на 26 августа 1855 года вражеская ракета подожгла баржу с порохом, стоявшую у Графской пристани что вызвало взрыв и значительные разрушения. Графская пристань сильно пострадала от взрыва. После окончания Крымской войны пристань долго не восстанавливалась. В документе, датированном 1871 годом, сообщалось: "Графская пристань с портиком окончательно разрушится, если не будет своевременно поддержана". Графская пристань была полностью восстановлена только к пятидесятилетию обороны Севастополя 1905 года. Реставрированная впоследствии пристань стала излюбленным местом прогулок жителей города. Екатерининская пристань и два караульных домика состояли в ведении Морского ведомства. У пристани находилась лимонадная будка купчихи Евтеевой. На площади, рядом с пристанью, была стоянка извозчиков. В советское время, в 1925 году Графскую (Екатерининскую) пристань переименовали в пристань III Интернационала. Это название также не прижилось у горожан как и первое, пристань по прежнему называли Графской.
Во время Великой Отечественной войны недалеко от Графской пристани погиб крейсер "Червона Україна". 31 октября 1941 года крейсер встал на свою огневую артиллерийскую позицию в районе Графской пристани. В течение двенадцати дней корабль вел огонь по противнику. 11 ноября орудия крейсера подавили три батареи противника, уничтожили 3 роты немецких солдат, разбили 18 бронетранспортеров и автомашин с войсками. 12 ноября во время очередной бомбардировки немецкие самолеты атаковали крейсер. В судно попало шесть бомб, оно приняло около четырех тысяч тонн забортной воды. Почти сутки личный состав боролся за живучесть корабля. Несмотря на героические усилия экипажа, крейсер затонул.
Помнит пристань и радостные дни освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков мемориальная доска сообщает об освобождении города "9 мая 1944 года над Графской пристанью штурмующим отрядом моряков-черноморцев был водружён военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков". Пострадавшая во время войны, Графская пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В.М.Артюхова и инженера А.И.Михайленко, выполнили капитальный ремонт лестницы. В 1987-1988 годах реставрировали колоннаду Графской пристани. Проект и технологию разработал институт "Укрпроектреставрация". Реставрационные работы выполнили специалисты Крымской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Реставрацию пилонов и очистку мраморных скульптур произвела бригада известного реставратора Е.И.Бартана. Симферопольская бригада лепщиков В.Т.Уланова выполнила отделочные работы по воссозданию карнизов и колонн.
Согласно распоряжению был создан Организационный комитет, а также утвержден ориентировочный план мероприятий. Было открыто государственное финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением праздника в размере 100 млн. гривен. Одним из объектов реконструкции стала Графская Пристань, которая нуждалась в капитальном ремонте. В частности, деревянный настил пристани и подводный металлический каркас прогнили, нуждались в замене. В результате восстановительных работ на Графской пристани полностью заменен настил твердыми породами дерева, отремонтирована поддерживающая его подводная часть, вычищены и покрашены пропилеи и т. д. Гранитные ступени выдержали испытание временем: они оказались в достаточно хорошем состоянии, чтобы после очистки и реставрации вернуться на прежнее место. В комплекс работ, выполненных по приведению в порядок Графской пристани, вошла также побелка и озеленение прилегающей территории, установка подсветки.
Графской пристани Севастополя помогли возродиться специалисты "Укрспецстроя". На Графской пристани установлено несколько мемориальных табличек. Если спуститься по ступеням Графской пристани и пройти вправо, можно увидеть памятную доску из красного полированного гранита, на которой написано: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Україна" (установлена в 1965 году). С Графской пристанью связаны многие знаменательные события в истории Севастополя. Доска из белого мрамора, установленные на пилонах колоннады одна из них напоминает о том, что 22 ноября 1853 года на Графской пристани произошла торжественная встреча Севастопольцев с вице-адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым после Синопской победы. Надпись на второй говорит о том, что с этой пристани 27 ноября 1905 года лейтенант Петр Петрович Шмидт отбыл на крейсер "Очаков", чтобы принять командование восставшими кораблями флота. В мае 1917 года именно сюда, на Графскую пристань, были доставлены останки руководителей восстания на крейсере "Очаков" - Петр Петрович Шмидта, Никита Григорьевич Антоненко, А.И.Гладкова, Сергей Петрович Частника, расстрелянных в 1906 году на острове Березань.
8 мая 1917 года крейсер "Принцесса Мария" с останками революционеров подошел к Графской пристани. При входе крейсера в бухту с кораблей флота был произведен салют, а на берегу и у пристани собрались тысячные толпы народа, военно-морские части и организации со знаменами. На Графской пристани была отслужена панихида. Шествие от пристани по Нахимовскому проспекту и Б.Морской двинулось к Покровскому собору, в склепы которого были помещены останки революционеров. Свидетелем трагических событий стала Графская пристань и в ноябре 1920 года. 7 ноября 1920 года войска Южного фронта под командованием Михаил Васильевич Фрунзе прорвали укрепленные позиции белых у Перекопа, и повели наступление на Севастополь. Главнокомандующий Вооруженными силами юга России генерал-лейтенант Пётр Николаевич Врангель отдал приказ об эвакуации. Всего из Крыма вместе с беженцами эвакуировалось до 150 тысяч человек, в том числе около 70 тысяч солдат и офицеров. Этим событиям посвящена установленная в ноябре 1995 года на подпорной стене Графской пристани мемориальная доска с надписью: "В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года".
Графская пристань и сегодня является главной пристанью города, народным причалом военного порта. С нее начинается военно-морской парад кораблей Черноморского флота в День Военно-Морского флота. На ее ступени поднимаются почетные гости города. В праздничные майские дни, в дни годовщины Победы и освобождения Севастополя на Графской пристани по традиции собираются ветераны Великой Отечественной войны. Сюда приходят туристы и жители города, чтобы полюбоваться живописным видом Севастопольской бухты.
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг